Святки - время от Рождества (25 декабря/7 января) до Крещения (6/19
января).
Оно выделялось в русской жизни духовным подъемом в делах церковных, праздничностью — в мирских. Особенно весело отмечались эти дни молодежью на селе. Каждый вечер устраивались «игрища» и посиделки молодежи в избах.
Оно выделялось в русской жизни духовным подъемом в делах церковных, праздничностью — в мирских. Особенно весело отмечались эти дни молодежью на селе. Каждый вечер устраивались «игрища» и посиделки молодежи в избах.
Примечательными
чертами этого цикла были славление и колядование: ходили группами от
двора ко двору, исполняли песнопения, посвященные Рождеству Христову,
величания хозяину, хозяйке и их детям. Начинали обычно с церковного
песнопения: «Христос рождается, славите» (отсюда и название —
«славление»). Хозяева давали славильщикам (колядовщикам) угощенье.
Повсеместно распространенный обычай этот выглядел в разных районах России по-своему. Местами славление с его серьезным духовным репертуаром четко отделялось — и по времени хождения, и по составу участников — от исполнения колядок, в которых допускалось и озорство. Особенно четким было разделение, если славить ходил причт во главе со священником — с крестом и иконами. Это было как бы продолжением службы в храме; в домах оно превращалось в общесемейный рождественский праздник — участвовали и те, кто не смог пойти на службу в церковь. В иных же селениях миряне-славильщики выступали и как колядовщики.
Повсеместно распространенный обычай этот выглядел в разных районах России по-своему. Местами славление с его серьезным духовным репертуаром четко отделялось — и по времени хождения, и по составу участников — от исполнения колядок, в которых допускалось и озорство. Особенно четким было разделение, если славить ходил причт во главе со священником — с крестом и иконами. Это было как бы продолжением службы в храме; в домах оно превращалось в общесемейный рождественский праздник — участвовали и те, кто не смог пойти на службу в церковь. В иных же селениях миряне-славильщики выступали и как колядовщики.
Крестьянки
д. Братская Орловского у. в 1890-х так рассказывали о новогоднем
колядовании: «У нашей деревни, у Степной, и у селе Троицком под Новый
год собираются бабы, девки и молодые ребята, берут два мешка, заходят с
конца деревни кликать Таусеньку. Останавливаются под окном крайнего дома
и спрашивают хозяина: «Кликать ли Таусеньку?» Хозяин дозволяет:
«Кличьте!» Тады усе карагодом затягивают песню». Корреспондент
Тенишевского бюро, записавший рассказ крестьянок, привел и текст песни —
величального характера. После исполнения хозяин выносил хлеб и мясо.
Компания молодежи двигалась к следующему дому и так проходила всю
деревню. После обхода дворов участники собирались в одном доме, высыпали
из мешков еду и закусывали. Затем начиналось гаданье под подблюдные песни.
Здесь
мы видим смешанный состав участников, посещение всех дворов подряд и
завершение развлечения посиделками с гаданьем. Эти черты не были
обязательны для всех колядований. Участники могли разделиться по полу
или возрасту.
Посещение дворов или домов могло быть выборочным. В селе Шиморском (Владимирская губ., Меленковский у., имение Шепелевых — на правом берегу Оки) в «таусниках» — так называли здесь новогоднее колядование — участвовали только девушки. Готовиться к таусникам начинали за 2 — 3 дня, а иногда и за неделю. Девушки готовили затейливые костюмы, а некоторые и маски. Готовились и в тех домах, где были женихи: там хозяйки 31 декабря с раннего утра до позднего обеда пекли лепешки (у зажиточных — пшеничные, у бедных — ржаные) — собенники. Вечером ряженые девушки толпами появлялись на улицах и пели под окнами каждого дома, где был жених. В песне называли имя той невесты, которая предназначалась ему по мнению, сложившемуся среди молодежи.
Постоянные,
устойчивые пары в хороводе и особенно на посиделках были явлением
распространенным. Выражению коллективного мнения на «таусниках», надо
полагать, предшествовал период открытого ухаживания парня. В любом
случае эта форма новогоднего обхода дворов давала возможность девушкам
выразить свое отношение к предполагаемым брачным парам и оказать
определенное давление на позицию старших — родителей. Разумеется,
сочетание имен женихов и невест, прозвучавшее во время колядования,
становилось потом предметом обсуждения в деревне.
Когда
песня заканчивалась, хозяйка дома спешила к девушкам на улицу с
решетом, доверху наполненным собенниками. Она одаривала их «за то, что
назначали сыну ее невесту по сердцу». Девичий хор переходил к другому
дому под громкие удары в железное ведро или «замирающие звуки гармони,
или пронзительный писк трехструнной балалайки». К полуночи песни
затихали. «Девки, тайком угостивши женихов собранными лепешками и
горячими поцелуями, тихомолком расходились по домам».
В
Пронском у. (Рязанская губ.) под Новый год собирались «артели» из женщин
и девушек «кликать Овсень»: под окнами каждого дома исполняли
величальную песню хозяину и членам его семьи, получали угощенье.
«Артель» имела «известный свой участок села».
Фольклорист
В.И. Чичеров, обобщая сведения о колядовании, опубликованные в
1830—40-х, писал: они «рисуют его как обряд, для проведения которого
жители селения объединялись в однородные по возрасту и полу группы
(иногда характер их нарушался соединением в одну группу девушек и
парней). Колядующие определяли, кому быть мехоношей, то есть носить
мешок с полученными подношениями. В отдельных случаях среди колядующих
выделялся главарь, руководящий обходом домов». Мехоношей и вожаком могло
быть и одно и то же лицо. Деление для колядования на возрастные или
половозрастные группы отмечалось и во многих описаниях 2-й пол. XIX в.
Особенно
многообразные группы славильщиков описаны Г.И. Куликовским по Обонежью.
В первый день Рождества, до обедни, там «ходили славить Христа» только
нищие. Им подавали «коровашки» — хлебцы, приготовленные из ржаной муки
пополам с ячменной. «После обеда славят Христа мальчики и девочки,
собирая в свои «зобенки» (ручные корзинки) пряники, сухари и крендели».
Следующая группа — «бабы и мужики»: семейные взрослые люди здесь тоже
ходили по дворам славить. И только вечером, когда кончался зимний
хоровод на улице, шла славить молодежь, парни и девушки раздельно. Они
собирались двумя большими толпами, пели праздничные стихири, переходя от
дома к дому. Получали за это калачи и крендели. Наконец, девушки ходили
еще сверх того петь так называемое «виноградье» (от слов припева песни:
«Виноградье — красно-зелено») к домам богатых крестьян или служащих: к
учительнице, волостному писарю, старшине, фельдшеру, телеграфисту,
начальнику военной команды — к тем, кто мог вынести исполнительницам
деньги. Все «наславленное», как и деньги, полученные за исполнение
«виноградья», передавалось хозяину избы, в которой в эту зиму
проводились беседы молодежи. Это была плата за наем помещения.
Такое
многообразие групп славильщиков встречалось, по-видимому, сравнительно
редко. В большинстве описаний речь идет о молодежи и детях. Иногда
упоминается рождественский или новогодний обход дворов или домов только
детскими группами. Пожилая крестьянка Е.А. Виноградова из Иркутской губ.
(Нижнеудинский у., Тулуновская вол.), вспоминая в 1913 время своей
молодости, рассказывала: «На Рождество с раннего утра, как только в
церкви на утрени запоют тропарь праздника, ребята бегут славить Христа,
поют по избам, как умеют, тропарь и кондак праздника». А в более ранние
времена, по ее словам, «старики-бродяги в основном ходили, дети не умели
петь. Подавали все больше хлебом, деньгами редко». На Новый год дети
«подпевали» по избам. Им давали по 1 —2 копейке или блин. На Новый год
ходили меньше, чем на Рождество.
Духовный
и величальный характер репертуара колядовщиков (славильщики, славцы,
окликальщики, окликалы) отмечается специалистами на основе обширного
материала. Авторы полагают, что «обходный комплекс состоял из хождения с
пением христианских гимнов (тропарей, кондаков), колядок, духовных
стихов — рацей, виноградий». В ряде мест девушки «после пения
религиозных песен по просьбе хозяев или по собственному желанию
исполняли виноградья, чаще всего в домах, где были жених, невеста или
молодые». Иногда по дворам ходили группы мужчин. Их называли «пожилые» —
в Пинеге, «старики» — в Поморье (Холмогорский район), «взрослые мужики»
— на Мезени, в Вятской и Енисейской губ., «матерые» — в Олонецкой губ. В
их репертуаре были церковные песнопения и духовные стихи. В Вятском у.
славильщиков называли «райщиками» — они исполняли песню «о злоключениях
Евы и Адама в раю». При обходах дворов наряду с колядками исполнялись
религиозные песни — тропари, кондаки — также в Поволжье, на Сумщине и
Псковщине. В тех местах, где особенно велика была роль старообрядчества,
обходы дворов обычно сопровождались только христианскими песнопениями.
У
семейских Забайкалья в первый день Рождества, после службы в молитвенном
доме, грамотные старики и те из молодежи, кто стоял на клиросе, ходили
по домам партиями по 5 — 6 человек «славить Христа». Грамотность имела
значение потому, что исполнялись духовные песнопения, подготовленные по
письменным текстам. За один день в одном и том же доме могло побывать от
6 до 10 таких групп. Хозяева подавали христославщикам деньги, а в
некоторых домах угощали их завтраком или обедом.
Колядки
имели разнообразные местные названия — коляда, овсень, таусень,
щедровка, рацейка, волочебная. Величальный их характер часто сочетался с
шуточным и лирическим.
В некоторых местах было принято, чтобы славильщики ходили с большой самодельной звездою. Все понимали этот символ — ведь звезда взошла над Вифлеемом, когда родился Христос. Дети пели в рождественском кондаке: «Волсви же со звездою путешествуют», а иногда и изображали волхвов, пришедших приветствовать Христа.
Хождение
колядовщиков с «вертепом» (ящиком, в котором представляли сцены,
связанные с Рождеством Христа) у великоруссов было менее распространено,
чем у малороссов и белорусов. В Шенкурском и Вельском у. Вологодской
губ. в 1-й пол. XIX в. «с 25 декабря целую неделю» ходили «ребяты со
звездою, сделанною из бумаги, в аршин величиною, с разными прикрасами и
освящаемою свечами. Пришедши под окны дома, сперва поют они тропарь и
кондак празднику, а затем виноградье; между тем звезда беспрестанно
круговращается. Пропев виноградье, поздравляют хозяина и хозяйку с
праздником, наконец восклицают: на славу Божию; этим они просят себе
подачи. Тогда хозяин приказывает одному из славильщиков войти к себе и
дает ему денег».
Колядовщиков
нередко сопровождала толпа любопытствующих. Остроты, пение, сценки
исполнителей, как и реакция хозяев, их угощение — все подлежало оценке
зрителей, а значит, и общественного мнения селения. Оценивалось
мастерство исполнителей, их юмор, щедрость или скупость хозяев,
разъяснялись намеки или прямые выпады, прозвучавшие в импровизациях. В
обстановке колядования раздвигались границы допустимого в поведении:
нельзя было обижаться на упреки, насмешки или озорство колядовщиков.
Дополнительное оживление в обходы вносили встречи разных групп
участников. Традиция вводила в определенные художественные формы и эту
ситуацию. Встретившиеся партии останавливались; начинались взаимные
загадки, исполнявшиеся в виде коротких песен.
Ряженые появлялись на молодежных посиделках или обходили дома. Готовили костюмы и маски заранее. Вот, например, описание Святок в селе Шельбове Юрьевского у. Владимирской губ. В течение первых трех дней празднеств, то есть на самое Рождество, когда никто не работал, молодежь здесь «рядилась». Парни — солдатами, офицерами, цыганами, стариком, бабой, а «натуральные бабы и девицы» — птицами (журавлем, курицей). Популярны были также костюмы животных — медведя, волка. Ряженые «слонялись по всему селу». Особенным успехом пользовались пары и группы ряженых, исполнявшие сценки: лошадь с верховым седоком, медведь с вожаком «и при нем деревянная коза». Остов лошади изображали два парня. Передний держал на двузубых вилах голову, сделанную из соломы. Голова, как и вся лошадь, обтягивалась попоной, так что зрители видели только ноги парней. На плечи первого взбирался мальчик, и «лошадь» отправлялась бродить по селу с прыжками и гарцеваньем. Под звуки гармошки забавно переваливался «медведь» на цепи — парень в вывороченной шубе, вожатый сыпал прибаутками, а «коза» хлопала деревяшкой, прискакивая около медведя.
Ближе к вечеру забавы с ряжеными сменялись играми в избе — начинались собственно посиделки. Здесь, как и в других местах, для святочных посиделок характерны были подвижные игры, в частности жмурки. Водящего определяли, перехватываясь на ухвате. Завязывали ему глаза и отводили к двери; к водящему подбегали, хлопали полотенцем, кушаком, рукавицей, ладонью — пока не поймает замену себе. Игра «сижу-посижу» были здесь исключительной принадлежностью только святочных посиделок.
«Собственно
ряженье для ряда районов явилось основной чертой, выделяющей святочные
вечерки из зимних (в особенности это характерно для средней России и
Поволжья, хотя и русский Север в известной мере характеризуется этим)», —
писал В.И. Чичеров. По нашим материалам, это положение может быть
распространено на всю территорию расселения русских. Наряжались
животными и птицами, бытовыми типами и персонажами социальной сатиры,
цыганами, свадебными чинами, стариками и старухами, скоморохами,
калеками, разбойниками и полицейскими, женщины — мужчинами, а мужчины —
женщинами. Ряженье сливалось с игрой и представлением. Традиции народной
карнавальной культуры проявлялись уже при подготовке к святочным
увеселениям, когда молодежь собиралась, чтобы делать костюмы и маски.
Общие принципы изготовления непременных атрибутов привычных образов
повторялись в разных районах, но местная специфика и индивидуальное
творчество накладывали свой отпечаток в деталях. Вывороченная шуба и
голова, обернутая овчиной, — постоянные части костюма «медведя». «Вожак»
прикреплял льняную бороду, спускал волосы на глаза и надевал коробку на
шею. Нелегко было носить костюм «журавля»: вывороченная шуба
набрасывалась так, чтобы рукав торчал на макушке, в него продергивалась
кочерга, служившая головой и клювом, а спину надо было выгибать,
подражая птице. При этом журавль выделывал смешные коленца.
В
иных местах в это же время готовились и к представлениям кукольного
театра — делали «Микиту» и «Хавронью». Из тряпок сворачивали две большие
куклы, разрисовывали им углем глаза, брови, рот и нос, одевали в
зипуны. На Хавронью повязывали красный платок, на Никиту надевали шапку.
На святочных посиделках «какой-нибудь искусный парень берет эти куклы в
руки, ложится на пол, накрывается так, чтобы его не было видно, и
начинают Микита и Хавронья выделывать такие штуки, что не только
молодые, старые со смеху умрут». Куклы кланялись, дрались, обнимались,
целовались.
В
Карачевском у. Орловской губ. самодельные маски, бороды из льна и
«разные шутовские» костюмы тоже начинали готовить заранее. В ход шли
«худые зипуны и полушубки, поддевки». «Кобылу» в Пятницкой и других
волостях делали целиком из соломы и носили ее не два, а четыре парня.
Разъезжавший на кобыле мальчик-подросток гримировался горбатым старичком
с «предлинной» бородой. Медведя в этих местах водил на веревке цыган
или солдат.
В
Тюменском у. «конь» делался иначе: к чучелу конской головы привязывали
множество колокольчиков и разноцветных лент; вместо туловища прикрепляли
к голове белую простыню, в которую заворачивался парень, исполнявший
роль лошади.
Своеобразием
ряжения отличалась вся связанная с «лошадью» группа в Сольвычегодском
уезде. На голову одного из двух исполнителей роли коня укладывали прялку
таким образом, что лопасть ложилась вдоль, по спине, а копыл — на
затылок и темя, выступая надо лбом и придавая некоторое сходство с
лошадиной головой. Вывернутый полушубок закрывал лопасть прялки на
спине, на лицо надевалась маска, на шею — хомут, набрасывались узда и
шлея. Второй исполнитель, тоже закутанный в вывороченный тулуп и в
маске, стоял сзади первого и соединялся с ним палкой, лежавшей на
плечах. На палку усаживался верхом парень, одетый старухой (сарафан и
платок), в соответствующей маске. А впереди «лошади» шел четвертый
участник — вожак, одетый в два сшитых вместе полушубка (мехом вверх) и с
двумя масками — «одна — на лице, другая — на затылке».
В
таком виде группа вступала в избу, где проходили посиделки. Надо
сказать, что святочные посиделки-игрища организовывались здесь путем
братчины, то есть складчины, в течение трех первых дней Рождества, на
Новый год и Крещение; но наряжались только в первые три дня Рождества. В
избе «бабе» подавали в руки зажженную свечу, с которой она «ехала» по
избе, приветствуя хозяев и пугая девушек. Затем «лошадь» и вожак
пускались в пляс, а «старуха» при этом с трудом удерживала равновесие,
придавая комедийность и остроту всему зрелищу. Закончив свое
представление, группа направлялась к хозяевам с вопросом: «Пригласите ли
завтра потанцевать с вами?» Владельцы избы отвечали: «Милости просим,
приходите!»
В
Сольвычегодском уезде в к. XIX в. широко использовались маски из
папье-маше, покупавшиеся в Устюге, но молодежь, готовясь к святочным
посиделкам, изготовляла и традиционные самоделки. Это относится прежде
всего к «чучеле», которую «носили по игрищам». Огромную куклу
выдалбливали из бревна, лицо раскрашивали красками. Одевали ее в
сарафан, кофту и «бабью морхатку», на ноги — катаники (валенки).
«Чучела» была даже снабжена волосами — на затылке, под головным убором,
закреплялся лошадиный хвост. Там же, под лентами головного убора,
подвешивали колокольчик, к язычку которого привязывалась веревочка. Эту
рождественскую куклу сберегали до следующего года, а иногда и дольше.
Судя по описанию Н.А. Иваницкого, главный эффект от появления «чучелы» на святочных посиделках состоял в том, чтобы произвести переполох. «Девки до того боятся чучелы, что зачастую все убегают из избы». Расписывая лицо куклы, старались придать ему устрашающее выражение. Нередко молодежь извлекала ее для летних шалостей. Когда на заливные луга собирались девушки из окрестных деревень для сбора дикого чеснока, то парни, задумав попугать чесноковок (так называли сборщиц), укладывали «чучелу» на телегу и везли на луга: при виде ее девушки разбегались.
Судя по описанию Н.А. Иваницкого, главный эффект от появления «чучелы» на святочных посиделках состоял в том, чтобы произвести переполох. «Девки до того боятся чучелы, что зачастую все убегают из избы». Расписывая лицо куклы, старались придать ему устрашающее выражение. Нередко молодежь извлекала ее для летних шалостей. Когда на заливные луга собирались девушки из окрестных деревень для сбора дикого чеснока, то парни, задумав попугать чесноковок (так называли сборщиц), укладывали «чучелу» на телегу и везли на луга: при виде ее девушки разбегались.
В
приангарских русских селениях святочные «рожи» нечисти делались из
бересты, к ним прикреплялись бороды из шерсти сохатого. В Нижнеудинском
у. (Тулуновская вол.) молодежь мастерила маски из сахарной бумаги,
намазанной сажей, с бородами из кудели. Однако нарядиться нечистью с
надеванием на лицо «чертовой рожи» считалось здесь, как и во многих
районах России, тяжелым грехом, от которого надо было очиститься
омовением в «Иордани» — проруби, где на Крещение совершалось водосвятие.
Г.
Успенский, писавший «О обычаях Россиян в частной жизни», отмечал: «По
прошествии Святок, в день Богоявления Господня, простолюдины, а наипаче
те, кои в продолжение Святок надевали на себя хари, несмотря на
суровость зимы и лютость морозов, купаются...» (1818). Такое же
отношение к ношению масок, как делу греховному, описано в ряде ответов
на программы научных обществ в самом конце XIX в. Местами оно
распространялось и на ряженье как таковое. Так, информатор из
Костромской губернии, сообщавший, что на Святки рядятся во всевозможные
костюмы, подчеркивал, что на Крещение купаются в освященной реке, «чтобы
очиститься от греха ряженья». Купанье в «Иордани» считалось здесь
необходимым для всех, кто рядился.
Маска
не была обязательным атрибутом ряженого, как полагали некоторые авторы.
Более того, в некоторых местах крестьянская этика запрещала
употребление масок при сохранении традиции ряженья. Об этом
свидетельствует, например, описание, относящееся к Зарайскому у.
Рязанской губ. Это наблюдения крестьянина с. Верхний Белоомут В.К.
Влазнева. Материал он собрал в 1880—90-х в бывших дворцовых с. Дединово,
Любичи, Ловцы, Белоомут и др. Во время Святок девушки наряжались здесь
старухами, стариками, солдатами, но маски не надевали, так как это
считалось грехом.
Таким
образом, для части крестьянской молодежи с ряженьем была связана
определенная религиозно-нравственная проблема: ношение масок нечисти в
первую очередь, а также масок вообще и, наконец, любое переодевание —
принятие несоответствующего своей сути образа — воспринималось как грех,
требующий очищения в освященной воде. Молодежь из семей со строгим
религиозным воспитанием совсем не принимала участия в карнавальной части
развлечений.
Ряженые
обычно ходили не по дворам, как славильщики, а по домам. Праздничные
песнопения и колядки ряжеными, как правило, не исполнялись. Зато ими
давалось театральное представление, развернутое в большей или меньшей
степени.
В
Карачевском у. вечером на Новый год ряженая молодежь «врывалась в дома».
Обойти стремились дома побогаче; «за потеху» выпрашивали угощенье.
Тогда допускались (но тоже в определенных рамках) озорство,
напористость, даже развязность. Человек под маской, да и просто в
карнавальном костюме, на время праздничных обходов дворов как бы
выводился за рамки обычных норм поведения не только в силу исполняемой
им роли, но и на основе традиционного отношения к ряженым, как лицам,
исполнявшим некогда особую функцию. Ритуальный характер этой функции
исчез, но обособленность, право на исключительные этические мерки
сохраняется за ряжеными и при выполнении чисто развлекательной задачи.
Вдруг святочные посиделки в какой-нибудь избе прерывались внезапным появлением ряженых. В этих случаях ряженье могло носить особенно озорной и «отчаянный» характер: вбегали персонажи с рогами, хвостом, помелом. Или вот в Тюменском у. (материалы с. Усть-Ницынского) нарядчики (ряженые) часто причиняли «много хлопот и девицам, и хозяйке вечерки. Например, толпа нарядчиков, почему-либо не благоволящая к известной вечерке, вздумает погалиться (поиздеваться) над нею: наберет в мешки снегу и придет на вечерку «мукой торговать» , среди комнаты высыплет мешков пять снегу и уйдет, а вслед за этой толпой прибежит другая «с рыбой», то есть со всякой дрянью в мешках, и, подобно первой, оставит ее на полу».
Вдруг святочные посиделки в какой-нибудь избе прерывались внезапным появлением ряженых. В этих случаях ряженье могло носить особенно озорной и «отчаянный» характер: вбегали персонажи с рогами, хвостом, помелом. Или вот в Тюменском у. (материалы с. Усть-Ницынского) нарядчики (ряженые) часто причиняли «много хлопот и девицам, и хозяйке вечерки. Например, толпа нарядчиков, почему-либо не благоволящая к известной вечерке, вздумает погалиться (поиздеваться) над нею: наберет в мешки снегу и придет на вечерку «мукой торговать» , среди комнаты высыплет мешков пять снегу и уйдет, а вслед за этой толпой прибежит другая «с рыбой», то есть со всякой дрянью в мешках, и, подобно первой, оставит ее на полу».
В
Пошехонском у. Ярославской губ. ряженые с конем ходили на Святки из дома
в дом подряд, и всюду им подавали «вознаграждение и угощение»: яйца,
сметану, пироги. Хождение с «конем» означало в этой местности
представление по избам сцен с многочисленными действующими лицами.
Спектакль имел постоянный традиционный сюжет, но разнообразился
импровизацией.
«Полюбуйтесь,
хозяин с хозяюшкою, — говорил парень, вводя «коня» в избу. — Купите
коня, добрый конь, — ссылался он на присутствующего тут же «цыгана» и
добавлял не без иронии: — Хваленый конь». — «Вот и коновал подтвердит», —
вовлекал ведущий в игру новое действующее лицо. «Коновал» сопровождал
осмотр «коня» замечаниями. «Не конь, а животина, зуб-то, зуб, точно
карты!» — «Не животина, умней меня, — откликался продавец, — не продал
бы, деньги нужны, на ярмарку спешу».
В
условленный момент в избу входили «полицейские чины», «десятский». Эта
новая партия ряженых обвиняла первых в том, что конь уведен цыганами.
Теперь наступало время для исполнителя роли цыгана показать свои
актерские возможности. «Ни-ни-ни! — кричал он. — Цыган не вор, купить
всякую тварь может».
В
Шуйском у. (Владимирская губ.) описано святочное хождение по домам
ряжеными одних девушек. В таком варианте тоже подбирались постоянные
персонажи, что позволяло разыгрывать сцены. Например, «барыня»,
«горничная» и «цыганка». Участницы обхода пели и плясали. Хождение
молодежи на Святки по избам ряжеными отмечено также в Калужской
(Тарусский у.), Тверской (одноим. у.), Тобольской, Енисейской, Иркутской
(Нижнеудинский у.) губерниях.
Широко
бытовало на Святки представление молодежью «Царя Максимильяна». Местами
ставились в деревнях и другие народные драмы, развитие которых шло
через творческое усвоение сходных элементов из литературы. Репетиции
пьес начинались за несколько недель до рождественских праздников.
Участники представления, «прячась от постороннего глаза по овинам, ригам
и баням, под руководством опытного товарища, обыкновенно фабричного или
отставного солдата, разучивают свои роли. В то же время несколько
искусников из разноцветной, золотой и серебряной бумаги приготовляют
принадлежности костюма, мечи, ордена и пр.».
В
Царевококшайском у. (Казанская губ.) на святочных посиделках ссыпчина
делалась парнями и девушками совместно: нанимали избу для «игрищ»,
закупали орехи и сласти. Веселились «с вечера до утра». Бытовал
постоянный набор святочных игр. В него входили: «Кострома», «столб»,
«цепочка», «товар забирать», «выскочка», «в короли», «мост мостить».
В
Карачевском у. на Святках непременно играли «в соседи», «в поддержки»
(жмурки), «в женихи», «уж я золото хороню». Игра «в женихи» включала
элементы кукольного театра и комедийной импровизации. Делали куклу —
жениха. Двое водили «жениха» за руки — подводили сватать к разным
девушкам. Девушки отвечали отказом, перечисляя отрицательные качества
жениха. Острота игры состояла в том, чтобы сатирически «раскарить»
жениха: «не пойду за него: он сопливый, старый, табак нюхает» или «у
него матка злая — ведьма» и пр. При этом не боялись называть недостатки и
реальных женихов, и их родни. Бойким девушкам игра давала богатые
возможности проявить острословие или выразить затаенные обиды и
претензии. В игровой импровизации, как и в некоторых других формах
фольклора (в причетах, например, или масленичных сценах), крестьянская
этика допускала открытое выражение критических суждений, которое было бы
сочтено оскорбительным при других обстоятельствах.
Отдельные
игры на святочных посиделках давали возможность ведущему или ведущей
блеснуть остроумием и выдумкой, а часто и настоящим комедийным талантом.
Эту функцию обычно выполняли определенные лица, имевшие уже
соответствующую репутацию. Так, в игре «в пряхи» в центр избы выходила
молодая женщина, которая «хоть кого рассмешит» и старалась своей
импровизацией добиться смеха или улыбки каждого из присутствующих
поочередно, собирая за это от участников игры фанты — шапки, опояски и
пр.
Многие
игры сопровождались песнями, связанными с игрой по содержанию. Во всех
играх, включавших поцелуи, парень и девушка, прежде чем поцеловаться,
кланялись друг другу в ноги. Примечательной чертой игровой этики было
также обращение молодежи друг к другу по имени и отчеству, когда назвать
партнера требовалось самими условиями игры. Это правило игры созвучно
величальным песням, которые исполнялись на святочных посиделках. Житель
Калужского у. писал даже об абсолютном преобладании величальных песен на
вечерках на Святки. Однако гораздо чаще встречается указание на подблюдные песни, связанные с гаданьем. Их сменяли другие виды гаданий.
Отношение к молодежным святочным гаданиям было более снисходительное,
чем к ношению масок и отчасти ряженью. Они воспринимались многими, как
невинное развлечение. Однако в более благочестивых семьях гаданья были
запрещены как греховное занятие.
Строгий пост Крещенского сочельника и само Крещение с его службою и Великим освящением воды помогали всем очиститься от вольных и невольных, осознанных и неосознанных грехов, случившихся на Святках. В церкви на водоосвящении все пели тропарь: «Глас Господень на водах вопиет глаголя: приидите, приимите вси Духа премудрости, Духа разума, Духа страха Божия, премудрости, явльшегося Христа». И в домах щедро кропили крещенскою водою.
Строгий пост Крещенского сочельника и само Крещение с его службою и Великим освящением воды помогали всем очиститься от вольных и невольных, осознанных и неосознанных грехов, случившихся на Святках. В церкви на водоосвящении все пели тропарь: «Глас Господень на водах вопиет глаголя: приидите, приимите вси Духа премудрости, Духа разума, Духа страха Божия, премудрости, явльшегося Христа». И в домах щедро кропили крещенскою водою.
М.М. Громыко
Источник: Энциклопедия "Русская цивилизация"
dic.academic.ru
* * *
Рождество Христово и Святки
Что такое святки
О традиции празднования святок
Коляда и колядки
Святочные гадания
С чем у нас ассоциируются святки? Со смеющимися
румяными лицами, катанием на санях, подарками и другими незамысловатыми,
радостными и веселыми вещами. Только с одной оговоркой: все эти картины
рисует нам, как правило, не личный опыт, а литературная классика
прошлых веков. В святочных играх принимают участие герои Пушкина,
Гоголя, Толстого, причем происходящие из совершенно разных слоев
общества. Наши предки умели радоваться. Может быть, стоит у них
поучиться?
Сколько лет святкам?
Традиция празднования святок уходит корнями в такую глубокую
древность, что от тех времен не осталось даже устных преданий. Когда
князь Владимир сбрасывал в Днепр языческих идолов, обычаю уже было лет
пятьсот. И даже когда Рюрик основывал Новгород, святки были уже
немолоды.
Сотрудники Русского этнографического музея утверждают, что в
дохристианской Руси святки связывали с именем бога Святовита. Что это за
бог и почему ему выделили особый двухнедельный праздник, ученые спорят
до сих пор. Предполагают, что «Святовит» — просто одно из имен
верховного бога Перуна. Как бы там ни было, славяне всячески старались
этого бога ублажить, в первую очередь затем, чтобы он послал обильный
урожай. На святки Святовиту полагалось оставить немного праздничной еды,
которую специально для него бросали в печь. Славяне верили, что в
начале зимы духи богов и души предков спускаются на землю, и в этот
момент у них можно «выпросить» и обильный урожай, и пригожего мужа, и
денег, и вообще все, что угодно.
Христианская традиция празднования святок также известна с древности.
Еще в IV веке греческие христиане отдыхали, веселились и сугубо
праздновали две недели после Рождества
(по одной из версий, слово «святки» произошло от глагола «святить», так
как на святки народ «святит», то есть прославляет Христа и Рождение Христа).
Особое внимание уделялось тому, чтобы радостное настроение было у всех:
бедняков, рабов, заключенных. В Византии стало обычаем на святки
приносить еду и подарки в тюрьмы и больницы, помогать бедным. Упоминания
о святках как об особом послерождественском торжестве мы встречаем у
Амвросия Медиоланского, Григория Нисского и Ефрема Сирина.
С пришествием христианства святки на Руси тоже начали наполняться
новым смыслом. Тем не менее отношение Русской Церкви к святочным
гуляниям всегда было неоднозначным. Многие иерархи высказывались не
только против гаданий, но и против колядования и обычая «рядиться» на
основании постановления VI Вселенского собора, которое гласит:
«Прибегающие к волшебникам или другим подобным, чтобы узнать от них
что-либо сокровенное, да подлежат правилу шестилетней епитимьи (т. е. на
шесть лет отстраняются от Причастия)… пляски и обряды, совершаемые по
старинному и чуждому христианского жития обряду, отвергаем и определяем:
никому из мужей не одеваться в женскую одежду, не свойственную мужу; не
носить масок». Тогда сторонники святок придумали остроумное «решение»
проблемы: на Крещение во льду реки или озера делали прорубь в форме
креста, и все население деревни окуналось в нее, смывая с себя грехи,
совершенные на святках.
Со временем религиозный смысл языческих традиций окончательно забылся, и святки стали временем, когда народ сугубо славит Рождество и
милосердие Господа, пославшего на Землю Иисуса Христа. От древних
дохристианских святок осталось лишь зимнее, чисто русское неуемное
веселье.
Хулиганство, освященное традицией
Ученые спорят о том, когда же все-таки начинаются святки. Одни считают, что на Рождество,
другие убеждены, что первый день святок приходится на Сочельник.
Разумеется, Сочельник — день строгого поста, поэтому любые празднества
исключаются. Однако именно в Сочельник положено готовить специальную, святочную еду — кутью (ячменную кашу с медом и изюмом), вареные в меду
сушеные яблоки, овсяные печенья в форме домашнего скота и человечков,
символизирующих пастухов и волхвов. За стол садились после появления на
небе первой звезды. Обязательным делом было поделиться праздничным
угощением с заключенными острогов и сиротами.
Святки всегда были общенародным праздником, на это время как будто
исчезали сословные границы, всех объединяла общая радость. По количеству
обычаев и народных примет с этим периодом года может сравниться,
пожалуй, только Масленица.
В древнейшие, допетровские времена был обычай в день Рождества
в каждой деревне зажигать костер, который своим огоньком в темноте
зимней ночи символизировал Вифлеемскую звезду и горел до самого
крещения.
Любимое народное развлечение на святки — рядиться и колядовать. На
Руси, а затем и в Российской империи молодежь в святочные вечера
собиралась вместе, переодевалась в зверей или мифологических персонажей
вроде Иванушки-дурачка и шла колядовать по деревне или городу. Кстати,
это одна из немногих святочных традиций, которые выжили в
послепетровскую эпоху, несмотря на то что большая часть населения
переместилась в города. Главным персонажем среди колядующих всегда был
медведь. Им старались одеть самого толстого парня деревни или околотка.
Ряженые заходили поочередно в каждую избу, где горел свет. Подростки и
дети пели рождественский тропарь, духовные песни,
колядки… Колядки — это что-то вроде кричалок Винни-Пуха, в которых
восхваляется хозяин дома и посредством которых у этого самого хозяина
выпрашиваются угощение. Песни часто сочинялись прямо на ходу, но
существовали в этом искусстве традиционные, идущие из стародавних времен
правила. Хозяина, например, величали не иначе, как « светел месяц » ,
хозяюшку — « красным солнцем » , детей их — « чистыми звездами » .
Впрочем, кто умел, придумывал величания более выразительные: « Хозяин в
дому — как Адам на раю; хозяйка в дому — что оладьи на меду; малы
детушки — что виноградье красно-зеленое… » Колядующие обещали богатый
урожай и счастливую жизнь тем, кто дает угощение, и всяческие бедствия
скупым. Иногда в песнях звучали даже угрозы: « Кто не даст пирога — с
ведем корову за рога, к то не даст ветчины — т ем расколем чугуны… » Все
это, конечно, в шутку. Иногда пели абсолютно, даже нарочито
бессмысленные приговорки. Хозяева принимали гостей, давали кто что мог.
Откуда пошло само слово «коляда», установить крайне сложно. В разных
частях России это слово имеет разный смысл. На севере это просто
«сочельник», в деревнях Новгородской области «коляда» — подарки,
получаемые на Рождество.
В Белоруссии «колядовать» значит «славить Христа». А вот
ученые-этнографы считают, что этим словом древние славяне называли
праздник зимнего солнцеворота.
Еще один святочный обычай — собираться всей семьей по вечерам, звать
гостей (как можно больше), рассказывать сказки и загадывать загадки (как
можно более сложные). Эта традиция, как и колядование, жила не только в
деревнях, но и среди городского дворянства. Литературовед Ю. М. Лотман в
своих комментариях к «Евгению Онегину» пишет, что было принято
разделять «святые вечера» и «страшные вечера» (первая и вторая недели
после Рождества соответственно). В «святые вечера»
устраивали веселые ночные посиделки, в «страшные вечера» — гадали.
Молодежь собиралась поплясать, днем — покататься на санях, поиграть в
снежки. Кстати, после святок всегда было много свадеб. «В посиделках,
гаданиях, играх, песнях все направлено к одной цели — к сближению
суженых. Только в святочные дни юноши и девушки запросто сидят рука об
руку», — писал фольклорист И. Снегирев книге «Песни русского народа».
Самая «антиобщественная» святочная традиция — «баловство». Дети и
подростки собирались по ночам большими ватагами и озорничали как могли.
Классической шуткой было заколотить снаружи ворота в каком-нибудь доме
или разворошить поленницу дров. Еще одно развлечение — ритуальное
похищение чего-либо. Похищать можно было все что угодно, но обязательно с
шумом и песнями, а не тайком. В советские времена, несмотря на все
запреты, нередко «похищали» колхозные трактора. Сразу же после
праздников их, разумеется, возвращали на место.
Последние дни Святок были посвящены подготовке к Крещению. Лучшие
деревенские мастера прорубали крестообразную прорубь в замерзших
водоемах и украшали ее узорами изо льда.
Продолжение следует
История государственного урегулирования святочных празднеств очень
разнообразна. Первые законодательные акты по этому поводу были изданы
при Петре I . «Царь Петр очень любил колядование и сам с удовольствием
ходил по домам в компании ряженых. А тех, кто отказывался принимать
участие в этой забаве, приказывал бить плетьми», — рассказывают
сотрудники Русского этнографического музея.
После смерти Петра I отношение к колядованию резко изменилось. Во
второй половине XVIII было даже запрещено колядование и ряжение:
«Запрещается в навечерие Рождества Христова и в
продолжение святок заводить, по старинным идолопоклонническим преданиям,
игрища и, наряжаясь в кумирские одеяния, производить по улицам пляски и
петь соблазнительные песни», — гласит императорская грамота. Скорее
всего, власти просто боялись массового пьянства и хулиганств, а не
беспокоились о нравственном облике ряженых. Как бы там ни было, это был,
наверное, один из наиболее часто нарушаемых законов Российской империи,
и о нем вскоре забыли.
После революции никаких специальных постановлений на этот счет не
было, однако святки, как и другие праздники, носящие религиозный
характер, постоянно преследовались, поэтому вскоре ушли из городов в
далекие глухие деревни.
Сейчас народные празднества и гуляния поддерживаются на федеральном
уровне. В прошлом году, например, в святочном веселье принял участие сам
президент Российской Федерации. Мы снова осознаем святки как особое
время в году, когда хочется сугубо славить пришедшего в мир
Богомладенца.
Что же делаем мы во время святок? В лучшем случае, ходим друг к другу
в гости. А большинство россиян вообще проводят свои зимние каникулы у
телевизора, слушая новогодние поздравления звезд шоу-бизнеса. Правда,
некоторые родители стараются устроить в эти дни домашний праздник своим
чадам. Но ведь святки на самом деле не сводятся к детскому утреннику —
наши предки отмечали их всей семьей, от мала до велика. Теперь же
взрослые стали слишком «взрослыми», слишком занятыми и уставшими.
Что же делать, возразят мне, не устраивать же гадания на манер пушкинских героинь. Разумеется, нет. Святочные гадания — это отнюдь не баловство,
они по сути ничем не отличаются от гаданий в любое другое время года. А
свое отношение к гаданиям и прочей магии Церковь определила еще в
первые века христианства. Но ведь есть масса других святочных обычаев,
делающих это время особенно радостным. Почему бы не вспомнить о них? В
Коломне, например, нашлись энтузиасты — артисты фольклорного театра
«Пилимгрим», сумевшие организовать настоящие городские святочные
гуляния. С начала 1990-х они каждый год ходят колядовать по улицам
старой Коломны. Сначала к ним присоединились ученики коломенских
воскресных школ, потом — прихожане близлежащих храмов. А в 2008 году в
таком колядовании участвовало уже несколько сотен взрослых и детей.
«Несмотря на массовость нашего мероприятия, сладостей, которые выносил
народ, хватило на всех», — говорит руководитель тетра Олег Гаврилин. Он
уверен, что древняя традиция со временем непременно возродится по всей
стране: «В девяностые, когда мы ходили колядовать по многоквартирным
домам, многие не открывали двери, ругались, даже грозились милицию
позвать. Народ не знал, что такое святки. А теперь, представьте себе, те
же самые люди заранее и с радостью готовятся к нашим посещениям, пекут
пироги, закупают конфеты».
Толпу колядующих можно встретить не только в Коломне. Еще один пример
— обычный многоэтажный московский дом, в котором я живу. Каждый год на
святки соседские дети собираются в квартире 1 (чтобы всем было удобно) и
под руководством взрослых идут с мешком по всем этажам — петь песни.
Это уже стало доброй традицией. Жители дома ждут звонкоголосых гостей,
заранее покупают подарки, игрушки. Детей от двух до двенадцати лет
собирается много, иногда человек двадцать, и потом они неделями доедают
конфеты и пироги, полученные от гостеприимных соседей. Почему бы вам не
попробовать организовать что-то похожее там, где живете вы? Поверьте,
ничто так не поднимает настроение, как два десятка веселых и беззубых
малышей, нестройно орущих что-то поздравительное.
Серафим ОРЕХАНОВ
psm 04/01/13 #620 05/01/18
См. также по теме:
- Как гадать на Рождество?
- Эфемериды
- К Творцу или Кто стоит за Предсказателями
- Астрология: вопросы и ответы:
- Куда бы ты ни шёл, придёшь к СЕБЕ
- Гадание на кофейной гуще
- Подблю́дные пе́сни
- Какие гадания бывают на Рождество, Новый Год и Крещение?
- Рождественские гадания, и не только
- Рождество Христово и Святки
- Рождество и святки
- Святые дни, cвятые вечера
Комментариев нет:
Отправить комментарий