13 января 2018 г.

Подблюдные песни

Подблюдные песни - народные песни, связанные со святочными гаданиями. Название объясняется тем, что под пение П. п. из блюда или чаши с водой наугад вынимали кольцо или другую вещь, принадлежавшую кому-либо из участников гадания. Содержание исполняемой в это время песни якобы предсказывало его судьбу (удачу, урожай, свадьбу или же, наоборот, стародевство, несчастье, болезнь, смерть). Многие П. п. имели форму загадок. П. п. упоминаются у В. А. Жуковского, А. С. Пушкина и др. писателей.
     
Лит.: Поэзия крестьянских праздников, Л., 1970, с. 137—236.
Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия. 1969—1978.
* * *
Подблюдные предсказания

Молодые люди обоего пола собираются, берут кольца, перстни, запонки, сережки и другие мелкие вещи и кладут их под блюдо вместе с кусочками хлеба, сверх всего накрывают чистым полотенцем или салфеткой. После того участвующие в гадании поют песни. По окончании каждой, запустив руку и отвернувшись от блюда, из-под него вынимают какой-нибудь один предмет, попавшийся первым в руки. Кольца катят по полу, наблюдая, в какую сторону оно покатится: если к дверям, то для девушки — близость брака, для мужчин — отъезд. Если гадающий вытянул предмет, ему принадлежащий, то его ждет счастье в новом году. Чужой — ведущий игры дает какое-либо толкование. Кусочек хлеба — к добру, сытости. 

Подблю́дные пе́сни — традиционные русские народные песни, сопровождавшие святочные гадания. Имели важное ритуальное значение.

К богатству:

Мышь пищит,
Сто рублей тащит.
Диво ули ляду!
Кому спели,
Тому добро!

Тексты и правила

По воспоминаниям Е.Авдеевой можно узнать как гадали в начале ХIХ века в Сибири:
« Для начала собирали кольца, запонки, сережки, клали их в блюдо и накрывали салфеткою. Нарезав маленькими кусочками хлеб, его клали сверх салфетки. Сначала пели песню "Хлебу и соли слава!" и брали кусочки. Потом ложась спать, клали их под головы, загадывая, что приснится. Потом пели песни. По окончании каждой из них трясли блюдо, и один ловил, что попадалось, по одной вещице. Владелец вещи по песне определял, какая судьба ему нагадалась »

Хлебу да соли слава!

Хлебу да соли Долог век, Слава!
Барышне нашей Более того, Слава!
Кому мы спели, Тому добро,
Слава!
Кому вынется,
Скоро сбудется,!
Скоро сбудется,
Не минуется,
Слава!
Слава!

К богатству

Ползет ежик
По завалинке,
Тащит казну
На мочалинке.
Диво ули ляду!
Кому спели,
Тому добро!

Летел соловей
Через житенку,
Несет соловей
Жита горсточку.
Ладо, ладу!
Кому мы поем,
Тому честь воздаем.

Катилось, валилось
Одонье ржи,
Погодя маленько—
Скирд овса.
Кому мы спели,
Тому добро.
Кому вынется,
Тому сбудется,
Не минуется,
Слава!

Мышь пищит,
Сто рублей тащит.
Диво ули ляду!
Кому спели,
Тому добро!

К счастью

На печи дежа
Высоко взошла.
Кому мы же спели,
Тому добро.
Кому вынется,
Тому сбудется!

Заинька-ковыляинька,
Слава те!
Ковылять тебе
На чужу сторону!
Слава те!
Кому кольцо вынется,
Тому сбудется,
Не минуется.

Медведь- пыхтун.
Слава!
По реке плывет.
Слава!
Кому пыхнет во двор,
Слава!
Тому зять в терем,
Слава!
Кому мы спели,
Тому добро,
Слава!
Кому вынется,
Тому сбудется.
Слава!
Скоро сбудется,
Не минуется.
Слава!

К несчастьям

Ходит старушка
Посереде,
На ней сарафан
Весь истрескался,
Изверескался.
Илею, илею!
Кому песню поем,
Тому сбудется,
Тому сбудется,
Не минуется.
Илею, илею!

* * *
24 декабря / 6 января - 6 января / 19 января  
Песни, сопровождающие подблюдные святочные гадания, в которых в иносказательной форме представлялась судьба их участников. 

 
Подблюдные песни - вербально-музыкальная составляющая подблюдных гаданий. В небольших по размеру (от одной до десяти строк) подблюдных песнях в сжатой иносказательной форме представлялась та или иная судьба, предназначенная для каждого из участников гадания.
 
Темы подблюдных песен предусматривают всевозможные ситуации, которые могут возникнуть в жизни крестьянина: удача и несчастье, богатство и бедность, свадьба и безбрачие, разлука, отъезд из дома, болезнь, солдатчина, вдовство, смерть. 
Структура подблюдных песен двухчастна. Первая часть, представляющая собой обозначение судьбы в иносказательной форме, нередко дополняется припевом-возгласом в конце или между строками. Вторая часть является "закрепкой" того, что поется в первой; она имеет характер заклинания.

Например:
                    "А дай, господи, годы добрые.
                              Ой люли!
                    Годы добрые, жито густое,
                    Чтоб было с чего пиво варити,
                    Пиво варити, ребят жанити,
                    Ребят жанити, девок отдавать.
                    Мы кому споем - и тому добро,
                    Кому вынется, тому и справдится.
                    Тому справдится, не минуется".
                    - "Эта песня самая счастливая "
                        (смоленск. - Обрядовая поэзия, 1989, №80, сс.79, 665).
 
Символика подблюдных песен очень разнообразна, но для носителя традиционной культуры она не представляла сложности: толкование разгадки после спетой песни являлось объяснением только для самых молодых участников гадания, возможно не в полной мере усвоивших нюансы символики образной системы песен; для остальных, присутствующих не в первый раз, толкование "судьбы" было скорее констатацией, чем расшифровыванием.

Разгадки одной и той же песни в разных местных традициях могли различаться по смыслу, например:
                   "Живут мужики богатые.
                              Лады!
                    Гребут жемчуг лопатами.
                              Лады!
                    Кому поем, тому с добром,
                    Кому сбудется, не минуется!" (новг. - Обрядовая поэзия, 1989, №97, с.100).
 
Эта песня может сулить как богатство, так и свадьбу. Смысл песни в пределах одного подблюдного гадания мог изменяться в зависимости от половозрастных характеристик адресата:
                    "На пороге сижу,
                    За порог гляжу" (Некрасов, 1903, №39,с.68).
 
Для девушки, достигшей брачного возраста, песня предвещает свадьбу, для пожилого человека - смерть. 

Или:
"Сидит воробей на перегороде,
Глядит воробей на чужу сторону. - Девке достанется - выйдет замуж; молодой - к отъезду; старому - к смерти; /…/ парню - в армию возьмут" (волог. - Обрядовая поэзия, 1989, №126, сс.107, 667). 
Образная система подблюдных песен строится на принципе психологического параллелизма, свойственного традиционному сознанию. За текстом подблюдной песни стоят мифопоэтические представления, связанные с используемым в ней тем или иным образом; эти представления могут вбирать многосторонний комплекс смыслов, некоторые из которых могут быть прямо противоположными. 
Тема благополучия и богатства в подблюдных песнях чаще всего связана с образами хлеба и золота, а также с производными от них. 
Образ хлеба в традиционной культуре народа, основным занятием которого было земледелие, закономерно становится символом благополучия в широком смысле этого слова. Тем же значением в мифопоэтических представлениях наделяются образы каравая, пирога, зерна, снопа, дежи для замешивания теста, квашонки и под. В подблюдных песнях они символизируют и богатство, и увеличение добра, и плодородие, и брак, и рождение ребенка. 
Почти все из этих благ может сулить песня:
                    "Мышь пищит, каравай тащит,
                    Да еще попищит, да другой притащит" (Обрядовая поэзия, 1989, №99, с.100). 
Мотив золота, в ряде подблюдных песен тождественный по значению мотиву хлеба, реализуется в образах злата-серебра, казны, денег, драгоценных камней, бесценной вещи (шуба кузнеца), чудесной щуки, отмеченной знаком "злата-серебра" и т.п. 
Нередко в песнях "приносчиками" хлеба и золота являются мышь, еж, комар, жучок, имеющие в мифопоэтических представлениях хтоническую природу. А так как и золото, и хлеб связаны в народном сознании с "иным" миром (ср.: в сказках все волшебные предметы, отмеченные золотой окраской, имеют потустороннее происхождение: они добываются в "ином" - тридесятом царстве; так же и хлеб: в сказках он появляется либо из "нижнего"мира (его подателем является скатерть-самобранка), либо из "верхнего" (волшебные жернова на небе), то есть всегда - из "иного" мира; в обрядовой же сфере подательницей хлеба считалась земля), то посредническая функция мыши, комара, жука, ежа оказывается вполне закономерной. 
Иногда в подблюдных песнях подателями благ выступают Иисус Христос и святые Николай Чудотворец, Илья Пророк, Егорий, также отмеченные иной, нежели человеческая, природой. Появление этих образов в поэзии крестьянских праздников обусловлено тем, что в традиционной культуре они считались основными пособниками крестьян в земледелии и других работах. 
Многогранно в подблюдных песнях представлен образ кузнеца, наделенный в народном сознании магической силой и творческо-созидательным характером (в сказках кузнец побеждает черта, Бабу-Ягу, ведьму и других отрицательных персонажей; в играх ряженых перековывает старых на молодых; в свадебной лирике первые кузнецы Козьма и Демьян "куют свадебку"). Поэтому песни, в которых появляется образ кузнеца, сулят удачу, прибыль, свадьбу.
Подблюдные песни, отражающие свадебную тематику, гораздо разнообразнее с точки зрения системы образов, чем песни о благополучии и богатстве. Символика подблюдных песен, предвещающих брак, тесно связана с символикой свадебной обрядности и лирических песен, сопровождающих ее. Одним из основных здесь является образ кольца (символ брака), которое находит девушка или домашние птицы (курочка, кочеток). В большом количестве подблюдных песен используется мотив соединения парных образов, символизирующих жениха и невесту: это и драгоценные камни ("Крупен жемчуг со яхонтом, хорош жених со невестою" - Обрядовая поэзия, 1989, №105, с.102), и два клубка ниток, и два сцепившихся прутика, и клен с березой, и капустка с кочанком, и грибы (груздок с беляночкой), и птицы (целующиеся голубочки, кур с куркой, сокол с соколинкой), и животные (кот с кошуркой, куна и соболь, бобер с куницею) и т.п. 
Несомненным источником подблюдных песен о браке является свадебный обряд; разные его этапы отражены в песнях либо прямо, либо иносказательно: приезд сватов ("Идет сваты богатые" - Обрядовая поэзия, 1989, №102, с.101), подготовка к встрече сватов ("Сей, мати, мучицу, пеки пироги" - Обрядовая поэзия, 1989, №110, с.103), изготовление приданого ("Полно тебе, иголочка, в коробочке лежать. Пора тебе, иголочка, дары припасать"; "За столом сидят, сарафаны кроят" - Обрядовая поэзия, 1989, №№115, 113, с.104), расплетание косы ("По саду хожу, голову чешу" - Обрядовая поэзия, 1989, №106, с.102), дорога к венцу ("Стоят саночки-малюваночки /…/ Только сесть на них и поехати" - Обрядовая поэзия, 1989, №120, с.106). 
Тема безбрачия в подблюдных песнях раскрывается с помощью одиночных образов девушки, кошечки, колючей сосны или через незавершенность, продолжение того или иного действия ("На печке сижу да ошкурки гложу. Еще посижу да еще погложу"; "На печи сижу, сквозь потолок гляжу"; "На загнетке сижу, долги нитки вожу. Еще посижу - еще повожу" - Обрядовая поэзия, 1989, №№128-130, с.108). Производимые действия не случайно пространственно связаны с печью, так как в традиционной культуре печь является символом отчего дома, семейного очага. Символом продолжения девичества в песне оказывается прядение ("Долги нитки вожу"), являющееся в распределении женского домашнего труда типичным девичьим занятием. В песне "Венички-пошумельнички, еще повисят, еще пошумят" (Чичеров, 1957, с.111) опосредованно нашел отражение свадебный обряд невестиной бани, одним из основных атрибутов которого является банный веник; его невостребованность в сюжете подблюдной песни сулит безбрачие на следующий год.

Тематика разлуки и дороги в подблюдных песнях, означающих набор в рекруты, работу на чужой стороне и под., реализуется в образах полотна (одно из символических значений его в народных представлениях - дорога), средств передвижения (саночки-самокаточки), "заиньки-ковыляиньки" или воробья, соответственно бегущего и смотрящего "на чужу сторону". 
Мотив ущербности одежды (растрескавшийся сарафан или короткие, дырявые штаны), образы опустившейся на дно квашни, пьяного мужика, одного голубя, не отвечающего на говор другого, и под. в подблюдных песнях предвещают бедность несчастье, вдовство. 
В песнях, сулящих смерть, как и в тех, что обещают свадьбу, используются образы, связанные с соответствующей обрядовой сферой: корыто-коробья-колода-гроб, разрывающееся полотно, раскатывающаяся новина (полотно), беленькие чулочки, рушничок на воротах, холодная баня, лошади, везущие бревно, блин на блюдце. Нередко в песнях о смерти встречается образ вороны, которому в традиции приписывалось значение предвестника смерти или несчастья. 
Многие из образов подблюдных песен или их символические заменители использовались и в других видах гаданий, не всегда имеющих словесное оформление. В подблюдных же гаданиях ведущая роль принадлежит слову, подблюдной песне: именно ее смысл является основным показателем ожидаемой судьбы. Такое отношение к слову, имеющему в подблюдных песнях, особенно в "закрепках" ("Кому найдется, тому сбудется, тому сбудется - не минуется"), императивный характер и выполняющему функция заклинания, сближает этот жанр с колядками и заговорами. Источником образной системы подблюдных песен являются различные сферы традиционной культуры: быт и занятия крестьянина, ритуалы, разные жанры обрядового фольклора.
* * *
И.Стравинский.
Четыре русские крестьянские песни. Подблюдные.
Редакция 1917-1954. Без валторн.
Московский Хоровой ансамбль "Кантилена". /1981-1992/
Художественный руководитель Роман Моисеев

Igor Stravinsky. Four Russian Peasant Songs.
The Moscow Chorus Cantilena /1981-1992/ by Roman Moiseyev. Rec.1988.


1. On Saints' Days in Chigisakh (У Спаса в Чигисах)
2. Ovsen (Овсень)
3. The Pike (Щука)
4. Master Portly (Пузище)

Комментариев нет:

Отправить комментарий