6 января 2018 г.

Рождество и святки

Двенадцать дней после праздника Рождества Христова называют святками, то есть святыми днями, так как эти двенадцать дней освящены великими событиями Рождества Христова.

Полагают, что до принятия христианства святки были торжеством Святовита (одно из имен верховного бога неба - Белбога.) Некоторые производят это слово от старославянского свиатки - души предков. Святочные обряды в древности представляли собой заклинания на весь год и гадания о будущем. 

Коляда (коледа) был у древних славян праздником народившегося солнца, днем рождения солнечного года. В ночь на Коляду жгли костры (зажигали древним способом священный огонь, который горел 12 дней), вокруг плясали, с приговорками с гор скатывали горящее колесо.

Болгары называли декабрь коложёг, т.е. месяц возжения солнечного колеса.

Коляда лат. calendae - начало месяца (от calendo - сзывать, выкликать)
коло - круг, колесо (ср. колобок, кольцо, около, околица...)

Римский праздник солнцестояния в честь солнечного бога Митры назывался Рождеством непобедимого Солнца. У древних англосаксов самая ночь предшествовала дню рождения Фрейера (Солнца) и называлась Материнской ночью, т.к. почиталась Матерью Солнца или солнечного года. 

В Скандинавии святки - юльский праздник (юль - колесо) - год поворачивается колесом. Уподобляли колесу и солнце: "жили в лесу, молились колесу" (русская поговорка) 

Позднее праздник Коляды был замещен великим праздником Рождества Христова. Однако у белорусов Рождество до сих пор называется Каледа, и у всех восточных славян сохранилось колядование - комплекс святочных обрядов. Многие из этих обрядов пришли к нам из глубокой древности, когда колядовщики выступали в роли "духов предков", проведывающих своих потомков и приносящих залог урожайного года, достатка, благополучия. 

При колядовании обходили дворы, пели колядки, овсеньки, щедровки, виноградья, с пожеланиями здоровья и благополучия хозяевам, позднее также рождественские колядки, прославляющие Христа. На Рождество ходили с детьми, носили с собой "вертеп", показывая представления на евангельские сюжеты. 
Языческий обряд колядования нашёл продолжения в христианских традициях

Языческий обряд
Колядование: обрядовая трапеза (кутья, печенье в виде фигурок скота) 
Ряжение: обход дворов с "солнышком"
Заклинание солнца: пение аграрных колядок, кормление Мороза"

Христианский обряд
Колядование: рождественский сочельник
Ряжение: обход дворов со "звездой"
Заклинание солнца: христославление, аграрные колядки на Васильев день

Канун Рождества называют сочельником. Церковный устав предписывает в этот день строгий пост с полным воздержанием от пищи "до первой звезды", символизирующей рождественскую звезду, возвестившую волхвам рождество Христа. Слово "сочельник" производят от сочиво - зерновая постная каша на конопляном соку с сушеными ягодами или медом (то же, что кутья). Сочиво разрешалось вкушать в сочельник с наступлением вечера. 

До Х века новый год на Руси начинался с полнолуния в первые весенние дни, близкие к весеннему равноденствию. 

В Х в. Древняя Русь приняла христианство, а вместе с этим и применявшееся в Византийской империи летоисчесление от "сотворения мира", т.е. с 5508 г. до н.э., и начало года стали отмечать 1 марта (по н.ст. 14 марта - день Евдокии-плющихи). С этого времени на Руси пользовались юлианским календарём, состоящим из 12 месяцев, названия которых были связаны с явлениями природы (в разных местах страны - свои названия). С 1492 г. Новый год на Руси повсеместно стали отмечать по церковному календарю 1 сентября(14 сентября по новому стилю - Семёнов день; 7000 год от "сотворения мира"). 

Спустя 2 века в 1700г. (7208г.) Пётр I обнародовал указ "лета исчеслять" с 1 января от Рождества Христова 8 дней спустя (т.о. в Российском государстве 1699 г. продолжался 4 месяца: сентябрь-декабрь). 

К 20в. Россия на 13 суток отстала от Европы, давно перешедшей григорианский календарь. Чтобы сократить этот разрыв в 1918 г. декретом Совнаркома был осуществлён переход на григорианский календарь - "новый стиль". 14 января - день Святого Василия оказался старым Новым годом. 

Языческие святки сопровождались гаданиями. Цель гаданий - узнать о будущем урожае. Использовались ритуальные сосуды с водой из 12 колодцев, пели песню хлебу. В позднее время гадания превратились обряд, а кое-где и просто в игру. Цель гаданий - узнать о девичьей судьбе. Гадали с помощью блюда с молчальной водой, украшений и подблюдных песен. Дошедшие до нас подблюдные песни содержат заклинания: "Кому поём - тому добро, тому сбудется, не минуется" и припевы: "Слава", "Слово моё", "Ладу", "Свят вечер", "Илею" (от Илья). Для гаданий было характерно место их проведения (обычно баня), а также снятие участницами с себя нательного креста, всех оберегов, распускание волос. 

Были распространены и святочные вечёрки с вечёрочными поцелуйными песнями, представлениями ряженых (игра в покойника со срамной молитвой, продажа коня или козы, дед с бабкой и др.) Поцелуйные окончания вечёрочных песен имели агропродуцирующее значение "Цалуй в уста, чтобы рожь густа..." 

Церковь запрещала во время святок гадания и ряжения, основываясь на постановлении Шестого вселенского собора: "Прибегающие к волшебникам, или другим подобным, чтобы узнать от них что-либо сокровенное, да подлежат правилу шестилетней епитимии. ... пляски и обряды, совершаемые по старинному и чуждому христианского жития обряду, отвергаем и определяем: никому из мужей не одеваться в женскую одежду, не свойственную мужу; не носить масок."

Праздник Крещения замыкал двенадцать святочных дней. В этот день Церковь празднует вхождение Иисуса Христа на путь служения людям, начало его проповеди. В день Крещения повсеместно в храмах, на реках, озерах, совершается водосвятие, обряд освящения воды в "ердани" - проруби, сделанной в виде православного креста. Грешивших на святках (одевавших личины, гадавших) купали в проруби. 
*
Церковь призывает верующих проводить Святки в радости, любви и согласии, совершать милосердные дела. Церковные каноны предписывают в святки не совершать венчаний, а также не поститься.

Во второй день Святок принято было посещать больных, в третий — сирот, в четвертый — заключенных. Еще в 19 веке считалось, что каждый христианин на Святках должен посетить больницу, сиротский приют и тюрьму. Считалось, что рождественская радость должна коснуться всех, даже преступников.

Комментариев нет:

Отправить комментарий