29 января 2014 г.

СО-ХАМ и Крия Йога

К конце странички - см. ссылки на йоговские ресурсы Интернета

Мантра СО-ХАМ – Универсальная Медитативная Практика

Техника исполнения чрезвычайно проста – принять позу для медитации. Сделать несколько полных йоговских дыханий и максимально расслабить тело. Внимание переключить на процесс дыхания, но не контролировать его, а созерцать, позволяя телу дышать естественно и спонтанно. И каждый раз на вдохе, разум должен повторять СО, а на выдохеХАМ. Примерно так: СО-О-О-О-О-ХАМ-М-М-М-М! Синхронное с дыханием повторение мантры продолжается в течение всей практики медитации.

Какие мысли не приходили бы к вам голову – не отгоняйте их, но и не концентрируйтесь на них. И тогда мыслеформы начнут постепенно успокаиваться и разум начнет погружаться в состояние медитации.

Продолжительность выполнения техники зависит только от практикующего. И 5 минут принесут свою пользу, и час практики не будет излишним. Для начинающих можно рекомендовать 10-15 минут медитации.

Расслабляющая техника перед сном

Ложась спать, не стоит в очередной раз нырять в круговорот собственных мыслей, предположений, желаний и сожалений. Та катавасия, которая обычно твориться в нашей голове должна прекращаться хотя бы перед засыпанием. Это просто необходимо для нормального сна. И вообще здорового существования.
Потому, перед тем, как заснуть, лучше погрузить разум в созерцание дыхания и синхронное повторение мантры СО-ХАМ. Делать это нужно столько, сколько разум будет удерживаться от засыпания. Сон после этой практики будет спокойным и позволит хорошо отдохнуть.

* * *

so ham mantra


Мантра освобождения СО ХАМ Голос Сатьи Саи Бабы

* * *

ШАБДХА САНЧАЛЯНА

На санскрите «шабдха» означает «слово»; «санчаляна» означает «вращение, продвижение». А посему эта практика может быть переведена, как «продвижение слова, исполненного сознанием». Вместо слова здесь — мантра «СоХам». Шабдха Санчаляна может считаться как шестая стадия Аджапа-Джапы.

ЧТО ТАКОЕ СОХАМ

«СоХам» зачастую называют аджапа гаятри — спонтанная песня дыхания. Это мантра, которая возникает автоматически при каждом вдохе и выдохе. Этот звук связан с естественным ритмом дыхания. И эту мантру каждый человек поет постоянно, независимо от того, знает он ее или не знает, хочет он этого или не хочет.

Во всех ведических практиках сознание должно быть зафиксировано на чем-либо. Это должна быть фокусная точка, на которой колебания ума приводятся в порядок и нацеливаются. Для этой цели может быть использовано многое: мантра, ментальное представление какого-либо божества или даже ваш большой палец. Но это «что-то» должно автоматически привлекать ваше внимание и постоянно вызывать воспоминания. И это не так чтобы очень легко.
Сознание сопротивляется процессу концентрации, постоянно норовит убежать в сторону и блуждать. И символ, выбранный нами, легко забывается. Практикующий снова попадает в поток блуждающих мыслей. СоХам же — это идеальная мантра, потому что она исполняется независимо от сознания. Она может остановиться только тогда, когда остановится дыхание. А, следовательно, СоХам напоминает, чтобы вы были сознательны.

Любая мантра может быть интегрирована с процессами дыхания для того, чтобы постоянно продуцировать воспоминания. Но СоХам, в отличие от всех остальных, возникает в сознании естественно, и поэтому это самая легкая мантра для большинства людей. Это уже проверено бесчисленным количеством йогов за тысячелетия опытов. Мы настоятельно рекомендуем ее (а также мантру АУМ) для всех искренних садхаков. Постоянные воспоминания о ней ведут к дхьяне.

СоХам также буквально означает: «Я есть Шива (чистое сознание)» или «Я есть Он (чистое сознание)».

Смешение индивидуального и космического, или высшего сознания, указывает на союз Шивы и Шакти. Однако читателям не стоит слишком заботиться о том, как должно переводиться или как должно пониматься значение этого слова. Любая попытка понять это слово ментально приведет к заблуждению. Оно может быть понято только на интуитивном уровне. И только когда практикующий понимает ее трансцендентальное значение, только тогда она может быть использована как средство постоянной опоры и воспоминания. «Оно» означает постоянный поток дхьяны.

Если вы пожелаете и если ваше сознание полностью целеустремленно, вы можете погрузиться дальше в глубины и в реальное значение слова СоХам. Но это уже является методом джнана-йоги. Однако, и он не принесет никаких результатов, если ваш ум напряжен и исполнен проблем, пусть даже если вы произносите это слово, не прекращая, все двадцать четыре часа в сутки. Только в том случае, если ваше сознание готово и ваше стремление достаточно мощно, только тогда вы поймете трансцендентальный смысл слова СоХам. Значение его подобно языку пламени, полосе активного света. Но помните, что для этого вы должны быть готовы. Тем, кто уже готов для этого типа практики джнана-йоги, мы рекомендуем вхождение в СоХам как наилучшую садхану.

В Шабдха Санчаляне не стоит беспокоиться о значении слова СоХам. Главное — быть сознательным и наблюдать за тем, как звук синхронизируется с дыханием.

ПРОИЗНЕСЕНИЕ СЛОВА СОХАМ

Некоторые люди слышат «СаХам» вместо «СоХам». В принципе, это приемлемо и может использоваться в Шабдха Санчаляне.

СоХам обязательно должен быть интегрирован с дыханием. При наличии практики удджайи пранаямы этот звук может быть услышан достаточно отчетливо. Попробуйте. Вы скорее всего услышите: Со — на вдохе и Хам — на выдохе.

В Шабдха Санчаляне вы должны услышать «со» по мере вдоха, когда сознание движется от мулядхары по фронтальному каналу арохан к бинду. Это должен быть длительный звук. От мулядхары к свадхистхане этот звук должен быть выражен в звуке: «с — с — с». От свадхистханы к бинду он должен звучать, как долгое «о-о-о». Это произношение отражено на прилагаемом рисунке.

Звук же «Хам» должен исполняться на выдохе, когда сознание движется по позвоночному каналу аварохан от бинду к мулядхаре. От бинду через аджну к вишудхи он должен звучать, как: «х — а — а — а». От вишудхи к мулядхаре он должен быть слышим, как: «м — м — м». Это гудящий звук, вибрирующий в позвоночнике.

Звук СоХам не должен произноситься вслух. Это естественный звук дыхания. Звук должен быть таким, чтобы вы слышали его, а любой человек, стоящий очень близко к вам, пусть даже вплотную, не мог расслышать ничего.

ПОЛОЖЕНИЕ ТЕЛА
Оставайтесь в той же самой позиции, которую вы использовали для Паван Санчаляны. Лишь в том случае, если вы почувствуете боль или излишнее напряжение, как-то сдвиньтесь или поменяйте позиции. Традиционными позами для этой крии являются падма-асана или сиддха-асана (сиддха-йони-асана — для женщин). Если эти асаны для вас не удобны, вы можете воспользоваться другими, такими, как: ардха-падма-асана, свастика-асана и др. Удерживайте свой позвоночник прямым на протяжении всей крии. Двигаться может в случае необходимости только голова.

ПСИХИЧЕСКИЕ КАНАЛЫ СОЗНАНИЯ
По мере того, как вы вдыхаете, ваше сознание должно идентифицировать себя со звуком «Со» и подниматься по фронтальному каналу арохан. После оставления чакры мулядхары следует прочувствовать мантру и дыхание, проходящее через свадхистхану, манипуру, анахату, вишудхи и под конец бинду.

Когда вы выдыхаете со звуком «Хам», ваше сознание должно опускаться по позвоночному каналу аварохан. По мере того, как вы покинете бинду, вы должны почувствовать мантру и дыхание, постепенно проходящее через аджну, вишудхи, анахату, манипуру, свадхистхану и, наконец, мулядхару чакры.

Здесь не должно быть никакого ментального повторения названий чакр и их полей... только осознание.

ВСПОМОГАТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ

Во время Шабдха Санчаляны вам следует практиковать удджайи пранаяму, кхетчари мудру и унмани мудру. Как вы помните, они использовались и в Паван Санчаляне.

ТЕХНИКА ИСПОЛНЕНИЯ

Исполняйте Шабдха Санчаляну сразу по окончании Паван Санчаляны. Сядьте удобно. Выпрямите спину. Откройте глаза, проделайте кхетчари мудру и удерживайте ее в течение всей практики. Выдохните глубоко, наклоните голову вперед. Прочувствуйте, направив сознание, муладхару чакру. С этого начнется ваш первый круг обращения энергии.

С помощью удджайи пранаямы вдохните и начинайте подниматься по каналу арохан. Услышьте звук «Со» и прочувствуйте, как он пронзает каждую чакру по мере восхождения.
Когда ваше сознание начнет двигаться между полем вишудхи и бинду, медленно поднимите голову. Ваша голова должна быть поднята и смотреть вперед, когда сознание достигнет бинду. Мантра «Со» и вдох должны закончиться по мере того, как сознание достигнет бинду. Осознайте ваше местонахождение в бинду в течение нескольких секунд. Затем начните выдыхать с помощью удджайи по каналу аварохан. Примите к исполнению унмани мудру. Услышьте звук «Хам» и прочувствуйте, как он пронзает чакры одну за другой. Не должно быть никакого ментального называния чакр... только сознание. Ваш выдох и звук «Хам» должны закончиться, когда сознание достигнет мулядхары. Склоните голову вперед. Откройте глаза. Удерживайте сознание на мулядхаре в течение нескольких секунд. Это конец первого цикла. Этот процесс показан на прилагаемом рисунке. А теперь начните второй цикл. С помощью удджайи вдохните и со звуком «Со» начинайте поднимать сознание по каналу арохан. Так проделайте пятьдесят девять (59) кругов. После этого перейдите к Маха мудре.

ДЫХАНИЕ
В течение всей крии исповедуйте дыхание удджайи. Задержите дыхание на несколько секунд на чакре мулядхара. Вдыхайте по каналу арохан. Затем задержите дыхание на несколько секунд, получив осознание нахождения в бинду. Затем выдохните по нисходящему каналу аварохан.

МЕНТАЛЬНАЯ СУМАТОХА
Если ваше сознание находится в состоянии разбаланса, позвольте звуку «СоХам» проявляться несколько громче, чем мы предписываем, а дыханию быть более частым. Когда напряжение спадет и ум расслабится, звук «СоХам» станет более тонким, а дыхание более медленным.

СОЗНАТЕЛЬНОСТЬ
Поддерживайте осознание мантры «СоХам», дыхания и психических каналов.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ
Шабдха Санчаляна должна исполняться непосредственно после Паван Санчаляны и перед Маха мудрой.

ДЛИТЕЛЬНОСТЬ
Вам следует проделать 59 (пятьдесят девять) полных кругов. Это займет в среднем от 25 (двадцати пяти) до 40 (сорока) минут, в зависимости от скорости дыхания.

ПОДСЧЕТ КРУГОВ
При описании Паван Санчаляны мы посоветовали вам использовать для подсчета ста восьми бусинную (108) малю. А также посоветовали завязать узел или расположить бусину сумеру по окончании сорок девятого круга. Для Шабдха Санчаляны вам не нужно завязывать никаких узлов. По завершении Паван Санчаляны ваши пальцы остаются на сорок девятой бусине. А после нее перейдите к подсчету кругов Шабдха Санчаляны, ибо 49 (сорок девять) кругов Паван Санчаляны и 59 (пятьдесят девять) кругов Шабдха Санчаляны и дают искомое число 108 (сто восемь).



 Источник: chary.ru


* * *
 Ю. Добровольский, автор книги - "Сверхчувственное восприятие – как это работает?"

Книга предназначена для тех, кто хочет понять – как работает сверхчувственное восприятие и освоить его.



УДДЖАЙИ ПРАНАЯМА

ЧАНКРАМАНАМ — это «садхана на ходу»

КХЕТЧАРИ МУДРА

Соляное лечение (ГАЛОТЕРАПИЯ) 

Ресурсы Интернета (сайты, порталы): 




Справочник Асан  
Справочник Бандх  
Справочник Мудр  
Справочник Пранаям 


psm  04/05/12 # 1084 29/01/14

Комментариев нет:

Отправить комментарий