9 января 2015 г.

Святые дни, cвятые вечера

Святки (святы́е дни, праздничные дни, зимние святки, коля́ды) — двенадцать дней после праздника Рождества Христова, до праздника Богоявления. Они называются и св. вечерами, может быть в воспоминание событий рождества и крещения Спасителя, совершившихся в ночное или вечернее время. Святить двенадцать дней после праздника Рождества Христова церковь начала с древних времен.

М. К. Маковский «Святочные гадания» 


Указанием на это могут служить 13 бесед св. Ефрема Сирина, произнесенных им от 25 декабря по 6 января, а также «слова» св. Амвросия Медиоланского и св. Григория Нисского. Древнее двенадцатидневное празднование С. подтверждается церковным уставом препод. Саввы Освященного (ум. 530 г.), по которому во дни С. «никакожо пост, ниже коленопреклонения бывают, ниже в церкви, ниже в келлиях», и запрещено совершать таинство брака. Тоже подтверждено и кодексом Юстиниана, изданным в 535 г. Вторым туронским собором, в 567 г., все дни от Рождества Христова до Богоявления названы праздничными. Между тем, святость этих дней и вечеров во многих местах нарушалась гаданиями и другими суеверными обычаями, уцелевшими от языческих празднеств того же времени года. 

Против этого направлены, между прочим, 61 и 62 правила шестого вселенского собора. Действующий у нас закон запрещает «в навечерие Рождества Христова и в продолжение С. заводить, по старинным идолопоклонническим преданиям, игрища и, наряжаясь в кумирские одеяния, производить по улицам пляски и петь соблазнительные песни» (Св. Зак. XIV, ч. 4, 33 — 34). См. прот. Г. С. Дебольский, «Дни богослужения православной католической восточной церкви» (т. 1, СПб., 1882).

Другие названия

Рус. святки, святые вечера, свечки, коля́ды (з.-рус., ю.-рус.), рожествя́нские свя́тки (брян.); белор. калядныя святкi; полес. коля́да, ко́ляды, свички́, святы́е вечо́ры, роздвяны́е свята́, Рожество; польск. Gody, Godnie swieta, swieczki, swiete wieczory; чеш. Vánoce, Koleda, Gody; словацк. Vianoce, Hody, sviatky.
В Западной Белоруссии Святки обозначались выражением мiж каляд, помiж каляд 'между колядами'; либо калядныя святкi, калядныя нядзелi.

Языческое наследие

Наследие древней славянской культуры, относящееся к дохристианскому периоду. Особая насыщенность магическими обрядами, гаданиями, прогностическими приметами, обычаями и запретами, регламентирующими поведение людей, выделяет святки из всего календарного года. Эта языческая традиция осмысливается как пограничный период между старым и новым хозяйственным годом, а также представлениями о приходе на землю с того света душ умерших, о разгуле нечистой силы в середине зимы.
 
Незримое присутствие духов среди живых людей обеспечивало, по народным воззрениям, возможность заглянуть в свое будущее, чем и объясняются многочисленные формы святочных гаданий.
* * *
Святками называют две недели зимних праздников в период с 6 января по 19 января, то есть с Рождественского сочельника до Крещения. Из всего календарного года Святки выделяются большим количеством проводимых в это время обрядов и гаданий, а также связанными с этим периодом приметами, обычаями и запретами. Это можно объяснить двумя факторами. Во-первых, эти праздники приходятся на период зимнего солнцестояния и считаются как бы пограничным периодом между новым и старым годом. Во-вторых, издавна считалось, что в это время на землю приходят души умерших, и разгуливает нечистая сила. Именно это позволяло людям заглянуть в будущее и узнать, что их ждет.

Любое гадание – это своеобразный ритуал, который направлен на становление контакта с потусторонними силами для того, чтобы узнать будущее. Иногда гадание сопровождается пением, а иногда проводится в полнейшей тишине. Одним из самых существенных предметов гадания всегда был суженый. Только во время Святок можно было гадать в его присутствии.

Молодые женщины добровольно становились свахами. Старые женщины и няни ходили по домам и сзывали всех на Святки в один богатый дом, назначаемый сборным местом. При приглашении нянюшки приговаривали: «Если милости вашей не оскорбительно, просят пожаловать с братцем». Он всегда был в числе суженых. Ближе к вечеру появлялась бабка-позыватка, которая высматривала невест. Именно поэтому ее угощали и чествовали усерднее остальных. Эти бабки получали от девиц подарки, отдавая которые каждая повторяла: «Вот те, бабушка, возьми, не прогневайся, внучкам твоим зубки позабавить, а тебе на потешенье». Бабка, принимая подарок, должна была ответить: «Вестимо, мать моя, благодарствуем». Затем она уходила с поклонами.

Во всех местах приглашения получались по-разному: где-то за несколько дней, где-то в тот же вечер. Порой, на Святки съезжалось до ста человек званых гостей и гуляния растягивались на несколько дней, а девичьи посиделки могли превратиться в многодневный пир.

* * *
Кого боялись в святки, или Что такое «страшные вечера»?

Автор: Екатерина Елизарова
Источник: http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-12357/
© Shkolazhizni.ru
Кого боялись в святки, или Что такое «страшные вечера»?

Автор: Екатерина Елизарова
Источник: http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-12357/
© Shkolazhizni.ru

Кого боялись в святки, или Что такое «страшные вечера»?


Святки – это две недели праздников, которые начинаются с Рождества Христова и заканчиваются Крещением. 

Первая неделя, с Рождественского Сочельника, называется «святыми вечерами», а вторая, до 19 января – «страшными вечерами». 

По старославянским поверьям, в это время особенно сильна связь с загробным миром, в это время гадали, судили по приметам о погоде. Обо всех этих увлекательных, интересных, и порой, смешных, русских поверьях рассказывает книга замечательного русского историка и этнографа Ивана Петровича Сахарова «Сказания русского народа». 

«Святые вечера» получили свое название благодаря запрету работать в течение святок. В эту веселую неделю устраивались колядования, игры с ряжеными и гуляния. 

А вот в «страшные вечера» люди старались вообще не выходить из дома. Дело в том, что по представлениям русского народа, в дни, когда начинает прибавляться тепло и свет, нечистая сила особенно злится и творит пакости. К тому же, верили, что Господь выпускает из ада и рая души покойников, радуясь рождению Сына. Поэтому вторая неделя святок иногда называлась даже «бесовской», «поганой». 

Снизойдя на землю, души предков приходят в свои бывшие дома, к родственникам, а после Крещения снова возвращаются в загробный мир. По поверьям, если во время святочного ужина посмотреть из сеней в дом через дверную щель, можно увидеть последнего умершего родственника, который сидит за столом вместе с живыми. Не зря для пришедших духов готовили специальный хлеб, кутью, блины и оставляли все это на ночь.

Кстати, считалось, что именно из-за того, что души приходят в наш мир, святочные гадания верно показывают будущее.

Наши далекие предки считали, что во время «страшных вечеров» нельзя что-либо делать, не перекрестясь, даже выглядывать из окна. Ведь за дверью может скрываться лихоманка – худое, слепое, безрукое существо, которое напускает на вышедшего из дома простуду и прочие болезни. Лихоманка даже может проникнуть в дом, и тогда неприятностей на весь год хватит! Защититься от этой страшной нечисти помогала бабушка-повитуха, которая приходит на заре, моет притолок смесью из соли, золы и угля, и вытирает полотенцем. Мужчины, кстати сказать, не должны были присутствовать при этом обряде, т. к. при них могло ничего не получиться. 

Боялись наши предки и ведьм, которые возвращались с шабаша и могли задоить коров до смерти. Чтобы уберечься от беды, поселяне укрепляли над воротами скотного двора горящую свечу. 

Опасались жители деревень и так называемого огненного змея. Это злой дух, который летает по воздуху и светится красным огнем. Самое страшное то, что он может спуститься по печной трубе в дом и принять облик молодого красивого парня. Девушке, которая влюбится в него, придется очень тяжело: очарует он ее своими ухаживаниями так, что без него ей и жить-то не хочется. Но от огненного змея можно было избавиться – на загнетку насыпали снег, и нечистый погибал от него, когда снова опускался в дом по трубе. 

Только в темные святочные вечера могли появляться святочницы – уродливые существа, покрытые волосами, с огромными ногтями. Они обитают в нежилых помещениях и могут напасть на человека и изранить его своими длинными острыми ногтями. «Откупиться» от них можно только украшениями, это их слабость, противостоять которой святочницы не в силах.

В святочные вечера может встретиться и Бука, безобразное существо, которое пристает с хитрым вопросом. Если отгадал, злой дух исчезнет, а если нет, всю жизнь придется мучиться, думая над ответом.

Особенно опасными в «страшные вечера» становятся и лешие. Важно следить за речью, чтобы случайно не сказать: «Чтоб его леший унес!». Нечистая сила ждать себя не заставит и мигом исполнит в сердцах произнесенные слова, и потом уже нигде не найдешь невиноватого человека.

Не дремлют святочными ночами и привидения. Они могут завести человека на кладбище, в болото, беспокоят его своим воем и грохотом цепей, пугают, внезапно появившись из печи. Но встречаются среди привидений и добрые: они могут помочь найти клад и уберечься от козней злых духов. Если верить одной из старинных легенд, незримые привидения увели гадающих девушек от опасного места, позвав их материнскими голосами, а на «нехорошем» позже образовалась трясина.

В канун Крещения проводился обряд «проводов святок»: во дворе дома стреляли в небо, скакали на конях вдоль села и с криками били метлами по углам и заборам. По завершении обряда приговаривали: «Иди уже, колядка, с Богом, а через год снова приходи!». 


Веселых Вам святочных вечеров!
По материалам Википедии
psm 08/01/12 #01 02/10/13
#21 09/01/15
См. также по теме:

Комментариев нет:

Отправить комментарий