Кутья, (коливо, канун, сочиво)
варится из целых зёрен пшеницы (реже ячменя или других круп, последнее
время — из риса, или, как его называли, сарацинского пшена), политая
мёдом, медовой сытой, или сахаром иногда с добавлением изюма, орехов,
молока и даже варенья.
У восточных и западных славян кутью обязательно варят в кануны
Рождества, Нового года (в ночь с 13 на 14 января по григ. календарю) и Крещения, так что в Полесье сами
праздники-кануны называются Кутья, или Бедная кутья (перед Рождеством),
Богатая кутья (перед Новым годом), Голодная (Водяная) кутья (перед
Крещением), у русских кутейником называют Рождественский сочельник.
«На кутью» у восточных славян приглашали Мороза, диких зверей, у южных славян коливом угощали стихии, души умерших и духов болезней — чтобы задобрить их и обеспечить себе их благоволение и защиту.
«На кутью» у восточных славян приглашали Мороза, диких зверей, у южных славян коливом угощали стихии, души умерших и духов болезней — чтобы задобрить их и обеспечить себе их благоволение и защиту.
Также кутья благословляется в церкви и подаётся на стол в пятницу первой недели Великого поста в память чуда великомученика Феодора Тирона, который, явившись в этот день в 362 году во сне Константинопольскому архиепископу Евдоксию, предупредил об осквернении еды на рынках идоложертвенной кровью.
В разных губерниях кутья приготовлялась по-разному: из разваренного риса или ячменя с медом. В старину употреблялась пшеничная или ячменная кутья. Позже кутью (коливо) делали из вареного риса, облитого разведенным на воде медом, и сладких плодов (изюма).
Зерна служат символом воскресения: чтобы дать плод, они должны оказаться в земле и истлеть. Поэтому кутья ставилась на стол к Рождеству и Крещению, а также в день Пасхи.
Кутья готовится на поминках по умершему, а также в годовые поминальные праздники (Задушки, Задушницы, «Деды»). Кутью носят в церковь и на кладбище; едят сами и раздают соседям и нищим за помин души. Обычно кутью едят в начале трапезы или в конце её, оставляют на ночь на столе «для душ умерших».
По традиции с кутьи, а ее съедали три ложки, начинался поминальный обед.
Кутья обязательно освящается на панихиде в храме. Существует особый чин освящения кутьи. В крайнем случае, если нет возможности пойти в храм, следует самим окропить кутью святой водой.
Освящение кутьи имеет особый смысл. Зерна служат символом воскресения: чтобы дать плод, они должны оказаться в земле и истлеть. Так и тело умершего предается земле, чтобы истлеть и во время всеобщего воскресения восстать нетленным для будущей жизни. Мед (или изюм) знаменует духовную сладость благ вечной жизни в Царстве Небесном. Таким образом, кутья есть видимое выражение уверенности живых в бессмертии усопших, в воскресении их и блаженной, через Господа Иисуса Христа, вечной жизни.
Сочиво. Видеорецепт:
Приготовление кутьи
Традиционную кутью готовят из целых зерен пшеницы, которые моют и
замачивают на несколько часов (или на ночь), затем варят до готовности.
Поливают мёдом, медовой сытой (др.-русск. сыта - "вода, подслащенная
медом, сваренный мед"), или сахаром иногда с добавлением изюма, орехов,
мака, молока и даже варенья.
Мед предварительно можно развести в воде в пропорции , и в растворе
прокипятить зерна пшеницы, затем раствор слить. Если трудно достать
пшеницу, можно заменить ее перловкой. К кутье можно добавить слегка
обжаренную муку (одну-две ложки).
Обжаренная мука придает кутье особенный вкус.
Кутью из риса готовят так же. Но рис следует приготовить особо: 1 стакан риса залить кипятком (1,5 стакана), плотно накрыть кастрюлю крышкой и варить три минуты на сильном огне, шесть - на среднем, три на маленьком. Ещё 12 минут не открывать крышку, давая рису настояться на пару. Затем в рис добавляют разведенный мед либо сахар и изюм (промытый, ошпаренный и просушенный).
К кутье принято подавать в отдельном соуснике постное молоко, которое делается из мака, грецких или лесных орехов, или из их смеси, или из миндаля. Соответственно получается маковое, ореховое или миндальное молоко.
Рецепт 1
Можно кутью приготовить следующим образом. Зерна пшеницы вымыть, сварить обычную рассыпчатую постную жидкую кашу, охладить. Отдельно растереть мак до получения макового молочка, добавить мёд, всё перемешать и добавить к каше. Если каша густая, её можно разбавить кипячёной водой. В конце добавить толчёные ядра грецких орехов.
Можно кутью приготовить следующим образом. Зерна пшеницы вымыть, сварить обычную рассыпчатую постную жидкую кашу, охладить. Отдельно растереть мак до получения макового молочка, добавить мёд, всё перемешать и добавить к каше. Если каша густая, её можно разбавить кипячёной водой. В конце добавить толчёные ядра грецких орехов.
Рецепт 2
1 стакан очищенных зёрен пшеницы, 100 г мака, 100 г ядер грецких орехов, 1-3 столовые ложки мёда.
Рецепт 3
Варится пшеница на воде на медленном огне приблизительно 2 ч. Каша должна остыть. Тем временем залить мак крутым кипятком, чтоб запарился. Прокрутить его в кофемолке, или взять глиняную посуду и растереть деревянным пестиком, пока не появится белый сок. Добавить сахар, снова растереть. В остывшую пшеницу добавить мак, грецкие порезанные орехи, изюм, мед, халву, и кипяченую воду. Все хорошенько перемешать ложкой.
Рецепт 4
Необходимые продукты:
1 стакан риса или пшеницы, 1 стакан изюма без косточек, 100 г меда, сахар, соль по вкусу.
Рецепт приготовления:
Сварить рис в большом количестве подсоленной воды, откинуть на сито, промыть холодной водой. Выложить в глубокую емкость, добавить мед, сахар, тщательно перемешать. Изюм перебрать, промыть, положить в сито и обдать крутым кипятком. Смешать с рисом.
Разновидностью кутьи был канун (сыта). Канун (сыту) готовили из бобов с сахаром или наводили с медом крошеный на воде хлеб или пресные коржи, которые поливали сладкой сытой.
Комментариев нет:
Отправить комментарий