26 сентября 2017 г.

27 сентября — Здвиженье змей к матери своей


В сознании простого народа, незнакомого с историей религии, Воздвиженье, видимо, из-за созвучья однокоренных слов ассоциируется скорее с движением (сдвижением), нежели с воздвижением (возвышением). «Воздвиженье осень навстречу зиме двигает, тепло сдвигает, а холод надвигает», «Воздвиженье— хлеб с поля на гумно движется», «на Воздвиженье птица в отлет двинулась, а шуба за кафтаном потянулась».

«Кто на Воздвиженье постится, тому семь грехов простится». Чаще всего в этот день ели капусту и блюда из нее. «На Воздвиженье у доброго молодца капуста у крыльца»; «Смекай, баба, про капусту — Воздвиженье пришло», — говорили люди. За три дня до праздника кочаны было принято убирать с огорода, а далее в течение недели, а то и двух крестьянки занимались заготовкой капусты на зиму. Обычно это делали сообща — на капустных вечерках, которые сопровождались шутками и байками.


По общему мнению, Воздвиженье принадлежало к числу тех дней, когда не стоило начинать ни одного более или менее важного дела, так как все начатое в это время добром не кончалось, а прахом шло.

Однако именно на Воздвиженье ставили обетные церкви, часовенки или просто придорожные кресты в благодарность за избавление от напасти или морового поветрия. Вокруг деревень в этот день совершали крестные ходы или с иконами и молитвами обходили окрестные поля. А кроме того, на Воздвиженье во многих областях России начиналась одна из самых важных осенних работ — заготовка капусты на зиму. «Во Воздвиженье у доброго молодца — капуста у крыльца», так что «смекай, баба, про капусту — Воздвиженье пришло».

Но желающие могли отложить это хлопотное удовольствие на день-другой: «Капустные вечерки две недели просидели». Так что пожилые, обстоятельные хозяйки с началом капустных заготовок не спешили, находя дела поважнее. А вот девицы на выданье ни за что бы Воздвиженскую вечерку не пропустили. Ведь согласно поверью, если девушка, собираясь на праздник, семь раз прочтет особое заклятье, то понравившийся ей парень влюбится в нее без памяти. Поди попробуй против такого устоять: «Крепко мое слово, как железо! Воздвигни, батюшка Воздвиженьев день, в сердце добро молодца (имярек) любовь ко мне, девице красной (имярек), чтобы этой любви не было конца-веку, чтобы она в огне не горела, в воде не тонула, чтобы зима ее студеная не знобила! Крепко мое слово, как железо!»

Между прочим, число семь — величина не простая — магическая. Поэтому в этот день не только любовный заговор полагалось семь раз повторять, но и о душе нужно было позаботиться: «Кто в Воздвиженье постится, тому семь грехов простится, а кто не чтит Воздвиженье, на того семь грехов воздвигнется».

Да и вообще, как во время любых народных праздников, на Воздвиженье, конечно, тоже происходили всякие чудеса. Например, «синицы— придворные птицы летели с песней из лесов», а подвластное Лешим зверье, напротив, к лесу тянулось, собираясь видимо, на этом предзимнем «собрании» итоги года подвести.


А еще говорят, что на Воздвижение мерзнуть остается только та змея, которая человека укусила, а все остальные забираются под землю, чтобы зиму со своей змеиной матерью провести. И в том месте заветном будто бы легендарный Алатырь-камень зарыт. Бьют из-под него источники с живою водою, дающие всему миру пропитание и исцеление. А на камне этом сидит красна-девица Заря, не дающая свету погаснуть, земле уснуть, а нам забыться.
"Русский народный календарь" издательство "Метафора"  2004

Христианский праздник Воздвиженья честного и животворящего креста Господня, справляемый православной церковью 27 сентября, переосмыслился русской народной культурой в праздник "Сдвиженья" и оказался "посвященным" "гадам".




Согласно народным представлениям, "в день Воздвиженья все змеи, ужи и вообще все пресмыкающиеся "сдвигаются", т. е. сползаются в одно место, под землю, к своей матери, где и проводят всю зиму, вплоть до первого весеннего грома, который служит как бы сигналом, разрешающим гадине выползать из чрева матери-земли и жить на воле. Вот почему на праздник Воздвиженья, или, по крестьянскому выражению, "Сдвижения", мужики на весь день тщательно запирают ворота, двери и калитки из боязни, чтобы гады, ползущие к своей матери под землю, не заползли по ошибке на мужичий двор и не спрятались там под навозом или в соломе и нарах. Впрочем, крестьяне верят, что, начиная с Воздвижения, змеи не кусаются, так как каждая гадина, ужалившая в это время человека, будет строго наказана: всю осень, до первого снега и даже по снегу, будет ползать зря, не находя себе места, пока не убьют ее морозы или не проткнут мужичьи вилы" . В русских деревнях и сегодня пожилые люди воздерживаются ходить в лес 27 сентября: "Гад сдвигается... Будешь идтить, и оны прямо хапками, хапками. — И оны прямо вот дорогой идут".
Энциклопедия суеверий

Впрочем, далеко не весь простой народ представлял себе, в чем состоит истинный смысл и значение церковного праздника Воздвижения. В крестьянской среде этот праздник воспринимался, в первую очередь, как начало осени и связывался со всеобщим движением земли (ее обитателей, некоторых предметов) и сменой времен года; так, народные присловья, поговорки и т.п. об этом дне говорили: «Воздвиженье кафтан сдвинет, шубу надвинет» (или: «На Воздвиженье кафтан с шубой сдвинулся и шапка надвинулась»), «хлеб с поля на гумно сдвинулся» (примерно в это время оканчивалась уборка хлеба и начиналась молотьба), «земля с лета на зиму сдвинулась», и пр. Сам праздник Воздвижения в народе нередко именовался «Сдвижением».

По народным поверьям, на Воздвиженье птицы «сдвигаются» в отлет, направляясь на зимовку в Вырий. Змеи и вообще все «гады» в этот день также отправляются на зимовье: они выходят на открытые места или забираются на деревья, чтобы напоследок погреться на солнце, сплетаются в один большой клубок, а затем прячутся под землю, которая затем замыкается до Благовещения (или Юрьева дня, дня св. Руфа, 8.IV). В некоторых местах рассказывали, что все змеи на Воздвиженье сползаются в одно место, к своей матери, где и проводят всю зиму, вплоть до первого весеннего грома, который «открывает» землю и позволяет всем гадам выползти на белый свет. При этом считалось еще, что, помимо подземных пещер, змеи могут уйти и под воду, поэтому с этого дня купаться запрещалось.

Со всеми этими поверьями о змеях, уходящих на зимовку, связывалось немало народных обычаев. Так, например, на весь праздник Воздвижения хозяева тщательно запирали ворота, двери и калитки, опасаясь, что гады, ползущие к своей «матке» в чрево матери-земли, заползут, по ошибке, на двор и спрячутся там под навозной кучей или в соломе. Впрочем, быть укушенными в этот день крестьяне, как правило, не боялись, так как считалось, что змеи, начиная с Воздвижения, не кусаются, ибо за этот грех они будут строго наказаны: любую змею, ужалившую человека в это время, земля, по народному убеждению, не примет, и она будет обречена всю осень до первого снега и даже по снегу ползать, не находя себе места, пока ее не убьют морозы или не проткнут мужичьи вилы. По народному мнению, на Воздвиженье человека в лесу может подстерегать другая беда: так, во многих местах были известны рассказы о том, как человек, нарушивший запрет ходить в лес в этот праздник, провалился вместе со змеями под землю и остался в подземных вертепах до весны, пока земля вновь не «отворилась».

Запрет этот имел и еще одно основание. Так, согласно поверьям, на Воздвиженье под землю проваливаются не только гады, но и многие «нечистики», в первую очередь, лесные духи. Так, считалось, что в этот день лешие, перед тем, как провалиться сквозь землю, бесятся и сгоняют в одно место все подвластное им зверье, устраивая своеобразный смотр перед наступающей зимой; в некоторых русских областях Воздвиженье почиталось даже «особым днем для лешего» или «игрищем у медведей» (медведь в этот день залегает в берлогу). А так как лешие в этот день особенно злы, то могут, по народному мнению, навредить человеку, оказавшемуся в их владениях: в лучшем случае просто побьют его, а то и вовсе отправят на «тот свет». Все эти причины заставляли крестьян избегать леса в этот праздник; однако некоторые смельчаки все-таки отправлялись в лесные дебри, так как в некоторых местах считалось, что в этот день в лесу можно завладеть рожками змеиного царя, обладающими, по поверью, большой силой.

Воздвиженье во многих местах считалось пограничной датой для начала или окончания различных работ, например, сева озимых, уборки кукурузы, сбора фруктов, посадки деревьев и пр. В некоторых местах на Воздвиженье собирали и освящали в церкви различные растения, почитая их как целебные. С Воздвиженья начинали рубить капусту, причем нередко делали это сообща: так, например, во многих местах, особенно в Сибири, на «капустку», т.е. рубку капусты, женщины приглашали соседок, а те, являясь в дом, поздравляли хозяев с капустником, как с праздником. Капустник нередко служил поводом к вечеринкам: хозяева варили пиво и приготовляли ужин (главным блюдом которого был пирог, ср. поговорку: «У доброго мужика на Воздвиженьев день и пирог с капустой» ), обычно заканчивающийся песнями и плясками.

Вообще, капустники воспринимались в народе как небольшие хозяйственные празднества. Молодежь устраивала около Возвиженья особые вечеринки, посиделки, также именуемые «капустниками»: такие «капустенские вечера» длились обычно две недели, начиная с Воздвиженья. В некоторых же губерниях в честь «капустников» даже затевалось своеобразное колядование: девушки в своих лучших нарядах собирались где-нибудь и начинали с песнями ходить из дома в дом, получая повсюду какое-нибудь угощение, которое потом съедалось на посиделках.

К Воздвиженью приурочивались многочисленные обычаи, а также гадания о погоде и плодородии. Так, например, на Воздвиженье священник совершал обходы домов и полей с молитвой о будущем урожае; во многих местах вдобавок к этому устраивали еще крестный ход вокруг деревни, полагая, что этим село ограждается от всякого лиха на целый год. Предписываемый в день Воздвиженья пост соблюдался крестьянами ради защиты домашней скотины от медведей и волков. В некоторых местах, например, на Русском Севере, на Воздвиженье совершались и различные очистительные обряды, такие как обряд «прогона мух» и т.п.
Краткая энциклопедия славянской мифологии

Клубок змей на дереве:


1 комментарий: