26 сентября 2017 г.

27 сентября (14 сентября по ст.ст.) - Воздви́жение Честно́го и Животворя́щего Креста́ Госпо́дня. Третья встреча осени

Воздвижение Креста Господня
Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня
ВОЗДВИЖЕНЬЕ, Воздвижение
Вздвиженьев день
ЗДВИЖЕНЬЕ, задвиженье
Сдвижение, Сдвиженье
СТАВРОВДЕНЬ, Ставров день
ВЫРИЙ
Третья встреча Осени. Осенины. Третьи осенины
Воздвиженье – третья встреча осени

(первая – на Семён-день, вторая на Малую Пречистую)
Закрытие Сварги,«Закрыццё зямлі» (белорус.)
Первые зазимки
Капустницы

День постный

27 сентября православные празднуют Воздвижение Креста Господня — один из 12 главных праздников Православной Церкви.

В 326 году около горы Голгофы в Иерусалиме царице Елене Равноапостольной удалось найти Крест, на котором был распят Господь Иисус Христос, Гроб Господен, а также Лобное место — место распятия Спасителя.

Воздви́жение Честно́го и Животворя́щего Креста́ Госпо́дня (греч. ῾Η παγκόσμιος ὕψωσις τοῦ τιμίου καὶ ζωοποιοῦ Σταυροῦ — Всемирное воздвижение Честного и Животворящего Креста, лат. Exaltatio S. Crucis — Воздвижение св. Креста; в русском просторечии Здвиженье) — праздник, отмечаемый католической, православной и древневосточными церквями, принадлежит к числу двунадесятых. Установлен в память обретения Креста Господня, которое произошло, согласно церковному преданию, в 326 году в Иерусалиме около Голгофы — места Распятия Иисуса Христа. C VII века с этим днём стали соединять воспоминание о возвращении Животворящего Креста из Персии греческим императором Ираклием (629). Как при обретении, так и при прославлении Креста, возвращённого из Персии, предстоятель, чтобы дать возможность всем собравшимся на торжество видеть Святыню, воздвигал (то есть поднимал) Крест, обращая его ко всем сторонам света.

Празднуется Православной церковью 14 (27) сентября и Католической церковью 14 сентября по григорианскому календарю. Армянской Апостольской Церковью — в воскресенье, выпадающее в промежуток между 11 и 17 сентября (а также в понедельник, пятницу и субботу следующей недели).

Крест был найден приехавшей в Палестину матерью императора Константина Великого царицей Еленой и иерусалимским епископом Макарием (314—333). В результате раскопок была найдена пещера Гроба Господня, а неподалёку от неё были обнаружены три креста. Крест Иисуса Христа был определён тогда, когда больная женщина, на которую их поочерёдно возлагали, получила исцеление. По другому преданию, от соприкосновения с этим крестом воскрес умерший, которого несли по улице для погребения (отсюда и название Животворящий Крест).

Святая царица Елена ознаменовала места, связанные с земной жизнью Спасителя, основанием более 80 храмов, воздвигнутых в Вифлееме — месте Рождества Христова, на горе Елеонской, откуда Господь вознёсся на небо, в Гефсимании, где Спаситель молился перед Своими страданиями и где была погребена Божия Матерь после успения. В Константинополь святая Елена привезла с собой часть Животворящего Древа и гвозди. Равноапостольный император Константин повелел воздвигнуть в Иерусалиме величественный и обширный храм в честь Воскресения Христова, включавший в себя и Гроб Господень, и Голгофу. Храм строился около 10 лет. Святая Елена не дожила до освящения храма; она скончалась в 327. Храм был освящён 13 сентября 335. На следующий день, 14 сентября, установлено было праздновать

Воздвижение Честного и Животворящего Креста.

Возвращение Креста

В этот день вспоминается ещё одно событие, связанное с Крестом Господним, — его возвращение из Персии после 14-летнего плена обратно в Иерусалим. Персидский царь Хозрой II в войне против греков разбил греческое войско, разграбил Иерусалим и увёз в плен Животворящий Крест Господень и патриарха Захарию (609—633). Крест пробыл в Персии 14 лет и лишь при императоре Ираклии (610—641), который с помощью Божией победил Хозроя и заключил мир с его сыном, христианам была возвращена их святыня — Крест Господень. С великим торжеством Животворящий Крест был принесён в Иерусалим. Император Ираклий в царском венце и порфире понёс Крест Христов в храм Воскресения. Рядом с царём шёл Патриарх Захария. У ворот, которыми восходили на Голгофу, император внезапно остановился и не мог двинуться дальше. Святой Патриарх объяснил царю, что ему преграждает путь Ангел Господень, ибо Тот, Кто нёс на Голгофу Крест для искупления мира от грехов, совершил свой Крестный путь в уничижённом виде. Тогда Ираклий, сняв венец и порфиру, надел простую одежду и беспрепятственно внёс Крест Христов в храм.

В слове на Воздвижение Креста святой Андрей Критский говорит: «Крест воздвигается, и все верные стекаются, Крест воздвигается, и град торжествует, и народы совершают празднество».


Воздвиженьев день, Воздвиженье, Ставров день, Третьи осенины.
  • На Воздвиженье отмечается быстрое наступление холодов, окончание уборки, дальнейшее замирание жизни животных перед зимой. Множество поговорок основано на созвучии слов: воздвижение — движение: «Воздвижение — кафтан с шубой сдвинулся». «Воздвижение — кафтан с плеч сдвинет, тулуп надвинет». Третья встреча осени. «Воздвижение тепло сдвигает, а холод надвигает». «Воздвижение осень зиме навстречу двигает». На Воздвижение птица в отлёт двинулась. «Двинулись над Русью птиц вереницы». «На Воздвижение змеи сползаются в кучи, по оврагам, и прячутся в земле». «Около Воздвижения змеи цепенеют, перед зимней спячкой». «На Воздвижение ни змей, ни гад по земле сырой не движется». «На Воздвижение зазимки — мужику не беда».
  • В эту пору начинается одна из самых важных осенних работ у деревенских баб — рубка капусты и заготовка её на зиму. Этим работам посвящено немало поговорок: «Воздвижение — капустница, капусту рубить пора». «На Воздвижение первая барыня — капуста». «Смекай, баба про капусту — Воздвижение пришло…» «И плохая баба о Воздвижение — капустница». «То и рубить капусту, что со Воздвижения». «Во Воздвижение у доброго молодца — капуста у крыльца». «У доброго мужика на Воздвиженьев день и пирог с капустой».
  • Начинались девичьи вечеринки-капустники, капустницы, капустинские вечера. Рубка капусты — не простая работа, а целый обряд, и совершалась она с разными песнями, сопровождалась угощением по вечерам. «Капустинские вечеринки — на две недели».

  • У доброго мужика на Воздвижение пирог с капустой. И в закрома, и в сусеки, и в ясли коровьи крестьяне клали кресты, вырезанные из дерева, а то и просто ветки рябины крест-накрест. В старину на дверной притолоке, на воротах амбарных выжигали кресты, чтобы оберечь свой дом, скотину и собранный урожай от бед.
Праздник Воздвижения посвящен кресту Христову. Если Рождество Богоматери церковь называет преддверием тайны воплощения, то крест должен возвещать людям об искупительной жертве Христа. Поэтому Воздвижение также стоит в начале церковного года.

Знак креста с глубокой древности во многих религиях был символом вечной жизни. Но после Голгофы абстрактный иероглиф стал реальным знамением спасения.

Быстро по миру разнеслась весть о «безумии креста». Иудеи требовали знамений, эллины — доказательств, римляне — неопровержимых фактов… Но в ответ слышали только: «Мы проповедуем Христа распятого… »

Уже во II веке христиане стали осенять себя крестным знамением. Еще раньше в церкви появились первые изображения креста, предшествующие распятиям.

Из всех типов распятий самым величественным считается византийское. Христос изображен на нем со склоненной головой, закрытыми глазами… Но руки его не безжизненны: они раскрыты, словно объятия.

Напомним, что Христа распяли не на кресте, а на перекладине в виде буквы Т. Но это считалось позорной казнью, так расправлялись с особо опасными преступниками.

А крест — символ жизни, видимо, был связан с именем богочеловека, и спустя несколько веков превратился в знак Воскресения, в знак торжества над смертью.

Праздник Воздвижения стал отмечаться в IV веке при Константине Великом.

Согласно легенде, Константину Великому во время войны с Максентием явилось чудное знамение. Днем на подходе к Риму он увидел, как на солнце появился крест со словами: «Сим побеждай?-. Константин и воины сначала испугались (крест считался у римлян самым позорным орудием казни). Но в эту же ночь Константину явился сам Иисус Христос и, повелев ему устроить полковое знамя с изображением креста, обещал победу над врагами.

Константин исполнил просьбу и, победив Максентия, вошел в Рим. Тогда он приказал сделать воинские хоругви с крестом и еще больше прежнего стал покровительствовать христианам. А потом и сам решил принять христианство.

Святая Елена очень хотела найти тот крест, на котором был распят Спаситель. Для этого она отправилась в Иерусалим. Наконец один престарелый еврей поведал царице, где была Голгофа, но на месте распятия Христа было воздвигнуто идольское капище. Голгофа с первых лет существования церкви привлекала христианских паломников, но в начале II века император Адриан решил уничтожить все следы неугодных ему религий. Он полностью перестроил Иерусалим, назвав его Элией, снес Голгофский холм, засыпал пещеру Святого гроба и соорудил на этом месте храм Венеры.

Когда по просьбе святой Елены было разрушено капище, под ним в земле нашли три креста. Трудно было определить, который из них крест Господень. Только чудеса, сотворенные одним из этих крестов — исцеление больной женщины и воскрешение умершего, — указали на крест Спасителя. Люди, бывшие свидетелями этих чудес, стали просить патриарха поднять крест, чтобы каждый мог его видеть. Патриарх выбрал высокое место и воздвиг крест Иисуса Христа. А на месте, где был найден крест, Елена соорудила церковь во имя Воскресения Господа, и в ней был поставлен крест Спасителя. Крест оставался в храме до VII века; во время войны персов с греками его увезли в Персию и возвратили только через четырнадцать лет греческому императору Ираклию. Император с духовенством и народом встретил честный крест в Константинополе и возвратил его в Иерусалим.

Возвращение Креста Господня празднуется в один день с его воздвижением — 27 сентября.

Накануне праздника во время всенощной священник выносит изображение креста на середину храма. В соборных церквах крест «воздвигают» на четыре стороны света при пении «Господи помилуй».

В день Воздвижения христиане соблюдают строгий пост.

По народному календарю. Многие крестьяне не знали о происхождении праздника Воздвижения. По мнению орловцев, тамбовцев и владимирцев, в день Воздвижения все змеи, ужи и вообще все пресмыкающиеся «сдвигаются», то есть сползаются в одно место, под землю, к своей матери, где и проводят всю зиму, вплоть до первого весеннего грома.


На праздник Воздвижения мужики на весь день тщательно запирали ворота, двери и калитки — из боязни, чтобы гады, ползущие к своей матери под землю, не заползли по ошибке на мужичий двор и не спрятались там под навозом или в соломе и нарах. Впрочем, крестьяне говорили, начиная с Воздвижения змеи не кусаются, так как каждая гадина, ужалившая в это время человека, будет строго наказана: всю осень, до первого снега и даже по снегу, будет ползать, пока не убьют ее морозы или не проткнут мужичьи вилы.

В других местах слово «Воздвижение» трактовали несколько иначе: говорили, что в этот день хлеб с поля на гумно «сдвинулся», так как к половине сентября обычно заканчивается уборка хлеба и начинается молотьба. Говорили еще, что Воздвижение «сдвинет зипун, надвинет шубу» или что на Воздвижение кафтан с шубой сдвинулся и шапка надвинулась.

Крестьяне также повсюду верили, что день Воздвижения принадлежит к числу тех, в которые нельзя начинать никакого важного и значительного дела, так как все, начатое в этот день, или окончится полной неудачей, или будет безуспешно и бесполезно.

С Воздвижения начинали рубить капусту. Устраивали капустные вечера, или капустники.

В народе о празднике говорили: «На Воздвиженье хлеб с поля двинули*, «Воздвиженье кафтан с плеч сдвинет, тулуп подвинет», «На Воздвиженье птица в отлет двинулась, медведь ложится в берлогу».

По народному поверью, лешие вместе с оборотнями и прочей нечистью считают день Воздвижения каким-то своим днем. Лешие, например, сгоняют в этот день в одно место все подвластное им зверье, как бы делая ему смотр перед наступающей зимой. Поэтому в день Воздвижения ни под каким предлогом нельзя ходить в лес, так как оборотни, и особенно лешие, бывают в это время крайне бесцеремонны и в лучшем случае могут только побить, а то и просто отправить мужика на тот свет.

Леший

Лешие умеют и хохотать, и аукаться, свистать и плакать по-людски, и если становятся бессловесными, то только при встрече с настоящими живыми людьми.

Лешие не столько вредят людям, сколько, подобно домовым, проказничают и шутят. Они «обходят»- человека, углубившегося в чащу, заводят в такое место, из которого никак не выбраться, либо напускают в глаза такого тумана, что совсем собьют с толку.

Однако леший все-таки не ведет людей на прямую погибель. От проказ лешего легко можно отделаться молитвой и крестным знамением, а также при помощи других приемов. Заблудившемуся стоит только присесть на первой колоде, снять с себя и выворотить наизнанку платье и таким образом надеть на себя. Обязательно при этом надо надеть левый лапоть на правую ногу или правую рукавицу на левую руку. Если же в беду попали двое или трое, то им всем нужно обменяться одеждой. Можно выбраться из беды, проговорив любимую поговорку лешего: «Шел, нашел, потерял».

Существует один такой заповедный день в году, когда лешие бесятся, и знающие крестьяне в этот день (4 октября) в лес не ходили.

На Ерофея-мученика лешие пропадают или замирают. Перед этим они учиняют неистовые драки, ломают с треском деревья, гоняют зверей и потом проваливаются сквозь землю, чтобы явиться на ней весной.


Согласно народным представлениям, "в день Воздвиженья все змеи, ужи и вообще все пресмыкающиеся "сдвигаются", т. е. сползаются в одно место, под землю, к своей матери, где и проводят всю зиму, вплоть до первого весеннего грома, который служит как бы сигналом, разрешающим гадине выползать из чрева матери-земли и жить на воле. Вот почему на праздник Воздвиженья, или, по крестьянскому выражению, "Сдвижения", мужики на весь день тщательно запирают ворота, двери и калитки из боязни, чтобы гады, ползущие к своей матери под землю, не заползли по ошибке на мужичий двор и не спрятались там под навозом или в соломе и нарах. Впрочем, крестьяне верят, что, начиная с Воздвижения, змеи не кусаются, так как каждая гадина, ужалившая в это время человека, будет строго наказана: всю осень, до первого снега и даже по снегу, будет ползать зря, не находя себе места, пока не убьют ее морозы или не проткнут мужичьи вилы" . В русских деревнях и сегодня пожилые люди воздерживаются ходить в лес 27 сентября: "Гад сдвигается... Будешь идтить, и оны прямо хапками, хапками. — И оны прямо вот дорогой идут".
Краткая энциклопедия славянской мифологии

ВОЗДВИЖЕНЬЕ — праздник Воздвижения Креста Господня (14/27.IX), один из двунадесятых церковных праздников. Согласно легенде, после распятия Христа римские императоры-язычники пытались полностью уничтожить само воспоминание о священных местах, связанных со смертью и воскрешением Господа; для этого один из этих императоров, Адриан, приказал даже засыпать Голгофу и Гроб Господень землей, а на искусственном холме поставить капище языческих богов. Однако, несмотря на это, через 300 лет великие христианские святыни были снова обретены христианами и открыты для поклонения. Произошло это при императоре Константине Великом, прекратившем гонения на христиан. Увидав на небе знамение Божие — Крест с надписью «Сим победиши», Константин задался целью отыскать Крест, на котором был распят Иисус, и с этой целью направил в Иерусалим свою мать, царицу Елену. Один старый еврей открыл ей, что Крест спрятан под языческим капищем; капище разрушили и обнаружили под ним Гроб Господень, а неподалеку от него — три креста, дощечку с надписью, сделанной по приказу Пилата, и четыре гвоздя, пронзившие некогда тело Господа. Чтобы узнать, на каком из трех крестов был распят Спаситель, патриарх Макарий поочередно возложил каждый из найденных крестов на покойника, и когда был возложен Крест Господень, мертвец ожил. Елена привезла в Константинополь Животворящее Древо и гвозди, а Константин повелел воздвигнуть в Иерусалиме храм в честь Воскресения Христова, включавший в себя Гроб Господень и Голгофу. Храм был освящен 26 (13) сентября 335 года, а на следующий день установлено было празднование Воздвижения Честного и Животворящего Креста. На Руси верили, что в этот день, как и на Пасху, солнце, радуясь знаменательному событию, «сдвигается», т.е. играет, переливается всеми цветами радуги.

Впрочем, далеко не весь простой народ представлял себе, в чем состоит истинный смысл и значение церковного праздника Воздвижения. В крестьянской среде этот праздник воспринимался, в первую очередь, как начало осени и связывался со всеобщим движением земли (ее обитателей, некоторых предметов) и сменой времен года; так, народные присловья, поговорки и т.п. об этом дне говорили: «Воздвиженье кафтан сдвинет, шубу надвинет» (или: «На Воздвиженье кафтан с шубой сдвинулся и шапка надвинулась»), «хлеб с поля на гумно сдвинулся» (примерно в это время оканчивалась уборка хлеба и начиналась молотьба), «земля с лета на зиму сдвинулась», и пр. Сам праздник Воздвижения в народе нередко именовался «Сдвижением».

По народным поверьям, на Воздвиженье птицы «сдвигаются» в отлет, направляясь на зимовку в Вырий. Змеи и вообще все «гады» в этот день также отправляются на зимовье: они выходят на открытые места или забираются на деревья, чтобы напоследок погреться на солнце, сплетаются в один большой клубок, а затем прячутся под землю, которая затем замыкается до Благовещения (или Юрьева дня, дня св. Руфа, 8.IV). В некоторых местах рассказывали, что все змеи на Воздвиженье сползаются в одно место, к своей матери, где и проводят всю зиму, вплоть до первого весеннего грома, который «открывает» землю и позволяет всем гадам выползти на белый свет. При этом считалось еще, что, помимо подземных пещер, змеи могут уйти и под воду, поэтому с этого дня купаться запрещалось.

Со всеми этими поверьями о змеях, уходящих на зимовку, связывалось немало народных обычаев. Так, например, на весь праздник Воздвижения хозяева тщательно запирали ворота, двери и калитки, опасаясь, что гады, ползущие к своей «матке» в чрево матери-земли, заползут, по ошибке, на двор и спрячутся там под навозной кучей или в соломе. Впрочем, быть укушенными в этот день крестьяне, как правило, не боялись, так как считалось, что змеи, начиная с Воздвижения, не кусаются, ибо за этот грех они будут строго наказаны: любую змею, ужалившую человека в это время, земля, по народному убеждению, не примет, и она будет обречена всю осень до первого снега и даже по снегу ползать, не находя себе места, пока ее не убьют морозы или не проткнут мужичьи вилы. По народному мнению, на Воздвиженье человека в лесу может подстерегать другая беда: так, во многих местах были известны рассказы о том, как человек, нарушивший запрет ходить в лес в этот праздник, провалился вместе со змеями под землю и остался в подземных вертепах до весны, пока земля вновь не «отворилась».

Запрет этот имел и еще одно основание. Так, согласно поверьям, на Воздвиженье под землю проваливаются не только гады, но и многие «нечистики», в первую очередь, лесные духи. Так, считалось, что в этот день лешие, перед тем, как провалиться сквозь землю, бесятся и сгоняют в одно место все подвластное им зверье, устраивая своеобразный смотр перед наступающей зимой; в некоторых русских областях Воздвиженье почиталось даже «особым днем для лешего» или «игрищем у медведей» (медведь в этот день залегает в берлогу). А так как лешие в этот день особенно злы, то могут, по народному мнению, навредить человеку, оказавшемуся в их владениях: в лучшем случае просто побьют его, а то и вовсе отправят на «тот свет». Все эти причины заставляли крестьян избегать леса в этот праздник; однако некоторые смельчаки все-таки отправлялись в лесные дебри, так как в некоторых местах считалось, что в этот день в лесу можно завладеть рожками змеиного царя, обладающими, по поверью, большой силой.

Воздвиженье во многих местах считалось пограничной датой для начала или окончания различных работ, например, сева озимых, уборки кукурузы, сбора фруктов, посадки деревьев и пр. В некоторых местах на Воздвиженье собирали и освящали в церкви различные растения, почитая их как целебные. С Воздвиженья начинали рубить капусту, причем нередко делали это сообща: так, например, во многих местах, особенно в Сибири, на «капустку», т.е. рубку капусты, женщины приглашали соседок, а те, являясь в дом, поздравляли хозяев с капустником, как с праздником. Капустник нередко служил поводом к вечеринкам: хозяева варили пиво и приготовляли ужин (главным блюдом которого был пирог, ср. поговорку: «У доброго мужика на Воздвиженьев день и пирог с капустой» ), обычно заканчивающийся песнями и плясками.

Вообще, капустники воспринимались в народе как небольшие хозяйственные празднества. Молодежь устраивала около Возвиженья особые вечеринки, посиделки, также именуемые «капустниками»: такие «капустенские вечера» длились обычно две недели, начиная с Воздвиженья. В некоторых же губерниях в честь «капустников» даже затевалось своеобразное колядование: девушки в своих лучших нарядах собирались где-нибудь и начинали с песнями ходить из дома в дом, получая повсюду какое-нибудь угощение, которое потом съедалось на посиделках.

К Воздвиженью приурочивались многочисленные обычаи, а также гадания о погоде и плодородии. Так, например, на Воздвиженье священник совершал обходы домов и полей с молитвой о будущем урожае; во многих местах вдобавок к этому устраивали еще крестный ход вокруг деревни, полагая, что этим село ограждается от всякого лиха на целый год. Предписываемый в день Воздвиженья пост соблюдался крестьянами ради защиты домашней скотины от медведей и волков. В некоторых местах, например, на Русском Севере, на Воздвиженье совершались и различные очистительные обряды, такие как обряд «прогона мух» и т.п.
Энциклопедия суеверий: sueverija.narod.ru
* * *

Отмечается быстрое наступление холодов, окончание уборки, дальнейшее замирание жизни животных перед зимой.
Множество поговорок основано на созвучии слов: воздвижение - движение.
Эти названия по-своему толковались крестьянами:
«Пришло Сдвижение — кафтан с шубой сдвинулся»,
"Воздвижение - кафтан с шубой сдвинулся".
«Хлеб с поля сдвинулся», тем самым говоря, что приближается зима, а лето и осень «сдвигаются».

В этот день наступали первые заморозки  -   осень к зиме все быстрее идет.

Третья встреча осени
Говорили:
· Со Воздвиженья осень к зиме все быстрее движется.
Воздвиженье осень навстречу зиме двигает.
• Воздвиженье осень к зиме двигает.
"Воздвиженье тепло сдвигает, а холод надвигает",
"Воздвиженье кафтан с плеч сдвинет, тулуп надвинет",
· Воздвиженье кафтан сымет, а шубу наденет.
• Воздвиженье кафтан снимет, шубу наденет.
"Пришло Здвиженье — кафтан с шубой сдвинулись и шапка надвинулась",
"Шуба за кафтаном тянется",
Воздвиженье задвинет зипун, подвинет шубу.
Подмечали:
Теплый и сухой сентябрь обещает позднюю зиму.
Холодный сентябрь - в марте сойдет снег.
В Здвиженье сивер, так летом тёпло будет.
Если в этот день дует северный ветер - лето будет теплое.
«Узвижанье лето замыкает, ключ сизая галочка за море понесла» (белорус.).
Ключи от лета – у сизой галочки, и она, отлетая в тёплые края, замыкает его и забирает с собой ключи (белорус).
Зима «со бела гнезда сымается, к русскому мужику в гости собирается, – сем-ка (говорит) я, зима-зимская, на Святой Руси погощу, серого мужика навещу, хлебальных пирогов поем, пива поотведаю, свадьбы сыграю-отпраздную!».

На празднике Воздвижения, по народному замечанию,  гады /змеи и насекомые/ уходят в какие-то неведомые, теплые страны, что бывает также с разными птицами, особенно ласточками.
Блаженная страна  эта у наших предков называлась обыкновенно Ирьем или вырьем /вырием,вирием/,  находилась на теплом море, на западе или юго-западе земли.
Море в народном сознании связано со смертью.
С ней же связано и понятие запада, где каждый вечер садится, умирает солнце.
Следовательно, волшебная страна Ирий не что иное, как пришедшее со времен язычества представление о рае.
О ней упоминает Владимир Мономах в своем Поучении, говоря, что «птицы небесные из ирья идут».
На Воздвижение птица в отлет двинулась.

Птицы улетают в тёплые края.
"На Воздвижение — последний воз с поля сдвинулся, а птицы в отлет пошли".
"Двинулись над Русью птиц вереницы".
Славяне верили, что они прилетают в верхний мир, где живут души умерших – в Ирий. «Первой улетает в обетованную страну и последнею возвращается оттуда – кукушка, которая поэтому и зовётся ключницей Вирая».
Люди обращаются к улетающим птицам с просьбой принести весточку от живых к умершим.
Были и приметы.
Если птицы улетают дружно - к суровой зиме.
Высоко летят гуси в Воздвиженье — к высокому половодью, низко — к малому /мелкому/.

Медведь залегает в берлогу, прячутся по норам зверюшки,  змеи — в нору, в спячку впадают, и "На Воздвижение ни змеи и никакой гад по земле не движется".

-
На Воздвиженье в лес ходить нельзя, так как тогда ужи в вирий идут.
"На Воздвижение змеи сползаются в кучи, по оврагам, и прячутся в земле".
В Здвиженью пору гадюки и ужи прячются в нору (белорус.).
Змеи, сбившись клубками, под трухлявые пни попрятались, в спячку впадают.
"Около Воздвижения змеи цепенеют, перед зимней спячкой".
По народному замечанию, на праздник Воздвиженья гады и другие пресмыкающиеся животные сползаются в одно место, под землю, к своей матери.
И там им является легендарный Алатырь-камень — отец всем камням, который они лижут до тех пор, пока не излижут весь.
Под землей и проводят всю зиму, вплоть до первого весеннего грома, который служит как бы сигналом, разрешающим гадине выползать из чрева матери-земли и жить на воле.
· На Воздвиженье змеи и гады прячутся по домам, поэтому все двери надо держать закрытыми, чтобы они случайно не попали в дом.
На Воздвиженье, если змея ужалит кого-либо, то ей не уползти, так как в наказание она остается мерзнуть в зимнюю стужу ,в холодные дни.

Легенда
Однажды – это было осенью, в то самое время, когда змеи уходят спать в землю – лежал в поле овчар и смотрел на ближнюю гору. Он увидел чудо: множество змей ползло со всех сторон к каменной горе; приближаясь к ней, каждая змея брала на язык травку, которая тут же росла, и прикасалась ею к твердой скале; скала открывалась, и змеи одна за другою исчезали в её вертепах. «Надо посмотреть, что это за трава и куда ползут змеи!» – подумал овчар; трава была ему неведомая. Как только он сорвал её и дотронулся до скалы – она тотчас же раскрылась перед ним. (Очевидно, здесь идет речь о чудесной разрыв-траве, т. е. о молнии, разверзающей облачные горы; овчар же – не кто иной, как сам Перун, пастырь небесных стад – облаков-барашков.) Он вошёл в отверстие и очутился в пещере, стены которой блистали серебром и золотом. Посреди пещеры стоял золотой стол, а на нём лежала огромная, старая змея. Вокруг стола лежали другие змеи. Все они спали так крепко, что ни одна не пошевелилась, когда вошёл овчар. Долго осматривал он пещеру; наконец, опомнившись, хотел отправиться назад, но это нелегко было сделать; скала в ту же минуту сомкнулась за ним, как только он вступил в её недра. Овчар не знал, как и где найти ему выход, и сказал сам себе: «если нельзя отсюда выйти, так стану я спать!» Лёг наземь и уснул. Сильный шум и шипение разбудили его; раскрывши глаза, он увидел множество змей, которые лизали золотой стол и спрашивали: «не пора ли?» Старая змея медленно подняла голову и отвечала: «пора!» Потом вытянулась от головы до хвоста, как гибкий прут, спустиласьсо стола на землю и направилась к выходу пещеры; все змеи поползли за нею. Старая змея прикоснулась к каменной стене – и скала немедленно отомкнулась; вышли змеи, вышел за ними и пастух, но каково было его удивление! Вместо осени уже была весна, природа одевалась в новую зелень, и жаворонки оглашали воздух сладкозвучными песнями. [Афанасьев А. Н.]


«Лешие вместе с оборотнями и прочей нежитью считают день Воздвиженья каким-то срочным для себя днём.
Нельзя в этот день ходить в лес, потому что там медведь себе берлогу устраивает, а леший проводит смотр своему лесному царству, и негоже им мешать.
Сгоняют якобы Лешие в этот день в одно место  всё подвластное им зверьё, как бы делая ему смотр перед наступающей зимою».
В лес по этой причине, на Здвиженье ходить нельзя.

Леший (лесовой) 
— персонаж русской демонологии, наводит страх на людей самыми разным способами: путает: хохочет, кричит птицей, поет песни и проч.
От его крика не бывает эха.
Он даже иногда сводит людей с ума.
Особенно начинает выть леший перед несчастьем, а больше перед покойником — утопленником или удавленником.
Лешие могут принимать различные виды.
Произошли они, как рассказывается в быличках, от бесов.
Лешие могут обернуться человеком или птицей.
Русский народ считал, что леший в своей «обычной» жизни выгляди как человек, но только поросший густой шерстью и с длиннющими волосами.
Однако было и другое представление о царе леса: якобы сверху до половины тела стан они имеют человеческий, а вторая половина туловища у них — козлиная. И еще они «украшены» козьими рогами, ушами и бородой.
Лешие живут в каждом лесу и переходят с места на место, сбивая с пути прохожих и проезжих.
Народ считает нечистыми те места, где черти часто путают людей или где были прежде совершены убийства, или последовала скоропостижная смерть человека.
Когда собьются с пути, некоторые, чтобы найти дорогу, снимают с себя всю одежду, перетрясут ее с молитвой и вновь одевают.
Кто перейдет следы лешего и вообще нечистых духов, как человек, так и скот, тут же тяжело заболевает, а также заболевает и тот человек, и скот, которого опахнет нечистым духом от черта или лешего.
У леших нет жен и детей, они крадут девушек себе в жены и детей до их крещения.
--
Кроме леших важен был этот день и для овинника  
- духа, живущего в овине и принимающего облик хозяина дома.
В Воздвижение отмечались "овинные именины".
Овин "отдыхал" - его не разрешалось топить; не работали и молотильщики.
Если овин был уже "насажен", т.е. в него были уложены все снопы, то хозяин делал вид, что "рассаживает" овин, вынимая два верхних снопа (московск.).
В этот день хозяйка расстилала на "садиле" - овинном окне - вышитое полотенце и оставляла на ночь угощение овину и "овинному хозяину".
--
Подвинулся белый свет, уступил сумеркам.

Но гонит тьму Божий Крест.
В старинных летописях 27 сентября называли «ставров день» (от stauros – крест).
А простые люди старались связать с этим днем некоторые особенности своего быта.
И в закрома, и в сусеки, и корове в ясли кладут крестьяне кресты, вырезанные из дерева, а то и просто ветки рябины крест-накрест.
В старину на дверной притолоке, на воротах амбарных выжигали крестьяне кресты.
Чтобы охранить и свой дом, и скотину, и собранный урожай от бед.
-

Деревенский пейзаж. автор - nat-volga
--
Заканчивается уборка урожая.
В это время — последняя копна с поля:
"Хлеб с поля двинулся",
Воздвиженье - последняя копна с поля двинулась.
· На дворе Воздвиженье: последняя копна с поля движется, последний воз на гумно торопится!
· Воздвиженье — последний воз сдвинулся с поля, а птица — в отлет!
На Вздвиженье гад и змея не движется, а хлеб с поля сдвинется.
"Гад и змея не движется, а хлеб с поля сдвигается",
«Гад и змея не движется, а хлеб с поля сдвижется», отсюда и название Сдвижение - урожай должен быть «сдвинут» в амбар.
Здвиженье - хлеб с поля на гумно движется.
· Заканчивается бабье лето.

Первые зазимки.
"На Воздвижение зазимки - мужику не беда".
"Воздвиженские зазимки — мужику не беда"
Воздвиженские зазимки не беда, что-то скажет Покров-батюшка.
• Воздвиженье с зазимками не беда, что-то скажет Покров-батюшка (14 октября).
Копают поздний картофель
За три дня до Воздвижения капуста убиралась со всех огородов.
И с этого времени объединившиеся в «помочи» крестьянки уже не расходились до полной «приборки» капусты.
В эту пору начинается одна из самых важных осенних работ у деревенских баб - рубка капусты и заготовка ее на зиму.
--
· В этот день нельзя начинать никакого важного дела, так как все начатое на Воздвиженье будет или неудачно или бесполезно — все прахом пойдет.

Комментариев нет:

Отправить комментарий