18 января 2018 г.

18 января ( 05 января ст.стиля). Крещенский вечер. Канун Богоявления

Канун Крещения называется сочельником — крещенским сочельником, или вторым сочельником. Завтра заканчиваются святки.

По народному календарю. В некоторых местах крещенский сочельник называли еще свечками. Во время вечерней службы женщины ставили к сосуду, в котором освящалась вода, перевязанные нитками и лентами свечи, а по освящении воды брали их домой и хранили у образов. Если кто-то из семьи тяжело заболевал, такую свечу зажигали и давали в руки больному, а умершему — укрепляли в руках. Крещенские свечи зажигали перед иконами во время родов для благополучного исхода.


Пчеловоды ставят одну свечу к кресту и три к сосуду с водой, причем, когда зажигают сии последние, стараются как можно больше накапать воску в воду и поставить свечи так, чтоб они отекали и капли воску упадали в воду. По освящении воды они стараются прежде всех зачерпнуть ее в сосуд, чтобы поймать поболе воску, плавающего на поверхности. Пришедши домой, тотчас отправляются в омшаник, кропят святой водой летки ульев и оставляют ее там в сосуде до выставки пчел на пасеку».

В этот день соблюдался однодневный строгий пост. За праздничный стол садились после возвращения из церкви с крещенской святой водой и разговлялись кутьей из риса, меда и изюма. В этот день постились и ели сочиво, т.е. постную кашу, овощные блины, медовые оладьи, пекли сочни с ягодами. Из риса, меда и изюма готовилась кутья. А вообще в пищу пригодно все овощное, каши, чай, компот, хлеб. Но все очень скромно.

Праздник получил название Богоявления (греч. Эпифания, Теофания), потому что во время Крещения Иисуса Христа произошло особое явление всех трех лиц Божества: Бог Отец с небес свидетельствовал о крещаемом Сыне и Дух Святой в виде голубя сошел на Иисуса, подтверждая таким образом Слово Отца.

Канун Богоявления считался одним из главных дней для святочных гаданий. По традиции накануне большого зимнего праздника крестьяне выполняли ряд действ, способствующих будущему урожаю, здоровью, благополучию.

Крещенский снег собирали для беления холстов, а также от различных недугов. Хорош он для умывания, поэтому воду из него старались хранить долго.
Собирали снег для бани: баня все исправит, снеговая баня красоты прибавит.

В крещенский сочельник «старухи убирают снег со стогов с полной уверенностью, что только он может выбелить всю холстину, бросают его в колодезь в том глубоком убеждении, что только от него может быть спорина и подспорье, хотя бы во все лето не было ни одной капли дождя. Этим же снегом исцеляют разные немощи».

Считалось, что речная вода в канун Крещения получает особую силу. Существовало обыкновение ходить в полночь на Крещение за водой на реку.

По народному представлению, в ночь с 5 иа 6 января в реке купается сам Иисус Христос — поэтому во всех речках и озерах вода «колышется». Чтобы заметить это явление, необходимо было прийти в самую полночь на реку и ждать у проруби, пока «пройдет волна» (признак, что Христос погрузился в воду). Поэтому считалось большим грехом до истечения недели мыть белье в той реке, на которой происходило крещенское водоосвящение. Нарушители этого завета именовались приспешниками и помощниками черта.

Зачерпнув в реке воду, приносили ее домой и сохраняли: считалось, что эта вода может стоять несколько лет в закрытом сосуде, не портясь.
Считается, что святая вода не портится, поэтому тавить в холодильник её не надо. Православные хранят её в Красном углу, рядом с иконами. Кроме того, капля святыни море освящает. Можно взять обыкновенную, неосвященную воду и добавить туда капельку крещенской, она вся и освятится.

Категорически возбраняется, забирая святую воду или принимая её, ссориться ругаться, допускать неблагочестивые поступки или мысли. От этого святая вода теряет святость, а зачастую попросту разливается.

«Крестили» снежком или мелком двери, окна, сараи, конюшни. амбары. В коми-пермяцких деревнях женщины из лучины делали крестики и повсюду их развешивали. По поверью, в крещенский сочельник нечистая сила, боясь предстоящего освящения, выходит из воды и поселяется там, где живут «нехристи». Поставленные же крестики не позволяют разной нечисти проникнуть ни в дом, ни во двор.

К концу вечерни этого дня было приурочено первое освящение воды.

Известно, что совершалось два освящения воды: одно накануне Крещения — внутри храмов, другое — в самый день Крещения — на ближайшей реке или озере.

На Тамбовщине в крещенский сочельник ели блины, «чтоб в этот год был хороший урожай хлеба».

В Острогожском уезде Воронежской губ. ставили на покути на сено кутью. «Когда садятся за стол, то старший садится на пороге в разодранном полушубке и шапке и квохчет, чтобы квочки садились хорошо и цыплята были хохлатые и чубатые».

Под Крещенье же кормят скот хлебом, на верху которого означен крест.

На Рождество, святки и в Крещенский сочельник принято гадать. Издавна гадали на картах и на воске (лили его в воду и смотрели, какие фигуры образуются), на горохе, на кофейной гуще, на решете.

В язычестве гадание составляло один из главных обрядов богослужения. Некоторые источники выводят происхождение самого слова «гадание» от имени бога Гада, бывшего в западносемитской мифологии богом счастья и удачи. Возможно, слово образовано от санскритских слов, означающих «исследовать», «испытывать». Гадать – испытывать судьбу, надеясь на удачу. Психологи считают, что гадать полезно: для преодоления трудностей и чтобы отрешиться от повседневной суеты.. Мы чётко формулируем свои желания и проблемы. Кроме того, выпускаем на волю подсознание, которое обычно дремлет.
Приметы. Если в ночь на Крещение на деревьях много инея — год будет урожайным.
Если в этот день метель, снег или поземка — быть урожаю,
В крещенскую ночь иней падает на те хлеба, которым назначено родиться в следующее лето, а те, которым не родиться, останутся сухими.

Выставляют на ночь разный хлеб в чашках и утром осматривают; на какой из них пал иней — тому и родиться.

Если в крещенскую ночь звезды очень блестят, хлеб будет хороший.
Яркие крещенские звезды породят белых ярок.
Богоявление под полный месяц — к большому разливу. (Пермская губ.)
Если на голодную кутью метель, ясно, что пчелы будут хорошо роиться. (Воронежская губ.)
Если в этот день будет метель — то же самое будет и на масленице; если в этот день будут сильные ветры от Киева (с юга) — то будет лето грозное.
В крещенский сочельник ясный день — должно ожидать хорошего урожая гороху.
Если в крещенскую ночь небо чистое, будет много гороху.
На Голодную кутью был снег — будет гречка.


РАЗ В КРЕЩЕНСКИЙ ВЕЧЕРОК...

Слова В. Жуковского

Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали:
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали;
Снег пололи; под окном
Слушали; кормили
Счетным курицу зерном;
Ярый воск топили;
В чашу с чистою водой
Клали перстень золотой,
Серьги изумрудны;
Расстилали белый плат
И над чашей пели в лад
Песенки подблюдны.

Тускло светится луна
В сумраке тумана –
Молчалива и грустна
Милая Светлана.
«Что, подруженька, с тобой?
Вымолви словечко;
Слушай песни круговой,
Вынь себе колечко.
Пой, красавица: «Кузнец,
Скуй мне злат и нов венец,
Скуй кольцо златое;
Мне венчаться тем венцом,
Обручаться тем кольцом
При святом налое».

«Как могу, подружки, петь,
Милый друг далёко;
Мне судьбина умереть
В грусти одинокой.
Год промчался – вести нет;
Он ко мне не пишет;
Ах! а им лишь красен свет,
Им лишь сердце дышит…
Иль не вспомнишь обо мне?
Где, в какой ты стороне?
Где твоя обитель?
Я молюсь и слезы лью!
Утоли печаль мою,
Ангел-утешитель».

1811


Комментариев нет:

Отправить комментарий