Прорубь делают для ловли рыбы, набора воды, полоскания белья, иногда — для купания (см. Моржевание).
Прорубь, сделанную для водоосвящения и купания на Крещение, называют также иорданью.
А вот как готовилась праздничная каша на праздник Василия Великого, которому вечер 13 и день 14 января посвящаются.
Всё вершилось до рассвета. Старшая из женщин в доме ровно в два часа
приносила из амбара крупу, старший из мужчин - воду из реки или колодца.
Крупа и вода стояли на столе до тех пор, пока не истопится печь, и до
них никто не касался, так как это считалось дурным признаком. Когда
приходило время затирать кашу, вся семья садилась за стол, а старшая
женщина, размешивая кашу, причитала про то, как сеяли, растили гречу всё
лето, ждали-пожидали её у каменных врат, за стол дубовый пир пировать
сажали и т.д.
После этого все вставали из-за стола, а хозяйка с поклоном ставила
кашу в печь. Когда каша поспевала, вынимая её из печи, хозяйка
приговаривала: "Милости просим к нам во двор со своим добром".
Сразу осматривали горшок - полон ли. Если каша вылезала из него - это
предвещало беду всему дому. От треснувшего горшка хорошего ждать тоже
не приходилось. После снятия пенки смотрели на кашу - коли она красная,
полная, будет и счастье, и урожай, и талантливая дочь. Если же каша
мелкая да белая - быть беде. Хорошую кашу съедали на завтрак, плохую
выбрасывали в реку, в прорубь, которая была символом границы между
"этим" и "иным" мирами.
См. также: elvenpath.epot.biz
Русская мифология. Энциклопедия:
У славян, в том числе и у русских, широко было распространено
представление о том, что водное пространство — река, море, океан —
является границей между миром живых и миром мертвых. Пограничная,
посредническая функция водных объектов использовалась во время обрядов,
требующих контакта с потусторонними силами. Таковы, например, гадания,
при которых девушки слушали свою судьбу у проруби или около колодца,
высматривали ее в сосуде с водой. Символом потустороннего мира, в
котором известны судьбы людей, и посредником в святочных подблюдных
гаданиях являлась вода, специально принесенная в полночь из проруби или
колодца: каждый из гадающих опускал свой предмет в блюдо с водой и,
когда его вытаскивали оттуда под ту или иную подблюдную песню, узнавал
судьбу на следующий год. Во время троицких гаданий с пусканием венков по
воде девушкам их судьбу «сообщала» река: если венок утонул, значит,
быть смерти; если прибился к своему берегу — остаться в девушках, если
пристал к чужому берегу — к замужеству.
Крещение Господне
Великий двунадесятый праздник, приходящийся на 6/19 января. В этот день церковь вспоминает Крещение Иисуса Христа от Иоанна в Иордане. В народной среде этот праздник называется «водо-крещи», так как в навечерие его и в сам день Крещения Господня совершается великое водосвятие. В крестьянском календаре день Крещения Господня был одним из важнейших праздником начала года, осмысляемый в мифологическом сознании как рубеж, за которым создаваемый в святочное время мир приобретал качественно новые характеристики: четкость, упорядоченность, устойчивость. Крещение завершало Святки, «страшные» святочные вечера, отмеченные особым разгулом «нечистой силы». Поэтому большая часть крещенской обрядности имела очистительный характер. Подготовкой к празднику являлся строгий пост накануне. Вечером после службы и совершения водосвятия крестьяне возвращались домой со святой водой и пили ее всей семьей, окропляли дом, хозяйственные постройки и скот. Во многих местностях окуривали ладаном все места в хозяйстве, а также ставили кресты мелом или углем на косяках всех окон и дверей, заслонке печи, воротах, калитках и т. п. В крещенский сочельник (канун) устраивался праздничный ужин, называемый «голодной кутьей». Главным торжеством дня Крещения Господня являлось «хождение на иордань» и водосвятие. Воду, почерпнутую из проруби-«иордани», хранили в течение всего года. Многие крестьяне с целью очищения от грехов и для приобретения здоровья ныряли в «иордань». Нередко сюда пригоняли для окропления освященной водой и скот. Как и в сочельник, в день Крещения после водосвятия осуществляли очистительные обряды в доме. Считалось, что это способствует выгону всей нечистой силы. До богоявленской обедни девушки совершали последние святочные гадания. К празднику Крещения во многих местах России приурочивался обычай смотрин девушек, достигших брачного возраста. После Крещения начинался мясоед — время свадеб.
Гадание к кашей сложновато в наш век повторить, но в целом интересно.
ОтветитьУдалить