Магия простых предметов
Самые простые вещи в состоянии приобрести исцеляющую силу, если
только освятить их в Великий, или Чистый, четверг: соль, сало,
зола, вода, мыло и так далее. В противоположность обыкновенным, все эти
предметы получают название «четверговые» и в соответственных случаях
пользуются исключительным применением. Например, освящение четверговой
соли происходит так: «Каждая хозяйка считает долгом запасти этой соли в
Великий четверг на целый год. Насыпав соли в сосуд, ставят его к образам
и втыкают в него зажженную восковую свечу, молятся, кто как умеет, и к
вечеру убирают. Такая четверговая соль является очень распространенным и
наружным, и внутренним средством, ею растираются и дают пить в воде при
многих болезнях» (Шуя, Ивановской обл.).
Похожие последствия приобретают и некоторые действия, совершаемые в
Великий четверг:
если стричь детям волосы в этот день, то они будут лучше расти и к тому же у детей всю жизнь не будет болеть голова (Костромская обл.).
если стричь детям волосы в этот день, то они будут лучше расти и к тому же у детей всю жизнь не будет болеть голова (Костромская обл.).
Порой целительные силы приобретает и все то, что принадлежит
церкви и, хоть косвенно, имеет отношение к богослужению. Таков, между
прочим, кадильный пепел, которым, разведя в воде, поят пьяниц и больных
«трясучкой» (Кировская и Пензенская обл.).
В некоторых местах Вологодской области кадильный пепел служит
средством для особого рода мести. Желая насолить загулявшей девице,
подсыпают ей пепел в какое-нибудь питье, и она будто бы неизбежно
делается беременной. Особенно верно действует пепел, размешанный на
водке.
При разного рода детских заболеваниях незаменимой оказывается печатка (дорник) ,
которой печатают просфоры. Самый обыкновенный прием такого лечения
заключается в том, что заболевших детей приносят к просвирне, и
она мнет ребенку этой печаткой живот, другие же совершают нечто вроде
священнодействия. Одна такая просвирня жила под г. Городище Пензенской
области. Она прикладывала печать сначала к голове ребенка, делая
изображение креста, затем к груди, рукам, ногам и спине, произнося
каждый раз «Господи Иисусе Христе». Такой способ лечения называется
«поколоть больного». В других случаях печатку обмывают водой, которой
затем поят и сбрызгивают ребят, особенно тех, которых сглазили.
Играет целебную роль и церковный колокол. В Кировской области
носят «под колокола» испуганных детей, а в Болхове лазают на колокольню и
становятся под колокола при глухоте. В Мещовске ставят под колокола
кликуш: от этого будто бы выходит бес. Помогает иногда колокол и при
косноязычии: для этого нужно спустить с языка колокола при первом ударе к
утрени на Пасху воду и эту воду пить.
Детям, когда они первого сентября идут в первый класс, привязывают
на крест несколько волокон из пеньковой веревки, на которой висит
колокол, для того, чтобы они лучше учились, «звонили, как колокол» (Кировская обл.).
Нередко в глазах мирянина получают целебное значение такие
предметы, как скоба церковных дверей, о которую он трет больную руку,
трава и камни, принесенные из святых мест, штукатурка от врат святой
обители и т. п. Совершенно исключительным лечебным средством считается
вода из реки Иордан, земля с горы Голгофа и камешки от Гроба Господня.
Паломники к святым местам и в Святую землю являются ревностными
почитателями таких религиозных талисманов и их бескорыстными
распространителями, хотя часто простоту и наивность народной веры
используют разные проходимцы.
В 1936 году в Пензенской области бешеная собака искусала
нескольких крестьян. Искусанные были отправлены в Казань, где им сделали
прививки. Но двое, не доверяя докторам, промолчали, что и они искусаны,
и остались дома, обратившись к знахарке из пришлых. Та за 10 рублей
согласилась вылечить обоих.
– У меня, – говорила она, – есть кипарисные стружки от Креста
Господня: когда жиды крест-то для Господа делали, верные люди все щепки и
стружки прибрали. Они могут любую болезнь вылечить, и бешенство тоже.
Пейте вы воду, настоянную на этих стружках три раза в день. Кроме того,
на утренней заре ходите каждый день ко мне, и я вас буду отчитывать. Да
смотрите, усерднее молитесь Богу и просите у Него выздоровления. Одежду
же, в которой были искусаны, на себе не носите, а повесьте на чердаке и в
20-й и в 40-й день лазайте и смотрите, что с ней будет делаться.
Укушенные крестьяне вполне следовали советам знахарки, они не
заболели и остались живы. При этом они передавали, что собственными
глазами видели, как их одежда дрожала точно осиновый лист: это «выходило
бешенство».
А лет за двадцать до описанного случая в то же село забрела
богомолка, которая объявила, что может лечить всякие болезни, изгонять
бесов, делать свадьбы по наговору, сводить супругов и проч. Много она
перечислила разных болезней, поддающихся только ее лечению, а под конец
добавила, что лечит даже и от сорока смертных болезней, от которых ни
один доктор не вылечит, как бы искусен ни был. Свою врачебную силу она
получила в Соловецком монастыре от какого-то монаха-схимника Питирима,
которому уж больно понравилась.
– Лечение мое все от Бога идет, – говорила богомолка, – не так,
как у других: другие с демонами связались, а я нет – у меня святые
молитвы.
Известие о знахарке быстро распространилось по селу и окрестным
деревням, и недостатка в пациентах не было. За помощью обращались
преимущественно женщины. За диагноз каждая больная должна была заплатить
10 копеек. Получив деньги, знахарка раскрывала псалтырь и читала вслух
один из псалмов; побормотав что-то еще под нос, она объявляла, что у
больной порча или что в нее вошел бес, но болезнь можно снять как рукой.
– И плата божеская – 1 рубль 11 копеек на благолепие Соловецкого
монастыря да мне, грешной, четвертачок, – говорила баба-знахарка. За эти
деньги она давала разные целебные травы, образки и просфоры. Богатые и
бедные раскошеливались, удивляясь дешевизне лечения.
Есть удивительные факты, из которых видно, что с силой молебна
может в некоторых случаях конкурировать знахарь или колдун. Веря во
вредную силу «хлебной закрутки», или «залома», крестьяне и
современные фермеры для предупреждения этого приглашают на ниву
священника. После молебна залом должен быть вырван непременно руками
священника, иначе существует большое сомнение, подействовал ли молебен и
уничтожил ли он вредную силу залома (Брянская обл.). Если
священник отказывается и сам боится прикоснуться к спутанным колосьям,
они обращаются к содействию местного колдуна или знахаря. Последний, как
правило, не боится ни черта, ни Бога и вырывает залом, предварительно
исполнив нелепо суеверный ритуал. Иногда при этом залом сжигают «от
светло-праздничной свечи» (пасхальной).
Большое значение придается в некоторых случаях извращенной и
искаженной молитве: полагают, что она будет иметь больше силы, если
прочитать ее с конца. Так иногда читают молитву с целью унять зубную
боль: «Лукаваго от нас избави» и так далее (Гжатский р-н Смоленской обл.). Задом наперед читаются «Богородице, Дево» для избавления от кил, грыжи или опухолей (Ростов Великий). Не менее поразителен и способ поминать больного с целью его выздоровления за упокой (Орловская обл.) и
заказывать «заздравные панихиды». По таким же труднообъяснимым причинам
в некоторых местах свечи перед иконами ставятся нижним концом вверх.
Совершенно кощунственные приемы проделывают иногда знахари: при
лечении истериков, эпилептиков и душевнобольных они заставляют их, сняв
нательный крест, плевать на него, топтать ногами и проч. (Нижегородская обл.).
Комментариев нет:
Отправить комментарий