1 апреля 2018 г.

Страстная неделя в народе

Страстна́я Неделя (Седмица; страсть в ц.-сл.— страдание, греч. Μεγάλη ΕβδομάδαMegali Evdomada, Великая Неделя ) — последняя седмица Великого поста, предшествующая Пасхе и следующая за Неделей цветоносной (шестое воскресенье Великого поста), во время которой вспоминаются Тайная Вечеря, предание на суд, страдания и распятие, погребение Иисуса Христа.

В христианстве все дни Страстной седмицы носят название «Великих» — Великий Понедельник, Великий Вторник и т.д, также употребляется эпитет «Страстной».

Красная неделя (вар. Червоная, Великая, Святая неделя, укр. Білий тиждень, Чистий тиждень, белор. Русальная неделя, христ. Страстная неделя) — следует после Вербной, седьмая последняя неделя перед Великоднём (Пасхой), продолжительностью шесть дней; она начинается в понедельник и завершается в субботу, предшествующую пасхальному воскресенью.

В течение всей недели шла подготовка к главному празднику: мыли столы, скамейки, лавки, окна, двери. Белили печь, а то и стены. Выскабливали, вымывали пол, вытряхивали половики, перемывали посуду. С четверга до субботы шло приготовление на у печи и во дворе: хозяйки пекли пасхальные куличи, красили яйца, запекали мясо; мужчины ставили качели, заготавливали дрова на время праздника и др. Селяне старались быть немногословными. Как и в течение всего поста, избегали громкого уличного пения, не было уличных игр и хороводов. По поверьям болгар, за соблюдением традиций следили самовилы. Считалось, что страстная неделя была временем разгула нечистой силы. Согласно славянским традициям, перед Великднём или после него, предки возвращаются на землю, где пребывают в течение некоторого времени.

Чистый, Страшной, Великий понедельник, «Жиловий понеділок»

В этот день воспоминается ветхозаветный патриарх Иосиф, проданный братьями в Египет, как прообраз страдающего Иисуса Христа, а также евангельское повествование о проклятии Иисусом бесплодной смоковницы, символизирующей душу, не приносящую духовных плодов — истинного покаяния, веры, молитвы и добрых дел.

Начинается предпасхальная неделя («страстная седмица»). Тот, кто в Чистый понедельник искренне постится (не ест и не пьёт целый день), будет, как говорили на Витебщине, успешно находить летом птичьи гнезда. Гомельские полещуки избегали держать в доме в этот понедельник и вторник что-либо нечистое (из продуктов), чтобы на людей и говяду (скотину) не напала порча. Крестьяне говорили про этот день: «С великого понедельника до Великого Дня целая неделя, по горло бабам дела!»

На Херсонщине на «Жиловий понеділок» совершаются большие поминки по предкам — «Мертвецький Великдень».

Чистый вторник

В Великий Вторник воспоминается обличение Иисусом фарисеев и книжников, а также притчи, произнесенные Им в Иерусалимском Храме: о дани кесарю, о воскресении мертвых, о Страшном суде, о десяти девах и талантах.

Во вторник последней недели великого поста в селениях Тульской губернии сбирают из закромов семена льняные и конопляные вместе, толкут их в ступке и потом с водою приготовляют из них соченое молоко. Все это делается утром, до рассвета. Таким молоком на рассвете поят всех домашних животных, в предосторожность от будущих болезней. Здесь главное условие: мужчины не должны знать сего дела, а иначе оно будет без пользы. По замечаниям старушек известно, если животное не пьёт сочёного молока, то в нём нельзя ожидать никакого прока; оно бывает тогда уже или больным, или очарованным.

Страстная среда, Дровяная страсть (белорус.)

В Великую Среду христиане со скорбью вспоминают о предательстве Иудой Искариотом своего Учителя и о 30 серебренниках.

Также воспоминается грешница, которая, омыв слезами и помазав драгоценным миром ноги Христа, подготовила Его таким образом к погребению.


В страстную среду обливают скотину снеговой водой. В некоторых уголках Восточного Полесья под вечер Чистого четверга готовилась «великая вечеря» из 12 постных блюд, на которой поминали умерших родственников. С вечера начинался и продолжался до самой Пасхи строгий пост.

В Белоруссии накануне Чистого четверга клали под крышу хлеб, соль и мыло. С тем хлебом на Юрия выгоняли скот из хлева, соль в дальнейшем использовали как средство от сглаза, а мылом назавтра до восхода солнца мылись в бане, чтобы быть чистыми (здоровыми) целый год. Если вынесенный хлеб за ночь замерзал, предполагали, что и яровые вымерзнут.

Чистый четверток, «Навський Великдень» (укр.), Деревесный четверг (белорус.), Жильник (белорус.)


  • Воспоминание о тайной вечере.
  • Омовение Христом ног ученикам.
  • Молитва Христа в Гефсиманском саду.
  • Предательство Иуды.

До восхода солнца («пока ворóна своих детей не выкупала») вся семья должна искупаться, чтобы весь год не приставали болезни и недуги, а днём убирали воду, вывешивали сушить зимнюю одежду. Из воспоминаний воронежской крестьянки: «Чистый четверг — это купание. Вставали утром рано, до зари, до восхода солнца. Бабушка кипятила воду с чередой, будила меня рано, до восхода солнца, и начинала с мытья головы. Она мне голову вымыла — „Отче наш“ раз прочитала; она меня по пояс вымыла — „Отче наш“ второй раз прочитала; и третий раз она читает „Отче наш“, когда она мне вымыла ножки и всё, что ниже пояса. Трижды она читала „Отче наш“, заканчивала: „Пошли, Господи, здоровья мне и моему ребёнку“. Потом мылась сама. Вот эту воду она не выливала, она отдавала её козам пить. Козы пили её с удовольствием. Все мылись до восхода солнца. Чистый четверг не праздновали. Четверг, пятница, суббота почитались как строгие дни. Все были дома, в селе было тихо. Ночи были тёмные, жуткие». Купались, стирались, всё мыли-перемывали. Резали поросёнка тоже до солнца, его сало считалось целебным.

В некоторых местах в этот день возжигали новый, молодой, «живой» огонь взамен старого, изжившего себя и потерявшего силу. Для этого обычно приносили домой с вечернего богослужения горящую свечу, от которой зажигали лампады и огонь в печи. Иногда для добывания огня применялся весьма архаичный обряд — его вытирали женатые мужчины при помощи деревянных палки и плашки. Огню, добытому в Великий четверг, приписывалась большая магическая сила. Та же магическая, целительная и защитная сила приписывалась и испечённому в этот день хлебу, и особо приготовленной соли. Многие ритуалы Великого четверга были связаны с «магией первого дня» и нацелены на удачу в личной жизни, хорошие урожаи, благополучие скота, защиту дома и крестьянского двора от злых сил и т. д.

На Киевщине, Подолье и Левобережье «чистый четверг» — Навский Великдень (навь, др.рус. — покойник, потусторонний мир). По старым поверьям Бог трижды в год выпускает души умерших «потустороннего мира»: первый раз в «чистый четверг», второй раз — когда цветёт жито (вероятно на Семик), и третий раз — на Спас. Сохранились мифологические рассказы о входе мёртвых в Страстной четверг в севернорусских и русинских (у лемков) материалах.

На Навский Великдень покойники проводят своё богослужение и каются в грехах. В этот день они не боятся ни креста, ни молитвы, а как увидят живого человека, то стараются задушить. Для того, чтобы покойники не задушили, необходимо обливаться водой: «мертвецы боятся мокрого». Вероятно «чистый четверг» — не что иное, как отголосок языческого Навиного дня. По одной из легенд бог-громовник Перун просыпался от зимней спячки только после того, как его намочит первый дождь и в первую же грозу поражал всякую нечисть.

В некоторых местах девушки в Великий четверг кличут весну и, ежели открылась вода, входят в реку и одна за другою, взявшись за руки, припевают: «Весна, весна красна, приди весна с милостью, великою благостью».

Великий четверг считается великим днём обновления на предстоящий год всего крестьянского хозяйства. По утру все в доме встают до восхода солнца — «до петухов». Хозяйка в дымное окно «кличет скот» во двор, свойственной каждой породе кличкой до тех пор, пока какое-нибудь животное не подаст голос. Это принимается за признак того, что в наступающем году не падёт ни одно животное этой породы. Потом идёт она во двор и, прогнав вокруг столба коров, кормит и поит; далее вешает на передний угол дома голик (метлу, уличный веник) или худой лапоть для защиты цыплят от коршуна и других хищных птиц летом. Затем топит печь и печёт хлеб, чтобы не выводился он из закромов в течение года.

Хозяин считает деньги, осматривает, передвигает, переставляет с места на место все хозяйственные орудия. Делает на реке новую прорубь, чистит рабочих лошадей, кормит и поит их. Если он охотник, то стреляет из ружья три раза в воздух (раньше выпускали в воздух три стрелы). Это делается для того, чтобы у него в течение года водились деньги и орудия сохранятся от поломки и потери; лошади будут крепки и охота будет удачна.

Малолетние парни и девки идут в лес за можжевельником, татарником и пихтой. Можжевельник жгут в печи и привязывают к столбу близ печки, вместе с татарником подтыкают под матицу входной двери, из пихты делают помело. Можжевельник и татарник защищают от колдунов, пихтовое помело защищает печь от разрушения. Девушки-невесты подстригают себе волосы и с небольшим пучком соломы или необтрёпанного льна ходят в баню, где, побыв немного, выходят на улицу, жгут солому или лён и прыгают через костёр. Первое делают для того, чтобы лучше росли волосы, а второе, чтобы приобрести любовь будущих своих мужей.

Прочие взрослые члены семьи посвящают утром несколько минут работам: мужчины плетут лапти, верёвки, тешут топором; женщины прядут и шьют. Всё это делается для того, чтобы в течение года у них была возможность и желание заниматься этими работами. Затем старшие в семье ходят из дома в дом по гостям бражничать, чтобы иметь брагу в течение года и жить в довольстве и весело. Женщины в это утро замешивают соль на квасной гуще и бросают в затопленную печь. Эту соль называют «четверговой» солью. В случае недомогания её (как и «благовещенскую») употребляют в пищу и дают скоту для здоровья.

В этот день, а иногда раньше, повсеместно устанавливаются качели, захожими скоморохами устанавливаются балаганы.

Главная забота Чистого четверга — подготовка к приготовлению творожной пасхи и куличей, окраска яиц.

Страстная пятница, «Вялікая пятніца» (белорус.), Жильника (белорус.)

В православии на утрене читаются 12 Евангелий Святых Страстей Христовых, на вечерне выносится плащаница и поется Канон о распятии Господа и «На плач Пресвятой Богородицы». С закатом солнца до окончания пасхального богослужения существует традиция воздерживаться от пищи.

В этот день, как и в остальные три дня до Великодня, не готовили обед, довольствуясь хлебом, капустой, огурцами. Также нельзя в этот день есть рыбу. Ни шить, ни прясть в этот день нельзя было. Считается большим грехом рубить дрова или что-либо тесать топором. В старину в сёлах в Страстную пятницу выполняли лишь две работы: пекли куличи (там, где не делали творожную паску, кулич называли пасхой или паской) и сажали рассаду капусты.

Изготовление кулича особой формы связано с верой в чудодейственные возможности обрядовой освящённой еды. Как только хозяйка посадит куличи в печь и прикроет их освящённой вербой, то сразу идёт на огород и сажает рассаду — «чтобы капуста была здорова, как паска». Кулич в печи накрывается веточками, которые потом сохраняют и, при необходимости, используют для обкуривания от нечисти. Если верх кулича спадёт или он будет пустой внутри, то это предвещает несчастья — кто-то умрёт в семье, считали на Слобожанщине.

Посеянный на Великую пятницу хлеб, как считали на Витебщине, не боится ни ветра, ни дождя, ни града. На Полесье же говорили, что если в Великую пятницу сеять горох — он очень хорошо уродит. О пятнице на страстной неделе говорили: «кто сию пятницу постится, тот человек от неприятелей и разбойников сохранён будет».

Страсная субота, «Великодня субота» (укр.), «Чырвоная субота» (белорус.), «Вялiкдзень валачобны» (белорус.)


Воспоминание о пребывании Христа во гробе. Освящение пасхальной еды. В Субботу в Иерусалиме сходит благодатный огонь.

В субботу перед Великднём готовят крашенки — крашеные яйца. «Крашенки надо готовить в субботу потому, что яйца, покрашенные в пятницу, быстро портятся, а приготовленные в субботу, они сохраняются на протяжении всех праздников».

Яйцо, покрашенное в красный или жёлтый цвет — символ обновления жизни. Яйцо, по мнению славян, с его способностью превращаться в птицу, несло сакральный смысл. Люди видели в этом акте подтверждение своей веры в чудесную способность в перевоплощение. Эта способность могла перейти на всё, до чего касается яйцо.

Первое крашеное яйцо сохраняют и, когда необходимо, используют для лечебных целей. На Харьковщине принято сохранять скорлупу от освящённых яиц для лечения не только людей, но и скотины. Согласно преданиям, в освящённом яйце есть сорок милостей и в нём пребывает «Святой Дух». Наступить ногой на крашеное яйцо — считается большим грехом. По мнению селян, его Бог покарает болезнью.

В некоторых местах люди сохраняют крашенки из года в год и как случится пожар, перекидывают его через огонь, считая, что огонь погаснет. Используют освящённые яйца и от разных недугов: кладут скорлупу на огонь и дымом обкуривают от куриной слепоты. Верят, что такое яйцо может успокоить зубную боль. У кого болит спина, — зашивают яйцо в карман и носят при себе до тех пор, пока не пройдёт болезнь.

На Украине, особенно в Карпатах, к Великодню расписывают яйца сакральными узорами, такие яйца называют «писанками», в отличие от просто крашеных яиц — «крашенок». Искусство писанки — искусство обрядовое. Почитание писанки связано с поклонением Ладе — языческой богине любви, красоты, свадебного венца. Это чудесное расписное яйцо изначально создавалось как оберег рода, эмблема сватовства, магический календарь, обеспечивающий связь времён и поколений. Традиция писанки принадлежит славянам, искусство обрядовой росписи куриного яйца в науке принято считать первобытным, крестьянским, занятием сугубо женским, связанным с магией плодородия…

В старину считалось, что для приготовления писанок годятся только первородные, непременно оплодотворенные, яйца молоденьких курочек, снесённые в марте, в первое весеннее новолуние. Кроме яиц, нужны были чистый пчелиный воск, непочатая вода, живой огонь, новые кистки для росписи воском, новые салфетки, новые глиняные горшки, а также зелье для извлечения красок. Непочатую, «немую» воду полагалось брать до зари, молча, втайне, из семи, а то и девяти источников или там, где три потока сливаются в один; черпать следовало новой посудой, вдоль течения. Удачей было получить воду из мартовского снега.

Писанка, в отличие от крашенки, — непременно сырое яйцо. Предназначались писанки лишь для дарения. В Светлое Воскресенье, на заре, девушка, что на выданье, с писанкой в руке отправлялась в сад, к яблоньке, встречать утреннюю зарю. Она просила у зари красоты и здоровья, а затем, завернув писанку, предназначенную любимому, в платок, специально к этому случаю вышитый, дарила ему в знак любви и согласия стать супругой.

В Белоруссии накануне Великодня жгли костры. Всю ночь в домах горел свет. Считалось, что «Червоная суббота» — это напоминание о нахождение Избавителя в домах. Почти повсеместно в деревнях на Святую ночь жгли по площадям смоляные бочки (в иных местах жгут на Благовест), что вероятно символизирует разбивание Перуном бочки, в которую он был заточён и освобождался после весеннего равноденствия); уголья от них потом собирали и, отнеся домой, берегли вместе со свечами, с которыми стояли заутреню. Некоторые клали эти уголья под стрехи крыш, будучи уверены, что предохраняют свой двор от грозы.

На Великую Субботу ещё в XX веке в некоторых деревнях Белоруссии соблюдался обряд, который дошёл из седой старины: 12 девушек, одевшы белые рубашки, брали соху и с молитвою проводили ею борозду вокруг села — этим хотели как бы отгородиться от всего лихого на целый год.

В Страстную субботу освящали в храмах кулич, пасху и крашеные яйца. В некоторых деревнях существовал обычай в этот день «закликать мороз», чтобы он не губил крестьянские посевы. Ритуал «закликания мороза» происходил утром. Хозяин или хозяйка выходили из дома с овсяным киселём, призывая мороз:
Мороз, мороз,
Ступай к нам кисель есть;
Не бей рожь и житарь,
А на посконь воля твоя.
После этого кисель «отдавали» морозу — выплескивали на огород или улицу.

У русских известен запрет спать в пасхальную ночь, а также обыкновение купать или обливать водой тех, кто проспал всенощную. На Украине и в Белоруссии считалось, что в пасхальную ночь нельзя спать, иначе проспишь весь год, проведешь его в полусонном состоянии, дети будут страдать от бессонницы и т. п. Бодрствование во время всенощной обеспечивало человеку бодрость и подвижность на предстоящий год, что связано с общей побудительной семантикой концепта «воскресения». На западе Полесья, в Польше, Словении и др. запрет спать во время всенощной мотивировался угрозой неурожая: верили, что у хозяина, заснувшего/лежащего в пасхальную ночь, полягут рожь, пшеница и лен, поля зарастут сорняками и т. д.

Пасха

Воскресение Христово, самый великий праздник в христианстве.

Угощенье водяного

В Никитин день (3 [16] апреля), а иногда на Страстной недели, в некоторых местах рыбаки приносили в жертву водяному лошадь. Для угощения «дедушки» покупался целой рыболовной артелью в складчину старая, отслужившая свои службы кляча, — покупалась «без торгу», за первую спрошенную цену. Трое суток откармливалась лошадь конопляным жмыхом и хлебом. Затем, в последний вечер намазывали ей голову солёным медом и украшали гриву мелкими красными ленточками. Перед самым «угощением» спутывали лошади ноги верёвками и вешали ей на шею жернов. В полночь лошадь вели к реке. Если лёд сошёл, то садились в лодки и тянули за собой лошадь на середину реки; если же лёд ещё не сошёл, прорубали прорубь и сталкивали в неё «подарок дедушке». После того, как лошадь утонула, старший среди рыбаков выливал в воду масло, приговаривая: «Вот тебе, дедушка, гостинец на новоселье. Люби да жалуй нашу семью!». Плохой приметой было, если лошадь лошадь долго не тонула — «речной воевода не жалует угощения».

Считалось, что водяной всю зиму лежит на речном дне и спит глубоким сном. К весне он - изрядно наголодавшийся за зимнюю спячку - просыпается, начинает ломать лёд и до смерти мучит рыбу: назло рыболовам. Вот потому-то они и стараются умилостивить угощением гневливого речного воеводу. После этого он делается покладистей-сговорчивее и сам начинает стеречь рыбу, переманивать «на княжеский хлеб» крупных рыб из других рек, спасает рыбаков на водах во время бурь и распутывает им невода.

Поговорки и приметы

Страшной понедельник на двор идёт, всю дорогу вербой метёт. С Великого понедельника до Великого дня целая неделя, по горло бабам дела! О пятнице на страстной неделе: «кто сию пятницу постится, тот человек от неприятелей и разбойников сохранён будет». В Великий четверток полнолуние — весною большая вода. Если истопить в Великий четверг печь осиновыми дровами, то колдуны придут просить золы (пенз.). Печная зола со Страстного Четверга, Пятницы и Субботы охраняет капусту от червей. Петрушка, посеянная в Страстную Пятницу, даёт двойной урожай.

Литература


Источник: Материал из Википедии — свободной энциклопедии
* * *

Страстная неделя

Страстная неделяСтрастная неделя или седмица - последняя неделя перед Пасхой.
В 2012 году она начинается 9 апреля и продолжается до самого праздника Воскресения Христова 15 апреля. За 7 недель до Пасхи верующие принимают Великий пост. Церковь называет его «весной постной», напоминая нам, что для каждого человека это время духовного расцвета. Последняя неделя поста - Страстная седмица - самая важная.
Многие, готовясь к светлому празднику Воскресения Христова, принимают решение поститься. И зачастую пост воспринимают как ограничение в еде.
На самом деле его главная цель - покаяние в грехах, возможность научиться прощать и любить ближних, очиститься от дурных мыслей, ощутить мир и добро в душе. Великий пост - напоминание о 40-дневном посте Иисуса, когда Спаситель, уединившись в пустыне, боролся с искушающим Его дьяволом.
Особое значение имеет последняя неделя Великого поста, которую называют Чистой, Великой или Страстной. Она установлена церковью в память о крестных страданиях (страстях) Иисуса Христа. В храмах вспоминают последние события земной жизни Спасителя - с того момент как Сын Божий вошел в Иерусалим и до того дня. когда был распят на кресте и воскрес на третий день.
На протяжении Великой недели не празднуются дни памяти святых, не совершаются поминовения усопших, таинства брака и крещения (как и в течение всего поста). Верующь скорбят, и каждый день Страстной (Страшной) недели посвящается размышлениям о Христе и Его учении, каждым из этих дней связаны определенные обряды и обычаи.

ПонедельникВеликий понедельник

В этот день в храмах вспоминают евангельский рассказ о том, как Иисус Христос проклял бесплодную смоковницу. Дерево символизирует  человека, не приносящего духовного плода; того, в чьем сердце нет любви к ближнему и истинного покаяния.
Вернувшись после церковной службы, наши предки принимались за уборку жилища - мыли, чистили, скребли. В народе говорили: «Страстной понедельник на двор идет - всю дорогу вербой метет!» При чем тут верба? Да при том, что накануне отмечалось Вербное воскресенье. Считалось: веточки вербы, освященные в этот день в церкви, способы очистить дом от негативной энергии. Поэтому, сделав генеральную уборку, напоследок обязательно проходились веничком из вербы по всем углам - нечистое выметали.
А еще в Великий понедельник обновляли интерьер: белили стены комнатах и расписывали их цветами. Нарисованные красные маки - не просто любимые цветы, но и символ святой крови Христа, которая когда то давно была пролита во искупление грехов человеческих.

Великий вторник

Великий вторникВо вторник во время богослужений звучат притчи о верном и неверном рабах, десяти девах, талантах, а также о Страшном суде. Все они заставляют нас задуматься о том. что надо всегда быть готовыми к встрече с Богом, а еще - проявлять смелость, изобретательность, делать добро и никогда не унывать.
А наши предки в этот день искали места, где еще не растаял последний снег, собирали его и талой водой омывали домашних животных чтобы уберечь их от разных болезней. С такой же целью на рассвете живность поили сеченым (соченным) молоком: семена льна и конопли растирали в ступке и разводили водой - напиток, спасающий от всех хворей, готов!

Великая среда

velikaja sredaВ храмах во время проповеди сравнивают два жизненных пути: раскаявшейся блудницы Марии Магдалины, уверовавшей в силу добра и покаяния и принявшей спасение, и Иуды, избравшего духовную гибель.
Наши прабабушки в Страстную среду совершали особый магический обряд, который помогал избавиться от всякой «телесной немочи» и весь год оставаться здоровыми.
Ближе к вечеру следовало подойти к колодцу или реке и кружкой зачерпнуть воду. Затем трижды перекреститься, накрыть ее чистым или новым полотенцем, а в 2 часа ночи, снова трижды перекрестившись, облиться этой водой, оставив немного в кружке. После такой процедуры на влажное тело, не вытираясь, надевали одежду, а ту воду, что оставалась, выливали через окошко в кусты или цветы рядом с домом (сделать это надо было до наступления 3 часов ночи). Наши предки были уверены, что тело, омытое таким образом, будто заново рождается.

Великий четверг

Великий четвергВ храмах во время богослужений в Великий четверг вспоминают одно из важнейших евангельских событий - Тайную вечерю, когда Иисус омыл ноги своим ученикам, показав пример братской любви и смирения.
Согласно Евангелию, на Тайной вечере Иисусом Христом был установлен обряд евхаристии - Святого причастия. Каждая литургия в этот день означает участие присутствующих в храме в Тайной вечере.
С Великим, или Чистым четвергом связано много традиций и обычаев. Один из наиболее древних - очищение водой. Наши предки в этот день купались в реке, озере или парились в бане. Считалось, что это приносит красоту и здоровье. Мыли маленьких детей и даже... поросят, чтобы весь год были чистыми. В колодцах и реках опять набирали воду, на рассвете в нее опускали серебряные и золотые украшения, монетки - чтобы жить в достатке и благополучии.
Девушки заботились о красоте: чтобы кожа лица стала чистой и гладкой, нужно было умыться, а мыло ночью выбросить за порог. Знали молодые красавицы и еще один секрет: чтобы удачно выйти замуж или пользоваться вниманием других мужчин, во время купания в Чистый четверг следовало приговаривать: «Как светел и красен Чистый четверг, так и я,  раба (имя), для всех буду прекрасной. Аминь». После водных процедур представительницы прекрасного пола подстригали концы своих кос - чтобы волосы были длинными и густыми. Кстати, именно в этот день полагалось в первый раз подстригать волосы ребенку (до года стричь малыша - грех).
В Чистый четверг убирали дом - чтобы все вокруг радовало глаз. После четверга мести пол запрещалось (убирать можно только после Пасхи). Каждая хозяйка украшала свое жилище весенними цветами.
Особые поверья связаны с четверговой солью. Щепотку заворачивали в лоскут ткани и пропекали в печи. Приготовленная таким образом соль считалась очищенной огнем от скверны (от рук Иуды) и наделялась целебными свойствами.
На протяжении всей недели в храмах покупали свечи, которые называли страстными и использовали для разных обрядов. Так, в Чистый четверг огнем страстной свечи выжигали кресты на дверях и потолках - верили, что это убережет дом от нечистой силы. Страстные свечи давали в руки тяжелобольным или мучающимся трудными родами.
Но главное в этот день - заботиться о чистоте мыслей и души. Начиная с Чистого четверга, было принято готовить угощение к празднику: печь куличи, пасхи, красить яйца.

Страстная пятница

Страстная пятницаНаступает Великая пятница. Это самый скорбный день, день траура. Именно в пятницу Христа предали иудейским властям. Он совершил крестный ход на Голгофу, был распят и, приняв муки, умер.
В Страстную пятницу запрещены работы и развлечения. Наши предки искренне верили: тот, кто смеется в пятницу, будет плакать круглый год. Соблюдается строжайший пост, а в храмах в знак глубокого траура смолкает колокольный звон. 
Страшный день заканчивается. С лучами восходящего солнца приходит суббота Страстной недели.

Тихая суббота: ожидая благую весть

Великая субботаВ этот день Христос уже воскрес, но люди еще не знают об этом.

Субботу называют Тихой, так как Господь в это время пребывает в гробу и сходит душой в ад, чтобы вывести оттуда души ветхозаветных праведников и возвестить о победе над смертью. Это день печали и ожидания главного события - Воскресения Христова. Самое время укладывать куличи, пасочки, крашенки и писанки в пасхальную корзину. Помещают туда и другие яства (буженину, домашнюю колбасу). Обязательно надо взять с собой свечу или лампадку.
Великий пост и Страстная неделя заканчиваются, вот-вот начнется долгожданный и радостный праздник Воскресения Христова. В субботу богослужения начинаются с раннего утра, продолжаются до конца дня и сливаются с началом торжественной пасхальной заутрени.
Завершается Страстная неделя по прошествии субботы - в полночь, когда верующие приветствуют друг друга восклицанием «Христос воскрес!», радуясь наступлению самого главного христианского праздника.
В старину люди свято верили, что если бодрствовать в ночь с субботы на воскресенье, то тем самым предохранишь себя от болезней, обеспечишь хороший урожай.
* * *

Комментариев нет:

Отправить комментарий