§1 История колоколов
1. Первые колокола
Изготовление и употребление колоколов
относится к глубокой древности. Колокола были известны евреям,
египтянам, римлянам. Известны колокола были в Японии и Китае.
В споре о происхождении колокола ряд ученых считает его родиной Китай,
откуда колокол по Великому шелковому пути мог прийти в Европу.
Доказательства: именно в Китае появилось первое бронзовое литье, и там
же были найдены самые древние колокольчики 23 - 11 веков до н.э.
размером 4,5 - 6 см и более. Пользовались ими по-разному: вешали на пояс
одежды или шею лошадям или другим животным как амулеты (отгонять злых
духов), применяли на военной службе, в храме для богослужений, во время
церемоний и ритуалов. К 5 веку до н.э. увлечение колокольной музыкой
сделалось в Китае так велико, что потребовались целые наборы.
колокольчиков.
Однако в литературе иногда, как наистарейший, упоминается хранящийся в
Британском музее ассирийский колокольчик времен Салманассара II (860 - 824 г.г. до н.э.), обнаруженный при раскопках дворца Ниневии.
Египтяне пользовались колокольчиками в обрядах, посвященных праздникам бога Осириса.
Римляне применяли их для призыва прислуги и рабов, военных сигналов,
сбора народа на общественные собрания, при жертвоприношениях и, наконец,
ими украшали колесницы при торжественных въездах триумфаторов. В
Древнем Риме колокольный звон служил также сигналом для поливания улиц в
полуденный зной.
В древности, колокола были небольших размеров и не отливались из металла
как теперь, а клепались из листового железа. Позднее колокола стали
клепать из листовой меди и бронзы.
Когда колокола стали употребляться при христианском богослужении - в
точности неизвестно. Во время гонений на христиан об употреблении
колоколов не могло быть и речи, призыв к богослужению производился через
особых лиц низшего клира (лаосинактами-народособирателями).
В Европе с I века до н.э. и в последующие века небольшой колокол высотой
около 20 см выполнял следующие функции: его сигнал в Бонне означал
начало уборки улиц; в Этампе (Франция) последний удар колокола назывался
"Преследователь гуляк": после него тушили городские огни; в Турине
(Италия) имелся "Хлебный колокол" для домохозяек; в средневековой Англии
колокол сопровождал похоронную процессию; а в Бовене (Франция)
существовал колокол, объявлявший о начале торговли рыбой, он так и
назывался - "Торговка рыбой".
Первое применение колоколов при христианском богослужении, церковное предание относит к свт. Павлину, епископу Ноланскому (353-431).
В сонном видении он видел ангела с колокольчиками, издававшими дивные
звуки. Полевые цветы колокольчики подсказали свт. Павлину форму
колоколов, которые и были употреблены при богослужении, а введение
"колокольного звона" в католических обрядах - папе Савиниану (5?? -
604/606).
Исторические памятники Запада, впервые упоминают о колоколах лишь в VII в., при храмах в Риме и Орлеане. К VIII в. на Западе, благодаря Карлу Великому, колокола при церквях были уже широко распространены. Изготовлялись колокола из сплава меди и олова, позднее к этим металлам стали прибавлять железо и в редких случаях серебро.
Середину IX в., можно определить временем повсеместного употребления колоколов на христианском Западе.
На Православном Востоке, колокола появились лишь во второй половине IX в., когда по просьбе императора Василия Македонянина (867-886) венецианский
дожъ Орсо прислал в Константинополь 12 колоколов для вновь сооруженной
церкви. Это нововведение не имело широкого распространения и лишь после
занятия Константинополя крестоносцами (1204) колокола вновь стали появляться при храмах.
2. Колокола Руси
Первоначально, до появления колоколов на Руси, более общий способ созыва верующих к богослужению определился к VI веку, когда стали употреблять била и клепала.
Била (и кандии) - это деревянные доски, а клепала - железные или медные полосы, согнутые в полукруг по которым ударяли специальными деревянными палками и только в конце X века появились колокола.
Первое летописное упоминание о колоколах на Руси, относится к 988
г. В Киеве были колокола при Успенской (Десятинной) и Ирининской
церквях. В Новгороде колокола упоминаются при храме св. Софии в самом
начале XI в. В 1106 г. прп. Антоний Римлянин, прибыв в Новгород, слышал в нем "великий звон".
Также упоминаются колокола в храмах Полоцка, Новгород-Северского и Владимира на Клязьме в конце XII
в. Но наряду с колоколами, здесь еще долгое время употреблялись била и
клепала. Как ни странно, Россия заимствовала колокола вовсе не из
Греции, откуда приняла Православие, а из Западной Европы.
Во время раскопок фундаментов Десятинной церкви (1824), которые
возглавлял митрополит Киевский Евгений (Болховитников), было обнаружено
два колокола. Один из них коринфской меди, более сохранившийся (весом 2
пуда 10 фунтов, высотой 9 вершков.), именно он считается древнейшим
русским колоколом.
О русских мастерах колокольного дела впервые упоминается в летописи под 1194
г. В Суздале "а то чудо подобно молитвою и верою епископа Иоанна, не
исца мастеров от немец, но налице мастеры от клеврет св. Богородицы и
своих, иных олову льяти…" В начале XII в. русские мастера имели
свои литейные мастерские в Киеве. Древнейшие русские колокола лились
небольшими, совершенно гладкими и не имели надписей.
После нашествия татаро-монголов (1240) колокольное дело в Древней Руси угасло.
В XIV в. литейное дело возобновляется в Cеверо-восточной Руси.
Центром литейного дела становится Москва. Особую славу в это время
стяжал "россиянин Борис", отливший много колоколов для соборных храмов.
Размеры колоколов в это время были невелики и по весу не превышали
несколько пудов.
Замечательным событием в 1530 г. было литье колокола по повелению
новгородского архиепископа свт. Макария весом в 250 пудов. Таких
размеров колокола были большой редкостью, и летописец отмечает это
событие огромной важности "такого николиже не бывало". В это время уже
встречаются надписи на колоколах на славянском, латинском, голландском,
старо немецком языках. Иногда надписи можно было прочитать только с
помощью специального "ключа". В это же время появился и особый чин
освящения колоколов.
Эпохой в истории колокольного дела в России, стала вторая половина XV
в., когда в Москву прибыл инженер и строитель Аристотель Фиорованти. Он
устроил пушечный двор, где лили пушки и колокола. Также литейным делом в
это время занимались венецианцы Павел Дебоше и мастера Петр и Яков. В
начале XVI в. уже русские мастера с успехом продолжали начатое
дело, превзошедшее во многом, по части литья колоколов, своих учителей. В
это время формируется особый тип русских колоколов, система креплений,
особая форма и состав колокольной меди.
И к XVI веку колокола уже звучали по всей стране. Русские мастера
изобрели новый способ звона - языковый (когда раскачивается язык
колокола, а не сам колокол, как было в Западной Европе), это позволило
отливать колокола очень больших размеров...
При царе Иване Грозном и его сыне Феодоре, колокольное дело в Москве
быстро развивалось. Было отлито много колоколов не только для Москвы, но
и для других городов. Мастером Немчиновым был отлит колокол
"Благовестник" весом в 1000 пудов. Другие известные мастера этого
времени, славившиеся тщательной и художественной отделкой колоколов:
Игнатий 1542 г., Богдан 1565 г., Андрей Чохов 1577 г. и другие. В это время в Москве при церквях насчитывалось до 5000 колоколов.
Смутное время начала XVII в. остановило на некоторое время
литейное дело, но со времени патриарха Филарета (Романова) это искусство
опять возродилось. Искусство изготовления колоколов развивалось и
крепло, постепенно достигнув таких размеров, какого не знала Западная
Европа. С этого времени для литья колоколов уже не приглашали
иностранных мастеров.
Известными русскими мастерами этого времени были: Проня Феодоров 1606 г., Игнатий Максимов 1622 г., Андрей Данилов и Алексей Якимов 1628
г. В это время русскими мастерами отливаются огромные по размерам
колокола, поражавшие своими размерами даже опытных иностранных мастеров.
Так в 1622 г. мастером Андреем Чоховым был отлит колокол "Реут" весом в 2000 пудов. В 1654 г. отлит "Царь колокол" (позднее перелитый). В 1667 г. отлит колокол в Савино-Сторожевский монастырь весом 2125 пудов.
В первые годы царствования Петра I колокольное дело не было успешным.
Этому способствовало холодное отношение светской власти к Церкви. Указом
царя от 1701 г. из церквей изымались колокола, для нужд армии. К маю 1701 г.
в Москву было свезено на переплавку огромное количество церковных
колоколов (в общей сложности более 90 тыс. пудов). Из колоколов было
отлито 100 больших и 143 малых пушек, 12 мортир и 13 гаубиц. Но
колокольная медь оказалась непригодной, и оставшиеся колокола остались
невостребованными.
3. "Царь колокол"
Особое место среди всех в мире колоколов, занимает "Царь колокол". Начиная с XVI в. этот колокол переливался несколько раз.
Каждый раз к его первоначальному весу прибавляли дополнительно металл.
Работы по сооружению колокола начались в 1733 г. в Москве, у колокольни Ивана Великого. К 1734
г. были закончены все необходимые подготовительные работы. Для
строительства печей было израсходовано 1214000 шт. кирпича. Но в этом
году отлить колокол не удалось, лопнули печи и медь вылилась. Вскоре
умирает Иван Маторин и его дело продолжает сын Михаил. К 1735 г.
все работы были проведены с большой предосторожностью. 23 ноября
затопили печи, 25 ноября литье колокола завершилось благополучно. Высота
колокола 6 м 14 см, диаметр 6 м 60 см, общий вес 201 т 924 кг (12327 пуда).
До весны 1735 г. колокол находился в литейной яме. 29 мая в
Москве случился большой пожар, известный под названием "Троицкого".
Пожаром были охвачены и кремлевские здания. Загорелись деревянные
постройки над литейной ямой. При тушении огня от сильного перепада
температур колокол дал 11 трещин, от него откололся кусок весом 11,5 т.
Колокол стал негоден к применению. Почти 100 лет колокол находился в
земле. Неоднократно его хотели перелить. Лишь в 1834 г. колокол подняли из земли и 4 августа установили на гранитный пьедестал под колокольней.
С художественной стороны, "Царь колокол" имеет великолепные внешние
пропорции. Украшен колокол изображениями царя Алексея Михайловича и
императрицы Анны Иоановны. Между ними в двух картушах, поддерживаемых
Ангелами, находятся надписи (поврежденные). Венчают колокол изображения
Спасителя, Богородицы и евангелистов. Верхний и нижний фризы украшены
пальмовыми ветвями. Украшения, портреты и надписи выполнены: В.
Кобелевым, П. Галкиным, П. Кохтевым и П. Серебяковым. Хотя часть
рельефных изображений при отливке пострадала, но сохранившиеся части
говорят о большом таланте русских мастеров.
На изломе цвет колокольной меди беловатый, которого не имеют другие
колокола. Принято устойчивое мнение, что, это связано с большим
содержанием золота и серебра. После поднятия колокола неоднократно
поднимался вопрос о его ремонте. Были смелые решения о спайке
отломившейся части, но все попытки оставались только смелыми
предложениями.
В царствование Николая I, для колокольни Ивана Великого отливаются в 1817
г. колокол "Большой Успенский" ("Царь-колокол") весом 4000 пудов
(отлит мастером Яковом Завьяловым), Ныне самый большой из действующих
колоколов в России. Самый лучший по тону и звуку. Самый большой из
действующих в мире колокол отлитый в 1632 г. весом 4685 пудов,
находится в Японии в городе Киото. колокол "Св. Иоанна" весом 3500 пудов
и колокол, получивший название "Новый колокол", весом 3600 пудов. В
Петербурге, мастером Иваном Стукалкиным, для Исаакиевского собора в это
время отлито 11 колоколов. Интересным является тот факт, что все
колокола для этого собора были отлиты из старых сибирских пятаков. Для
этой цели их было отпущено из царской казны 65,5 тонн. Самый большой
колокол весом 1860 пудов, имел изображения в 5 медальонах русских
императоров.
Александр II пожертвовал Соловецкому монастырю колокол именуемый
"Благовестник". На этом колоколе было запечатлено целое историческое
событие - Крымская война - в прозе и картинах. Монастырь в 1854
г. подвергся жесточайшему обстрелу английского флота, за 9 часов по
монастырю было выпущено 1800 снарядов и бомб. Монастырь выстоял осаду.
Все эти события были запечатлены на колоколе. В нескольких медальонах
располагались изображения: панорама Соловецкого монастыря, посрамленный
английский флот, картины боя. Венчали колокол изображения Богородицы и
соловецких чудотворцев.
Особое место среди всех русских колоколов занимают ростовские звоны.
Самый большой "Сысой" (Получил название в память Ростовского митрополита
Ионы (Сысоевич))весом 2000 пудов отлит в 1689 г., "Полиелейный" 1000 пудов в 1683 г., "Лебедь" весом 500 пудов отлит в 1682
г. Всего колоколов на звоннице ростовского кремля 13. Звонят в Ростове
по нотам, специально сочиненным на три настроя: ионинский, акимовский и
дашковский, или егорьевский. Долгие годы в XIX в. гармонической настройкой ростовских колоколов занимался протоиерей Аристарх Израилев.
Преимущественно все колокола изготавливались из специальной
колокольной меди. Но были колокола и из других металлов. Чугунные
колокола были в Досифеевой пустыни на берегу Шексны. Соловецкий
монастырь имел два каменных колокола. В Обнорском монастыре было 8
колоколов из листового железа. Колокол из стекла был в Тотьме. В
Харькове в Успенском кафедральном соборе был колокол весом 17 пудов из
чистого серебра.Отлит колокол при Николае II в 1890 г. на заводе
П. Рыжова,. в память избавления от гибели царской семьи при крушении
поезда. Бесследно исчез в гражданскую войну. Шесть золоченых колоколов
было в Сибири в городе Таре, при Казанской церкви. Все они небольшие, от
1 до 45 пудов.
К 1917 г. в России было 20 крупных колокольных заводов, которыми за год отливалось 100-120 тыс. пудов церковных колоколов.
4. Устройство колокола
Отличительной чертой русских колоколов является их звучность и певучесть, что достигается различными средствами, как-то:
- Точною пропорцией меди и олова, нередко с добавлением серебра, т. е. правильным сплавом.
- Высотою колокола и его шириною, т. е. правильной пропорцией самого колокола.
- Толщиною стен колокола.
- Правильным подвешиванием колокола.
- Правильным сплавом языка и способом прикрепления его к колоколу; и многим другим.
Колокол, как и многие инструменты, — антропоморфен. Его части
соответствуют человеческим органам. Верхняя часть его называется голова
или корона, отверстия в ней — уши, далее шейка, плечи, матица, пояс,
юбка или рубаха (тело). Каждый колокол имел свой голос, принимал
освящение подобно крещению и имел свою судьбу, нередко трагическую.
Внутри колокола подвешивался язык — металлический стержень с
утолщением в конце (яблоком), которым били по краю колокола, он
назывался губой.
В колокольных надписях наиболее часто встречается орфография XVII и XIX
веков или же современные традиции. Надпись на колоколе выполняется
заглавными церковнославянскими буквами без использования знаков
препинания.
Украшения колоколов можно разделить на несколько видов:
- горизонтальные пояски и бороздки
- орнаментальные фризы (растительные и геометрические)
- выпуклые литьевые или гравированные надписи, возможно их сочетание
- рельефное исполнение икон Господа, Пресвятой Богородицы, образы Святых и Сил небесных.
На рисунке показана схема колокола:
Украшение колокола несет отпечаток эпохи, соответствует ее вкусам.
Обычно включает такие элементы: рельефные иконы, орнаментальные фризы,
надписи и орнаменты.
Внутренняя надпись обычно содержит информацию о времени литья
колокола, именах заказчика, мастера и вкладчиков. Иногда в надписи
встречались слова молитвы, определяя значение колокола как гласа
Божьего.
5. Времена молчания
После Октябрьского переворота 1917 г., церковные колокола стали особенно ненавистны новой власти.
Колокольный звон считали вредным, и к началу 30-х годов все
церковные колокола замолчали. По советскому праву все церковные здания,
равно и колокола, перешли в распоряжение Местных советов, которые
"исходя из государственной и общественной нужды, использовали их по
своему усмотрению".
Большинство церковных колоколов было уничтожено. Небольшая часть
колоколов, представлявших художественную ценность, была взята на учет
при Наркомпросе, который распоряжался ими самостоятельно "исходя из
государственных нужд".
Для ликвидации наиболее ценных колоколов было принято решение о
продаже их за границу. "Наиболее целесообразным выходом для ликвидации у
нас уникальных колоколов, является вывоз их за границу и продажа их там
наравне с другими предметами роскоши…", - писал идеолог атеизма
Гидулянов.
Так в США, в Гарвардском университете, оказались уникальные колокола
Данилова монастыря. Уникальные колокола Сретенского монастыря были
проданы в Англию. Огромное количество колоколов ушло в частные
коллекции. Другую часть изъятых колоколов отправили на крупные стройки
Волховстроя и Днепростроя для технических нужд (изготовление котлов для
столовых!).
Россия катастрофически быстро теряла свое колокольное богатство.
Особенно ощутимы были изъятия колоколов из древнейших монастырей и
городов. В 1929 г. сняли 1200-пудовый колокол с Костромского Успенского кафедрального собора. В 1931 г. были отправлены на переплавку многие колокола Спаса-Евфимьева, Ризоположенского, Покровского монастырей Суздаля.
Еще более трагичной была история гибели знаменитых колоколов Троице-Сергиевой лавры.
За гибелью гордости России - колоколов первой на Руси обители, следили
многие. Иллюстрированные печатные официозы типа "Безбожника" и другие
печатали фотографии низверженных колоколов. Рудметаллторгу в итоге были
сданы из Троице-Сергиевой Лавры 19 колоколов общим весом 8165 пудов. В
своем дневнике о событиях в Троице-Сергиевой лавре писатель М. Пришвин
сделал запись: "Я был свидетелем гибели… сбрасывались величественнейшие в
мире колокола годуновской эпохи, - это было похоже на зрелище публичной
казни".
Своеобразное применение, части московских колоколов, нашли в 1932 г. столичные власти. Из 100 т церковных колоколов отлили бронзовые горельефы для нового здания библиотеки имени Ленина.
В 1933 г. на секретном заседании ВЦИК был установлен план
по заготовке колокольной бронзы. Каждая республика и область получала
ежеквартальную разверстку на заготовку колокольной бронзы. В течение
нескольких лет, плановым порядком, было уничтожено почти все, что
Православная Русь бережно собирала несколько столетий.
В настоящее время искусство литья церковных колоколов постепенно
возрождается. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея
Руси Алексея II, был учрежден фонд "Колокола России", который возрождает
древние традиции колокольного искусства. В их мастерских отливаются
колокола от 5 кг до 5 тонн. Самым большим за последние годы стал колокол
для храма Христа Спасителя в Москве.
Колокола, проделав большой исторический путь, стали для России
неотъемлемой частью жизни русского народа. Без них был немыслим ни один
православный храм, все события в жизни государства и Церкви освящались
звоном колоколов.
Таблицу со сравнительной хронологией колокольной истории можно посмотреть здесь формат
§2 Колокольные звоны
1. Общие сведения
На сегодняшний день в христианском мире существуют три вида колокольного звона, каждый из которых предъявляет свои требования и к колоколам.
1. Православный звон — в его основе лежат ритм с присущей
ему динамикой и взаимодействием тембров. Поэтому в колоколах ценится
прежде всего благозвучие (благолепие) и богатство тембров, а абсолютное
значение основного тона здесь роли не играет.
Количество колоколов в звоннице обычно от 5 до 12. Звон осуществляется
раскачкой языка, к которому предъявляются определенные требования.
Благозвучие достигается грамотным подбором колоколов и мастерством
звонаря.
2. Католический звон — в его основе лежат одиночные или
двойные удары облегченного языка о качающийся или вращающийся колокол,
который обычно оснащен противовесом с тем, чтобы центр тяжести проходил
через ось вращения. Количество колоколов в звоннице обычно от 2 до 6. По
традиции колокола подбираются или отливаются под определенный основной
тон с ограниченным количеством обертонов.
Отсюда звон сам по себе не так богат и зависит от количества колоколов, а
также амплитуды их качания или скорости вращения, поэтому квалификация
звонаря особого значения не имеет. В некоторых странах наравне с
традиционным звоном практикуется и звон путем раскачки языка.
3. Кариольный звон — в его основе лежит исполнение
звонарем мелодий по нотам с использованием набора колоколов,
составляющих звукоряд в 2 - 5 полных октав. Звон, как правило,
осуществляется клавишным устройством (напоминающим клавиатуру органа).
Оно приводит в движение языки или молотки колоколов через механические
тяги или электромагнитные приводы.
Колокола обычно подтачиваются точно в ноту, при этом стараются убрать
лишние обертона и сократить время его звучания до 4 - 5 секунд, иначе
это будет мешать исполнению мелодии. Если карильон оснастить
автоматическим программным управлением в виде барабана или
электромагнитного устройства, то он превращается в куранты.
Карильонная музыка не имеет ничего общего с церковным звоном...
Зная основные отличия православной и западной традиций колокольного
звона, легко понять, насколько разные требования они выдвигают к отливке
и подбору колоколов для создания цельного звона.
2. Основы православного звона
Колокола являются одной из необходимых принадлежностей православного храма. Церковный звон употребляется для того, чтобы:
• созывать верующих к богослужению.
• выражать торжество Церкви и ее Богослужений.
• возвещать неприсутствующим в храме о времени совершения особо важных частей Богослужений.
Православный звон служит не только для целей Богослужения, но и является
выражением радости, грусти и торжества народа. Отсюда и появились
различные виды колокольного звона.
В церкви различают 4 канонических звона: благовест, перебор, перезвон и трезвон.
Благовест — один из наиболее древних звонов Православной
Церкви и называется так потому, что несет Благую, радостную весть о
начале Богослужения. Этот звон также оповещает о совершении таинства
евхаристии на Литургии и о чтении Евангелия в других службах. Благовест
может звучать как самостоятельно, так и в составе других звонов.
Перебор — или погребальный (похоронный, проводной) звон
выражает грусть и скорбь об усопшем и состоит из двух частей:
непосредственно канонической (как такового перебора) и свободной
(трезвона).
Перезвон — более сложный по сравнению с благовестом и
перебором. Он состоит также из двух частей: канонической (т.е. самого
перезвона) и свободной (трезвона). Классически перезвон представляет
собой звон поочередно в каждый колокол (по одному или несколько раз в
каждый), начиная с большего и до самого малого (иногда с ударом "во
вся"), и так повторяют много раз.
Трезвон — наиболее сложный по сравнению с другими
каноническими звонами, но и является наиболее ярким в музыкальном
отношении выражением колокольного звона, так как трезвон по своей форме
не ограничен церковными уставами и поэтому различен как по составу
используемых колоколов, так и имеет разнообразную форму исполнения,
ритм, фактуру и инструментовку.
3. Группы колоколов
При многих церквах бывают обычно несколько
колоколов, и они различаются между собой величиной и силой звука, и
объединяются по этим признакам в три основные группы:
I группа - БАСОВЫЕ
• Благовестник
• Праздничный
• Полиелейный
• Воскресный
• Постовой
II группа - ТЕНОРОВЫЕ И АЛЬТОВЫЕ (Подзвонные)
III группа - ТРИОЛЬНЫЕ (Зазвонные)
Во многих храмах различаются следующие колокола:
• Праздничный
• Воскресный
• Полиелейный
• Простодневный (будничный)
• Малый (или пятый)
На практике хорошо зарекомендовал себя следующий набор колоколов: 2 басовых, 3-4 теноровых, 3-4 зазвонных.
Однако колокольный звон - одна из самых ярких черт русской жизни -
имел не только богослужебное значение. Им приветствовали высоких гостей,
собирали народ на вече, объявляли рекрутский набор, сообщали о свадьбе,
смерти или казни, предупреждали о приближении врага и пожаре, указывали
дорогу путникам, подавали сигналы времени. Звоны были "метельными",
"сполошными", "вечевыми", "осадными", "позывными", "ратными"…
4. Звон-целитель
Целительство колокольным звоном - Елена
Задубовская в книге "Лечение колокольным звоном" отмечает: "Российские
исследователи еще в 70-х годах прошлого века установили, что такие
недуги, как беспричинное беспокойство, страхи, нервозность и бессонница,
прекрасно исцеляются колокольным звоном.
Сделанные (но неоцененные государством) выводы были просто потрясающими.
Оказывается, аудиозапись малинового звона успокаивающе действует даже
на самых нервных. А прослушивание музыкальных произведений, исполненных
на колоколах, излечивает тяжелейшие виды депрессий и других психических
заболеваний. Прекрасно излечивает бессонницу и малиновый церковный
звон." Очень рекомендует целителям, да и всем людям, заботящимся о своем
духовном благополучии использовать колокольный звон!
Вообще, замечено, когда в церкви регулярно используется колокол, то
число прихожан увеличивается в 2-3 раза! Лечебное очищающее воздействие
такой службы увеличивается тоже в разы!
Альбом: Колокола России (Лечение колокольным звоном)Год выпуска: 2009Формат: MP3Качество: 320 kbit/sОбщее время: 48 minОбщий размер: 108 MB
- Благовест и будничный колокольный звон
- Вариации на тему пьесы Р. Фриппа «Нагорная проповедь». М.Капранов, А. Иванов, Д. Петров
- Воскресный колокольный звон В.Кайчука
- Звон А. Иванова
- Звон М. Капранова
- Ионинский Акимовский колокольный звон (К.Киянцева)
- Колокольные звоны Петропавловского собора (Петербургский, Красный и Георгиевский)
- Колокольные звоны Ростовского Кремля (Водосвятный, Будничный, Егорьевский)
- Праздничный колокольный звон №1
- Праздничный колокольный звон №2
- Праздничный колокольный звон Псково-Печерского монастыря
- Праздничный колокольный звон Свято-Троицкого монастыря в Джорданвиле
- Преображенский Д.Петрова
- Ростовский Красный колокольный звон
- Свадебный колокольный звон
- Этюд Д. Петров
Невозможно представить себе Русь без храмов, пения церковного хора,
храмовой живописи, колокольного звона. Это неповторимое слияние веры,
искусства и уклада жизни создано православием, которое оказало влияние
на все стороны и образ жизни нашего народа.
Церковный звон – не для концертов! Так было издавна: колокола – это
духовное свидетельство всему миру, символ в бронзе, а их звон — символ в
звуке. Недаром колокольные звоны называют "голосом Церковным", и этот
глас призывает к духовному Возрождению и Покаянию. И негоже церковным
колоколам праздно вещать с колоколен (звонари не имеют права даже
репетировать на колокольне, звонить внеурочно или для потехи публики).
Колокольные звоны свершаются только по церковным канонам: в
определенный час, определенным образом. Но есть в году одна неделя,
когда (не одновременно с церковной службой) дозволяется звонить вдоволь,
на радость всему миру. Это – Пасхальная Светлая Седмица. Следует
помнить, что церковный колокол – это святыня, которую надо оберегать и
чтить всегда. Звон – это украшение храма (собора, церкви), и пусть он
будет всегда благолепным!
Более подробную информацию про колокола можно посмотреть на сайте О колоколах
Большая коллекция колокольных звонов можно скачать и послушать здесь
* * *
См. тж.:
Старейшие колокола Германии:
-
- Появление колоколов в Германии
- Клепаные колокола
- Первый известный колокольный мастер
- Колокола Теофилуса
- Колокола в форме "сахарной головы"
- Готические колокола
- Старейший набор колоколов
- Переход к ренессансным колоколам
Из истории колоколов:
- Краткий исторический очерк
- Колокола и колокольчики: сорок веков истории. Опыт сравнительной хронологии
- Из истории церковных колоколов (статья О.В. Стародубцева)
- Знаменитые колокола России
- Знаменитые колокола мира
- Колокола Германии
- Cтарейшие литейни Европы
- Русские литейщики
- Современные литейни России
- Церковь: современные хроники
- Где работали и работают колокола
- Музеи, выставки, коллекции
Колокола и колокольчики в культуре народов мира:
Колокола и колокольчики появились очень давно (см. Краткий исторический очерк), стали привычными, вездесущими и разноликими. Они проникли в музыку и литературу, не обошли стороной обычаи и законы. Добрались даже до анекдота… (а чему, собственно, удивляться, если у шутов всего мира на колпаках бубенчики…)Интересно, где еще объявится колокольчик?
Витраж собора в Йорке
|
Комментариев нет:
Отправить комментарий