Ну, во-первых, почему сразу "на посошок"? ... А до него???
У всех у нас периодически бывают застолья. Иногда они затягиваются так,
что уже и не знаешь, как закончить, не обидев хозяев. До нас дошла
традиция при окончании застолья пить "на коня", так сказать последнюю
рюмку. Сел в седло - и поехал...
1. "Привечальная чарка с хлебом-солью" выпивалась перед порогом дома.
2. Застольная - "со свиданием".
3. "За тех, кого нет с нами".
... /ну что, погнали?/
Итак:
1. "Привечальная чарка с хлебом - солью" выпивалась перед порогом дома.
2. "Застольная - со свиданием" – в знак уважения к собравшимся за столом.
В знак уважения к хозяевам полагалось опрокинуть застольную стопку. Еще
со времен Киевской Руси поднимали чарку, чтобы «пити на ня» – пить за
честь и здоровье. Манера употреблять горячительные напитки одним глотком
тоже имеет древние корни. Во времена язычества выпивать чашу «одним
духом» было сродни молитве божеству (духу) с просьбой о богатстве и
благополучии. Впоследствии эта традиция переосмыслилась и стала выражать
отношение гостя к хозяевам дома. «Чтобы не оставить зла в стакане»;
«Кто не выпил до дна – не пожелал добра»; «Не допиваешь – так
недолюбливаешь», – гласят русские пословицы.
4. "За батюшку-царя" - во здравие и долголетие царствования.
5. "За здоровье атамана".
6. "За славу и победы войска".
7. "В память дедов и их побед".
8. "Круговая застольная" - пьётся столько раз, сколько сидящих за столом, причём каждый слово должен сказать.
9. "За удачу в походе";" за здоровье молодых"; "за крестника"; "за удачное возвращение"; "с праздником" - в зависимости от повода.
10. "Разгонная".
11. "Подъемная" – при покидании стола.
12. "Запорожская", или "Запороговая" – при преодолении порога помещения, в котором происходит застолье.
13. "Под бурку" – казак одевает бурку и папаху.
14. "Под саблю" – казак достаёт из ножен саблю и осматривает её.
15. "Придворная" – при выходе во двор.
Оказавшись на дворе, он выпивал придворную стопку. Учтите, что это только середина русской традиции прощания.16. "На посошок" – гостю вручали посох и ставили на него рюмку. Если
гость проливал вино, ронял стопку, не доносил до рта, то его
полагалось оставить ночевать в гостях.
По-со-шо́к.Значение
- уменьш. к посох ◆ Пешком ходить мне в привычку. Взяв посошок, отправился я вперёд к почтовому стану. А. Н. Радищев, «Путешествие из Петербурга в Москву», 1779—1790 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
- перен., разг. последняя рюмка спиртного, выпиваемая перед уходом, на дорогу ◆ — Посошок, однако, на дорожку позвольте взять, — прибавил он, наливая и выпивая рюмку водки. А. Ф. Писемский, «Тысяча душ», 1858 г. (цитата из Национального корпуса русского языка, см. Список литературы)
- Посох - длинная трость, палка для опоры при ходьбе. ◆ В руке у него был посох, с каким ходят странники.
Этимология
Происходит от др.-русск., ст.-слав. посохъ. От соха, далее от праслав. формы, от которой в числе прочего произошли: др.-русск. соха «кол, дубина, подпорка, соха, мера площади», сербск.-церк.-слав. соха (греч. ξύλων), русск. соха, укр. соха́ «подпорка», белор. соха́ «соха», болг. соха́ «палка с развилком», сербохорв. со̀ха — то же, словенск. sóhа «столб с перекладиной», чешск. sосhа «статуя, скульптура», словацк. sосhа «колонна», чешск., словацк. sосhоr «дубина; олух», польск. sосhа «развилок», в.-луж., н.-луж. sосhа «кол с развилком», сюда же русск. усо́шье «расстояние между боковыми столбами овина», соха́тый «лось», посох, рассо́ха «палка с развилком», русск.-церк.-слав. колъсоха (χάραξ), осошити «очистить от сучьев». Использованы данные словаря М. Фасмера; см. Список литературы.
17. "Стремянная". (прежде чем казак поставил ногу в стремя).
Прежде чем поставить ногу в стремя, полагалось выпить стременную. Ну а коль гость сумел сесть на лошадь, ему подносили ещё одну стопку.
18. "Седельная" – за то, что поднялся в седло и чтоб удержаться в седле.
Но взяться за вожжи и не упасть с лошади – это еще не конец пути, а только начало. Чтобы спокойно уехать от хлебосольных хозяев, полагалось опрокинуть ещё одну стопочку.
19. "На ход ноги" – нога в стремени, казак забрасывает ногу через коня.
20. "На коня" ("казак на коне").
21. "Привратная" – перед выездом за ворота.
22. "На ход коня".
23. Тост «станичный» - казак едет по станице и прощается со станичниками.
24. "Забугорная" или "закурганная" (когда за селом казака встречает и приветствует гулевая подруга с закуской и чаркой).
25. "Шапошная". Когда уже
всё выпито, казак швыряет шапку о пол: "А, ну его, на хрен! Никуда не
поеду!".
26. "Заворотная" – за то, что все–таки сумел выехать. 27. И крайний тост - "с мордой коня…" Если удалось выехать в поле... Хорошо выпивший казак далеко в степи чокается и выпивает с мордой коня. Чтобы конь головой не тряс, а то казак в стремя не попадет. Выпивается перед "стремянной". |
Кум у кума гуляет неделю, но собрался домой. Хозяин как положено наливает поочередно: на посошок, на крыльцо, на ход коня, по стременной. Провожает за воротами: заворотную, заоколишную, забугорную. Гость предлагает по шапошной. А это как? Но выпил. Гость шапку об землю: А никуда я на хрен седни от тебя не поеду!
* * *
Кроме того:"Штрафная рюмка"
А что же это за
«штрафная» такая? Скорее всего, этот обычай пришел к нам из Греции. В
4-5 в. до н.э. древнегреческий пир становится своеобразным культом.
Количество яств и напитков не регламентировалось. Но существовали и
правила этикета, запрещающие опаздывать к совместному пиру. До нас дошли
уставы, где говорится о том, что опоздавший к столь важному событию
должен заплатить штраф.
«100 фронтовых».
Те самые фронтовые во время Великой Отечественной выделял солдатам сам
Ворошилов. Еще в 1940 году, когда советские войска в 40-градусный мороз
увязли в снегу под Финляндией, Ворошилов распорядился выдавать по 100
грамм для поднятия боевого духа, а также в качестве согревающего
средства. Официальный приказ о выдаче «наркомовских» был издан 22
августа 1941 года Государственным комитетом обороны СССР.
А вот и любимец праздника – тост "За здоровье".
Оказывается, еще при Иване Грозном водками было принято называть
различные лекарственные настойки и снадобья. Принимали такой крепкий
алкоголь исключительно в лечебных целях. Теперь понятно, почему «за
здоровье».
"Сообразить на троих"
наводит на размышления: кто придумал так «соображать» и почему именно на
троих?
Оказывается, в советские времена мужу на обед было принято выдавать
рубль. А водка стоила два восемьдесят семь. Хочешь выпить – ищи третьего
(отсюда знаменитое «третьим будешь?»). И даже сдача на сырок «Дружба»
еще останется.
А вот распивать на троих приятнее всего из граненого стакана. В XVII
веке такие стаканы делались из сколоченных между собою досочек, отсюда и
грани...
Интересно, почему в ящик водки принято класть именно 20 бутылок? В
допетровскую эпоху основной мерой водки считалось ведро. Во времена
Петра I в России появляется бутылка, ее заимствуют из Франции. Поскольку
стандартная бутылка имела объем 0,6 л., в ведре (12-ти литровом) умещалось ровно 20
бутылок. На основании этих мер велась торговая документация. С тех пор
принято, что ящик – 20 бутылок.
"Пустую
бутылку нельзя ставить на стол". А почему нельзя?
Об этом гласит следующая легенда: привезли этот обычай казаки,
вернувшиеся из Франции после военной кампании 1812-14 гг. В те времена
парижские официанты не учитывали количество отпущенных бутылок. Гораздо
проще выставить счет – пересчитать пустые бутылки, оставшиеся после
трапезы на столе. Кто-то из казаков и смекнул, что можно сэкономить,
убрав часть пустой тары под стол.
"Хорошо сидим..."
Вечер наш заканчивается. Придется достать еще бутылочку
из «заначки», чтобы не пропустить традицию выпить на посошок. В
древности во время праздничного застолья на огонек частенько захаживали
бродяги и алкоголики. К столу их, естественно, не приглашали. Но те не
обижались, а просили налить им на посошок (посох), на гребешок, на
рукавички, имея в виду небольшую порцию водочки.
А что касалось странствований, родные провожали уходящего от ворот с
напутственным словом и чарочкой, символизирующей расставание. Эту
чарочку наливали и ставили на утолщенный верхний конец посоха. Уходящий
должен был выпить ее, остатки вылить через плечо (смочить дорожку),
затем перевернуть вверх дном и идти в добрый путь.
По другой версии эту чарку наливали уходящему гостю, ставили на посох,
если тот выпивал, не дотрагиваясь руками, то пили «запорожную» (тогда,
когда гость порог переступал), затем, если сунет ногу в стремя, пили
«стременную». И так еще 23 тоста! Если же гость не мог выпить
«посошковую», то его оставляли ночевать.
Посидели на славу, вечер удался: поболтали, повеселились, расслабились.
Надеюсь, мои гости после посошка спокойно доберутся до дома. А что
касается водочки – то доброму напитку – добрые традиции. Эх, жалею я,
иногда, что водку не пью – коньяк предпочитаю.
|
Спасибо за информацию.
ОтветитьУдалитьЛена.
Очень познавательно, спасибо:)
ОтветитьУдалитьСпасибо! Очень интересно и познавтельно!
ОтветитьУдалить