5 февраля 2013 г.

Малиновый звон


Есть несколько версий происхождения этого выражения.
Основная: словосочетание «мали́новый звон» никакого отношения к соответствующим ягоде и цвету не имеет. Происходит от названия города Мехелен, расположенном теперь во Фламандском регионе Бельгии, который по-французски называется Malines (Мали́н), где в Средневековье разработали удачный сплав для литья колоколов. С тех времён на Руси стали так называть красивый, переливающийся звон (сочетание «мали́новый звон» имеет значение: «очень приятный, мягкий по тембру звон»).
Словосочетание «малиновый звон», в сущности, означает «звон мехеленовый».

В других версиях фигурируют языковое (малиновый — красный — красивый, прекрасный) происхождение (В. Н. Сергеев), и «цветной слух» — синестезия.

"Малиновый звон" в Озёрске

Урок колокольного звона

Санкт-Петербург, Правый берег Невы, Невский лесопарк. Корильён деревянной церкви в Новосаратовке 


Малиновый звон вновь в Петербурге
15 сентября 2001 года, в культурной жизни Петербурга произошло знаменательное событие. В Петропавловской крепости торжественно открыт воссозданный карильон

История

Уже к XVII веку Мехелен стал европейским центром колокольного литья и колокольной музыки, каковым и остаётся до сих пор. Здесь и сейчас делают знаменитые карильоны*. Первый карильон России, заказанный во Южных Нидерландах Петром I, соответствовал мехеленскому (малиновому) стандарту. В 2003 году Россия и Бельгия совместно выпустили две марки (сцепку), изображающие собор Св. Румольда в Мехелене и Петропавловский собор в Санкт-Петербурге (в нём был установлен первый карильон России).

*Карильон, карийон (фр. carillon) — 1) механический музыкальный инструмент, посредством часового механизма заставляющий ряд колоколов исполнять какую-либо мелодию;
2) колокольный многоголосный музыкальный инструмент западноевропейского происхождения, на котором играет карильонер. Известен с IX века. В XV-XVI веках распространился на всём христианском Западе (Бельгия, Голландия). Ранее карильон устанавливался на зданиях городских ратуш и церковных колокольнях, ныне стал помещаться и на отдельных специально отстроенных архитектурных сооружениях башенного типа - для использования его в качестве самостоятельного концертного инструмента. Сегодня существует также мобильная модификация карильона - так называемый передвижной карильон (основные части которого размещены на автомобильной платформе) - для проведения концертов в местах, где обычный карильон отсутствует. Главные элементы конструкции карильона: исполнительский пульт (с мануалами и педальной клавиатурой, как у органа) и набор неподвижно подвешенных колоколов. Клавиши-рычаги мануалов и педальные клавиши через систему блоков соединены с языками колоколов тросами, которые при игре приводят языки в движение, ударяя о край колокола. Звукоряд К. имеет хроматический строй и приспособлен для воспроизведения музыки, отвечающей принципам музыкального мышления европейца. Сегодня на К. разыгрываются как народные мелодии, переложения произведений классиков, так и сочинения, созданные современными композиторами специально для этого инструмента. В Россию К. был завезен и установлен на колокольне Петропавловского собора Петром I. Сгоревший позже, он был восстановлен в наши дни. Из отечественных профессиональных композиторов первым и пока единственным автором музыки для карильона является Сергей Геннадьевич Тосин.

И.С.Бах Прелюдия до-мажор Тимур Халиуллин, карильон СПб.

 Клавиатура карильона

Карильон Петропавловского собора


Комментариев нет:

Отправить комментарий