15 апреля 2018 г.

16 апреля - Пробуждение Водяного, Угощение водяного, Водопол, Ледокол, Праздник рыболовов

////////////////////////////////////////

16 апреля (3 апреля по старому стилю) — Агафья, Никита Водопол, Пробуждение Водяного.


Никита Водопол. Пробуждение Водяного, Угощение водяного, Водопол, Ледокол, Праздник рыболовов.

Просыпается водяной от зимней спячки. Водяной дух ослаб за зиму. Ему нужно чем-нибудь поживиться. Зябко водяному. Вот и приносили ему крестьяне — кто хлеба краюшку, кто пшенной каши, кто от курицы потроха.
Водяной


Песня Водяного

Мультфильм "Летучий корабль",
Автор текста (слов): Энтин Ю.
Композитор (музыка): Дунаевский М.
* * *
Рыбаки - люди суеверные, они никогда не отправятся на рыбалку, если приметы говорят не в их пользу.
Так, например, если на Никиту-водопада (16 апреля) лед не пошел, лов рыбы в этом году будет плохой. Именно в это время просыпался от спячки водяной, так, во всяком случае, считали рыболовы, и чтобы задобрить водяного, они в полночь отправлялись на реку с гостинцем для него. Иногда они даже топили лошадь, приговаривая: «На тебе, дедушка, гостинец на новоселье: люби, жалуй нашу семью». Считалось, что задобренный гостинцем водяной будет стеречь рыбу для рыбаков и даже переманивать из соседних водоемов большую рыбу, кроме того, рыбаки надеялись, что водяной спасет их от бури и не даст утонуть. Незадобренный водяной способен причинить рыбакам много неприятностей: порвать сети, неводы и бредни, отгонять рыбу и прочее. Лист на дубе развивается и цветет черемуха, значит ожидается хороший улов щук.
Морок А., Разумовская К. "Приметы и суеверия"

Водяной находится в непримиримо враждебных отношениях с дедушкой домовым, с которым при встречах вступает в драку. Водяные приносят людям лишь вред. На утопленницах они женятся, а еще охотнее на тех девицах, которые прокляты родителями.

Недоброжелательство водяного к людям выражается в том, что он неустанно следит за каждым человеком, появляющимся в его сырых владениях. Он уносит в свои подземные комнаты, на безвозвратное житье, всех, кто вздумает летней порой купаться в реках и озерах после солнечного заката, или в самый полдень, или в самую полночь.

Водяной хватает зазевавшихся цепкими лапами и с быстротой молнии увлекает вглубь всех забывших, при погружении в воду, осенить себя крестным знамением. С особенным удовольствием он топит тех, которые не носят нательных крестов, забывают их дома или снимают с шеи перед купанием. Под водой он обращает эту добычу в кабальных рабочих, заставляет их переливать воду, таскать и перемывать песок и т.д.

Кровоподтеки в виде синяков на теле, раны и царапины на трупах утопленников служат наглядным доказательством, что эти несчастные побывали в лапах водяного. Трупы людей он возвращает не всегда, а трупы животных почти всегда оставляет для семейного продовольствия.

От водяных чертей приходится терпеть больше всего мельникам, Любят шутить они и над рыбаками. Их боятся и стараются задабривать пчеловоды.

Многие мельники носят при себе шерсть черного козла — животного, особенно любезного водяному черту. Осторожные и запасливые хозяева при постройке мельницы под бревно, где будет дверь, зарывали живым черного петуха и три стебля ржи, случайно выросших с двумя колосьями. Позже поступали так; бросали в воду лошадиный череп с приговором. На мельницах бережно содержались все животные с черной шерстью (особенно петух и кошка).

Рыболовы навязывали себе на шейный крест траву Петров крест, чтобы злой дух не испортил всего дела. Из первого улова часть его или первую рыбу кидали обратно в воду, как дань и жертву. Идя на ловлю, бывалый рыбак никогда не ответит на вопрос встречного, что он идет ловить рыбу, так каж водяной любит секреты и уважает тех людей, которые умеют хранить тайны. Некоторые старики-рыболовы доводят свои угождения водному хозяину до того, что бросают ему щепотки табаку («на тебе, водяной, табаку: давай мне рыбку») и подкуривают снасть богородской травкой и т.д.

Пчеловоды прикармливают водяного свежим медом и одаривают воском, понемногу из каждого улья, накануне Спасова дня, ночью, до петухов. Первый рой пчеловод нес в пруд или болото и там его топил.

Но говорили: водяные бывают иногда и полезны. Например, для того чтобы отыскать местонахождение тела утопленника, достаточно пустить на воду деревянную чашку с тремя восковыми свечами, прикрепленными по краям: погрузившись, она останавливается над тем местом, где лежит утопленник.

Если лёд не пойдет в этот день, то рыбный лов будет самый худой


Где   живут   водяные?

На  всем  пространстве России попали в сильное подозрение и приобрели дурную славу небольшие, но глубокие озера. Там много подземных ключей и углублений на  дне. Темными ночами  в одиночестве к таким  водоемам никто не решался подходить.   

Многим чудилось тут и громкое хлопанье, словно в ладоши, и сдавленный хохот, подобный   свиному. Впрочем, в некоторых  областях России считалось, что водяной  есть в   любом   водоеме: озере, пруде, ручье и даже в источнике. Кто же он такой – водяной? Как он   выглядит?

Так   какой   же   он   подводный   дух – водяной? 
 
У некоторых славян водяные духи, имея человеческий вид, обросли травой и мхом и росту бывают очень высокого, в других местах они черные, глаза у них красные, большие с человеческую ладонь, нос величиной с сапог. Встречали даже водяного в видетолстого  бревна с небольшими крыльями, летящего над самой водой. В Орловской области у  водяного  бород была  зеленого цвета, и только на исходе луны – белая, седая; волосы тоже длинные и  зеленые. Из воды в  этих местах он показывается по пояс, и очень редко его можно увидеть в полный рост.

Ярославский  водяной  любит гулять  по берегу  и  наряжаться  в  красную рубаху. В Нижнем   Новгороде несколько раз видели   водяного  в облике свиньи. Он мог быть  и кошкой,  и  собакой, и  лошадью. В  волгоградских   реках водяной  принимал  иногда  вид громадной рыбы – щуки, одетой мхом. Но мог быть налимом  или  сомом. По  другим  поверьям, сом и налим бывали просто  “извозчиками” водяного  - он   на   них  катался,  как люди на   лошадях.

Так   какой   же   он   подводный   дух – водяной.

Как-то раз видели ”рыбу – водяного с крыльями – не один человек потом не осмелился   подходить к  этой реке. Нашелся, однако, смышленый и смелый человек, который разобрался,    в  ситуации: оказалось,  что  в огромную щуку,  вонзился  когтями  ястреб, очень глубоко и   крепко, что,  как не старался, оторваться от нее не мог, огромная рыбина потащила  ястреба  за   собой на глубину, где он и захлебнулся, бедняга.

Мог становиться  водяной и птицей, естественно водоплавающей –  лебедем, уткой, или   гусем. Мог быть и своего рода гибридом – гусем с человеческими руками и головой. Мог   прикинуться и обычным человеком – родственником или знакомым своей будущей жертвы.

Иногда водяной словно являл собой всю реку: пена – у водяного изо рта бежит, а тина – его  волосы и борода.

Источник: voda.biz-at-home.ru

Обряды дня

Праздник связан с кормлением, задабриванием водяного, который проснулся 14 апреля (1 апреля по ст. стилю), в день Марии Египетской. Дожидаясь в течение трёх дней угощения, Водяной ломает лёд и мучит рыбу. В качестве подношения водяному отдавали часть первого улова, крошки хлеба, остатки вина, щепоть табаку и т. п. В некоторых случаях водяному приносили в жертву лошадь, купленную в складчину. Если водяной будет доволен жертвами, то он даст рыбакам хороший улов, не будет мешать им и будет спасать их от бури и потопления. 

Водяной

Водяной — дух, воплощение разрушительной, враждебной человеку стихии воды в виде мифического хозяина конкретного водоёма. В представлении белорусов водяной имел вид старого среднего роста с длинным бородой, гладкой лоснящейся кожей и перепонками между пальцами на ногах, что символизировало его связь с водной стихией. В застойных озёрах мог представлять горбатого и бородатого старика с ногами и хвостом, как у коровы.

Будучи агрессивным по отношению к людям, водяной мог «забирать» тех, кто купается (особенно в полдень и в полночь, на Купалу или Илью - периоды наибольшей активности водяного), топить лодки, ломать водяные мельницы. Однако водяной мог быть и благодарным человеку, если тот, например, вбросил его с суши в воду и тем самым спас ему жизнь. Тогда водяной всячески способствовал во всех делах, связанных с водой, особенно в рыбалке. Чтобы заручиться поддержкой водяного в рыбацком деле, нужно было заключить с ним союз: бросить нательный крестик в воду и отречься от родни, платой водяному служила душа. Особенно его услугами пользовались мельники, которые в качестве жертвы бросали возле водяной мельницы живую курицу, забрасывали под первый лёд сало или свиной окорок.

Оберегом от водяного считались пепел, свист, а также хлеб из муки, смолотой на Купалу: съев его, человек не мог утонуть. Однако, говорили, за обиду, нанесенную водяному человеком, мог отомстить «сухопутный бес».

Женами водяных являются девушки-самоубийцы, или русалки, которые рождают «водянёнков». Накануне Крещения водяной вынужден просить или воровать у людей сани, чтобы вывезти и тем самым спасти «водянёнков» от смерти в крещёной воде.

Каждый водоём имел своего водяного, мощь которого зависела от размеров и опасности реки или озера. В том случае, если водоемы искусственно связывали, водяные погибали.
Задабривают водяного

Задабривают водяного, бросая ему гуся без головы, которую относят домой, для счета домового.
* * *
На Никиту весеннего просыпается от зимней спячки водяной. Его угощают рыбаки: топят чужую лошадь, приговаривая: "Вот тебе, дедушка, гостинец на новоселье: люби да жалуй нашу ватагу!" Для этого случая покупали у цыган самую негодную лошадь.
(ну, с лошадью - кажется, перебор!?)

Когда же рыболовы задобрят его добрым гостинцем, лошадкою, то он смиряется, стережет рыбу, переманивает к себе больших рыб из других рек, спасает рыболовов от бури и потопления, не рвет неводов и бредней.

В других местах рыболовы наделяют Водяного гостинцем, выливая в реку масло, приговаривая: «Вот тебе, дедушка, гостинцу на новоселье. Люби да жалуй нашу семью».

28 сентября - Никита-гусепролет, гусятник. С этого дня бьют домашних гусей.
На Никиту осеннего задабривают водяного, бросая ему гуся без головы, а ее относят домой, чтобы домовой не заметил урону.
Коммуникабельность   водяного

Каковы   же   были   отношения   людей   с   водяным?   От   него   зависели   в   первую   очередь   те,   кто   по   роду   занятия   связан   с   водой, – мельники,   рыбаки,   и,   как   ни   удивительно,   пчеловоды   (успех   их   ремесла   очень   зависит   от   влажности    воздуха   и,   следовательно   от   воды).  По   народным   преданиям,   в   каждом     пруду    у мельницы   живет  свой   подводный дух –  водяной.   Поэтому,   если   мельник   не   угождал   водяному,   то   тот   ежегодно   ломал   плотину.   Считалось   даже,   что   основное   место   обитания   водяного – омут   под   мельничным   колесом.

Чтобы   умилостивить   водяного,   мельники  бросали   в   омут   хлеб,   и   даже   лили   водку.   Есть   и   страшные   придания   о   том,   что   в  глухих   местах   в   старину   мельники,   чтобы   задобрить   подводного   духа   и   сохранить   плотину  в  целости    при   весенних  паводках  от   размыва,   топили   какого – нибудь   запоздавшего   путника  в   мельничном   пруду.   Для   убийства   выбирали   всегда   жертву   под   хмельком,   тогда   смерть   ее   объяснялась  обыкновенно   собственной   ее   неосторожностью.

Водяного  старались   задобрить   и   рыбаки – отпускали   первую   пойманную   рыбу   в этот   день   обратно   в   водоем.   Если   его   не   задобрить,   то   он   порвет   сети,   а   если   ему   угодят – нагонит   рыбакам   в  сети   множество   рыбы.

Пчеловоды   тоже   задабривали   “водяного   дедушку”,   бросая   в   воду   мед;   также   считалось   важным  бросить   в   воду   первые   добытые    медовые   соты.

“Водяному   всякая   скотина  годится   в   пищу” – пишет исследователь 19-го века.
* * *
Рыбаки в жертву водяному приносили хлеб, вино и табак, иначе не будет доброго улова.
* * *

Никита Водопол

Никита Водопол - день памяти преподобного Никиты (3/16 апреля), святого исповедника, игумена Мидикийского монастыря в Вифинии в 9 в., который претерпел во времена иконоборчества за почитание икон. Никитин день - одна из дат начала ледохода, отмечавшихся рыбаками и рыболовецкими артелями как начало промыслового сезона.

По народному поверию, водяной, который всю зиму лежит на дне и спит крепким сном, просыпается от зимней спячки 1 апреля в день Марии Египетской. Изголодавшийся за зиму и сердитый, он требует от рыбаков угощения, а дожидаясь его в течение трех дней, вплоть до дня Никиты, ломает лед, мучит рыбу: малую доводит до смерти, а большая убегает от него в другие реки. Если жертвоприношение не последует или с ним запоздают, весь сезон он будет рвать сети, выпускать рыбу и топить рыбацкие лодки, или, истребив всю рыбу в реке, водяной уйдет куда-нибудь сам. Желание водяного получить гостинец, по мнению рыбаков, проявлялось в сильном колыхании воды и в слышимых над ней глухих подземных стонах. На Оке примету гнева водяного видели в затянувшемся ледоходе и по нему судили, что рыба в этом году будет плохо ловиться.

Повсеместно перед началом лова рыбаки "кормили", угощали водяного. Ему бросали две - три рыбины из первого невода, крошки хлеба, остатки вина в склянке, щепотку табаку. В последнем случае приговаривали: "На тебе табачку, а нам дай рыбки". В Енисейской губ., чтобы весь год был хороший улов рыбы, устанавливая в первый раз сети, в воду бросали хлеб с солью. С той же целью в Вологодской губ. бросали старый лапоть или сапог с портянкой со словами: "На тебе, черт, лапти, загоняй рыбу!".

В Никитин день, а иногда также в один из дней Страстной недели, в некоторых местах рыбаки приносили в жертву водяному лошадь. За два дня до праздника артель покупала в складчину какую-нибудь старую клячу; торговаться при этом не разрешалось - платили первую предложенную цену. К празднику лошадь старались откормить, угощали ее хлебом и конопляным жмыхом. Вечером последнего дня ее украшали, вплетая в гриву красные ленты, мазали голову соленым медом, ноги спутывали веревкой, на шею вешали два старых жернова. В полночь артель собиралась на берегу реки. Если лед к этому времени уже сошел, несколько рыбаков садились в лодку, отчаливали от берега и тянули за собой лошадь до тех пор, пока она не захлебнется, но стараясь утопить ее на середине реки. При этом знак к утоплению подавал старший из рыбаков, который, стоя на берегу, истолковывал поведение реки и слышимые над водой звуки. Если лед еще стоял, в глубоком месте реки делали прорубь и сталкивали туда животное. После того, как лошадь утонула, старший среди рыбаков выливал в воду масло, приговаривая: "Вот тебе дедушка, гостинец на новоселье, люби да жалуй нашу семью". Считалось дурным предзнаменованием, если жертва долго не тонула; говорили, что водяной не жалует подарка, поэтому ждали беды. Если же все обходилось благополучно, рыбаки отправлялись праздновать.

В народе верили, что, приняв жертву, водяной смиряется, стережет рыбу, переманивает к себе больших рыб из других рек, спасает рыбаков от бури и потопления, не рвет сетей.
 материал подготовлен
Холодная Вера Георгиевна
16 апреля вспоминают Никиту-исповедника. В этот день, особенно почитаемый рыбаками, существовал обычай задабривания водяного. Рыбаки должны были готовить угощение для дедушки-водяного. Считалось, что водяной всю зиму спокойно спит на дне реки, а к весне поднимается на поверхность и начинает мучить рыбу. Поэтому рыбаки в Страстную неделю специально готовили ему подарок - спускали в прорубь лошадь, предварительно перевязав ей ноги. Считалось плохой приметой, если лошадь долго не тонула (значит, водяной не желал принимать подарок). Если же водяного не угостить, он начинает душить рыбу в реке, мстя людям за неуважение к нему.

Комментариев нет:

Отправить комментарий