Куклы-лихоманки защищали
от Кумохи. Фото с форума журнала «Ручная работа»
Кумоха осенняя, Авдей-пьяница, Елизавета
и Раиса, Захарий и Елизавета.
На момент введения Юлианского календаря: 5 сентября
Дата по календарю XVI века: 5 сентября
Дата по старому стилю: 5 сентября
Дата по новому стилю: 18 сентября
Гонят из деревни Кумоху. Кумоха в отрепьях ходит да беды за собой водит. По народному поверью, большеглаза она, а с лица худюща. Синью кожа подернута. Кумоха – нечистая сила. Если, мол, лихорадку – ту трясёт без остановки, то Кумоха любит и в чужое платье рядиться, и в зеркало глядеться, а уж более того – в гладь речную.
К этому времени холодная рябь пробегает от берега до берега. Время-то осеннее, зябкое. Но коль баба соберется полоскать на речку в этот день, то Кумоха от неё не отстанет. След в след ступает, подолом сметает последние огоньки лютика. А значит, бабью легкоту, силу перенимает. До речки с бабой дойдет, на плот ступит. Та пока обихаживается: подол ли подоткнет, платок ли перевяжет, а сама ненароком в речную воду глядит: все ли справно? Тут Кумоха её отражение и согнет. Баба бельё-то выполощет, а как разогнуться – будто напасть какая – нет силы. Кое-как с реки доберётся до своего крыльца. Хорошо, если старая бабка смекнёт: «Без Кумохи не обошлось!»
Потому баньку в деревне часто ввечеру в этот день топят. Берёзовым веничком хлещут по согнутым спинам. Да и деток – всё одно – вымоют. Худа от того нет никакого, а пользы – после время покажет. Ребятишки бегают порой до крепких холодов без обутки. Все нипочём. Ни сырость осенняя, ни роса ржавая. А самые древние старухи знали, что от Кумохи дом оберечь поутру в этот день надобно словцом верным:
На момент введения Юлианского календаря: 5 сентября
Дата по календарю XVI века: 5 сентября
Дата по старому стилю: 5 сентября
Дата по новому стилю: 18 сентября
Гонят из деревни Кумоху. Кумоха в отрепьях ходит да беды за собой водит. По народному поверью, большеглаза она, а с лица худюща. Синью кожа подернута. Кумоха – нечистая сила. Если, мол, лихорадку – ту трясёт без остановки, то Кумоха любит и в чужое платье рядиться, и в зеркало глядеться, а уж более того – в гладь речную.
К этому времени холодная рябь пробегает от берега до берега. Время-то осеннее, зябкое. Но коль баба соберется полоскать на речку в этот день, то Кумоха от неё не отстанет. След в след ступает, подолом сметает последние огоньки лютика. А значит, бабью легкоту, силу перенимает. До речки с бабой дойдет, на плот ступит. Та пока обихаживается: подол ли подоткнет, платок ли перевяжет, а сама ненароком в речную воду глядит: все ли справно? Тут Кумоха её отражение и согнет. Баба бельё-то выполощет, а как разогнуться – будто напасть какая – нет силы. Кое-как с реки доберётся до своего крыльца. Хорошо, если старая бабка смекнёт: «Без Кумохи не обошлось!»
Потому баньку в деревне часто ввечеру в этот день топят. Берёзовым веничком хлещут по согнутым спинам. Да и деток – всё одно – вымоют. Худа от того нет никакого, а пользы – после время покажет. Ребятишки бегают порой до крепких холодов без обутки. Все нипочём. Ни сырость осенняя, ни роса ржавая. А самые древние старухи знали, что от Кумохи дом оберечь поутру в этот день надобно словцом верным:
«Волчьим лыком опояшу, пером ворона омашу, ступай задворьем, без огляда – коровьим загоньем! Петров-бадог на тебя держу, огненный шум! Уж как в твоих следочках-то огонь займётся да бросится неясытью, тебе не уйти, Кумоха, за лощину, не стать кочкой, болотной трясиной. Ступай восвояси, Кумоха, не гнети осин верха, не опихивай мое нутро, лихорадха, не обшастывай моей Быти, ломиха!» |
В старинные времена у наших предков был заветный обычай: держать за печкой подвешенными на одной нитке 12 кукол-закруток (или «столбушек»), изготовленных непременно членами семьи, проживающей в доме. При их изготовлении не пользовались ни ножницами, ни иголкой. Лицо не прорисовывалось, чтобы не вселился злой дух. И весь творческий процесс сопровождался обрядовыми словами-наговорами. У этой дюжины самоделок было особое название: «лихорадки» «лихоманки», т.е. олицетворение всевозможных хворей. Считалось, что за печкой они будут притягивать к себе болезни, избавляя от них семью. За печкой куклы-лихорадки висели до определенного дня (где – до Масленицы, где – до Благовещенья), а затем сжигались, часто вместе с соломой из старых матрасов. После сжигания делали новую партию «лихорадок». Если же кто-то в семье заболевал, соответствующую куколку можно было сжечь до срока (с приговорами опять-таки), чтобы обеспечить выздоровление. И в люльку заболевшего младенца, перед тем как сжечь, клали такую куклу.
День считается счастливым для предсказаний. Памятуя об этом, крестьяне посещают ведунов и знахарок, принося им разные новины деревенские – один от достатка своего, другие – от своей беды лихой. На картах раскидывали у цыганок-сербиянок, у деревенских ворожеек по тем, кто не дома – на отхожем промысле или по другим причинам отсутствует.
Говорили о рожденном в этот день: ему дома не достает. Все того человека мотало от деревни к деревне по белому свету, будто что-то звало от дома. И не ладилось хозяйство. Да и семейная жизнь была в убыток. Дома его как ни держи, как ни наказывай ему по хозяйству работы – всё одно, людям на смех сделает.
А вот в пастухи его нанимали. Верили, что опрокидня не убоится. От волка перехожего он будто бы знает железные травы. На лешего, который скотину гонит, есть у него управы. Было и такое: нанимали рожденного в этот день сено косить на дальних низинах, в горючих лощинах. Уж больно такое сено скотиной поедалось хорошо. У коровы молока прибывало. Оставляла скотину всякая немочь. А на сеновале мышарники не заводились. Просили рожденного в этот день, коли скотина отбивалась от стада, пойти поискать заблудшую, а то и угадать – где скотину водит: по болоту ли, по лесным зарослям? Верили, что его Кумоха не тронет, бесплодиица не зацелует: проку от него им – никакого.
Поговорки и приметы
Кумоха – нечистая сила, с лица худюща, большеглаза, синью кожа подёрнута. День удачный для предсказаний.
Источники:
Интернет-журнал «В мире животных» – Народные приметы;
«Деревенские святцы», Полуянов И. - М., «Технологическая школа бизнеса», 1998;
«Народная Русь», Коринфский А.А., Смоленск, Русич, 1995;
Месяцеслов. Фольклорный ансамбль «Россичи»;
Зачем наши предки держали за печкой... кукол? – http://shkolazhizni.ru/ archive/0/n-14917
* * *
По народному календарю сегодня – День Кумохи. Считалось, что 18
сентября по деревням бродит одетая в отрепья, большеглазая и худая
женщина. В старину верили, что она является олицетворением нечистой
силы, кожа ее была подернута синью. На Руси говорили, что Кумоха любит
глядеться в зеркало, а еще больше – в речную гладь, поэтому в этот день
было не принято полоскать в реке белье, иначе «Кумоха след в след
ступать за бабой будет, подолом сметать последние огоньки лютика и бабью
легкоту, силу перенимать», – говорили в деревнях. Поэтому в старину в
этот день топили баню и парились березовыми вениками, чтобы избавиться
от чар нечистой силы.
Комментариев нет:
Отправить комментарий