10 октября 2017 г.

11 октября - День республики Башкортостан

Отмечается в день принятия Декларации о государственном суверенитете Башкортостана. Декларация была принята 11 октября 1990 года на III сессии Верховного Совета Башкирской АССР.


День Республики является выходным, и в этот день во всех городах и районах проходят праздничные мероприятия - торжественные выступления представителей власти и общественности, праздничные концерты, выступления творческих коллективов, конные скачки, ярмарки, народные гуляния, различные шоу, салюты и фейерверки. Утвержден он Законом РБ номер ВС-10/21 от 27 февраля 1992 года, который устанавливает дополнительные праздничные дни в регионе.

Из истории:

Накануне принятия Декларации на митинге в Уфе 12 августа 1990 года выступил Председатель Верховного Совета РСФСР Б. Н. Ельцин, который заявил следующее:
«…мы не допустим ошибок союзного руководства, которое три года назад при предложении союзных республик дать им самостоятельность отказало им и этим создало национальное напряжение. Мы говорим народу Башкирии, Верховному Совету: возьмите ту долю власти, которую сами можете проглотить. И мы согласимся с этой волей, Верховный Совет России не будет ни в коем случае препятствовать. Если вы решите: недра, богатство, земля — это собственность Башкирии, значит, так оно и будет»
— Газета «Вечерняя Уфа» от 14 августа 1990 года
Республика Башкортостан входит в состав Приволжского федерального округа и является частью Уральского экономического района. Она граничит с Татарстаном, Удмуртией, Пермским краем, Свердловской, Челябинской и Оренбургской областями.

Этот край имеет очень древнюю историю — люди здесь жили за 10 тысяч лет до нашей эры. О башкирах писал еще древнегреческий историк Геродот, называя их «самостоятельным народом». От названия проживающего в этой местности коренного народа и получила имя образованная здесь страна — Башкортостан. Русское (славянское) наименование страны — Башкирия — утвердилось позднее, в конце 16 века, когда башкиры добровольно вошли в состав России.

Одна из главных достопримечательностей республики — памятник герою национального эпоса Салавату Юлаеву, расположенный в столице Башкортостана Уфе. Огромный монумент, который весит около 40 тонн, представляет собой застывшего в стремительном беге наездника. Несмотря на свой огромный вес, скульптура держится всего на трех опорных точках. Эта композиция, возведенная в 1967 году, и по сей день является самой крупной статуей всадника в России. Этот же величественный памятник украшает и герб республики.

Нугушское водохранилище (Фото: Oleg Menkov, Shutterstock)
Башкортостан славится не только архитектурными и скульптурными памятниками, созданными руками человека, но и творениями природы. Так, уникальным местом, которое старается посетить каждый приезжающий сюда турист, является национальный парк «Башкирия». Он представляет собой лесной массив площадью в 79 тысяч гектаров, где растет огромное количество растений, протекает несколько рек и находится знаменитое рукотворное «башкирское море» — Нугушское водохранилище площадью 25 квадратных километров.

Кстати, именно в Башкортостане в 1892 году частный предприниматель Иван Каньшин основал «Русскую Швейцарию» — кумысолечебницу, со временем превратившуюся в санаторий. В конце 2010 года эта местность получила официальный статус памятника природы.

В качестве сувениров гости республики увозят из Башкортостана:
- «Правильные» башкирские тюбетейки,
- Женские национальные головные уборы,
- Подарочные тапочки из войлока,
- Башкирский мёд (башк. башҡорт балы)

Бортевое пчеловодство



Человек специально готовит для пчел жилища — борти, напоминающие естественные дупла, в стволах живых толстых деревьев и прежде всего имеющих дупла.
Во второй половине XVIII в. бортничество у башкир достигло своего расцвета. Первый член-корреспондент Российской Академии наук П. И. Рычков, изучая природу и быт народов Южного Урала, заметил в своих трудах, что «…повсюду же леса, в которых множество пчёл», а главная экономия башкир состоит «в конских заводах, содержании скота и бортевых пчёл. … Башкирцы, у которых лесные места, от сих пчёл бортевых получают себе великий доход, и в размножении оных так искусны, что много таких, из которых у одного по нескольку тысяч бортевых деревьев имеется, а на одном дереве бывают по два, а иногда и по три бортя с пчёлами. … а редкой в лесных местах живёт, который бы ничего у себя не имел. Из такого бортя вынимает мёду с вощиною близ пуда, иногда больше и меньше».
 
В особенность башкирского мёда вносит свой вклад дикая башкирская (бурзянская) пчела — популяция пчелы Apis mellifera mellifera L. обитающая в лесах Бурзянского района Башкортостана. Башкирская популяция пчёл отличается зимостойкостью, устойчивостью к европейскому гнильцу, нозематозу и падевому токсикозу, а также высокой медопродуктивностью при коротком медосборе (например, с липы). У башкирских пчёл высоко ценимая пчеловодами сухая печатка мёда. По сравнению с другими породами и с другими популяциями среднерусской пчелы башкирская пчела проявляет большую злобность: работа с ульями невозможна без костюма, сетки и дымаря.

Башкирская лошадь

Башкир. Орловский А.О., нач. 19 века.

Низкорослая башкирская лошадь родом с южных Уральских гор, от Башкирии, района, где ее содержат в табунах. Она одинаково хорошо ходит и в упряжи и под седлом. Веками использовалась как вьючная и универсальная рабочая лошадь, а также как источник молока и мяса. Коренастого телосложения, с густыми шерстью и хвостом, она может жить на открытом воздухе при температурах от +30 до -40 градусов. 

Башкирские лошади способны переносить суровые снежные бураны и в поисках еды разрывают снег в метр глубиной. Это одна из самых закаленных пород лошадей. Башкиры как зимой, так и летом содержали табуны в степи, и что как бы не глубок был снег, башкирская лошадь привыкла разгребать (тебенить) снег и питаться подснежною травой. Для тех же лошадей, что использовались зимой для езды, заготавливалось сено.

Кобылы башкирской породы славятся своей молочной продуктивностью. Их молоко используется для приготовления кумыса. Высота в холке - 140-143 см. Масть преимущественно гнедая рыжая и бурая. У башкирской лошади массивная голова; короткая мясистая шея; широкий корпус с прямой спиной; сравнительно короткие ноги, достаточно широкие в кости; хорошие прочные копыта. www.horseline.ru

Такие качества башкирской породы, как смелость и решительность, напористость и легкость в управлении, доверчивость всаднику, а также способность продолжительное время передвигаться резвым галопом и резвой рысью, что позволяло всаднику эффективно вести прицельный огонь из лука и рубить саблей, были отмечены во время Отечественной войны 1812 года. Также башкирская лошадь использовалась при сформировании 112-й Башкирской кавалерийской дивизии.

Национальные обычаи башкир

Запреты


На поведение башкир накладывалось множество запретов. Нельзя, например, зимой копать землю — она спит, трогать залежавшийся камень. Поскольку левая рука считалась нечистой, то рекомендовалось, для достижения лучших результатов, начинать дело правой рукой, ею же хозяин подаёт гостю посуду с едой и напитками и принимает её обратно с объедками. Левой рукой сморкались.

Поскольку считалось, что от женщины исходит вредоносная магия, то ей нельзя было пересекать дорогу мужчине (даже мальчику), не рекомендовали посещать мечети (молиться дома), посещать кладбища.

Посещая мечеть, башкир, как и всякий мусульманин, должен был следить за тем, чтобы переступить её порог правой ногой, а выходя из мечети — переступить порог левой ногой. В мечетях запрещалось закрывать входные двери, использовать для освещения в светильниках нечистое масло, приводить маленьких детей и др.

Запреты в принятии пищи: запрещалось спиртное, блюда из свинины, из падали, хлеб нельзя резать ножом — только ломать на ломтики, еду нельзя брать двумя пальцами — минимум тремя. Во время поста весь день запрещалось пить и есть, можно только глотать слюну. Кто не мог (исключая больных и детей), вовремя выдержать пост — могли это сделать в другое время.

Обычаи в семейных отношениях

Башкиры относились к своим женам мягко, почти никогда их не били. Мир в семье во многом зависел и от женщины. Девочек с детства воспитывали в скромности, терпеливости и кротости. Замужние должны были носить на голове платки, не разговаривать с чужими при муже, им нельзя было интересоваться, где был и что делал муж. Жены не должны были при чужих выказывать свое безразличие к мужу.

Большим грехом считалась измена жены мужу. Для мужчин такого запрета не было. Муж мог жениться и на другой женщине, предварительно спросив на это разрешение у первой жены. При смерти мужа, для сохранения честного имени вдовы, её выдавали за младшего брата умершего, племянника, сына брата. При смерти жены и уже уплаченном калыме, отец умершей должен быть отдать вдовцу замуж её сестру, если калым не уплачен, сестра отдавалась при уплате вдовцом уменьшенного калыма.

В семейных отношениях башкир действовали правила избегания, при которых между женатые дети должны были избегать появление на виду у родителей в определенном месте и времени (родители жены уходили из дома во время посещения их дома зятя и др.). При этом учитывалось оплачен или нет калым.

При смерти родителей у башкир действовал миноратный порядок наследования, то есть имущество родителей получала старшая дочь или сын.


Почитание старших

Особым уважением в башкирской семье пользовались дедушки и бабушки. Почитание старших было связано с культом предков. Башкиры должны были знать имена родных до седьмого колена.

Башкирские всадники

Старейшины организовывали праздники, регулировали конфликты и были хранителями обычаев. От них молодые получали благословение на благополучный исход дела.

Похороны и поминки

Согласно мусульманским обычаям, потомки обязаны с почестями предать земле тело своих предков как можно быстрее — в день смерти или на следующий день (обязательно до захода Солнца), справлять поминки, посвящая им молитвы.

Похороны включали в себя большое количество правил: трехкратное омывание, окутывание в саван, молитвы, особое рытье и обустройство могил (лахад, ярма). Хоронят мусульман без гроба.

У башкир существует обычай «Аят уҡытыу» (чтение Аята), являющийся составной частью поминальных и погребальных обрядов. Аят также читаются при въезде в новый дом или перед отправкой в дальний путь.

Запрещается наем профессиональных плакальщиц.

Отношение к детям

Любовь к детям, стремление иметь большую семью традиционно для башкир. Само рождение ребёнка сопровождалось множеством обрядов. Беременные женщины могли не выполнять тяжелую работу, исполнялись все их прихоти. Женщины должны были смотреть только на красивое и не в коем случае не на безобразное.

Во время родов обращали внимание на обряд кувады — симуляции отцом родов. Отец должен был произнести слова — «Жена моя, разродись поскорее». Перед роженицей трясли пустым мешком, ударяли её пустым кожаным сосудом. Человек, сообщивший первым отцу сообщение о рождении у него ребёнка, получал подарок. В семье начинали праздновать праздник бишектуй — один из основных обрядовых праздников колыбели.

Детям башкиры передавали свои обычаи.

К башкирским обычаям относятся наречение родственников временными и специальными именами: Йейан, Кинзя, Кинйа и др.

Гостеприимство

Башкир у своего дома. Фото С. М. Прокудина-Горского, 1909—1915

У башкир существуют обычаи щедрого гостеприимства со многими особенностями. Хозяева бывали рады и званым и незваным гостям. К незваным гостям башкиры относились уважительно, так как считалось, что любой зашедший в дом человек, может оказаться посланником Всевышнего или им самим, представшим в облике земного существа, и было бы большим грехом не пригласить, не угостить, не предложить ему приют. «Божью пищу черт пожалел», — гласит башкирская пословица. При появлении случайного гостя, хозяин начинал накрывать стол из лучших угощений. Считалось приличным гостить не более трех дней.

Чтобы корова у башкира стала яловой, считалось обязательным хозяину подать на стол, а гостю попробовать хозяйские молочные продукты.

Мытье рук гостем было обязательным перед едой, после принятия мясной пищи, перед уходом домой. Перед едой считалось необходимым сполоснуть рот.

При прощании гостей одаривали недорогими подарками, особенное внимание при этом уделялось одариванию грудного ребёнка, который ничего не мог съесть у хозяина, а потому, глядя вверх, мог его проклясть.

Каз умахэ

У башкир существует традиционный обычай взаимопомощи Каз умахэ (ҡаҙ өмәһе, от баш. ҡаҙ — гусь, өмә — помочь). Взаимопомощь заключалась, в частности, оказанием помощи в заготовке тушек гусей, уток. Обряд Каз умахэ проводился зимой или осенью при установлении снежного покрова. Приглашались девушки и молодые женщины (чаще невестки). После обработки тушек птиц их полоскали на водоёме. По дороге к водоёму проводился обряд «Ҡаҙ юлы» («Гусиная дорога») — дети разбрасывали гусиные перья, женщины произносили благопожелания об обильном приплоде, приговаривая, чтобы в будущем году гуси ходили этой дорогой. Исполнялись сольные и парные танцы, песни, такмаки. В домах готовилось чаепитие с блинами на гусином жиру, вечером — праздничное угощение из гусиного мяса и потрохов. К столу подавали мед, бузу, баурсак, чак-чак, блины, пекли балеш с гусиными потрохами.

Праздники

До начала проведения посевных работ устраивались праздники Каргатуй, Майдан, после проведения полевых работ — праздник Сабантуй.

После проведения народных собраний, связанных с решением важных для башкирского народа вопросов, проводился праздник йыйын.

Кроме упомянутых праздников в РБ празднуются все государственные, религиозные, городские, детские и т. д. праздники.

Комментариев нет:

Отправить комментарий