А вы знаете,что день 31 августа (по старому стилю 18 августа) на Руси издавна называли "лошадиным праздником" и отмечали с большой торжественностью? В этот день лошадей освобождали от всякой работы. Крестьяне (а в городах - кучера и конюхи) купали коней в реках и озерах, вплетали в расчесанные гривы и хвосты ленточки и куски тканей самых ярких цветов, наряжали в расшитые попоны и сбрую, украшенную лентами и бубенцами. Затем животных приводили к церквам, где совершались торжественные молебны, а после молебна тут же перед церковью лошадей окропляли святой водой.
Фрол и Лавёр — лошадники (Фролов день)
Е.И.Сверчков. Праздник Флора и Лавра
Дело в том, что 18 (31)августа православная церковь празднует память святых мучеников Флора и Лавра, издавна почитавшихся на Руси как покровители домашних животных,особенно лошадей.
Прежде святые Флор и Лавр были известны всем,их изображения можно было найти в каждом крестьянском доме. С исчезновением лошадей из сельского труда ослабела в народе и память об этих святых покровителях.
Христиане - близнецы Флор и Лавр - были каменотесами в Византии во II - III веках нашей эры. Однажды языческий правитель Иллирии (древнее название западной части Балканского полуострова, которую населяли иллирийцы) велел им построить храм. Храм они построили, но христианский. К тому же обратили множество людей в свою веру. За это они были сброшены в пересохший колодец, из которого через много лет пастухи напоили своих лошадей, и те исцелились.
По устному преданию, сохранившемуся в Новгородской земле, с открытием мощей святых мучеников Флора и Лавра прекратился падеж скота. Тогда и началось почитание святых как покровителей лошадей. Это почитание, возможно, пришло на Русь с Балкан – родины святых братьев. Именно там возникло предание о том, что мученики Флор и Лавр были обучены архангелом Михаилом искусству управлять лошадьми. Согласно иконописному канону святые Флор и Лавр должны быть написаны с конями, которым они покровительствуют. И до сего дня во многих храмах и музеях России сохранились прекрасные иконы святых Флора и Лавра с изображением лошадей. Наибольшее распространение получил сюжет «Чудо о Флоре и Лавре». Предание, послужившее основой для иконописного сюжета, повествует о том, как святые братья явились на помощь пастуху, потерявшему коней, и помогли найти пропажу. Ранние из сохранившихся икон с этим сюжетом относятся к ХIV веку.
Князь Е. Трубецкой так пишет о сюжете «Чуда о Флоре и Лавре»: «Когда мы видим этих святых среди многоцветного табуна, коней, играющих и скачущих, может показаться, что в этой жизнерадостной картине мы имеем посредствующую ступень между иконописным и сказочном стилем. И это в особенности потому, что именно Флор и Лавр более, чем какие-либо святые сохранили народный, русский, даже прямо крестьянский облик; но и они, властвуя над конями, сами, в свою очередь, имеют своего руководящего Ангела, изображаемого на иконе… Не остается никакого сомнения в том, что они не самостоятельные носители силы небесной, а только милостивые ходатаи о нуждах земледельца, потерявшего или боявшегося потерять свое главное богатство — лошадь».
В едином золотом пространстве (фон на иконах с этим сюжетом всегда золотой или охристо-золотой) изображены Архангел Михаил в рост, лицом к молящимся; а по сторонам, вполоборота к нему — святые мученики Флор и Лавр. Ниже — два коня: черный и белый под нарядными седлами. Архангел Михаил вручает мученикам поводья этих коней. Под ними изображены скачущие на конях пастухи — святые мученики Cпевсипп, Елевсипп и Мелевсипп, гонящие к водопою табун лошадей различных мастей.
В центре изображения Архангел Михаил, стоящий на вершине горы. Он занимает это место как Архистратиг (т.е. предводитель) небесного воинства, поставленный Богом во главе Ангельской иерархии. Имя его в переводе с древнееврейского означает «кто как Бог». Архангел Михаил, исполняя веление Божие, низринул с Неба падшего денницу и ангелов его. Он научил людей после грехопадения и изгнания их из рая всему, что те должны были делать, трудясь для снискания хлеба насущного, — земледелию, скотоводству, ремеслам.
Икона XVI в. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Изображенные на иконе погонщики табуна разноцветных лошадей — святые мученики, родные братья - близнецы Спевсипп, Мелевсипп и Елевсипп жили во II веке в Каппадокии (память их совершается 16 (29) января). Братья были конюхами при храме языческой богини судьбы Немезиды. Их обратили ко Христу их бабка святая Леонилла и святой пресвитер Венигн. Братья приняли святое Крещение и сокрушили идолов. Язычники воспылали к ним лютой злобой, отовсюду собрались начальники и стали допрашивать святых братьев.Спевсипп, Елевсипп и Мелесипп исповедали Христа перед судьями и отказались принести жертву языческим богам. Их связали по рукам и ногам, повесили на дереве и растянули так крепко, что их кости стали выходить из суставов, затем бросили связанными в костер, но они остались невредимыми, подобно трем отрокам в вавилонской печи, и славили Бога. Когда огонь погас, братья сказали мучителям: «Нам дана власть перейти ко Христу Богу нашему только тогда, когда захотим мы сами, но мы решили еще посмеяться в этой жизни над вашим безумием, хотя все-таки не замедлим явиться на небесный пир». Наконец трое братьев преклонили свои колена и, помолившись, предали Богу свои святые души. Тела их были погребены неподалеку от города, где впоследствии в их честь воздвигли храм, в котором совершались многие чудеса и исцеления.
На иконе эта группа трех святых мучеников-всадников как бы принимает благодать из Горнего мира для служения на земле.
Использованные материалы:
Чудо о Флоре и Лавре; Акафист святым мученикам Флору и Лавру/Авторы-составители М.Воловикова и А.Трофимов. –М.: Храм святых мучеников Флора и Лавра в селе Ям, 1995. – 48 с.: ил.
В центре изображения Архангел Михаил, стоящий на вершине горы. Он занимает это место как Архистратиг (т.е. предводитель) небесного воинства, поставленный Богом во главе Ангельской иерархии. Имя его в переводе с древнееврейского означает «кто как Бог». Архангел Михаил, исполняя веление Божие, низринул с Неба падшего денницу и ангелов его. Он научил людей после грехопадения и изгнания их из рая всему, что те должны были делать, трудясь для снискания хлеба насущного, — земледелию, скотоводству, ремеслам.
Икона XVI в. Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
Изображенные на иконе погонщики табуна разноцветных лошадей — святые мученики, родные братья - близнецы Спевсипп, Мелевсипп и Елевсипп жили во II веке в Каппадокии (память их совершается 16 (29) января). Братья были конюхами при храме языческой богини судьбы Немезиды. Их обратили ко Христу их бабка святая Леонилла и святой пресвитер Венигн. Братья приняли святое Крещение и сокрушили идолов. Язычники воспылали к ним лютой злобой, отовсюду собрались начальники и стали допрашивать святых братьев.Спевсипп, Елевсипп и Мелесипп исповедали Христа перед судьями и отказались принести жертву языческим богам. Их связали по рукам и ногам, повесили на дереве и растянули так крепко, что их кости стали выходить из суставов, затем бросили связанными в костер, но они остались невредимыми, подобно трем отрокам в вавилонской печи, и славили Бога. Когда огонь погас, братья сказали мучителям: «Нам дана власть перейти ко Христу Богу нашему только тогда, когда захотим мы сами, но мы решили еще посмеяться в этой жизни над вашим безумием, хотя все-таки не замедлим явиться на небесный пир». Наконец трое братьев преклонили свои колена и, помолившись, предали Богу свои святые души. Тела их были погребены неподалеку от города, где впоследствии в их честь воздвигли храм, в котором совершались многие чудеса и исцеления.
На иконе эта группа трех святых мучеников-всадников как бы принимает благодать из Горнего мира для служения на земле.
Использованные материалы:
Чудо о Флоре и Лавре; Акафист святым мученикам Флору и Лавру/Авторы-составители М.Воловикова и А.Трофимов. –М.: Храм святых мучеников Флора и Лавра в селе Ям, 1995. – 48 с.: ил.
Комментариев нет:
Отправить комментарий