29 марта 2017 г.

30 марта 2017. Что такое стояние Марии Египетской?




Хосе де Рибера. Католическая интерпретация образа святой Марии Египетской. 1651 год. Фрагмент. © /Commons.wikimedia.org

Стояние Марии Египетской — утреня четверга пятой седмицы Великого поста. Служат ее в накануне вечером, в среду, 13 апреля в 2016 году. 
Стояние святой Марии Египетской (Мариино стояние) — это богослужение (утреня) продолжительностью пять-семь часов, на которой полностью читают Великий канон святого Андрея Критского и житие преподобной Марии Египетской.
Согласно церковному календарю, Мариино стояние совершается в четверг пятой седмицы Великого поста (в 2017 году — 30 марта), однако само богослужение проходит в храмах накануне вечером в среду (30 марта в 2017 году).



 
Антолинес Хосе де: Св. Мария Египетская в пустыне.

Кто такая Мария Египетская?

Мариино стояние — так в народе называют службу, посвящённую подвигу преподобной Марии Египетской, которая после греховной молодости провела 47 лет в пустыне в покаянии. 
Её житие описано святым Софронием Иерусалимским, а представил это житие вместе с каноном преподобной Марии святой Андрей Критский, который был послан Иерусалимским патриархом Феодором на VI Вселенский Собор в 692 году н. э.
Родилась Мария в Египте в середине V века н. э. Согласно преданию, в 12 лет девочка покинула родительский дом и отправилась в Александрию, где стала вести разгульную жизнь. 
Однажды Мария отправилась на корабле, перевозящем паломников в Иерусалим, на праздник Воздвижения креста Господня. Сойдя на берег, она пошла вслед за остальными, но, войдя в притвор, не смогла переступить порог храма — её удерживала какая-то сила. Осознав своё недостоинство и раскаявшись, она начала молиться перед иконой Богородицы в притворе храма. После этого она смогла войти в храм вместе с народом и поклониться Животворящему Кресту. А покинув церковь, Мария опять обратилась с благодарственной молитвой к Деве Марии и услышала голос, сказавший: «Если перейдёшь за Иордан, то обретёшь блаженный покой».



 
Последнее причастие Марии Египетской Житие святой Марии Египетской. Икона, 17 век. 
Мария отправилась в путь, и, приняв причастие в храме Иоанна Предтечи близ Иордана, перешла Иордан и поселилась в пустыне, где провела 47 лет в полном уединении, посте и покаянных молитвах. Первые 17 лет Марию преследовали блудные страсти и воспоминания о прошлой жизни:
«Когда я принималась за пищу, я мечтала о мясе и вине, какие ела в Египте; мне хотелось выпить любимого мною вина. Будучи в миру, много пила я вина, а здесь не имела и воды; я изнывала от жажды и страшно мучилась. Иногда у меня являлось очень смущавшее меня желание петь блудные песни, к которым я привыкла. Тогда я проливала слёзы, била себя в грудь и вспоминала обеты, данные мною при удалении в пустыню».
После многолетних искушений страсти оставили её, одежда истлела от ветхости, но, как повествует житие, «с того времени сила Божия во всём преобразила мою грешную душу и моё смиренное тело».
Единственным человеком, который видел Марию после её ухода в пустыню, сталиеромонах Зосима. Он, следуя уставу Иорданского монастыря, удалился на время Великого поста в пустыню для поста и молитвы. Там он и встретил пустынницу, иссохшую и нагую, и отдал ей половину своего гиматия*, чтобы она могла прикрыть наготу. Он видел, как во время молитвы она поднялась над землей. Зосима, исполненный благоговения, просил Марию рассказать ему о своей жизни. Она исповедала ему всю свою жизнь и попросила вернуться через год и причастить её, однако велела не переходить Иордан, а ждать её на другом берегу.



 
Картина-икона «Св. преподобная Мария Египетская». Холст, масло, неизвестный художник, XIX в., 64х54 см (реставрация, в современной раме) 
Так старец и поступил — в Великий четверг он, взяв Святые дары, отправился на берег Иордана. Ожидая Марию, он увидел как та, подойдя в реке, перекрестила её и пошла по воде. В изумлении Зосима хотел броситься к ногам Марии, но она не позволила ему кланяться со Святыми Дарами в руках. Причастившись, Мария попросила его прийти к ней через год, но когда Зосима явился в в назначенное время, он обнаружил, что Мария умерла. Рядом с её телом на песке были начертаны слова: «Отец Зосима! Похорони здесь тело смиренной Марии, умершей 1 апреля». Случилось это 1 апреля 524 года н. э. Тело Зосима похоронил, а вернувшись в монастырь, поведал другим монахам о подвижнице, долгое время жившей в пустыне. Предание о преподобной Марии передавалось из уст в уста, пока не было записано святым Софронием в VII веке н. э.
Другие дни памяти Марии Египетской — воскресенье пятой седмицы Великого поста и день её смерти — 14 апреля (1 апреля по старому стилю). 

Как служат «Мариино стояние»? 




 
Хосе да Рибера. Святая Мария Египетская, 1641.
Богослужение в приходах начинается вечером в среду (по православной традиции утреню служат вечером предыдущего дня) пятой седмицы Великого поста. Во время службы, которая может длиться пять-семь часов, полностью читают Великий покаянный канон святого Андрея Критского, который уже читали по частям в первые четыре дня первой седмицы Великого поста, а также житие преподобной Марии Египетской. 
Сам Великий канон состоит из 250 тропарей, великим он называется не только по необычно большому числу стихов, но и по внутреннему достоинству, по высоте мыслей и силе их выражения. Напоминая, что пост — это время покаяния и очищения, весь канон преподобного Андрея направлен к тому, чтобы побудить человеческую душу к отвращению от грехов и к исправлению жизни.
В четверг пятой седмицы совершается Литургия Преждеосвящённых Даров, за которой можно причащаться, а также может совершаться невеликопостный колокольный звон («звон в красныя»), то есть колокольный звон средних по размеру («красных») колоколов.

*Гиматий — (др.-греч. ἱμάτιον, himátion — ткань; накидка) — у древних греков верхняя одежда в виде прямоугольного куска ткани; надевался обычно поверх хитона.
Старец Зосима даёт гиматий Марии Египетской. Фреска Джотто в капелле Магдалины нижней базилики Сан-Франческо в Ассизи, 1320-е. Фото: Commons.wikimedia.org

Комментариев нет:

Отправить комментарий