14 июня 2013 г.

Скульптурные композиции (41). Памятники первому трактору


Dampflokomobil (передвижной паровой двигатель).
Фотография была сделана в музее под открытым небом.




Тра́ктор (новолат. tractor, «тягач») — безрельсовое транспортное средство, используемое в качестве тягача. Отличается низкой скоростью и большой силой тяги.

В 1769 году, первым, самоходно-дорожно-транспортным средством стал военным трактор. Его изобрел французский инженер и механик, Николя Иосиф Кугно Cugnot (1725 - 1804).
Мсье Кюгно использовал паровой двигатель для движения своего автомобиля, построенного под его руководством в Париже на фабрике"Арсенал".
Уникальный трактор был использован во Французской Армии для перевозки артиллерии с огромной по тем временам скоростью 2.5 мили в час только на трех колесах! 

Автомобиль приходилось останавливать каждые десять-пятнадцать минут, чтобы накопить паровой энергии и подбросить угля.
Паровой двигатель и котел были отделены от остальной части автомобиля и расположены в передней части (см. гравюру).

На следующий год (1770), Cugnot построил паровой трехколесный велосипед, на котором умещались четверо пассажиров.


Портативной передвижной  
паровой двигатель (1908)
/
//
/
/// //
/




======================Отечественные тракторы



1. Трактор конструкции Блинова
Образец трактора Блинова до настоящего времени не сохранился, имеющийся макет изготовлен по чертежам, выполненным под руководством Я.М.Мамина - ученика Ф.А.Блинова.
Назначение: для выполнения как сельхозработ с прицепными машинами, так и транспортных.
Изготовитель: Чугунолитейный и механический завод Блинова, село Балаково Саратовской губернии.
Год выпуска: 1896


2. Трактор конструкции Мамина
Это был первый в России колесный трактор более простой конструкции и более надежный по сравнению с гусеничным. На этом тракторе впервые был установлен двигатель внутреннего сгорания, значительно более легкий, экономичный и простой в эксплуатации по сравнению с паровым. Двигатель этого трактора работал на сырой нефти.
Выпуск и совершенствование конструкции "Русских тракторов" прекратились в 1914 году в связи с началом Первой мировой войны.
Назначение: для пахоты с трехкорпусным или шестикорпусным прицепным плугом, а также для привода стационарных машин.
Изготовитель: Завод нефтяных двигателей и тракторов Я.В.Мамина, г.Балаков Саратовской губернии.
Год выпуска: 1912


3. Тракторы Карлик и Гном
В начале 20-х годов Я.В.Мамин занялся разработкой конструкции трактора для обработки небольших крестьянских наделов. Общим для этих тракторов было использование оригинальных калоризаторных двигателей с повышенной степенью сжатия.
Назначение:
- для работы с двухкорпусным плугом и другими сельскохозяйственными прицепными машинами общего назначения и для привода различных стационарных машин.
Изготовитель:
- завод "Возрождение", г. Марксштадт, Республика Немцев Поволжья (ныне г. Маркс Саратовской области).
Год выпуска трактора Гном: 1919
Год выпуска трактора Карлик: 1924


3-1. Памятник трактору  "Карлик" в Марксе, Саратовская обл., Россия:

4. Трактор Запорожец
Созданный для обработки небольших крестьянских наделов с учетом реальных отечественных условий и изготовленный из доступных материалов трактор был прост в производстве и эксплуатации. Двухтактный одноцилиндровый двигатель калоризаторного типа работал на сырой нефти. Это был самый простой из выпускавшихся в начале 20-х годов трактор.
Назначение: для работы с двухкорпусным плугом и другими сельскохозяйственными прицепными машинами общего назначения и для привода различных стационарных машин.
Изготовитель: завод "Красный Прогресс" («Завод № 175», ныне Дизелестроительный завод), г. Большой Токмак Запорожской области.
Год выпуска: 1923-27

4-1. Памятник Трудовой славы (макет трактора «Запорожец»):

Табличка трактора Запорожец:
Местоположение объекта: г. Токмак, ул. Революционная, площадь перед управлением завода им. Кирова

5. Трактор Коломенец-1
На Коломенском заводе тракторостроение началось с изготовления копии трактора "Могул" американской компании "Интернешнл Харвестер". Однако после испытания опытных образцов было решено отказаться от копирования зарубежной техники, в конструкции которой было много сложных в производстве и эксплуатации узлов и агрегатов. На основе полученного опыта был создан более простой и удобный трактор "Коломенец-1". Основным топливом была сырая нефть. Были разработаны три модификации, различавшиеся мощностью двигателя, наличием радиатора, увеличенным числом передач.
Назначение: для работы с прицепными машинами общего назначения и для привода стационарных машин.
Изготовитель:
- Коломенский машиностроительный завод, г. Коломна Московской области;
- Брянский завод "Профинтерн" (ныне Брянский машиностроительный завод).
Год выпуска: 1923-29 


6. Трактор Фордзон - Путиловец
В начале своего развития отечественная тракторостроительная промышленность перенимала опыт у ведущих зарубежных тракторостроительных фирм, имевших в массовом производстве отработанные конструкции тракторов. Поэтому в начале 20-х годов в качестве прототипа был выбран самый распростроненный в мире трактор "Фордзон" американской фирмы Форд. Этот трактор выпускался на одном из крупнейших машиностроительных предприятий - заводе "Красный Путиловец". Трактор имел компановку, которая впоследствии стала называться классической для колесных тракторов: два задние колеса - ведущие, а два передние - направляющие.
Этот трактор впервые в мировом тракторостроении имел безрамный остов. Конструкция впервые была рассчитана на массовое производства, что обеспечивало его низкую стоимость.
Во второй половине 20-х годов трактор "Фордзон-Путиловец" был самым распростроненным в отечественном сельском хозяйстве.
Назначение: для работы с двухкорпусным плугом и другими с/х прицепными машинами общего назначения, а также для привода стационарных машин.
Изготовитель: завод "Красный Путиловец", Ленинград.
Год выпуска: 1924-33
Общее количество выпущенных тракторов: 36100




Трактор “Фордзон-Универсал”
/


6-1. Памятник трактору «Фордзон-Путиловец»  в станице Григорополисская, Ставропольский край, Россия:
«Фордзон-Путиловец» племколхоз «Россия» Ставропольский край
  http://www.liveinternet.ru/
6-2. "Фордзон - Путиловец" в селе Нижний Шибряй:


12 июня 2011 г. - Открытие памятника трактору "Фордзон - Путиловец" в селе Нижний Шибряй
6-3. Памятник первому трактору в село Брейтово, Ярославская обл., Россия:


Этот трактор был выпущен в 1929 году в Ленинграде на заводе «Фордзон — Путиловец».
Но это - уже другая модель -  «Фордзон — Универсал»
Этот трактор, замерший на кирпичном пьедестале в центре Брейтово, увековечил славу некогда передового сельскохозяйственного района. В тяжелом для Советской страны 32 году тракторная колонна из девяти машин прибыла на поля на смену лошадиной тяге.

7. Тракторы Г-50, Г-75, З-90
Тракторы Г-50, Г-75, З-90 Харьковского паровозостроительного завода. (Цифра в модификации указывает мощность двигателя в л.с.)
В качестве прототипа при разработке на ХПЗ был взят трактор ВД-50 немецкой фирмы "Ганомаг", в конструкцию которого были внесены изменения. Для обеспечения заданной мощности при работе на керосине, а не на бензине, как у прототипа, была изменена конструкция двигателя. Кроме основной модели мощностью 50 л.с. позже стали выпускать модификации, предназначенные, в основном, для транспортных работ. Топливом для модифицированных двигателей служил бензин.
Назначение: для работы с 6 - 8 - корпусным плугом и другими прицепными машинами общего назначения, а также для привода стационарных машин и для транспортных работ.
Изготовитель: Харьковский паровозостроительный завод - ХПЗ (ныне - Машиностроительный завод им. Малышева).
Год выпуска: 1924-36
Общее количество выпущенных тракторов: 3900



8. Тракторы Универсал
Назначение:
- для междурядной обработки пропашных культур с прицепными и навесными машинами.
Изготовители:
- завод "Красный Путиловец", Ленинград (1934-40),
- Владимирский тракторный завод (1944-55).

Общее количество выпущенных тракторов: 211500


Farmall был первым универсальным трактором, сделанным компанией. Первоначально его просто назвали "Farmall", и только в 1931, они начали называть это "Farmall Regular". Собственно это предшественник советского Универсал-1 - тем и интересен. Простой Американский трактор. Выпускался 1932 по 1938 год. http://kerrangjke.livejournal.com/12474.html


///
///

8-1. Старый Острополь, Хмельницкая область, Украина. Трактор Универсал-2 ВТЗ:
8-2. Арциз, Одесская область, Украина. Трактор Универсал-2 ВТЗ:  

Тракторы "Универсал" предназначены для междурядной обработки пропашных культур с прицепными и навесными машинами. Оснащались керосиновым двигателем мощностью 22 л.с., имели 3 скорости движения вперед и 1 назад (3,9 - 8,1 км/ч), эксплуатационная масса трактора У-2 - 2108 кг. Выпускались на Владимирском тракторном заводе с 1944 по 1955 гг. (ранее, с 1934 по 1940 гг. выпускались на заводе "Красный Путиловец" в г. Ленинграде). Общее количество выпущенных тракторов марки "Универсал" - 211500 шт.

8-3. Памятник трактору "Универсал-2" в Белоруссии:
8-4. Станица Староджерелиевская:
У него есть имя – модель У-2 (звучит почти так же, как название истребителя авиаконструктора Уточкина). А расшифровывалось это имя так: "Универсал-2". Почему "Универсал" – практически все полевые работы мог выполнять этот небольшой на вид труженик, – на нём пахали, сеяли, боронили и т.д. Почему "2" – впереди у трактора было два колеса (существовала ещё модель У-1, тоже трактор первых пятилеток, но с одним передним ведущим колесом). Появился этот трактор в станице Староджерелиевской как первая ласточка индустриализации. Наверное, очень удивлялся ему крестьянин, – колхозы тогда образовались всего лишь недавно. И У-2 со своими железными колёсами, ребристыми и шипастыми, действительно был диковинкой. Он степенно пыхтел двигателем, который тракторист (тоже представитель диковинной в начале тридцатых годов профессии!) заправлял обыкновенным керосином. Старики настороженно принюхивались к керосиновой гари, синим облачком плывшей за трактором, и недоверчиво качали головами, – небось, будет пшеница керосином-то отдавать. Но они ошибались. Пшеница в уборку, которую впервые в своей механической жизни проводил У-2, совсем не пахла керосином, зато работал У-2 безотказно и прожил очень долгую, многотрудную жизнь, вплоть до 60-х годов, когда в колхозе, уже носившем название "Советская Россия", было 60 единиц техники.
Наверное, У-2 хорошо помнит, как построили в колхозе мехток с асфальтовым покрытием. Тогда с У-2 сняли шипастые колёса и "переобули" его в колёса, снабжённые резиновыми шинами, – чтобы трактор не разбивал асфальт. У-2, конечно, порадовался обновке, наверняка немного погрустил. Он понимал – время бежит стремительно, и скоро он просто станет не нужен людям, которым так долго служил верой и правдой. Он был прав, но он же… и ошибался. Когда на мехтоке, где в начале 60-х годов работал "старичок" У-2, крутил молотилку, заменили устаревшую технику, "старичка" списали "на пенсию", а его старейший и лучший друг механизатор Скляр Николай Фотиевич был переведён на новую мельницу. Трактор стоял на приколе. Теперь он действительно стал не нужен – так, списанная железка. И Николай Фотиевич тоже вздыхал, работая на мельнице. После того, как списали за старостью его любимца У-2, он чувствовал, что из жизни его ушло что-то очень дорогое. Но порядок есть порядок. Трактор не приведёшь домой. А ведь полжизни почти связано с безотказным и трудолюбивым У-2. Ведь он холил и нежил стальную машину как вполне живого коня. А теперь они – врозь… Но жизнь состоит не только из правил, есть в ней и исключения. "Тебя, Фотиевич, уже не оторвать, видно, от твоего трактора", - пошутили в правлении колхоза и… разрешили Скляру забрать трактор домой. Сделали это исключительно из уважения к механизатору – старейшему ветерану колхоза. Так снова они оказались вместе – Николай Фотиевич и старенький У-2.
Раза два в год выводил Николай Фотиевич У-2 на прогулку – привезти дрова, либо ещё что-нибудь. И снова У-2 степенно урчал двигателем, и вилось за ним вслед синеватое облачко – совсем как тогда, в годы первых пятилеток. И мир, казалось, радовался вместе со старыми друзьями жизни, и солнце весело играло лучами на металлических боках У-2.
А время летело без остановки. К 60-летию Советской власти в 1977 году у станичников созрела мысль увековечить память всех тех механизаторов, что сменили мирное ремесло хлебороба на воинскую профессию, ушли и не вернулись: остались на полях Великой Отечественной.
Объявили в колхозе конкурс на лучший макет памятника. Я был рад, что одобрили мой макет. Собственно, вариантов других и не было, – было решено воздвигнуть на постамент У-2. Поставить трактор на вечную стоянку. Чтобы знали потомки историю не по рассказам, а наглядно.
Определили размеры в натуральную величину постамента. На центральном мехтоке заработало звено энтузиастов – они изготовили вновь железные колёса для У-2, ребристые, шипастые. Отыскали магнето, заново перетянули коленчатый вал. Участвовал в этой реконструкции – что особенно интересно - племянник Николая Фотиевича Скляра – Николай Иванович Скляр (отличный механизатор, один из лучших рационализаторов колхоза "Советская Россия"), инженер колхоза Иван Гаврилович Заиц, слесарь Александр Васильевич Туманов, моторист Георгий Степанович Зяблов. А постамент соорудила бригада под руководством Петра Яковлевича Кирия и инженера-строителя колхоза (ныне покойной) Курловой Галины Фёдоровны, с участием Виталия Александровича Ковалицкого, инженера.
Митинг был назначен на 4 ноября 1977 года. Все колхозники, а среди них старейшие механизаторы – хлеборобы, молодёжь – видимо-невидимо народу пришло на митинг открытия памятника. И хотя шёл мелкий осенний дождик, все терпеливо ждали торжества. Играл духовой оркестр.
Группа механизаторов-ветеранов труда прошла колонной к мехмастерским. Там завели трактор. И за руль У-2 сел, как в далёкие пятидесятые годы, Николай Фотиевич Скляр. Медленным ходом, в сопровождении почётного эскорта, направился У-2 к месту своей теперь уже последней стоянки. На митинге перед сельчанами выступил оратор, рассказал историю У-2. Были названы имена тех, кто работал на нём. А потом – взметнулась и, казалось, расцветила хмурое небо осени задорная песня – марш трактористов "Ой вы кони, вы кони стальные". На глазах старых механизаторов, многие из которых прошли и войну, заблестели слёзы. А может быть, это был дождик. Который моросил, не переставая.
У-2 подъехал к постаменту. Последний раз слили из двигателя горючее, масло. Крановщик Николай Михайлович Мокрищев и молодой сварщик Виктор Романенко застропили У-2 и бережно перенесли его краном на постамент. Грянул Гимн Советского Союза. И застыли в почётном карауле ветераны, молодёжь…
Лучшие трактористы колхоза, победители соревнования на уборке-77 Пётр Харитонович Куча и Иван Максимович Велисевич сняли с мемориальной доски полотно. Ура-а-а!!! – загремело под хмурым небом. – Ура! Слава труду!
На въезде в станицу Староджерелиевскую на постаменте стоит безотказный труженик, трактор У-2. В ветреную погоду его жестяной красный флажок-флюгер, закреплённый на капоте, показывает направление ветра. И кажется, что трактор не стоит на месте, а очень медленно едет. Подвиг народный, подвиг труда длится вечно. И вечен будет он, запечатлённый в священной реликвии, частице истории колхоза "Советская Россия". Помните, молодые колхозники, и никогда не забывайте свою историю. Ведь без истории нет народа.  
(на фото - всё же трактор с одним передним колесом)
8-5. В Цурюпинске:

http://www.balancer.ru/tech/forum/2013/04/t73542--pervyj-traktor-sssr.2038.html
8-6. Памятник трактору "Универсал" в Приморске, Запорожская обл., Украина:
8-6. Памятник первому трактору в Ростовской области, Россия:
Ещё там же:

На дороге Цимлянск - Морозовск в Ростовской области над берегом небольшой и незаметной речки Кумшак, рядом с Парамоновским сельским поселением, стоит памятник трактору. Проезжающие мимо деловито называют его «Фордзон», но это не так...
Это трактор Универсал У-2 Владимирского тракторного завода (четырехколессный, был еще Универсал У-1, трехколесный). Пропашной трактор, предназначен для ухода за хлопком, свеклой, кукурузой и другими культурами, отсюда специфические требования - узкие колеса, малый радиус разворота. Оснащался керосиновым карбюраторным двигателем. Выпускался на ВТЗ с 1944 года на протяжении 10 лет (ранее такой же  выпускался на заводе «Красный Путиловец» в Ленинграде с 1933 года).
http://www.golosoff.ru/?id=reports_volgodonsk1005
8-7. Трактор "Универсал" на постаменте в д. Негневичи:


Аскетизм во всём: по сути это двигатель, коробка передач и колёса. Видимо потому их было и произведено так много, так как в производстве он был недорог - то что было нужно в те годы, когда шла интенсивная модернизация сельского хозяйства.
* Негневичи, Новогрудский район, Гродненская область, Беларусь
9. Трактор СХТЗ - 15/30
Трактор создавался как основное средство для механизации сельского хозяйства в 30-е годы. В качестве прототипа был выбран один из лучших в мире тракторов американский "Интернешнл - 15/30" выпускавшегося американской компанией «International Harvester». ( Интернэшнл Харвестер (англ. International Harvester, IH) — американский производитель сельскохозяйственной техники и грузовых автомобилей, основанный в 1902 слиянием McCormick Harvesting Machine Company и Deering Harvester Company ). В процессе создания трактора СХТЗ 15/30 конструкция зарубежного прототипа была изменена применительно к отечественным условиям, стандартам и материалам. Для производства тракторов в короткие сроки были построены два крупнейших в мире тракторостроительных завода - Сталинградский и Харьковский, с общей производственной мощностью 100000 тракторов в год.Трактор СХТЗ 15/30 имел классическую компановку с рамным остовом.
Этот трактор был самым распространенным в отечественном сельском хозяйстве в 30- 40-е годы.
Назначение:
- для выполнения работы с двух- трехкорпусными плугами и другими сельскохозяйственными машинами общего назначения, в т.ч. с приводом от вала отбора мощности, а также для привода стационарных машин.
Изготовители:
- Сталинградский тракторный завод (1930-37),
- Харьковский тракторный завод (1931-37),
- Второй авторемонтный завод, Москва (1948-50).
Общее количество выпущенных тракторов: 390500










9-1. Памятник трактору в Харькове, Украина:
Памятник первому трактору в посёлке ХТЗ.
  http://www.liveinternet.ru/
9-2. Памятник первому трактору в селе Старое Сандово, Тверская обл., Россия:
СХТЗ 15/30 установлен в качестве памятника в селе Старое Сандово Тверской области, на территории Угличского кремля (Ярославская область), в селе Александровка Республики Мордовия.
http://www.liveinternet.ru/

9-3. Монумент "Слава труженикам села" с трактором СХТЗ 15/30 на территории МСХА им. К. А. Тимирязева в Москве:

Памятник установлен в 2004 году

9-4. Гдов, Псковская область, Россия. Трактор СХТЗ:
Трактор 1930-х гг. на постаменте у ПТУ
http://www.panoramio.com/photo/58270916 

19 марта 2013 года со своего пьедестала у здания бывшего ПУ-25 (сегодня это филиал Псковского лицея) был снят знаменитый железный труженик — трактор СХТЗ.
Сделано это было только ради его сохранения, поэтому сейчас он находится в закрытом боксе и ждёт начала реставрационных работ.
Обновлённый, он получит новую жизнь и будет установлен в центре города, как памятник трудного, но самого яркого времени сельскохозяйственного процветания села.
Решение о переносе трактора на новое место было принято депутатами районного Собрания депутатов.
Если у вас есть интересные обоснованные предложения по новому месту установки трактора-памятника, сообщайте в редакцию или в Гдовский музей истории края. Все предложения будут рассмотрены.
Координаты:   58°44'8"N   27°49'11"E
9-5. Пинск. Трактор "Капитан":
Перед входом в музей на постаменте стоит древний трактор, украшенный вот такой табличкой:
В 1940 году молодой житель д. Туры В. Р. Потрубейко на этом тракторе работал на полях колхоза «17 Сентября». В начале Великой Отечественной войны он его разобрал и спрятал, а когда война закончилась – собрал обратно и продолжал на нём трудиться. И сейчас этот трактор установлен у входа в Музей Белорусского Полесья.»
http://mita.by/maestro/?p=4085
9-6. Памятник трактору Паши Ангелиной в п.г.т.Старобешево, Донецкая обл., Украина:
СХТЗ-15/30. В 30-40-е годы ХХ в. он был самым распространенным во всех республиках Советского Союза. На таком тракторе работала Паша Ангелина, знаменитая участница стахановского движения в годы первых пятилеток, бригадир тракторной бригады МТС, ударница, дважды Герой Социалистического Труда. В 1937 году производство тракторов было свернуто и переориентировано на выпуск гусеничных пахотных тракторов СХТЗ-НАТИ.
http://www.liveinternet.ru/
http://perspektiva-info.by/

9-7. Трактор СХТЗ 15/30 в Саратове на Соколовой горе:

9-8. Парк Победы г. Саратова:

Трактор СТЗ-15/30 (копия американского "Интернешнл"), 1930 г.

9-9. Парк Победы г. Саратова:
Трактор производства СТЗ с бороновальным агрегатом завода "Красный Аксай":

9-10. Актюбинск. Парк Актюбинского сельскохозяйственного колледжа:

http://www.avestnik.kz/?p=18647

*   *   *   *   *
Пока не определена марка

1. Памятник первому  трактору в Белгороде, Россия:


2. Памятник трактору  в Бронницах, Московская обл., Россия:

3. Памятник первому трактору в селе Воробьево, Калужская обл., Россия:

4. Памятник трактору в Ленинске, Волгоградская обл., Россия:
5. Памятник первому трактору в п.г.т.Любытино, Новгородская обл., Россия:
6. Памятник трактору  СХТЗ 15/30 в Москве, Россия:

7. Памятник первому трактору в Нурлате, Татарстан, Россия:
8. Памятник первому трактору в Оренбургской области, Россия:
9. Памятник первому трактору  в Рыбинске, Россия:


10. Памятник первому трактору в Угличе, Ярославская обл., Россия:
11. Памятник первому трактору в селе Яхреньга, Вологодская обл., Россия:
12. Памятник первому трактору  в Минске, Белоруссия:

13. Памятник первому трактору  в Кишинёве, Молдавия:
14. Памятник первому трактору  в Волчанске, Харьковская обл., Украина:
15. Памятник первому трактору в Гадяче, Полтавская обл., Украина:

16. Памятник трактору в п.г.т.Решетиловке Полтавская обл., Украина:
17. Памятник установлен в Сумской области, Украина:

18. Памятник первому трактору:
19. Памятник первому трактору:
 
20. Крыжополь, Винницкая область, Украина:
http://www.panoramio.com/photo/50129246?tag=Kryzhopol 

Музей сельскохозяйственной техники компании «Бизон»

* * *

См. также другие Памятники

Скульптурные композиции (35). Памятники ангелам
"Добрые ангелы мира". Проект.
684 города России будут со своими добрыми ангелами...
Скульптурные композиции (15). Памятники разоружению, Памятники пацифизму.
Скульптурные композиции (61). Памятники Папам Римским
Скульптурные композиции (60). Памятники Земному шару
Скульптурные композиции (26). Монументы Независимостям
 
Скульптурные композиции (32). Памятники Высоцкому
Скульптурные композиции (34). Памятники Юрию Гагарину
 
Скульптурные композиции (43). Дети. Монахи. Горожане. Индейцы. Переселенцы. Народы Сибири. Прихожане.
Скульптурные композиции (37). Памятники уличным кинооператорам, фотографам и фотоаппаратам.
Скульптурные композиции (34). Памятники профессиям. 1. Сантехники.
Скульптурные композиции (42). Памятники профессиям. 2. Дворники и уборщицы.
Скульптурные композиции (49). Памятники профессиям. 3. Учителя 
Скульптурные композиции (09). Памятники профессиям. 4. Челноки
Скульптурные композиции (11). Памятники работникам Ж/Д
Скульптурные композиции (31). Памятники продавщицам и продавцам.
 
Скульптурные композиции (54). Памятники влюбленным. 
Скульптурные композиции (27). Памятники Петру и Февронии.
Скульптурные композиции (27). Памятники беременным женщинам, младенцам и нерожденным детям.
Скульптурные композиции (1). Обнаженная беременная женщина.
Скульптурные композиции (123). Памятники материнству и отцовству.
Скульптурные композиции (72). Женщины.
Создана 400-метровая скульптура женщины - ориентир для космических пришельцев.
 
Скульптурные композиции (5). Памятники литературным и кино- героям. Шерлок Холмс и доктор Ватсон.
Скульптурные композиции (11). Памятники Леониду Гайдаю и его героям.
 
Скульптурные композиции (112). Лошади и Всадники.
Скульптурные композиции. Ослы (Ишаки). ч.1. Вводная
Скульптурные композиции (33). Ослы (Ишаки) и их хозяева. ч.2. Памятники
Скульптурные композиции (21). Памятники большим головам
Скульптурные композиции (6). Памятники ездовым собакам
Скульптурные композиции (13). Памятники мамонтам, мастодонтам и прочим предкам слона.
Скульптурные композиции (48). Памятники лосям
Скульптурные композиции (97). Коровы. Быки. Зубры. Бизоны.
Скульптурные композиции (31). Свиньи.
Скульптурные композиции (24). Овцы - Бараны.
Скульптурные композиции (24). Козы и козлы.
Скульптурные композиции (103). Рыбы, рыбаки и рыбачки.
Скульптурные композиции (38). Русалки и тритоны.
Скульптурные композиции (28). Улитки.
Скульптурные композиции (38). Памятники лягушкам.
Скульптурные композиции (57). Памятники черепахам.
Скульптурные композиции (6). Памятники осьминогам.
Скульптурные композиции (8). Памятники комарам.

Памятники минералам и их первооткрывателям:

   Памятники минералам: таганаит (3) - КАМЕНЬ СОЛНЦА И ЛЮБВИ
   Памятники минералам: Памятник граниту науки (5)
   Памятники минералам: Чароиту - музей «Чароитовая комната»
   Памятники минералам: Памятник «Кошачий глаз» в Германии
   Памятники минералам: Памятник талнахской руде (габбро-диабаз)
   Памятники минералам: Фонтан-памятник минералу доломит
   Памятники минералам и их первооткрывателям: Каменный уголь на Ю.Урале
   Памятники минералам: Памятник Симбирциту
   Памятники минералам: Памятник базальту.
   Памятник Чернову, первооткрывателю Печорского угольного бассейна
   Памятник рудознатцу Григорию Григорьевичу Капустину
   Памятник первооткрывателю минеральных источников
   Памятник первооткрывателю Уральского золота Ерофею Маркову
   Памятник первооткрывателю колымского золота
 
  Памятники техническим достижениям:
Скульптурные композиции (32). Памятники самолету-легенде МиГ-21
Памятники (9) паровозу Черепановых
Скульптурные композиции (41). Памятники первому трактору
 
Как устроен мавзолей В.И. Ленина
 
Памятники пищевым продуктам, т.е. еде
Скульптурные композиции (51). Памятники Алко-делам, алко-варам и алко-пьющим.
Счастье - его нельзя упустить. Антология потёртостей, или потёртые памятники
Скульптурные композиции (45). Памятники обуви
 
Памятники инопланетянам и другим неопознанным
Памятник русскому инопланетянину
 
Цветок картофеля Сэру Фрэнсису Дрейку от миллионов землевладельцев мира.
Был в Харькове памятник советской власти
Был в Харькове памятник - монумент в честь Независимости Украины
Последний полёт Дискавери
 
Скульптурные композиции (94). Памятники книгам и их читателям.
Скульптурные композиции (27). Студентам и препам.
 
  Скульптурные композиции

Комментариев нет:

Отправить комментарий