Dampflokomobil (передвижной паровой двигатель).
Фотография была сделана в музее под открытым небом.
Тра́ктор (новолат. tractor, «тягач») — безрельсовое транспортное средство, используемое в качестве тягача. Отличается низкой скоростью и большой силой тяги.
В 1769 году, первым,
самоходно-дорожно-транспортным средством стал военным трактор. Его
изобрел французский инженер и механик, Николя Иосиф Кугно Cugnot (1725 -
1804).
Мсье Кюгно использовал
паровой двигатель для движения своего автомобиля, построенного под его
руководством в Париже на фабрике"Арсенал".
Уникальный
трактор был использован во Французской Армии для перевозки артиллерии с
огромной по тем временам скоростью 2.5 мили в час только на трех
колесах!
Автомобиль приходилось останавливать каждые десять-пятнадцать минут, чтобы накопить паровой энергии и подбросить угля.
Паровой двигатель и котел были отделены от остальной части автомобиля и расположены в передней части (см. гравюру).
На следующий год (1770), Cugnot построил паровой трехколесный велосипед, на котором умещались четверо пассажиров.
Портативной передвижной паровой двигатель (1908) |
/
|
//
/
|
/// | // / |
====================== | Отечественные тракторы |
1. Трактор конструкции Блинова
2. Трактор конструкции Мамина
3. Тракторы Карлик и Гном
4. Трактор Запорожец
4-1. Памятник Трудовой славы (макет трактора «Запорожец»):
Табличка трактора Запорожец:
Местоположение объекта: г. Токмак, ул. Революционная, площадь перед управлением завода им. Кирова
5. Трактор Коломенец-1
6. Трактор Фордзон - Путиловец
«Фордзон-Путиловец» племколхоз «Россия» Ставропольский край
http://www.liveinternet.ru/
http://www.liveinternet.ru/
6-2. "Фордзон - Путиловец" в селе Нижний Шибряй:
12 июня 2011 г. - Открытие памятника трактору "Фордзон - Путиловец" в селе Нижний Шибряй
6-3. Памятник первому трактору в село Брейтово, Ярославская обл., Россия:
Этот трактор был выпущен в 1929 году в Ленинграде на заводе «Фордзон — Путиловец».
Но это - уже другая модель - «Фордзон — Универсал»
Этот трактор, замерший на кирпичном пьедестале в центре Брейтово,
увековечил славу некогда передового сельскохозяйственного района. В
тяжелом для Советской страны 32 году тракторная колонна из девяти машин
прибыла на поля на смену лошадиной тяге.
7. Тракторы Г-50, Г-75, З-90
8. Тракторы Универсал
Назначение:
- для междурядной обработки пропашных культур с прицепными и навесными машинами. Изготовители: - завод "Красный Путиловец", Ленинград (1934-40), - Владимирский тракторный завод (1944-55). Общее количество выпущенных тракторов: 211500 |
Farmall был первым универсальным трактором, сделанным компанией. Первоначально его просто назвали "Farmall", и только в 1931, они начали называть это "Farmall Regular". Собственно это предшественник советского Универсал-1 - тем и интересен. Простой Американский трактор. Выпускался 1932 по 1938 год. http://kerrangjke.livejournal.com/12474.html /// /// |
8-1. Старый Острополь, Хмельницкая область, Украина. Трактор Универсал-2 ВТЗ:
8-2. Арциз, Одесская область, Украина. Трактор Универсал-2 ВТЗ:
Тракторы "Универсал" предназначены для междурядной обработки пропашных
культур с прицепными и навесными машинами.
Оснащались керосиновым двигателем мощностью 22 л.с., имели 3 скорости
движения вперед и 1 назад (3,9 - 8,1 км/ч), эксплуатационная масса
трактора У-2 - 2108 кг.
Выпускались на Владимирском тракторном заводе с 1944 по 1955 гг. (ранее,
с 1934 по 1940 гг. выпускались на заводе "Красный Путиловец" в г.
Ленинграде). Общее количество выпущенных тракторов марки "Универсал" -
211500 шт.
8-4. Станица Староджерелиевская:
У него есть имя – модель У-2 (звучит почти так же, как название
истребителя авиаконструктора Уточкина). А расшифровывалось это имя так:
"Универсал-2". Почему "Универсал" – практически все полевые работы мог
выполнять этот небольшой на вид труженик, – на нём пахали, сеяли,
боронили и т.д. Почему "2" – впереди у трактора было два колеса
(существовала ещё модель У-1, тоже трактор первых пятилеток, но с одним
передним ведущим колесом). Появился этот трактор в станице
Староджерелиевской как первая ласточка индустриализации. Наверное, очень
удивлялся ему крестьянин, – колхозы тогда образовались всего лишь
недавно. И У-2 со своими железными колёсами, ребристыми и шипастыми,
действительно был диковинкой. Он степенно пыхтел двигателем, который
тракторист (тоже представитель диковинной в начале тридцатых годов
профессии!) заправлял обыкновенным керосином. Старики настороженно
принюхивались к керосиновой гари, синим облачком плывшей за трактором, и
недоверчиво качали головами, – небось, будет пшеница керосином-то
отдавать. Но они ошибались. Пшеница в уборку, которую впервые в своей
механической жизни проводил У-2, совсем не пахла керосином, зато работал
У-2 безотказно и прожил очень долгую, многотрудную жизнь, вплоть до
60-х годов, когда в колхозе, уже носившем название "Советская Россия",
было 60 единиц техники.
Наверное, У-2 хорошо помнит, как построили в колхозе мехток с
асфальтовым покрытием. Тогда с У-2 сняли шипастые колёса и "переобули"
его в колёса, снабжённые резиновыми шинами, – чтобы трактор не разбивал
асфальт. У-2, конечно, порадовался обновке, наверняка немного погрустил.
Он понимал – время бежит стремительно, и скоро он просто станет не
нужен людям, которым так долго служил верой и правдой. Он был прав, но
он же… и ошибался. Когда на мехтоке, где в начале 60-х годов работал
"старичок" У-2, крутил молотилку, заменили устаревшую технику,
"старичка" списали "на пенсию", а его старейший и лучший друг
механизатор Скляр Николай Фотиевич был переведён на новую мельницу.
Трактор стоял на приколе. Теперь он действительно стал не нужен – так,
списанная железка. И Николай Фотиевич тоже вздыхал, работая на мельнице.
После того, как списали за старостью его любимца У-2, он чувствовал,
что из жизни его ушло что-то очень дорогое. Но порядок есть порядок.
Трактор не приведёшь домой. А ведь полжизни почти связано с безотказным и
трудолюбивым У-2. Ведь он холил и нежил стальную машину как вполне
живого коня. А теперь они – врозь… Но жизнь состоит не только из правил,
есть в ней и исключения. "Тебя, Фотиевич, уже не оторвать, видно, от
твоего трактора", - пошутили в правлении колхоза и… разрешили Скляру
забрать трактор домой. Сделали это исключительно из уважения к
механизатору – старейшему ветерану колхоза. Так снова они оказались
вместе – Николай Фотиевич и старенький У-2.
Раза два в год выводил Николай Фотиевич У-2 на прогулку – привезти
дрова, либо ещё что-нибудь. И снова У-2 степенно урчал двигателем, и
вилось за ним вслед синеватое облачко – совсем как тогда, в годы первых
пятилеток. И мир, казалось, радовался вместе со старыми друзьями жизни, и
солнце весело играло лучами на металлических боках У-2.
А время летело без остановки. К 60-летию Советской власти в 1977 году у
станичников созрела мысль увековечить память всех тех механизаторов, что
сменили мирное ремесло хлебороба на воинскую профессию, ушли и не
вернулись: остались на полях Великой Отечественной.
Объявили в колхозе конкурс на лучший макет памятника. Я был рад, что
одобрили мой макет. Собственно, вариантов других и не было, – было
решено воздвигнуть на постамент У-2. Поставить трактор на вечную
стоянку. Чтобы знали потомки историю не по рассказам, а наглядно.
Определили размеры в натуральную величину постамента. На центральном
мехтоке заработало звено энтузиастов – они изготовили вновь железные
колёса для У-2, ребристые, шипастые. Отыскали магнето, заново перетянули
коленчатый вал. Участвовал в этой реконструкции – что особенно
интересно - племянник Николая Фотиевича Скляра – Николай Иванович Скляр
(отличный механизатор, один из лучших рационализаторов колхоза
"Советская Россия"), инженер колхоза Иван Гаврилович Заиц, слесарь
Александр Васильевич Туманов, моторист Георгий Степанович Зяблов. А
постамент соорудила бригада под руководством Петра Яковлевича Кирия и
инженера-строителя колхоза (ныне покойной) Курловой Галины Фёдоровны, с
участием Виталия Александровича Ковалицкого, инженера.
Митинг был назначен на 4 ноября 1977 года. Все колхозники, а среди них
старейшие механизаторы – хлеборобы, молодёжь – видимо-невидимо народу
пришло на митинг открытия памятника. И хотя шёл мелкий осенний дождик,
все терпеливо ждали торжества. Играл духовой оркестр.
Группа механизаторов-ветеранов труда прошла колонной к мехмастерским.
Там завели трактор. И за руль У-2 сел, как в далёкие пятидесятые годы,
Николай Фотиевич Скляр. Медленным ходом, в сопровождении почётного
эскорта, направился У-2 к месту своей теперь уже последней стоянки. На
митинге перед сельчанами выступил оратор, рассказал историю У-2. Были
названы имена тех, кто работал на нём. А потом – взметнулась и,
казалось, расцветила хмурое небо осени задорная песня – марш
трактористов "Ой вы кони, вы кони стальные". На глазах старых
механизаторов, многие из которых прошли и войну, заблестели слёзы. А
может быть, это был дождик. Который моросил, не переставая.
У-2 подъехал к постаменту. Последний раз слили из двигателя горючее,
масло. Крановщик Николай Михайлович Мокрищев и молодой сварщик Виктор
Романенко застропили У-2 и бережно перенесли его краном на постамент.
Грянул Гимн Советского Союза. И застыли в почётном карауле ветераны,
молодёжь…
Лучшие трактористы колхоза, победители соревнования на уборке-77 Пётр
Харитонович Куча и Иван Максимович Велисевич сняли с мемориальной доски
полотно. Ура-а-а!!! – загремело под хмурым небом. – Ура! Слава труду!
На въезде в станицу Староджерелиевскую на постаменте стоит безотказный
труженик, трактор У-2. В ветреную погоду его жестяной красный
флажок-флюгер, закреплённый на капоте, показывает направление ветра. И
кажется, что трактор не стоит на месте, а очень медленно едет. Подвиг
народный, подвиг труда длится вечно. И вечен будет он, запечатлённый в
священной реликвии, частице истории колхоза "Советская Россия". Помните,
молодые колхозники, и никогда не забывайте свою историю. Ведь без
истории нет народа.
* Староджерелиевская — станица в Красноармейском районе Краснодарского края, образует Староджерелиевское сельское поселение.
(на фото - всё же трактор с одним передним колесом)
8-5. В Цурюпинске:
http://www.balancer.ru/tech/forum/2013/04/t73542--pervyj-traktor-sssr.2038.html
8-6. Памятник трактору "Универсал" в Приморске, Запорожская обл., Украина:
http://www.balancer.ru/tech/forum/2013/04/t73542--pervyj-traktor-sssr.2038.html
8-6. Памятник трактору "Универсал" в Приморске, Запорожская обл., Украина:
8-6. Памятник первому трактору в Ростовской области, Россия:
Ещё там же:
На дороге Цимлянск - Морозовск в Ростовской области над берегом
небольшой и незаметной речки Кумшак, рядом с Парамоновским сельским
поселением, стоит памятник трактору. Проезжающие мимо деловито называют
его «Фордзон», но это не так...
Это трактор Универсал У-2 Владимирского тракторного
завода (четырехколессный, был еще Универсал У-1, трехколесный).
Пропашной трактор, предназначен для ухода за хлопком, свеклой, кукурузой
и другими культурами, отсюда специфические требования - узкие колеса,
малый радиус разворота. Оснащался керосиновым карбюраторным двигателем.
Выпускался на ВТЗ с 1944 года на протяжении 10 лет (ранее такой же
выпускался на заводе «Красный Путиловец» в Ленинграде с 1933 года).
http://www.golosoff.ru/?id=reports_volgodonsk1005
8-7. Трактор "Универсал" на постаменте в д. Негневичи:
Аскетизм во всём: по сути это двигатель, коробка передач и колёса.
Видимо потому их было и произведено так много, так как в производстве он
был недорог - то что было нужно в те годы, когда шла интенсивная
модернизация сельского хозяйства.
* Негневичи, Новогрудский район, Гродненская область, Беларусь
9. Трактор СХТЗ - 15/30
Трактор создавался как основное средство для механизации сельского
хозяйства в 30-е годы. В качестве прототипа был выбран один из лучших в мире
тракторов американский "Интернешнл - 15/30" выпускавшегося американской компанией «International Harvester». ( Интернэшнл Харвестер (англ. International Harvester, IH) — американский производитель сельскохозяйственной техники и грузовых автомобилей, основанный в 1902 слиянием McCormick Harvesting Machine Company и Deering Harvester Company ). В процессе создания трактора СХТЗ
15/30 конструкция зарубежного прототипа была изменена применительно к
отечественным условиям, стандартам и материалам. Для производства тракторов в
короткие сроки были построены два крупнейших в мире тракторостроительных завода
- Сталинградский и Харьковский, с общей производственной мощностью 100000
тракторов в год.Трактор СХТЗ 15/30 имел классическую компановку с рамным
остовом.
Этот трактор был самым распространенным в отечественном сельском хозяйстве в 30- 40-е годы. Назначение: - для выполнения работы с двух- трехкорпусными плугами и другими сельскохозяйственными машинами общего назначения, в т.ч. с приводом от вала отбора мощности, а также для привода стационарных машин. Изготовители: - Сталинградский тракторный завод (1930-37), - Харьковский тракторный завод (1931-37), - Второй авторемонтный завод, Москва (1948-50). Общее количество выпущенных тракторов: 390500 |
Памятник первому трактору в посёлке ХТЗ.
http://www.liveinternet.ru/
СХТЗ 15/30 установлен в качестве памятника в селе Старое Сандово Тверской области, на территории Угличского кремля (Ярославская область), в селе Александровка Республики Мордовия.
http://www.liveinternet.ru/
http://www.liveinternet.ru/
9-3. Монумент "Слава труженикам села" с трактором СХТЗ 15/30 на территории МСХА им. К. А. Тимирязева в Москве:
Памятник установлен в 2004 году
9-4. Гдов, Псковская область, Россия. Трактор СХТЗ:
Трактор 1930-х гг. на постаменте у ПТУ
http://www.panoramio.com/photo/58270916
19 марта 2013 года со своего пьедестала у здания бывшего ПУ-25 (сегодня
это филиал Псковского лицея) был снят знаменитый железный труженик —
трактор СХТЗ.
Сделано это было только ради его сохранения, поэтому сейчас он находится в закрытом боксе и ждёт начала реставрационных работ.
Обновлённый, он получит новую жизнь и будет установлен в центре города, как памятник трудного, но самого яркого времени сельскохозяйственного процветания села.
Решение о переносе трактора на новое место было принято депутатами районного Собрания депутатов.
Если у вас есть интересные обоснованные предложения по новому месту установки трактора-памятника, сообщайте в редакцию или в Гдовский музей истории края. Все предложения будут рассмотрены.
Координаты: 58°44'8"N 27°49'11"E
Сделано это было только ради его сохранения, поэтому сейчас он находится в закрытом боксе и ждёт начала реставрационных работ.
Обновлённый, он получит новую жизнь и будет установлен в центре города, как памятник трудного, но самого яркого времени сельскохозяйственного процветания села.
Решение о переносе трактора на новое место было принято депутатами районного Собрания депутатов.
Если у вас есть интересные обоснованные предложения по новому месту установки трактора-памятника, сообщайте в редакцию или в Гдовский музей истории края. Все предложения будут рассмотрены.
Координаты: 58°44'8"N 27°49'11"E
9-5. Пинск. Трактор "Капитан":
Перед входом в музей на постаменте стоит древний трактор, украшенный вот такой табличкой:
В 1940 году молодой житель д. Туры В. Р. Потрубейко на этом тракторе
работал на полях колхоза «17 Сентября». В начале Великой Отечественной
войны он его разобрал и спрятал, а когда война закончилась – собрал
обратно и продолжал на нём трудиться. И сейчас этот трактор установлен у
входа в Музей Белорусского Полесья.»
http://mita.by/maestro/?p=4085
СХТЗ-15/30. В 30-40-е годы ХХ в. он был самым распространенным во
всех республиках Советского Союза. На таком тракторе работала Паша
Ангелина, знаменитая участница стахановского движения в годы первых
пятилеток, бригадир тракторной бригады МТС, ударница, дважды Герой
Социалистического Труда. В 1937 году производство тракторов было
свернуто и переориентировано на выпуск гусеничных пахотных тракторов
СХТЗ-НАТИ.
http://www.liveinternet.ru/http://perspektiva-info.by/
9-7. Трактор СХТЗ 15/30 в Саратове на Соколовой горе:
9-8. Парк Победы г. Саратова:
Трактор СТЗ-15/30 (копия американского "Интернешнл"), 1930 г.
9-9. Парк Победы г. Саратова:
Трактор производства СТЗ с бороновальным агрегатом завода "Красный Аксай":
Пока не определена марка
1. Памятник первому трактору в Белгороде, Россия:
1. Памятник первому трактору в Белгороде, Россия:
3. Памятник первому трактору в селе Воробьево, Калужская обл., Россия:
7. Памятник первому трактору в Нурлате, Татарстан, Россия:
20. Крыжополь, Винницкая область, Украина:
http://www.panoramio.com/photo/50129246?tag=Kryzhopol
Музей сельскохозяйственной техники компании «Бизон»
* * *
См. также другие Памятники
Памятники минералам и их первооткрывателям:
Памятники техническим достижениям:
Комментариев нет:
Отправить комментарий