Пётр и Феврония — православные покровители семьи и брака, чей супружеский союз считается образцом христианского брака. Православная Церковь вспоминает удивительных святых – Петра и Февронию – 8 июля ((25 июня по ст.ст.).
Житие Петра и Февронии Муромских - см.ниже...
Скульптурные композиции «Святые благоверные Пётр и Феврония Муромские» устанавливаются в российских городах с 2009 года в рамках Общенациональной программы «В кругу семьи», созданной по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в 2004 году. Цель памятников, по словам президента программы Александра Ковтунца, «создание положительного образа семейных ценностей, верных и целомудренных отношений, любви и преданности в браке, рождение и воспитание детей в духе любви к Родине». Предполагается, что памятники должны посещать свадебные процессии. Установки приурочиваются к празднованию Дня Петра и Февронии (8 июля).
Первый памятник Петру и Февронии — «Союз любви — мудрый брак» — появился (вне программы) 8 июля 2008 года на их родине — в Муроме (напротив ЗАГСа). В этом же году были установлены закладные камни в Сочи, Екатеринбурге и Новосибирске (Нарымский сквер).
2009 год. С 28 июня по 8 июля в ряде городов России прошли мероприятия по установке памятников: 28 июня — Архангельск (рядом с храмом Успения Пресвятой Богородицы), 4 июля — Сочи (напротив ЗАГСа), 5 июля — Ульяновск (у корпуса госуниверситета на Свияге), 8 июля — Ярославль (Первомайский бульвар, между Казанским женским монастырём и ЗАГСом,
); и закладных камней: 29 июня — Смоленск, 1 июля — Владивосток, 2 июля — Кемерово, 6 июля — Самара (сквер на площади Славы рядом с храмом Георгия Победоносца) и Тольятти (перед отделом ЗАГСа Центрального района), 7 июля — Санкт-Петербург. 14 октября установлен памятник в Абакане (Преображенский парк, рядом с Преображенским собором и свадебным металлическим дубом) и заложен камень в Благовещенске.
Памятник Петру и Февронии в Архангельске
Памятник Петру и Февронии в Сочи
Памятник Петру и Февронии в Ульяновске
Памятник Петру и Февронии в Ярославле
Памятник Петру и Февронии в Абакане
2010 год. 12 июля открыт и освящен памятник в Нижнем Тагиле. Скульптура в честь благоверных святых, православных покровителей семьи и брака Петра и Февронии была открыта на самой высокой отметке берега реки Тагил на горе Шихан. 8 июля установлен памятник в Ейске (парк им. Поддубного), освящены места под памятники в Краснодаре (территория Свято-Покровского храма), Омске, Сковородино. В Екатеринбурге планируется установить памятник ко дню города (установка уже дважды откладывалась из-за разногласий по поводу места).
Памятник Петру и Февронии в Ейске
16 октября в городе Нефтеюганске открыт объект под названием «Аллея новобрачных» — архитектурный комплекс, состоящий из нескольких элементов, один из которых «Скульптурная композиция Петр и Феврония», установленная на постамент высотой 1,2 метра и представляющая собой бронзовые фигуры Святых благоверных князя Петра и княгини Февронии Муромских, стоящих в полный рост. Высота скульптуры 2,5 метра. На постаменте установлены три бронзовые таблички: с названием скульптурной композиции; с молитвой Святым благоверным Петру и Февронии; с отрывком из Евангелия о семье и браке.
Приветственная арка Аллеи Новобрачных. г. Нефтеюганск 2010г.
“Благоверные князья Пётр и Феврония”. г. Нефтеюганск 2010г. Облицовка постамента гранит imperial red, высота 1.2 метра. Фигуры: бронза, литьё. Высота 2.5 метра.
4 ноября в Йошкар-Оле на Патриаршей площади открыт памятник Петру и Февронии. Позднее, 7 июля 2011 года, на той же площади прошло освящение часовни святых князя Петра и княгини Февронии.
Памятник Петру и Февронии и часовня в Йошкар-Оле
2011 год. 3 июня открыт памятник в Благовещенске (рядом с Дворцом бракосочетаний). 2 сентября открыт памятник в городе Белоярский. 14 сентября памятник Петру и Февронии Муромским был торжественно открыт в Иркутске. Святые Пётр и Феврония теперь стоят под стенами Спасской церкви, около Вечного огня.
Иркутск. Заяц с обратной стороны памятника святым Петру и Февронии.
2012 год. 24 мая памятник был открыт в Новосибирске. 12 июня памятник открыт в Ижевске. 5 июля был открыт аналогичный памятник в Екатеринбурге. 8 июля открыт памятник в Туле в сквере около Тульского кремля; памятник дублирует ярославский. 9 сентября открыт памятник в Кирове в Александровском саду, скульптура так же является аналогом памятника в Ярославле. 10 сентября был открыт памятник в Великом Новгороде в сквере у Покровского собора Зверина монастыря
Памятник Петру и Февронии в Новосибирске
Типовой памятник был создан по проекту архитектора и скульптора Константина Чернявского, он уже установлен в восьми городах России. В 2012 году планируется установить памятник ещё в семи городах.
Типовой памятник был создан по проекту архитектора и скульптора Константина Чернявского, он уже установлен в восьми городах России. В 2012 году планируется установить памятник ещё в семи городах.
Памятник Петру и Февронии в Екатеринбурге
Возле Тульского кремля открыт памятник святым Петру и Февронии Муромским работы российского скульптора Константина Чернявского.
Памятник Петру и Февронии в Тамбове
Памятник Петру и Февронии в Калуге
Памятник Петру и Февронии в Ростове-на-Дону
8 августа
2012 года в городе Мыски Кемеровской области на «Аллее Счастья» в парке
рядом с ЗАГСом была установлена скульптурная композиция «Святые
благоверные князь Петр и княгиня Феврония Муромские Чудотворцы».
Церемонию освящения скульптурной композиции Муромским Святым проводил
протоиерей Благочиния Междуреченского Иоанн Плучег.
Установка состоялась в рамках Общенациональной программы «В кругу
семьи», с благословения и при непосредственном участии Епископа
Кемеровского и Новокузнецкого Аристарха, при поддержке Правительства
Кемеровской области и личной поддержке и участии Губернатора Кемеровской
области Амана Гумировича Тулеева, при поддержке ООО «Кванттех – Урал»,
Филиала ОАО «МРСК Сибири» - «Кузбассэнерго – РЭС».
08.08.12. Накануне Дня Шахтера в городе Мыски Кемеровской области открылся новый сквер «Семейное счастье». «Памятник изготовлен из бронзы, высота 2,6 м, вес составляет 1200 кг, — сообщили в пресс-службе. — Фигуры святых Петра и Февронии держат в руках голубя — символ семейного очага и мира». http://ngs42.ru/news/642117/view/
Валерий Золотухин, народный артист РФ: «Это такой подарок губернатора городу, да не только городу — России. Это уже 19 памятник. 15 установлено в рамках программы «В кругу семьи», и некоторые регионы нам подражают и ставят свои памятники — это замечательно».
В Кирове на Вятке открыли памятник святым благоверным князьям Петру и Февронии
9 сентября 2012, в Александровском саду Архиепископ Вятский и Слободской Марк принял участие в открытии памятника святым благоверным князьям Петру и Февронии. Вятка стала 9-м российским городом, где установлены подобные скульптурные композиции. С инициативой установить скульптуру вышла госкорпорация «Ростехнологии».
8 июля Православная Церковь вспоминает удивительных святых – Петра и Февронию.
День Петра́ и Февро́нии (Феврония Русальница) — народно-православный праздник. Отмечается 25 июня (8 июля) .
День покровительствовал семье и любви. Первый покос. В этот день
последние русалки уходят с берегов в глубь водоёмов, поэтому купаться
уже было безопасно.
Пётр и Феврония — православные покровители семьи и брака, чей супружеский союз считается образцом христианского брака.
В России 26 марта 2008 года в Совете Федерации на заседании комитета по социальной политике была единогласно одобрена инициатива об учреждении нового праздника — «Дня семьи, любви и верности».
Пётр и Феврония — православные покровители семьи и брака, чей супружеский союз считается образцом христианского брака.
В России 26 марта 2008 года в Совете Федерации на заседании комитета по социальной политике была единогласно одобрена инициатива об учреждении нового праздника — «Дня семьи, любви и верности».
Житие Петра и Февронии Муромских
Петр и Феврония Муромские - супруги, святые, ярчайшие личности Святой Руси,
своей жизнью отразившие ее духовные ценности и идеалы.
История жизни свв. чудотворцев, благоверных и преподобных супругов Петра и Февронии, много веков существовала в преданиях Муромской земли, где они жили и где сохранялись их честные мощи. Со временем подлинные события приобрели сказочные черты, слившись в народной памяти с легендами и притчами этого края. Сейчас исследователи спорят, о ком из исторических личностей написано житие: одни склоняются к тому, что это были князь Давид и его жена Евфросиния, в иночестве Петр и Феврония, скончавшиеся в 1228, другие видят в них супругов Петра и Евфросинию, княживших в Муроме в XIV в.
Записал повествование о блгв. Петре и Февронии в XVI в. свящ. Ермолай Прегрешный (в иночестве Еразм), талантливый литератор, широко известный в эпоху Иоанна Грозного. Сохранив в житии фольклорные черты, он создал удивительно поэтичную повесть о мудрости и любви - дарах Святого Духа чистым сердцем и смиренным в Боге.
Прп. Петр был младшим братом княжившего в г. Муроме блгв. Павла. Однажды в семье Павла случилась беда - по наваждению дьявола к его жене стал летать змей. Горестная женщина, уступившая демонской силе, обо всем поведала мужу. Князь наказал супруге выведать у злодея тайну его смерти. Выяснилось, что погибель супостату "суждена от Петрова плеча и Агрикова меча". Прознав об этом, кн. Петр тотчас решился убить насильника, положившись на помощь Божию. Вскоре на молитве в храме открылось, где хранится Агриков меч, и, выследив змея, Петр поразил его. Но перед смертью змей обрызгал победителя ядовитой кровью, и тело князя покрылось струпьями и язвами.
Никто не мог исцелить Петра от тяжкой болезни. Со смирением перенося мучения, князь во всем предался Богу. И Господь, промышляя о Своем рабе, направил его в рязанскую землю. Один из юношей, посланных на поиски лекаря, случайно зашел в дом, где застал за работой одинокую девушку по имени Феврония, дочь древолаза, имевшую дар прозорливости и исцелений. После всех расспросов Феврония наказала слуге: "Приведи князя твоего сюда. Если будет он чистосердечным и смиренным в словах своих, то будет здоров!"
Князя, который сам ходить уже не мог, привезли к дому, и он послал спросить, кто хочет его вылечить. И обещал тому, если вылечит, - большую награду. "Я хочу его вылечить, - без обиняков ответила Феврония, - но награды никакой от него не требую. Вот к нему слово мое: если я не стану супругой ему, то не подобает мне лечить его". Петр пообещал жениться, но в душе слукавил: гордость княжеского рода мешала ему согласиться на подобный брак. Феврония зачерпнула хлебной закваски, дунула на нее и велела князю вымыться в бане и смазать все струпы, кроме одного.
Благодатная девица имела премудрость Св. отцов и назначила такое лечение не случайно. Как Господь и Спаситель, исцеляя прокаженных, слепых и расслабленных, через телесные недуги врачевал душу, так и Феврония, зная, что болезни попускаются Богом во испытание и за грехи, назначила лечение для плоти, подразумевая духовный смысл. Баня, по Свящ. Писанию, образ крещения и очищения грехов (Еф. 5: 26), закваске же Сам Господь уподобил Царствие Небесное, которое наследуют души, убеленные баней крещения (Лк. 13: 21). Поскольку Феврония прозрела лукавство и гордость Петра, она велела ему оставить несмазанным один струп как свидетельство греха. Вскоре от этого струпа вся болезнь возобновилась, и князь вернулся к Февронии. Во второй раз он сдержал свое слово. "И прибыли они в вотчину свою, город Муром, и начали жить благочестиво, ни в чем не преступая Божии заповеди".
После смерти брата Петр стал самодержцем в городе. Бояре уважали своего князя, но надменные боярские жены невзлюбили Февронию, не желая иметь правительницей над собой крестьянку, подучивали своих мужей недоброму. Всякие наветы пытались возводить на княгиню бояре, а однажды взбунтовались и, потеряв стыд, предложили Февронии, взяв, что ей угодно, уйти из города. Княгиня ничего, кроме своего супруга, не желала. Обрадовались бояре, потому что каждый втайне метил на княжье место, и сказали обо всем своему князю. Блаженный Петр, узнав, что его хотят разлучить с любимой женой, предпочел добровольно отказаться от власти и богатства и удалиться вместе с ней в изгнание.
Супруги поплыли по реке на двух судах. Некий мужчина, плывший со своей семьей вместе с Февронией, засмотрелся на княгиню. Святая жена сразу разгадала его помысел и мягко укорила: "Почерпни воду с одной и другой стороны лодки, - попросила княгиня. - Одинакова вода или одна слаще другой?" - "Одинакова", - отвечал тот. "Так и естество женское одинаково, - молвила Феврония. - Почему же ты, позабыв свою жену, о чужой помышляешь?" Обличенный смутился и покаялся в душе.
Вечером они причалили к берегу и стали устраиваться на ночлег. "Что теперь с нами будет?" - с грустью размышлял Петр, а Феврония, мудрая и добрая жена, ласково утешала его: "Не скорби, княже, милостивый Бог, Творец и Заступник всех, не оставит нас в беде!" В это время повар принялся готовить ужин и, чтобы повесить котлы, срубил два маленьких деревца. Когда окончилась трапеза, княгиня благословила эти обрубочки словами: "Да будут они утром большими деревьями". Так и случилось. Этим чудом она хотела укрепить супруга, провидя их судьбу. Ведь коли "для дерева есть надежда, что оно, если и будет срублено, снова оживет" (Иов. 14: 7), то человек, надеющийся и уповающий на Господа, будет иметь благословение и в этой жизни, и в будущей.
Не успели они проснуться, приехали послы из Мурома, умоляя Петра вернуться на княжение. Бояре поссорились из-за власти, пролили кровь и теперь снова искали мира и спокойствия. Блж. Петр и Феврония со смирением возвратились в свой город и правили долго и счастливо, творя милостыню с молитвой в сердце. Когда пришла старость, они приняли монашество с именами Давид и Евфросиния и умолили Бога, чтобы умереть им в одно время. Похоронить себя завещали вместе в специально приготовленном гробу с тонкой перегородкой посередине.
Они скончались в один день и час 25 июня 1228 года, каждый в своей келье.
Люди сочли нечестивым хоронить в одном гробу монахов и посмели нарушить волю усопших. Дважды их тела разносили по разным храмам, но дважды они чудесным образом оказывались рядом. Так и похоронили святых супругов вместе около соборной церкви Рождества Пресвятой Богородицы, и всякий верующий обретал здесь щедрое исцеление.
История жизни свв. чудотворцев, благоверных и преподобных супругов Петра и Февронии, много веков существовала в преданиях Муромской земли, где они жили и где сохранялись их честные мощи. Со временем подлинные события приобрели сказочные черты, слившись в народной памяти с легендами и притчами этого края. Сейчас исследователи спорят, о ком из исторических личностей написано житие: одни склоняются к тому, что это были князь Давид и его жена Евфросиния, в иночестве Петр и Феврония, скончавшиеся в 1228, другие видят в них супругов Петра и Евфросинию, княживших в Муроме в XIV в.
Записал повествование о блгв. Петре и Февронии в XVI в. свящ. Ермолай Прегрешный (в иночестве Еразм), талантливый литератор, широко известный в эпоху Иоанна Грозного. Сохранив в житии фольклорные черты, он создал удивительно поэтичную повесть о мудрости и любви - дарах Святого Духа чистым сердцем и смиренным в Боге.
Прп. Петр был младшим братом княжившего в г. Муроме блгв. Павла. Однажды в семье Павла случилась беда - по наваждению дьявола к его жене стал летать змей. Горестная женщина, уступившая демонской силе, обо всем поведала мужу. Князь наказал супруге выведать у злодея тайну его смерти. Выяснилось, что погибель супостату "суждена от Петрова плеча и Агрикова меча". Прознав об этом, кн. Петр тотчас решился убить насильника, положившись на помощь Божию. Вскоре на молитве в храме открылось, где хранится Агриков меч, и, выследив змея, Петр поразил его. Но перед смертью змей обрызгал победителя ядовитой кровью, и тело князя покрылось струпьями и язвами.
Никто не мог исцелить Петра от тяжкой болезни. Со смирением перенося мучения, князь во всем предался Богу. И Господь, промышляя о Своем рабе, направил его в рязанскую землю. Один из юношей, посланных на поиски лекаря, случайно зашел в дом, где застал за работой одинокую девушку по имени Феврония, дочь древолаза, имевшую дар прозорливости и исцелений. После всех расспросов Феврония наказала слуге: "Приведи князя твоего сюда. Если будет он чистосердечным и смиренным в словах своих, то будет здоров!"
Князя, который сам ходить уже не мог, привезли к дому, и он послал спросить, кто хочет его вылечить. И обещал тому, если вылечит, - большую награду. "Я хочу его вылечить, - без обиняков ответила Феврония, - но награды никакой от него не требую. Вот к нему слово мое: если я не стану супругой ему, то не подобает мне лечить его". Петр пообещал жениться, но в душе слукавил: гордость княжеского рода мешала ему согласиться на подобный брак. Феврония зачерпнула хлебной закваски, дунула на нее и велела князю вымыться в бане и смазать все струпы, кроме одного.
Благодатная девица имела премудрость Св. отцов и назначила такое лечение не случайно. Как Господь и Спаситель, исцеляя прокаженных, слепых и расслабленных, через телесные недуги врачевал душу, так и Феврония, зная, что болезни попускаются Богом во испытание и за грехи, назначила лечение для плоти, подразумевая духовный смысл. Баня, по Свящ. Писанию, образ крещения и очищения грехов (Еф. 5: 26), закваске же Сам Господь уподобил Царствие Небесное, которое наследуют души, убеленные баней крещения (Лк. 13: 21). Поскольку Феврония прозрела лукавство и гордость Петра, она велела ему оставить несмазанным один струп как свидетельство греха. Вскоре от этого струпа вся болезнь возобновилась, и князь вернулся к Февронии. Во второй раз он сдержал свое слово. "И прибыли они в вотчину свою, город Муром, и начали жить благочестиво, ни в чем не преступая Божии заповеди".
После смерти брата Петр стал самодержцем в городе. Бояре уважали своего князя, но надменные боярские жены невзлюбили Февронию, не желая иметь правительницей над собой крестьянку, подучивали своих мужей недоброму. Всякие наветы пытались возводить на княгиню бояре, а однажды взбунтовались и, потеряв стыд, предложили Февронии, взяв, что ей угодно, уйти из города. Княгиня ничего, кроме своего супруга, не желала. Обрадовались бояре, потому что каждый втайне метил на княжье место, и сказали обо всем своему князю. Блаженный Петр, узнав, что его хотят разлучить с любимой женой, предпочел добровольно отказаться от власти и богатства и удалиться вместе с ней в изгнание.
Супруги поплыли по реке на двух судах. Некий мужчина, плывший со своей семьей вместе с Февронией, засмотрелся на княгиню. Святая жена сразу разгадала его помысел и мягко укорила: "Почерпни воду с одной и другой стороны лодки, - попросила княгиня. - Одинакова вода или одна слаще другой?" - "Одинакова", - отвечал тот. "Так и естество женское одинаково, - молвила Феврония. - Почему же ты, позабыв свою жену, о чужой помышляешь?" Обличенный смутился и покаялся в душе.
Вечером они причалили к берегу и стали устраиваться на ночлег. "Что теперь с нами будет?" - с грустью размышлял Петр, а Феврония, мудрая и добрая жена, ласково утешала его: "Не скорби, княже, милостивый Бог, Творец и Заступник всех, не оставит нас в беде!" В это время повар принялся готовить ужин и, чтобы повесить котлы, срубил два маленьких деревца. Когда окончилась трапеза, княгиня благословила эти обрубочки словами: "Да будут они утром большими деревьями". Так и случилось. Этим чудом она хотела укрепить супруга, провидя их судьбу. Ведь коли "для дерева есть надежда, что оно, если и будет срублено, снова оживет" (Иов. 14: 7), то человек, надеющийся и уповающий на Господа, будет иметь благословение и в этой жизни, и в будущей.
Не успели они проснуться, приехали послы из Мурома, умоляя Петра вернуться на княжение. Бояре поссорились из-за власти, пролили кровь и теперь снова искали мира и спокойствия. Блж. Петр и Феврония со смирением возвратились в свой город и правили долго и счастливо, творя милостыню с молитвой в сердце. Когда пришла старость, они приняли монашество с именами Давид и Евфросиния и умолили Бога, чтобы умереть им в одно время. Похоронить себя завещали вместе в специально приготовленном гробу с тонкой перегородкой посередине.
Они скончались в один день и час 25 июня 1228 года, каждый в своей келье.
Люди сочли нечестивым хоронить в одном гробу монахов и посмели нарушить волю усопших. Дважды их тела разносили по разным храмам, но дважды они чудесным образом оказывались рядом. Так и похоронили святых супругов вместе около соборной церкви Рождества Пресвятой Богородицы, и всякий верующий обретал здесь щедрое исцеление.
После этого уже никто не дерзнул разлучить их. Через триста с лишним лет Московский собор причислил Петра и Февронию к лику святых. А в 1552 году Иоанн Грозный, во время похода на Казань, отслужил в Муроме молебен Петру и Февронии, пообещав в случае победы над Казанью воздвигнуть над их мощами каменный собор. И свое обещание царь исполнил: вскоре над могилой святых вознесся красивый храм, а затем царь прислал в храм икону святых Петра и Февронии, «писанную на золоте». К сожалению, этот храм не сохранился. После революции гробница Петра и Февронии была передана Муромскому музею. В 1989 году рака с мощами святых была возвращена церкви и несколько лет находилась в муромском Благовещенском соборе. В 1993 году гробница неразлучных супругов торжественно перенесена в Троицкий монастырь.
За сотни лет по молитвам святым многие получили помощь:
Святые Петр и Феврония помогают сделать супружество по-настоящему общей счастливой жизнью. Иконы с изображениями этих святых можно покупать и дарить новобрачным, как пример истинной и взаимной супружеской любви до последнего вздоха.
Память блгв. Петру и Февронии отмечается 25 июня/8 июля.
life.orthomed.ru
www.vkrugu7i.ru
Другие Скульптурные композиции - см. ЗДЕСЬ: http://polsergmich.blogspot.com/2012/09/blog-post_29.html
www.vkrugu7i.ru
Сказание о Петре и Февронии Муромских. Мультфильм
Другие Скульптурные композиции - см. ЗДЕСЬ: http://polsergmich.blogspot.com/2012/09/blog-post_29.html
Комментариев нет:
Отправить комментарий