18 февраля 2013 г.

Памятники (9) паровозу Черепановых

Казалось бы, человечество постоянно стремиться вперед, да еще с такой силой и рвением, что и оглянуться то бывает некогда. Но, при этом сохраняется привычка сохранять какие-нибудь отдельные кусочки, чтобы помнить о том, с чего всё начиналось. 

ПО РЕЛЬСАМ ИСТОРИИ


Паровоз Черепановых – первый в отечественной истории, является одним из символов 175-летней истории Российских железных дорог.


 
Он был построен в 1833-1834 годах на Нижнетагильском горном заводе знаменитыми уральскими механиками Ефимом Алексеевичем Черепановым и его сыном Мироном Ефимовичем.
Паровоз Черепановых, Государственный Политехнический музей (г.Москва)

Судьба паровозов Черепановых

Так как испытания паровоза были удачными, планировалась постройка железной дороги для перевозки медной руды от места её добычи до Выйского завода (3 версты). Однако подрядчики конного извоза и члены правления Нижнетагильских заводов были настроены против железной дороги, поэтому эти планы не были претворены в жизнь. Опытный участок, на котором испытывались паровозы, был увеличен до трех километров. Второй тип паровоза использовался для подвоза руды. Но впоследствии вместо паровоза стали использовать гужевую упряжь, таская по ветке вагоны с рудой. Частично сохранились чертежи Черепановых, а также действующая модель паровоза, сделанная ими в 1837 г. для промышленной выставки в Петербурге. По ним в 1949 г. была изготовлена реплика паровоза, которая ныне стоит перед Дворцом культуры железнодорожников напротив вокзала в Екатеринбурге. Макеты первого паровоза Черепановых можно увидеть в нижнетагильском краеведческом музее, Политехническом музее (Москва), в музее истории науки и техники Свердловской железнодорожной магистрали (Екатеринбург), во дворе Сибирского государственного университета путей сообщения (Новосибирск) и у здания управления Красноярской железной дороги. Памятник Черепановым стоит на центральной площади города Нижнего Тагила. Потомство Черепановых сейчас живет в Челябинске, Благовещенске и Костанае (Казахстан).

1. Нижний Тагил, Памятник паровозу Черепановых — первому паровозу России:
Ефи́м Алексе́евич (1774—1842) и Миро́н Ефи́мович (1803—1849) Черепа́новы, русские изобретатели и промышленные инженеры, отец и сын. Они были из крепостных Демидовых — знаменитой семьи владельцев заводов.
В 1833 году на Выйском заводе отцом и сыном Ефимом и Мироном Черепановыми построен первый паровоз. В августе 1834 года состоялся ряд испытаний паровоза. По данным «Горного журнала» XIX века он обладал следующими техническими характеристиками: паровоз преодолевал расстояния в 853,5 метра по узкоколейной дороге, грузоподъемность 3,3 тонны, скорость 13 — 16 км/ч, состоял из цилиндрического котла диаметром 914 мм, длинной 1676 мм и из двух паровых лежачих цилиндров в диаметре 178 мм, длиной 229 мм. На Нижнетагильском предприятии в опытном порядке изготовлены рельсы.

В марте 1835 года закончена работа над вторым паровозом. Паровоз был способен перевозить грузы весом 16,4 тонны со скоростью 16,4 км/ч. Для перевозки медной руды от места её добычи до Выйского завода планировалась постройка железной дороги. Но в результате негативного отношения к ней членов правления Нижнетагильских организаций и подрядчиков конного извоза планы не были реализованы.


2. г. Екатеринбург. Модель первого в России паровоза Черепановых:
Модель первого в России паровоза Черепановых была изготовлена в честь столетия Свердловской железной дороги в 1978 году и установлена напротив вокзала в г. Екатеринбурге:

= Россия, Свердловская область, Екатеринбург, ул. Свердлова
= Екатеринбург, Угол улиц Челюскинцев и Свердлова
= Памятник-макет первого российского паровоза, созданного Е. А. и М. Е. Черепановыми, установленный на улице Свердлова, вблизи Привокзальной площади.
Паровоз не является узкоколейным.

3. Памятник первому паровозу — ст. Сеятель (Новосибирск):

Конечно, приятно ловить новости, что был запущен новый сверх гладкий и скоростной поезд между Москвой и Санкт-Петербургом. Но на него посмотришь и сразу начинаешь искать недостатки, такова натура человека. Мы всегда стремимся что-нибудь найти, чтобы потом это улучшить.

Но, когда мы смотрим на старые модели, то здесь включается противоположный рефлекс. Мы стремимся найти достоинства той или иной модели.
Чтобы получше рассмотреть и понять развитие железных дорог и транспорта, то лучше не найти места, чем Новосибирский музей железнодорожной техники. Среди разных тепловозов, паровозов и других локомотивов находится памятник первому паровозу Черепановых (модель).
Сама модель находится непосредственно на станции Сеятель (южнее Новосибирска). От нее и начинается Новосибирский музей железнодорожной техники (он занимает где-то 3 километра, так что походить и посмотреть найдется что).
Кто автор этой модели неизвестно, вряд ли сами Черепановы изготавливали эту модель. Скорее всего, она была воссоздана по архивным данным.

Точное описание и характеристики первого паровоза Черепановых дано в журнале «Горный журнал» за 1835 год.
Паровоз по описанию представлял собой агрегат длиной в 853,5 метра. У него были чугунные колеса. Рабочая модель могла перевозить 3.3 тонны груза. И развивала рабочая модель первого паровоза 13-16 км/ч. Масса самого паровоза была 2,4 тонны. Выходит, что перевозил он груз, который весил больше, чем сам паровоз.
Так что это и было первым толчком для создания в России железных дорог. Хорошо это или плохо, получилось или нет, можно сколько угодно рассуждать. А вот наглядная модель демонстрирует нам то, с чего все начиналось. И многим инженерам, возможно, эта наглядность подскажет, где еще в нашей жизни можно улучшить технику, чтобы через 50 лет, мы не узнали получившиеся модели. Совершенству нет предела, и лучше всего это видно, когда видна первая мысль и современная модель поезда.


4. 26.06.2012 в Хабаровске состоялось открытие памятника первому отечественному паровозу.
Как сообщили в пресс-службе ДВЖД, монумент был установлен в честь 175-летия Российских железных дорог. На создание памятника дальневосточным мастерам-железнодорожникам понадобилось два месяца.

Паровоз выполнен в натуральную величину, причем, соблюдаются все технические особенности оригинала. Колесные пары были изготовлены в Локомотивном ремонтном депо Тында, а за окончательную сборку конструкции отвечали работники Электромеханических мастерских Дальневосточной дирекции инфраструктуры.

Как рассказал Дмитрий Бурденко, главный инженер Электромеханических мастерских, все работы по созданию памятника велись вручную. Главными трудностями в работе стали изготовление мелких деталей и работа с металлом.


5. Памятник первому паровозу в г. Курган. Находится рядом с служебными зданиями Курганской железной дороги:

6. г. Челябинск. Макет локомотива братьев Черепановых у Музея истории южно-уральской ЖД:
7. Таштагольский район, расположенный на стыке Алтая и Саян и образующий Горную Шорию. Поселок Мундыбаш:
На этой станции после окончания учебы начинал свою карьеру губернатор области Аман Тулеев, где прошел путь от дежурного по станции до начальника станции Мундыбаш. Модель "Паровоза Черепановых", подаренная в день рождения губернатора президентом РЖД
8. Памятник паровозу Черепановых в Нижнем Тагиле:
9. Красноярск, рядом со зданием Управления КЖД на пл Революции:

См. также другие Памятники техническим достижениям:

Скульптурные композиции (32). Памятники самолету-легенде МиГ-21

См. также просто другие Памятники:

Скульптурные композиции

Комментариев нет:

Отправить комментарий