8 сентября 2015 г.

Скульптурные композиции (33). Памятники самолету-легенде МиГ-21

МиГ-21

В 1953 году в ОКБ А.И. Микояна началась разработка нового фронтового истребителя перехватчика. На тот момент уже имелся опыт боевых действий на реактивных МиГ-15 при боевых действиях в Корее. В итоге летных испытаний из многих прототипов был выбран самолет Е-6 с треугольным крылом. В 1958 году истребитель, получивший обозначение МиГ-21Ф, поднялся в воздух. Уже в 1959 году новый истребитель поступил в Центр боевого применения и переучивания летного состава в г. Воронеже, где он моментально получил прозвище «балалайка» за свои характерные очертания.
В понедельник 7 сентября 2015 г. состоялось открытие памятника истребителю МиГ-21 на территории ОНПП "Технология" в Обнинске, в нем приняли участие руководство РСК "МиГ", в том числе и глава самолетостроительной корпорации:


МиГ-21 с бортовым номером 15, который сегодня встал на вечную стоянку у "Технологии", эксплуатировался с 1961 по 1985 годы, налетал 1173 часа и совершил 2054 посадки.

***
Задуманный первоначально как фронтовой истребитель, МиГ-21 постепенно превратился в учебно-тренировочный самолет, затем – в перехватчик и разведчик. По мере выработки своего ресурса он использовался в качестве истребителя-бомбардировщика или радиоуправляемой мишени.

Начиная с войны во Вьетнаме и кончая противодействием авиации НАТО в Югославии МиГ-21 неизменно демонстрировал свои высокие пилотажные и боевые качества. Многие пилоты, освоив машину, без особого энтузиазма переходили на другие истребители. На МиГ-21 было установлено немало мировых рекордов скорости, высоты и скороподъемности, и некоторые из этих достижений долгое время оставались непревзойденными.

Несмотря на возраст, во многих странах истребитель по-прежнему поднимается в небо, а в Индии эксплуатируется его последний модернизированный вариант – МиГ-21бис-UPG ("Бизон").

МиГ-21 (изделие Е-5, самолёт И-500, по кодификации НАТО: Fishbed) — советский многоцелевой истребитель, разработанный ОКБ Микояна и Гуревича в середине 1950-х годов.

Самый распространённый сверхзвуковой боевой самолёт в мире. Выпускался серийно в СССР с 1959 по 1985 год, а также в Чехословакии, Индии и Китае. Применялся во многих вооружённых конфликтах. Благодаря массовости производства, отличался очень низкой себестоимостью: МиГ-21МФ, например, стоил дешевле, чем даже БМП-1.

Всего в СССР, Чехословакии и Индии было выпущено 11 496 МиГ-21. Китайская копия МиГ-21 выпускалась под названием J-7 (для НОАК), а ее экспортная версия F7 продолжает выпускаться и в настоящее время. По состоянию на 2012 год в Китае было выпущено около 2500 J-7/F-7.


Значительная часть из построенных самолетов семейства МиГ-21 и сегодня находится на вооружении ВВС ряда зарубежных государств. Около трети этих самолетов составляют машины последней модификации МиГ-21 БИС, в частности МиГ-21-93 и МиГ-21БИС UPG, и готовятся МиГ-21М и МиГ-21МФ.
1. МиГ-21 в г. Жуковском:
История символа города.


Инициатива создания этого монумента принадлежит первому секретарю Жуковского Горкома партии – Сергею Васильевичу Перфильеву. Где то в середине восьмидесятых он собрал руководителей города и поручил им создать для города памятник – а в качестве «модели» был выбран знаменитый истребитель МиГ-21.

2. Памятник самолету в Ачинске:
Ачинское военное авиационного-техническое училище (сейчас это кадетский корпус).

На территории Ачинского ВАТУ установлено два самолета, но для курсантов это обыденно, т.к. она по сути для них просто манекены, которые они изучают.
Один самолет МИГ-21 установлен на КПП.
Другой самолет установлен на плацу самого Ачинского ВАТУ:
3. Ачинск. МиГ-21 на ул. им. Героя Советского Союза Ивана Адамовича Лапенкова

МиГ-21
Фото: И.Сычев
4. Краснодар, Россия
Пересечение улиц Тургенева и Яна Полуяна
К 40-летию Победы в микрорайоне Фестивальный появился памятник защитникам кубанского неба в годы войны. Два самолета МиГ-21 установлены на пьедестале так, словно взмывают в небо. Красиво, и не беда, что первый полет истребитель этой модели совершил лишь в 1956-м.
5. Кореновск. Памятник-стела МиГ-21.
2 сентября 2012 - 25 лет со дня установки памятника Защитникам неба Кубани.
В годы Великой Отечественной войны на территории аэродрома в станице Кореновской базировались 298-й истребительный авиационный (104-й гвардейский) полк и Краснодарская школа пилотов.
В 1943 году на Кубани было первое за время войны самое большое воздушное сражение. С обеих сторон участвовало более чем по тысяче самолетов. Воздушные бойцы полка били вражеские самолёты, не давая возможности наносить удары по войскам и населённым пунктам Кубани. За героизм и боевые заслуги здесь, в станице Кореновской, полку вручили гвардейское знамя.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 августа 1943 года 298-й истребительный авиаполк преобразован в 104-й гвардейский истребительный авиационный полк, впоследствии, за участие во взятии Берлина, награжденный орденом Александра Невского.
За мужество и отвагу, проявленные в воздушных боях на Кубани, лучшие лётчики стали Героями Советского Союза.
Памятник (самолёт МИГ- 21) установлен в 1987 году по просьбе жителей Кореновска в память о героических подвигах защитников кубанского неба. Сам самолёт был привезен из Майкопа и установлен на постамент: длина 14,4м., размах крыльев 7,2., ширина крыла 3,7 м., диаметр 1,1м, вес 4,5 т. На пьедестале высечены слова «Отважным защитникам неба Кубани 1941-1943гг».
6. Миг-21 в Воронеже у Дворца культуры имени 50-летия Октября
Памятник героям-летчикам. Скульптор Б.Катков.

Скан открытки 1979 "Правда" Фото Е. Хмелевцева
Есть только МиГ...
Ну и конечно, мы не могли пройти мимо всем известных памятников летающим машинам, установленных в нашем городе. Один из них — реактивный истребитель МиГ-21 — стоит на кольцевой развязке перед Дворцом культуры имени 50-летия Октября  в Советском районе, другой — Ил-2 — возвышается на постаменте у авиационного завода.
Как ни странно, об истории самолёта Миг-21 у «Полтинника» с бортовым номером 100 практически ничего не известно. Начальник городского управления культуры Иван Чухнов в разговоре с корреспондентами «МОЁ!» предположил, что, скорее всего, этот самолёт из авиационного полка, который расположен в Советском районе на аэродроме «Балтимор». Видимо, когда самолёт отслужил свой срок, его списали, а потом он стал памятником советским лётчикам, сражавшимся за Воронеж в годы Великой Отечественной войны.

А вот в Государственной инспекции охраны историко-культурного наследия Воронежской области нам сообщили, что самолёт был подарен городу прославленными лётчиками Георгием Береговым и Иваном Кожедубом.

Всё, что можно сказать с полной уверенностью, — МиГ-21 стал и был открыт 8 мая 1975 года. И место для установки памятника было выбрано не случайно — в годы войны в месте пересечения нынешних улиц Колесниченко и Космонавтов была взлётно-посадочная полоса военного аэродрома.

Кстати, в книге «Воронеж. История города в памятниках и мемориальных досках», изданной в 2005 году, самолёт вообще значится как МиГ-19. В общем, у нас создалось такое впечатление, что история этого монумента — военная тайна, покрытая мраком.  

г. Воронеж, пересечение ул. Космонавтов и Ворошилова:

История самолета-памятника.
Самолет МИГ-21Ф13, установленный в качестве памятника является одним из первых серий этого типа, был выпущен в конце 1950 начале 1960 годов. Отличительной особенностью самолета является нижнее расположение штанги приемника воздушного давления ПВД. При буксировке по земле, чтобы не повредить штангу ее отклоняют в верхнее положение и фиксируют. Кроме этого тормозной парашют размещается в нижней части фюзеляжа, справа от фальшкиля, в контейнере. На последующих сериях тормозной парашют расположился в основании киля. Фонарь летчика отличался от более поздних серий, тем что открывался вперед, а не в сторону. При катапультировании фонарь захватывался креслом с летчиком, и являлся защитой от набегающего потока. Двигатель Р11Ф300 имел меньшую тягу, а вместо дисковых тормозов на поздних сериях, на этом самолете устанавливались колодочные менее эффективные. Имеются и другие отличия.
В начале 1970 годов в вч 10366 (Балтимор) начали эксплуатировать одно звено МИГ-21Р (разведчик) в составе второй эскадрильи. Кроме этого в эскадрилье было еще два звена, соответственно МИГ-25РБ и ЯК-28.
Звено МИГ-21 состояло из трех боевых машин и одной спарки, учебно-боевого МИГ-21УМ. МИГи были более позднего выпуска в отличии от МИГ-21Ф13, более совершенны в аэродинамике, в оборудовании, в эксплуатации и боевых возможностях. Так что самолет-памятник никакого отношения к вч 10366 не имел и летчики полка на нем не летали. А появился самолет в части после того как родилась идея установить памятник летчикам защищавшим небо Воронежа в годы Великой Отечественной Войны. Примерно в это же время (1976 г.) была переименована улица Бессарабская, примыкавшая к памятнику, в улицу Колесниченко – по имени летчика погибшего при защите г. Воронежа.
Самолет в разобранном состоянии хранился на территории механического завода (требуется уточнение). В таком виде он был доставлен в ТЭЧ полка в 10366, где и произвели сборку.
А, теперь, что происходило накануне установки самолета на пьедестал. Технической частью по сборке, транспортировке и оказании помощи при установке руководил инженер полка в 10366 подполковник Щербитов. Весной 1976 г. на пересечении улиц Космонавтов и Ворошилова вырыли котлован, залили бетоном вместе с металлической опорой-плитой, установленной в котловане на которую предполагалось установить и закрепить консоль - металлический Г-образный стержень на который нанизывался самолет своей задней частью, там где должен быть двигатель.
Перед субботником (апрель 1976 г.) собранный в ТЭЧ полка самолет необходимо было доставить к месту установки. Самолет был без двигателя, без топлива, без оборудования, и потому имел массу 2-3 тонны. Поступила команда от инженера полка доставить самолет к месту установки. В то время техником звена МИГ-21 был капитан Голубцов Николай Николаевич, а я техником самолета МИГ-21УМ. Нам и поручили отбуксировать. Использовали инженерский УАЗ, подцепили водило, я в кабину, Николай Николаевич в УАЗик - это обычный способ буксировки самолёта по земле. (КАМАЗ для транспортировки не применялся. Первые автомобили КАМАЗ начали сходить с конвейера завода в Набережных Челнах в 1976г.) Предварительно зафиксировали в верхнем положении штангу ПВД, чтобы не повредить при буксировке. Доехали до КПП (где сейчас находится памятник СУ-24М), далее двигаться помешали ворота. Размах крыла самолета более 7 метров, в ворота не вписывается. Вызвали кран и с помощью специальной тросовой подвески перебросили самолет через ворота. Буксировку продолжили по улицам Краснознаменная, Матросова, Ворошилова. К вечеру были на месте. На ночь выставили охрану.
В последующие дни в хвостовую часть вместо двигателя вварили один конец массивной консоли – опоры, другим концом консоль должна была опираться на опору – фундамент.
19 апреля 1976 г., в субботник к месту прибыл колесный кран (крановщик был трезв), прибыла полковая группа. Задача группы, закрепить тросовую подвеску на планере для подъема краном, убрать и зафиксировать шасси при подъеме, подцепить подвесной подфюзеляжный бак (был взят из запасов звена), подвесить две ракеты- макета на крыльевые пилоны.
При подъеме не выдержал узел подвески расположенный на крыле, т.к. не рассчитывался на прочность для подъема с массивной консолью. Самолет упал носовой частью на спаренное колесо крана. В нижней части фюзеляжа, перед носовой стойкой образовалась большая вмятина. Привезли дюралевый лист, слесарно-механическая группа наложила на вмятину латку, покрасили. Если внимательно присмотреться, можно увидеть нарушение плавности обвода в носовой части фюзеляжа. Вторая попытка подъема оказалась успешной, консоль закрепили на фундаменте, обшили алюминиевой оболочкой, имитирующей реактивную струю, выбрасываемую из сопла.
В таком виде самолет-памятник и сохранился. Последнее, что хотелось бы отметить, самолет староват, желательно видеть на пьедестале более современный, например МИГ-21БИС самолет- красавец.
К этому требуется дополнение, возможно коррекция, а также ответы на такие вопросы как:
кому пришла идея, кто занимался проектированием, кто принимал участие (помимо в 10366), а также кому известна история самого самолёта, чтобы более полно прояснить историю памятника.
7. Москва. МиГ-21 на Ходынском поле
МиГ-21 на Ходынском поле. Сторона противоположная той, на которой находится стоянка самолетов. Фото: А.Соломатин
8. Батайск. МиГ-21.

Надпись на памятнике:
"Воинам-авиаторам в честь 40-летия Победы советского народа в
Великой Отечественной Войне 1941-1945 гг"

9. Ржев. Памятник "МиГ-17" (Ржев)


Вид на постамент с Миг-17 до демонтажа

Памятник лётчикам - героям Великой Отечественной Войны. Весной 2008 года был убран с этого места. Остался только постамент... Вот так ржевцы ценят память о погибших в боях солдатах... Променяли память на скупку цветмета
Постамент с самолётом Миг-17 первоначально располагался в центре Ржева, на склоне реки Холынки. Там он простоял тридцать пять лет, с 1973 по 2008 год. В связи с критическим состоянием монумента, вследствие неоднократных случаев вандализма и естественного разрушения конструкций, в 2008 году администрацией города было принято решение демонтировать самолёт и отправить его на ремонт на 514-й авиаремонтный завод в городе Ржеве. После ремонта самолёт вновь планируется установить, но уже на площади Покрышкина.
10. Тамбов. Городской Парк Победы. МиГ-21
11. Васильков


МиГ-21 перед ВВАТУ
Фото: О.Рыбальченко

12 Винница


Фотография сделана в сентябре 2000 г.
Памятник расположен в центре города перед Центром Культуры, Просвещения и Отдыха ВВС Украины
(более известно как Дом офицеров).
МиГ-21ПФМ
Фото: С.Цветков
13. В с. Ермекеево установлен МиГ-21.

14. Пермь.
МиГ-21 у КПП бывшего Пермского ВАТУ







15. МиГ-21 на объездной дороге вокруг Тихвина


Новая Ладога - Вологда (развязка на Тихвин)
16. Кубинка. МиГ-21 на авиабазе Кубинка, снимок сделан в марте 2003 г.
 
МиГ-21, Старый городок
Фото: С.Рябцев
17. ст.Кущевская, Краснодарский край:
МиГ-21
Фото: Летчик Лёха
МиГ-21 установлен в станице Кущевская, Краснодарский край
18. Крымск.




МиГ-21
Фото: С.Неграфонтов
Памятник установлен в районе г. Крымск Краснодарского края.
19. Германия. Гроссенхайн.
Гроссенхайн (нем. Grossenhain) — город в Германии, районный центр, расположен в земле Саксония. Подчинён земельной дирекции Дрезден.

20. Удмуртия. Сарапул. МиГ-21.
Легендарный истребитель появился у проходной СЭГЗ
В честь 70-летия со дня основания Сарапульского электрогенераторного завода на площади перед предприятием 9 июня открыли монумент, посвящённый основателям и ветеранам завода.

9 июня, в 16.00 около проходной завода ОАО «Сарапульский электрогенераторный завод» состоится открытие уникального памятника.
Советский многоцелевой истребитель МиГ-21 займёт постамент напротив главного входа в СЭГЗ. Примечательно, что истребитель не является макетом - это некогда действующий боевой самолёт.  Открытие монумента приурочено к празднованию 70-летнего юбилея  ОАО «
Сарапульский электрогенераторный завод» крупнейшего   производителя электротехнической продукции для авиационной техники.

Предприятие возглавляет  Сергей Мусинов   "Почётный гражданин Сарапула" это звание ему присвоено за большой личный вклад в социально-экономическое развитие города Сарапула, улучшение его инфраструктуры, активное участие в общественно-политической деятельности города и республики.

Завод является стратегически важным предприятием для Российской Федерации. СЭГЗ зарекомендовал себя, как надежный поставщик оборудования для авиационной, космической техники и продукции гражданского назначения.

Сарапульский завод начал выпускать продукцию для отечественного авиастроения ещё в годы великой отечественной войны - бортовые системы генерирования, генераторы для пикирующих бомбардировщиков.
В решение задач по укреплению обороноспособности страны впоследствии на заводе было запущено производство светотехники и двигательной автоматики, рулевых приводов для стратегических ракет, систем управления пуском ракетно-зенитных комплексов противовоздушной обороны С-300 и Тор1М.
21. МиГ-21 в г. Обнинске, на территории ОНПП "Технология":
В понедельник 7 сентября 2015 г. состоялось открытие памятника истребителю МиГ-21 на территории ОНПП "Технология" в Обнинске (Калужская область), в нем приняли участие руководство РСК "МиГ", в том числе и глава самолетостроительной корпорации
22. Самолет МиГ-21СМ, Миргород:
Памятник самолету МиГ-21СМ установлен в городе Миргороде.
При разработке самолета МиГ-21С предусматривалась установка нового двигателя Р-13-300. Также было принято решение о размещении пушки в фюзеляже, а не в подвесном контейнере. Эти идеи легли в основу нового варианта МиГ-21, получившего обозначение МиГ-21СМ. У нового самолёта также был существенно изменен состав оборудования и номенклатура вооружения.
Самолёт МиГ-21СМ оснастили встроенной пушкой ГШ-23Л лафетного типа. Калибр пушки - 23 мм, скорострельность - 3400 выстрелов в минуту с начальной скоростью снаряда - 700 м/с и боекомплектом - 200 снарядов. На четыре узла пусковых устройств типа АПУ-13 можно подвешивать ракеты Р-3С, Р-3Р, блоки УБ-32 или УБ-16-57УМ, зажигательные баки и бомбы. Вместо ракет Р-3Р на пусковых устройствах АПУ-7 можно было применять устаревшие ракеты РС-2УС. Для ударов по наземным объектам применялись блоки УБ-16-57У или УБ-32 с неуправляемыми авиационными ракетами С-5К. Также на эти держатели можно подвешивать 2-4 свободнопадающие бомбы калибром 50, 100, 250 и 500 кг. Максимальная масса боевой нагрузки составила 1300 кг.
Самолёт мог оснащаться аэрофотоаппаратом АФА-39. Также, в состав его штатного вооружения вошла ракета "воздух-земля" Х-66. В связи с установкой пушки ГШ-23Л была изменена конфигурация топливного бака №2, а под фюзеляжем можно было подвесить бак объемом 800 литров. На законцовках крыла сохранились обтекатели антенн станции СПО-10, а в кабине - зеркала бокового обзора.
МиГ-21СМ стал одним из самых массовых вариантов самолета в ВВС СССР и заслужил репутацию одного из лучших лёгких истребителей в мире. В 1969 года на стапелях завода №21 он сменил МиГ-21С, где выпускался до 1974 года. В НАТО эта модификация получила обозначение Fishbed-O.
Истребитель МиГ-21СМ выпускался исключительно для ВВС СССР. Со временем, все улучшения, предназначенные для советских самолетов, стали внедрять и на самолётах, строившихся на экспорт. Экспортный вариант, оснащенный двигателем Р-13-300 и РЛС РП-22, получил обозначение МиГ-21МФ. Максимальная масса боевой нагрузки самолета составила 1300 кг. В состав вооружения истребителя включили новые ракеты ближнего боя Р-60 и Р-60М
23. Волгоград. МиГ-21 на улице Качинцев в Дзержинском районе Волгограда
Кача — прозвище Качинского высшего военного авиационного училища лётчиков (Волгоград)
Ка́ча (укр. Кача, крымскотат. Qaçı, Къачы)река в Крыму. 
Сегодня в День авиации и космонавтики, выпускники и преподаватели Качинского училища придут к памятнику-самолёту МИГ-21 на улице Качинцев в Дзержинском районе Волгограда, чтобы вспомнить молодость.
- Этот памятник строился на пожертвования сотрудников нашей альма-матер, - рассказал ИА «Город героев» бывший офицер Качинского лётного училища, полковник авиации в отставке Анатолий Топчиев.

Анатолий Анатольевич участвовал и в торжествах по случаю открытия памятника, они состоялось 2 февраля 1973 года, в день 30-летия Победы в Сталинградской битве.

Символическую ленточку перерезал главный маршал авиации Сергей Руденко, прилетевший в наш город ради такого события.
На памятнике были высечены имена 128 Героев Советского Союза, получивших это звание во время Сталинградской битвы. Из них 76 Героев были лётчиками, выпускниками 23 лётных школ нашей страны.
С тех пор курсанты Качинского училища ежегодно 2 февраля и 9 мая возлагали цветы к памятнику, ухаживали за ним.
По примеру Волгограда памятники в виде самолёта МИГ -21 появились в Ачинске, Краснодаре, Майкопе, Воронеже, Москве, Батайске, Ржеве, Тамбове, Кургане, Ставрополе. А через четверть века «лётная поэма» закончилась.
Качинское училище закрыли, памятник попал в разряд бесхозных, осиротел, стремительно разрушался, имена Героев стёрлись. Того и гляди - устремившийся ввысь самолёт рухнул бы на землю.
Но качинцы не дали погибнуть боевому МИГу. Три года назад, собрав музейные материалы, Анатолий Топчиев вместе с сослуживцами, восстановил все имена, выбитые на плитах у подножия памятника.
Походив по властным кабинетам, сумел добиться денег на восстановление плит и найти единомышленников. И вскоре у памятника началась вторая жизнь. Появились новые плиты у подножия, а вместо курсантов-качинцев шефство над «самолётом» взяли ученики школы № 41 в Дзержинском районе.
24. Чита. МиГ-21. Памятник военным летчикам Забайкалья.
Самолет в парке ОДОРА совсем недавно, с мая 2011 года. МиГ-21ПФС
Парк ОДОРА = Окружной Дом Офицеров Российской Армии (бывш. парк ОДОСА). Ранее был сад им. В.А Жуковского.




25. Североуральск. МиГ-21ПФМ:

МиГ-21ПФМ
Фото: А.Артюх
МиГ-21ПФМ установлен в г.Североуральск перед зданием управления Североуральского бокситового рудника (СУБР).
Надпись на постаменте:
Боевой истребитель "МиГ", установлен в честь фронтового и трудового подвига
субровчан в годы Великой Отечественной войны 1941-1945
26 Славгород, Алтайский край, МиГ-21
МиГ-21 на постаменте
Фото: Е.Жигалов
МиГ-21 установлен в городе Славгород (Алтайский край) в начале 90х годов у ворот КПП военного городка в центре города. Там располагался учебный полк Барнаульского ВВАУЛ.
27. Новочеркасск, в хуторе Хотунок, который сейчас является микрорайоном города МИГ-21, устремлённый ввысь.



Памятник авиаторам. 1981 год. В хуторе Хотунок, который сейчас является микрорайоном города, был аэродром, где накануне войны сформировался 81-й дальнебомбардировочный полк, который уже на четвёртый день войны вылетел на фронт. Авиаторы совершили много боевых подвигов. В центре Хотунка установлен памятный знак — МИГ-21, устремлённый ввысь. У его подножия — мемориальные доски с именами погибших в боях за Родину.
Новочеркасск, Хотунок, самолет МиГ-21 памятник Советским авиаторам установлен в 1981 г.

28. Памятник самолету МиГ-21УМ установлен в поселке Авангард Одесской области.
Памятник самолету МиГ-21УМ установлен в поселке Авангард Одесской области, на Одесской окружной дороге, по пути на 7-й километр.
Фотографии самолета делались в 2009 году. Памятник МиГ-21 находится в очень хорошем состоянии.




29. Самолет МиГ-21Ф-13, Лозовая
Памятник самолету МиГ-21 установлен в городе Лозовая, Харьковская область.
30. Памятник МиГ-21, ул Володарского 57, Харьков
Памятник у заброшенного (2012) Харьковского высшего военного авиационного инженерного Краснознаменного училища.
Красиво заброшенная проходная и МиГ-21, который сюда когда-то перенесли от основного здания учебного заведения:


31. Самолет МИГ-21 на постаменте в Перещепино (Новомосковский район Днепропетровской области)
В честь Героя Советского Союза Ивана Фомича Мотуза






Парк в Перещепино украшает самолет МИГ-21— советский многоцелевой истребитель, разработанный ОКБ Микояна и Гуревича в середине 1950-х годов. Самый распространённый сверхзвуковой боевой самолёт в мире. Выпускался серийно в СССР (с 1959 по 1986 год).
32. Россия, Краснодарский край, около Старый Бриньков, станица Бриньковская, 
МиГ-21 в составе мемориала, посвященного Григорию Бахчиванджи:


psm 03/12/12 #1917 08/09/15

3 комментария:

  1. Руководитель проекта29 октября 2015 г. в 21:23

    Уважаемые соотечественники, друзья! Приветствую всех пламенно! Хочу внести некую "корректировочку" по п.21: ошибочка вкралась и весьма существенная! Место установки памятника: г. Обнинск (первый наукоград) в Калужской области, но никак не Жуляны (Киев)!!!

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо за поправку!! Внесено правильно: г. Обнинск

    ОтветитьУдалить
  3. памятник самолету МиГ21 СМ установлен еще в поселке Майском Советского района г. Волгограда, единственный с родной раскраской

    ОтветитьУдалить