8 июня 2013 г.

Офени-1. Офени - тайное общество?


Офени за работой

Впервые офени появились в России XV веке. По самой распостраненной версии название "офени" произошло от слова "афиняне".
Это кажется довольно логичным, ведь товар на Русь шёл преимущественно из Византии, а торговцы, как правило, были людьми образованными, начитанными (а книги тогда писались в основном на греческом языке). Позже "офенями" стали выходцы из Владимирского княжества, что объясняется географическим фактором (торговые пути в XV веке пролегали через столицу Северо-Западной Руси).

Существует еще версия Владимира Даля, который считал, что "офеня" на самом деле — христианин. "Офестом" в те времена называли крест. Также Даль серьезно занимался особым, секретным языком "офеней", с помощью которого они рассказывали друг другу об ориентирах на пути и секретах ремесла.

Столица: Ковров.
Офени создали целое тайное государство. У них даже своя столица была, правда, негласная, — Ковров. Но жили офени обособленно, историки считают, что они даже деревни основывали собственные  "офенские".
Род деятельности: торговля.
Коробейник за работой

Торговали  книгами, лубочными картинами, иконами, мануфактурным и галантерейным товаром. С 6 лет маленьких офеней учили КАК торговать (и КАК обманывать).

Особенности:
Памятник офене-коробейнику

1. Культура офеней ушла в небытие так же стихийно, как и появилась, зато язык торговцев сохранился. Умение говорить так, чтобы ни один непосвящённый не понял, используя слова, вроде бы знакомые  —истинный талант офени. К слову, известное в определенных кругах выражение "ботать по фене" неслучайно имеет общий корень со словом "офеня"!
Лубок- товар любого уважающего себя офени

2. Талант тоговать заключался в следующем: офени собирали деревенских жителей, рассказывали им истории из жизни святых, показывали красочные лубки...  Сегодня это бы назвали НЛП, потому что как еще объяснить то, что даже бедняки на последние деньги скупали товар под чистую. Кроме того "коробеники" за отдельную плату помогали  прочитать какой-то "грамотный" документ или составить текст просьбы.
3. В начале XVIII века "фронт работ" офеней растянулся от Архангельска до Астрахани, от Польши до Урала.
Молва:
Адописные иконы

Со временем офени отходили от кочевого образа жизни, потому им приходилось придумывали себе новые способы заработка. На удачу в это время наступил период расцвета иконописи и лаковой миниатюры. В конечном итоге, cоздание икон, часть из которых на практике оказывалась адописными, приписывают именно офеням.
Писать иконы и миниатюры было гораздо выгоднее, чем возить товары из Европы — этим уже занимались крупные предприниматели. Так канула в лету целая эпоха, эпоха коробейников, торговцев-книгочеев, ушла в прошлое древняя профессия, оставившая нам слово на память слово "клёво".

Адописные иконы считаются легендарными по причине отсутствия сохранившихся примеров.
10 слов из языка офеней:
Кимарить  спать
Шпаргалка — бумага
Башлять  выплачивать
Мастырить  делать
Поханя — хозяин
Бутуса — столица
Манатка — рубашка
Лох — мужик
Костер — город
Скрыпы — двери
Более полный русско-офенский и офенско-русский словарь из 1340 офенских слов - ЗДЕСЬ
http://subscribe.ru/group/
* * *
Офеням посвящена поэма Некрасова «Коробейники».
Отрывок из первой главы поэмы положен на музыку и широко известен как песня «Коробушка» или, по первой строчке, «Ой, полна, полна коробушка»
* * *
Они же мазыки.
Борьба Любки - даже не борьба, процесс самопознания. А.Шевцов их учение насколько смог описал, если это можно назвать учением.
А "ботать по фене" - это только верхушка айсберга, скорее всего это мировозрение огрызки культуры ведической Руси, где волхвы - они же калики перехожие напрямую передавали знания народу, а скоморохи и впоследствии коробейники с помощью притч, шуток да прибауток.
* * *
Распродав весь свой товар „в разнос" в неделю, а много в две, офени вновь закупают товара на 5 рублей, а вырученный барыни идет на прокормление себя и своей семьи.
* * *

Владимирские офени


Описание окружающей местности

Как хочется, чтобы наше жилище, будь то квартира в городе, загородный дом или дачный домик на шести сотках, отражало нашу неповторимость и несло в себе черты хозяина. Создать особую атмосферу, привнести непохожесть и стиль можно благодаря маленьким деталям, ведь именно они создают уют.

И часто бывает, что сделав прекрасный ремонт, наполнив квартиру супермодной и дорогой мебелью, Вы чувствуете, что не хватает чего-то. Может, души? Добавим старых вещей, вещей с историей. Иногда они изящны, иногда- грубоваты, но они всегда несут в себе историю, тепло рук, их создавших , сохранивших, а теперь они-Ваши! Они прелестны! Они так долго искали своего настоящего хозяина, они пересекали границы стран и эпох. И, наконец, нашли Вас!

Кажется, что старинные вещи можно увидеть только в музеях и в дорогих антикварных салонах. Все гораздо проще! Недорогой немузейный антиквариат или просто интересные старые вещи можно отыскать на блошиных рынках или на трассе Москва – Нижний Новгород в Лавке Случайных Вещей Станислава Крайнова.

Ваши друзья оценят и даже позавидуют, что Вы стали обладателем целой коллекции старинных утюгов или чайников.

Ваша кухня преобразится, если в ней появятся букеты сухих цветов (напоминание о жарком лете в осенние вечера) в потертых кувшинах и потускневших кастрюльках, в которых варили кашу еще прабабушки.

И вот будет удивление и восхищение коллег, когда выяснится что только Вы предложили самый оригинальный подарок шефу- старинный граммофон с огромной золотой трубой, да и шеф останется доволен – подарок не только преобразит его загородный интерьер, но украдкой покрутит вечером ручку граммофона, поставит пластинку с Беса ме мучо и потанцует с супругой… под граммофон!

А как придадут шарм Вашему дому и романтизм Вашим отношениям старинные подсвечники, в которых свет свечей будет мерцать и согревать Вашу душу.

Если Вы еще не начали что-то собирать, возможно, заглянув в нашу лавку случайных вещей, Ваше сердце дрогнет, и милая вещица положит начало большой и ценной коллекции. Добавьте истории и прекрасного в свою жизнь!
Что еще хранится в бабушкином ларце?

Потребность и любовь к старым вещам была всегда, существовала даже такая профессия (если можно так сказать) – ОФЕНЯ. Сейчас мало кто найдет определение такому чуднОму слову, мы уже привыкли называть таких людей старьевщиками, коробейниками, даже подобрали для них более почтенное звание – антиквары, ценители старины.

Офеня же (афеня, ходебщик, кантюжник, картинщик, коробейник) — это мелочной торгаш вразноску и вразвозку по городам, деревням и особенно ярмаркам, с книгами, картинами, галантерейным, красным (панским) и прочими товарами. Происхождение слова "офеня" довольно запутано. Чтобы слово офеня взято было от Афин или Офена —невероятно; о мнимом афенском народе VII в. летописи молчат; сами Офеня называют себя масыками (масы — мы, масыги — свои, наши) и обезтильниками (плутами), но офениться на офенском языке — значит молиться, креститься, офест — крест, поэтому Даль полагает, что вернее всего слово офеня толковать — крещеный, православный. Офени — главные покупатели лубочного издателя, который их привлекает к себе посредством кредита на самых широких началах, угощений, подарков, разных услуг и пр. С давних пор офеня — почти единственный посредник между народом и печатным словом. Главное гнездо офень — Владимирская губ., особенно уезды Вязниковский, Ковровский и Судогодский, затем Алексинский у. Тульской губ. и Серпуховский и отчасти Подольский уу. Московской губ.

Владимирские офени — старинные, коренные офени, своим промыслом занимающиеся издавна. Развитие офенства способствовала неблагодарная почва Вязниковского уезда. Вязниковские офени — исключительно книгоноши и картинщики. Село Мстера Вязниковского у. — центр офенства. Почти все жители Мстеры, как и сел Холуй и Палехи, занимаются иконописанием. В самой Мстере офень немного; они съезжаются из близлежащих сел осенью, нагружают целые возы офенским товаром и отсюда уже развозят его во все концы России.

Офенство процветает затем в с. Холуй (крупный торговец М. П. Шахов) и гор. Вязники (А. И. Дикушин, с 1853 г.). Большую часть года офени странствуют, отправляясь в путь в конце июля и начале августа (ранние офени) или в сентябре и октябре (поздние офени); возвращаются к масленице или около Пасхи. Некоторые офени-хозяева в течение зимы приезжают за новым товаром, привозя с собой рыбу, мед, восковые свечи, сушеные плоды и "старину" — старинные образа, книги и другие вещи, ценимые старообрядцами, и все это выменивают, "с уха на ухо", т. е. по приблизительному расчету, на лубочные картины и книги.

Среди офень и книгонош было немало таких, которые не умели ни читать, ни писать; однако, неграмотность нисколько не мешает им бойко вести свое дело: неграмотный офеня чутьем различает книги, со слов хозяина или грамотного товарища-офеня хорошо знает заголовки своих книг и цену им, и никогда не ошибается. Но грамотный офеня всегда бойчее торгует неграмотного. Крестьянин охотнее покупает книжку, если с ее содержанием его успел познакомить офеня рассказом или чтением вслух. Достаточно бывало офене начать читать громко, чтобы перед его палаткой на ярмарке собралась целая толпа. Если книжка отвечала на какой-либо запрос несложной деревенской жизни, она непременно находила себе покупателей. Стеснительные правила о разносной книжной торговле 1865 г., также быстрое учреждение почти в каждом городе книжных лавок, деятельность земств, притеснения администрации и другие причины сильно тормозят деятельность офень, промысел которых приходит все более и более в упадок.

Ходатайство вязниковского уездного земского собрания (1876) о том, чтобы дозволение на торговлю, выданное офене по месту жительства, имело силу во всех местностях России, не встретило сочувствия в министерстве внутренних дел. Между тем офени, обычно отправлявшиеся в путь торговать без установленного свидетельства, подвергались зачастую придирчивому преследованию местных полицейских властей; учреждение института урядников еще более ухудшило положение офень. Около середины 1880-х гг. офень обязали, взамен прежних свидетельств, получать таковые от губернатора, что также не поправило положения офень, пока единственного для деревни, в буквальном смысле слова, "носителя" умственной пищи. Об офенях писали С. В. Максимов, В. П. Безобразов, Трахимовский, К. Н. Тихонравов ("Владимирский сборник", М., 1857), И. А. Голышев, В. Яковенко ("С книжками по ярмаркам", в "Вестнике Европы", 1894 г., № 9), А. С. Пругавин ("Запросы народа", 2-е изд., 1895).


Именно из-за представления об офенях как о суздальских торговцах П.Паллас, составивший позже по велению Екатерины II первый "Сравнительный словарь всех языков и наречий, собранных десницею высочайшей особы", по ошибке назвал условный офенский язык особым "суздальским наречием". Паллас записал около двухсот наиболее употребительных среди офеней слов, посчитав их диалектными суздальскими. Именно этот словарь стал первым источником для изучения фени.


Hа самом деле язык офеней постоянно обогащался не только заимствованиями из разных диалектов русского языка, никогда не пересекавшимися друг с другом, но и выдуманными словами, а также освоенными заимствованиями из иностранных языков. Самыми древними и многочисленными из них оставались греческие. Hо со временем их содержание менялось...


Офени продолжали называть себя "офенями", однако что они сами под этим словом понимали - доподлинно неизвестно. Изучая язык офеней в двадцатых годах XIX века, Владимир Иванович Даль обратил внимание на то, что на фене слово "офест" означает крест, а "офесаться" - креститься (в другом значении "молодиться, не унывать"). Поэтому он посчитал, что "офеня" для самих торговцев означало просто "христианин", "крещеный человек" (а заодно, добавим, еще и "молодец", "находчивый, правильный"). Скорее всего, так оно и было.


Лавка случайных вещей Владимирского офени открыта с понедельника по субботу с 10-00 до 16-00, в воскресенье выходной день. Здесь можно увидеть игрушки своего детства, бабушкину прялку и пластинки своей юности. Все, что понравится, можно приобрести. Плата за вход зависит от настроения хозяина ).
По материалам сайтов http://www.brocgaus.ru, http://etiket-shop.ru/

Комментариев нет:

Отправка комментария