Набхи
Удияна
Мула
Джаландхара
1. Набхи бандха (Языковый замок). Предотвращает рассеивание энергии в верхней части ЭТ (Энергетического тела).
Техника выполнения:
Первая точка ветра - сразу за верхними зубами. Это нейтральная точка.
Тут язык можно держать все время за исключением, разговора, еды и
поцелуев :).
Вторая точка - точка огня. Держать язык по середине верхнего неба.
Способствует нагреванию тела.
Третья точка - на задней части неба, точка
воды. Удерживание языка в этой точке способствует охлаждению тела.
Есть
еще одно упражнение, которое можна считать отдельной практикой, но
имеет смысл о ней упомянуть - это Кхечари-мудра. Техника выполнения:
язык повернуть вовнутрь, войти в носоглотку, и прижать вверх. Это
упражнения может сразу не получиться, если у вас недостаточно длинный
язык, или (как у большинства людей) - не растянута уздечка языка. В
таком случае поступают двумя способами. Первый - путем каждодневных проб
растягивают уздечку языка, и в конце концов упражнение получается. Для
этого используют натуральную ткань, с помощью которой захватывают язык и
растягивают. Как и любая мышечная ткань, язык можно с успехом
растянуть. Второй путь более быстрый. Подрезается уздечка языка (это
можно сделать в стоматологическом кабинете, процедура является
стандартной для людей с дефектом речи, а йоги это делали листом
растения, правда эту процедуру традиционно растягивали на три месяца -
по немногу подрезая уздечку каждый день).
2. Удияна бандха (Брюшной замок). Предотвращает рассеивание энергии в средней части ЭТ, служит для поднятия энергии вверх.
Техника проста:
После выдоха поднимается диафрагма
вверх, а брюшную стенку подтягивают к позвоночнику. Это упражнение еще
называют "вакумная удияна".
Существует еще "мышечная удияна": все время держать низ живота в
тонусе, не давая ему провиснуть (кстати способствует осознанности).
Очень эффективная техника, если сочетать с расправленной грудной
клеткой и прямой спиной. Можно оценить по ощущениям в конце дня, если
весь день держать замки.
Техника выполнения:
Сжать мышцы ануса, мочевого
сфинктера, и низ живота. Выполняется ритмично, в отличие от предыдущих
замков. Йоги утверждают, что при этом поднимается и активизируется
сильный энергетический стержневой поток в самом центре ЭТ. Более
детальное описание мулабандхи ниже.
Техника проста:
Вытянуть
макушку головы вверх и прижать подбородок к точке, где соединяются
ключицы.
Большое преимущество этих упражнений - в том, что для их выполнения не
требуется отдельного времени, и они могут выполняться параллельно
практически с любыми занятиями (за небольшими исключениями). Вполне
могут рассматриваться как способ накопления силы.
Параллели таких замков можно найти во многих других системах, кроме
йоги. Например, в даосских, буддийских, толтекских техниках и др. Скорее
всего, они являются естественными "замками", позволяющими управлять
внутренними энергетическими потоками. Просто в йоге они лучше всего
описаны и приведены в должный порядок.
Мула-бандха мудра
Здесь приводится описание Мула-бандхи как отдельного
упражнения, которое не только исключительно благотворно влияет
на все органы сексуальной сферы, но также позволяет как
следует разобраться в технических аспектах Мула-бандхи как
средства управления восходящими праничскими потоками.
"Мула" - корень, источник, начало. Над промежностью внутри таза находится образование энергетического тела, именуемое "Канда" - яйцо. Это - небольшое яйцеобразное пространство, от которого начинаются все Нади - каналы энергетического тела. Сжатием Канды прана вытесняется в каналы, отчего потоки в них усиливаются. Эта манипуляция осуществляется с помощью сокращения мускулатуры тазового дна, что называется Мула-дхара-мудрой - замком корневого потока. Мула-дхара-мудра - центральная часть Мула-бандхи. Кроме того, в Мула-бандху входят также еще задняя ее часть - Ашвини-мудра и передняя часть - Ваджроли-мудра, совмещенная с втягиванием и напряжением низа передней стенки живота. Мула-дхара-мудра стимулирует корневой поток, который распределяется по всем каналам тонкого тела равномерно. Ваджроли-мудра - сокращение сфинктера мочевого пузыря с подтягиванием полового органа вверх сокращением мышц живота без прижимания их к позвоночнику - стимулирует восходящий поток в передней части серединного кольца. Ашвини-мудра стимулирует восходящий поток в объеме тонкого тела и в задней части серединного кольца. В сочетании с Ваджроли-мудрой и прижиманием мышц низа живота к спине, Ашвини-мудра концентрирует поток в задней части серединною кольца. В сочетании с Ваджроли-мудрой и Ашвини-мудрой Мула-дхара-мудра направляет поток в три главных внутренних канала - центральный, левый и правый - соответственно, Сушумну, Иду и Пингалу. Таким образом, полная Мула-бандха, сжимая Канду со всех сторон, заставляет прану (энергию) подниматься вверх по всем четырем главным каналам - центральному, правому, левому, переднему серединному и заднему серединному, достигая Ахам-грантхи и Махат-грантхи (энергетические "узлы"). После того как мышцы, посредством сокращения которых выполняется Мула-бандха, расслаблены, прана из головы направляется вниз, распределяясь по телу и накапливаясь в нижней части живота - в области вихря Манипура-чакры, откуда энергия может быть взята непосредственно и использована без дополнительной обработки на любом уровне тонкого тела - таково качество энергии Манипуры (им обусловлена функция Манипуры как основного хранилища и источника жизненной силы). Таким образом, практика Мула-бандха-мудры собирает энергии всех нижних уровней, из которых наиболее мощной является сексуальная энергия, поднимает ее вверх, модулирует тонкими вибрациями верхних чакр, изменяя тем самым ее "информационное" качество, и затем концентрирует в виде творческой жизненной энергии в хранилище личной силы, откуда она может быть взята для непосредственного использования любой системой, энергетический потенциал которой по какой-либо причине пострадал. Техника выполнения. Сесть в Падмасану или любую другую медитативную позу. Полностью выдохнуть. Приостановив дыхание после выдоха, выполнить Ваджроли-мудру, сократив сфинктер мочевого пузыря и подтянув половой орган вверх, как в Маха-бандха-мудре. Медленно вдыхая, выполнить Ашвини-мудру и напрячь нижнюю часть передней стенки живота, прижав ее к спине. Одновременно с этим напрягать мышцы тазового дна. Общее Движение должно быть направлено на сжатие внутритазового пространства и как бы "вытеснения" его содержимого вверх. Сделать полный вдох, следует выполнить Джаландхара-бандху - вытянув вверх к макуке головы шею, прижать к подъяремной выемке подбородок - и, остановив дыхание, но не перекрывая голосовую щель, еще сильнее напрячь все мышцы внизу, как можно плотнее сжимая Канду в нижней части внутритазового пространства. Начать выдох. Убрать Джаландхара-бандху. С медленным выдохом расслабить все. Поначалу остановка дыхания может не практиковаться, так как это иногда вызывает нежелательные последствия, неблагоприятно сказываясь на работе сердца. По мере освоения Мула-бандхи пауза после вдоха может быть несколько увеличена. Желательно дожидаться момента, когда ощущение восходящего потока праны заполнит голову. Тогда очень легко будет проконтролировать ею нисходящее движение во время выдоха и собирание праны в области живота. Для начинающих практика этой мудры должна ограничиваться только десятью повторениями утром и вечером. Постепенно увеличить количество повторений до 20 дважды в день. Действие. Способствует накоплению, очищению и трансформации половой энергии, обретению контроля над сексуальными импульсами. Устраняет запоры и все связанные с ними неприятности - геморрой, недержание спермы, излишнюю сексуальную возбудимость при недостатке половой силы, потерю аппетита и т. д. Йогины утверждают, что регулярная практика Мула-бандха-мудры позволяет сохранить молодость тела до очень и очень преклонного возраста. |
использованы
материалы из книги "Йога-терапия"
Свами Шивананды
Свами Шивананды
* * *
Бандхи (энергетические замки)
В
йогической традиции есть четыре упражнения которые выделяются в
отдельный класс практик. Называются они «бандхи», что переводится как
«энергетические замки». Бандхи обладают очень мощным энергетическим и
физиологическим эффектом и могут осуществляться как самостоятельная
(отдельная от других упражнений йоги) практика, так и встроенные в
различные асаны и крийи.
|
Важно понимать, что бандхи должны практиковаться с полным
осознаванием и пониманием техники выполнения. Основные правила и
противопоказания описаны в этой статье. Опытный инструктор сможет помочь
вам скорректировать правильное выполнение бандх в зависимости от ваших
личных физиологических особенностей.
Набхи-бандха
Техника выполнения: Техника выполнения
набхи-бандхи очень простая – вы просто касаетесь неба кончиком языка. В
трактатах по йоге говорится, что йогин все время удерживает эту бандху,
кроме тех случаев, когда он ест или говорит.
Виды практики:
Вайю-набхи-бандха – этот вариант упражнения
выполняется, когда вы касаетесь кончиком языка неба сразу за верхними
зубами. Это обычный вариант набхи-бандхи. Воздействие этой практики –
поддерживает циркуляцию вайю-праны, энергии стихии воздуха в теле
человека.
Агни-набхи-бандха – касание языком твердого
неба, в том месте, где оно переходит в мягкое небо. Лучше всего
применять этот вариант бандхи во время практики мудр и пранаям.
Активирует энергию стихии огня в нашем теле.
Джала-набхи-бандха – касание кончиком языка
мягкого неба, как можно ближе к глотке. Применяется при практике
пранаям и созерцательных техник. Активирует «сому» или энергию «нектара»
в нашем теле.
Концентрация внимания: Во время выполнения набхи-бандхи, внимание удерживайте в области межбровья (аджна-чакра).
Энергетический эффект:
Набхи-бандха соединяет энергетические каналы арохан и аварохан,
расположенные на передней и задней части нашего тела. Вместе с
мула-бандхой не дает энергии покидать наше тело, «закольцовывает» оба
эти канала.
Эффект для сознания:
Прекращает болтовню – как на уровне внешнего общения, так и внутри ума.
Джаландхара-бандха
Техника выполнения: Займите любое удобное
положение с ровной спиной. Помните, прямое положение позвоночника на
протяжении всей практики – залог правильного выполнения!
Сконцентрируйте все внимание на макушке (важно понимать, где именно у
вас находится макушка – от этого зависит правильность выполнения этой
бандхи). Затем начните тянуться макушкой вверх. При этом подбородок
уйдет немного вниз, к грудной клетке.
Самая распространенная ошибка: Самой распространенной ошибкой, при
выполнении джаландхара-бандхи, является то, что практикующий стремится
опустить подбородок на грудь. Важно помнить, что первым делом мы тянемся
макушкой вверх, положение подбородка – вещь второстепенная.
Перед выполнением этой бандхи сделайте глубокий вдох и полный выдох.
Выдохнув, закройте просвет дыхательного горла и выполните задержку.
Чтобы понять, как закрыть просвет дыхательного горла, несколько раз
сглотните. Во время глотания, мы это делаем автоматически, чтобы пища и
вода не попадали в дыхательные пути. Уловите суть этого движения и
научитесь делать его, независимо от глотания.
Концентрация внимания: Во время выполнения джаландхара-бандхи, внимание все время остается зафиксированным в центре шеи, в области вишудхи-чакры.
Противопоказания: Джаландхара-бандху не
следует делать людям, страдающим гипертонией или сердечно?сосудистыми
заболеваниями. Хотя вначале она понижает кровяное давление, освобождение
подбородочного замка (при подъеме головы) может вызывать учащенное
сердцебиение.
Физиологический эффект:
Эта бандха помогает удерживать задержку дыхания дольше, чем обычно –
это обусловлено ее воздействием на сонные синусы. Во время ее выполнения
происходит массаж щитовидной железы, которая вырабатывает тироксин
(гормон, отвечающий за метаболизм в организме и темп его старения), тем
самым изменяя ее интенсивность работы.
Энергетический эффект:
Джаландхара-бандха помогает нам контролировать течение праны в теле.
Благодаря ее выполнению мы прекращаем «протекание» потока энергии
бинду-висарги (нектара безсмертия) в манипуру, где он сгорает в нашем
внутреннем огне. Предотвращая этот процесс, мы останавливаем процесс
старения и продлеваем нашу молодость. Фактически, джаландхара – это
некий «инструмент», с помощью которого мы можем воздействовать на
процессы старения в нашем организме.
Эффект для сознания:
Джаландхара-бандха вызывает умственное расслабление и является предварительной практикой для медитативных состояний.
Упоминание в трактатах:
В писаниях йоги имеются многочисленные упоминания о джаландхара бандхе. Вот несколько из них, взятые из текста Хатха Йога Прадипика:
«Напрягай горло и опусти подбородок к груди. Это называется джаландхара бандха и помогает предотвращать старость и смерть».
(гл. 3:70)
«Она блокирует все нади в шее, задерживает падение амриты (божественной жидкости), которая капает с небес. Ее следует делать для лечения болезней горла».
(гл. 3:71)
«Сокращение горла при джаландхара бандхе препятствует попаданию амриты в пищеварительный огонь. Таким образом сохраняется прана (то есть, прана контролируется и направляется в сушумну ; поток праны в других нади прекращается)».
(гл. 3:72)
«Это сокращение горла также останавливает течение праны в ида и питала нади (связанное с движением дыхания в левой и правой ноздрях). Это блокирует течение праны в шестнадцатьадхара и направляет ее в сушумну ».
(гл. 3:73)
Эти четыре шлоки дают богатую почву для размышлений и показывают важность джаландхара бандхи. В Йога Чудамани Упанишаде также немало говорится об этой практике:
«Садхака (искатель) должен сидеть в падмасане, сложив
руки на коленях. Подбородок должен быть опущен к горлу. Следует думать
только о Брахмане (высшем), задерживая дыхание. Таким образом садхака
будет обретать огромную силу и знание».
(шлока 40)
«Тот, кто способен удерживать элемент акаши (эфира) и жидкости, стремящиеся вниз, избавится от любого разочарования и недовольства».
(шлока 50)
«Посредством практики джаландхара бандхи сдерживается
нектар амриты, который склонен стекать вниз из центра головы. Нектар не
попадает в огонь (не сгорает) и пранические силы тела лишаются
возможности двигаться туда?сюда».
(шлока 51)
Удияна-бандха
Техника выполнения: Сядьте в любое удобное
положение с ровной спиной. Сделайте полный вдох, затем максимально
полный выдох. В конце выдоха, можно сделать «довыдох» - с силой
вытолкнуть остатки воздуха из легких. Полностью выдохнув выполните
задержку дыхания. Во время задержки перекройте щель дыхательного горла.
Для того, чтобы это сделать несколько раз сглотните. Во время глотания
перекрывание дыхательного горла происходит автоматически – таким образом
вы почувствуете, как это делать.
Перекрыв просвет дыхательного горла, втяните живот и подтяните вверх
диафрагму. Если вы все сделали правильно, то в солнечном сплетении
(треугольник – место, где сходятся нижние ребра) получится «впадина» -
это значит что в легких нет воздуха, а диафрагма втянута вверх.
Удерживайте задержку комфортное количество времени. Затем расслабьте
живот и очень плавно вдохните. Следите за тем, чтобы вдох был плавным и
воздух медленно наполнял легкие, а не врывался в него.
Важно! Удияна-бандху необходимо выполнять только на пустой желудок.
То есть, лучшее время для ее выполнения – утром, натощак. Если вы
выполняете удияну днем или вечером, подождите, пока пройдет от 2 до 4
часов после последнего приема пищи.
Концентрация внимания: Во время практики внимание удерживайте в области солнечного сплетения (манипура-чакра).
Противопоказания: Удияна-бандху н\е следует
делать, если у вас есть язвы желудка или кишечника. Также эта практика
противопоказана всем людям с повышенном кровяным давлением и пороком
сердца.
Не стоит выполнять ее женщинам во время месячных и беременности.
Физиологический эффект:
Является прекрасным целебным средством при различных желудочных
инфекциях. Помогает для восстановления желудочно-кишечных функций и
является прекрасным самомассажем внутренних органов. Стимулирует
кровообращение и выведение токсинов.
Во время практики, весь живот сжимается, как губка, что приводит к
выдавливанию застоявшейся крови. Это вливает новые силы во все
внутренние органы. Практика помогает устранять или предотвращать большое
число заболеваний органов брюшной полости, в том числе несварение,
запор, колит, диабет, если они не слишком серьезны или не являются
хроническими.
Кроме того, происходит нормализация работы надпочечников, в
результате чего вялый человек становится более энергичным, а нервозный
или перевозбужденный – расслабляется.
Энергетический эффект:
Удияна-бандха перенаправляет энергию апаны вверх, соединяя ее с
прана-вайю и самана-вайю в манипура-чакре, высвобождая энергию-Шакти,
которую затем мы можем направить вверх в аджна-чакру.
Эффект для сознания:
В «Хатха-йога прадипике» сказано, что эта практика «самопроизвольно вызывает мукти (освобождение, состояние йоги)».
Упоминание в трактатах:
Уддияна бандха упоминается в большом числе древних Текстов. К ним относятся Хатха Йога Прадипика, Гхеранда Самхита и Йога Кундалини, Дхьяна Бинду, Йога Таттва и Чудамани Упанишады. Мы
не будем приводить цитаты из всех этих тестов, поскольку они очень
похожи друг на друга. Мы дадим всего несколько примеров. Наиболее
подробно эта практика описана в тексте Хатха Йога Прадипика:
«Зажим, который заставляет прану течь вверх по сушумне, все йоги называют уддияна».
(гл. 3:55)
«Практика, которая будет описана, заставляет птицу (праны) после периода отдыха взлетать вверх».
(гл. 3:56)
«Втягивание живота в области пупка назад и вверх называется уддияна. Это лев, который бросает вызов слону смерти».
(гл. 3:57)
«Практика уддияна бандхи, описанная йогами, очень легка в выполнении. Регулярные занятия даже старику придают вид юноши».
(гл. 3:58)
В Бараха Упанишаде говорится:
«Дыхание следует за жизнью так же, как тень следует за
объектом. Уддияна – это практика, заставляющая вечно неугомонное дыхание
взлетать вверх...»
«Чтобы серьезно практиковать уддияну, нужно есть доброкачественную пищу и в малых количествах».
Мула-бандха
Техника выполнения: Сядьте с ровной спиной.
Сожмите все мышцы малого таза (мышцы ануса, половых органов и
промежности между ними). По-настоящему, необходимо сжать только мышцы
промежности между анусом и половыми органами. Однако, как правило,
человек не умеет отдельно управлять этими мышцами. Потому, начиная
практику сжимайте все мышцы промежности. С прогрессом в практике, вы
научитесь управлять ими по отдельности.
Во время сжатия этих мышц, должно появиться ощущение, что вы втягиваете промежность внутрь таза.
Концентрация внимания: Во время выполнения бандхи внимание удерживаем в месте напряжения мышц (область муладхара-чакры).
Противопоказания: Мула-бандху не следует
делать людям, страдающим гипертонией или сердечно?сосудистыми
заболеваниями. Хотя вначале она понижает кровяное давление, освобождение
подбородочного замка (при подъеме головы) может вызывать учащенное
сердцебиение.
Так же, не стоит выполнять это упражнение женщинам во время
менструации. Можно только слегка приводить в тонус мышцы промежности.
Физиологический эффект:
Мула-бандха является прекрасной профилактикой всех заболеваний
мочеполовой системы организма. В медицине это упражнение известно, как
«упражнение кегеля» и рекомендуется женщинам для профилактики
мочеполовых болезней ,а также для тренировки мышц влагалища перед
родами.
Энергетический эффект:
Главная цель мула-бандхи – с помощью внутреннего тепла, которое
появляется во время практики, пробудить спящую энергию Шакти-Кундалини.
Происходит это из-за перенаправления течения апана-праны, которая в
обычном состоянии человека стекает вниз и покидает наше тело.
Если попытаться обьяснить в одной фразе процесс, который происходит
во время выполнения мула-бандхи, то мы со здаем мощный импульс, который
«впрыскивает» энергию апаны в центральный канал сушумну, очищая не
только физическое тело, но и физическое.
Эффект для сознания:
Благодаря энергетическому эффекту мула-бандхи, человек перестает быть
ведомым неконтролируемыми сексуальными импульсами, а также –
подсознательными вспышками агрессии. Благодаря практике, человек учится
управлять сексуальными и эмоциональными импульсами, становится более
осознанным и целеустремленным.
Упоминание в трактатах:
Эта важная практика йога тантры широко упоминается в древних
источниках. Одно из самых полных описаний дается в 4?й главе текста Хатха Йога Прадипика:
«Прижми пятки к промежности и сильно сокращай ее. Тяни апану вверх. Это известно как мула бандха».
(61)
«Нисходящее действие апаны следует направлять вверх путем сокращения промежности».
(62)
«Мула бандха вызывает соединение праны и апаны, а также
нады и бинду. Это принесет совершенство в йоге. На этот счет нет никаких
сомнений».
(64)
«Благодаря этому разжиганию огня, апане и пране,
пробуждается спящая кундалини; она выпрямляется, подобно змее, которую
бьют палкой».
(68)
«Кундалини входит в брахма нади так же, как змея вползает в нору. Поэтому йогу следует ежедневно практиковать мула бандху».
(69)
Кроме того, мула бандха подробно описана в текстах Йога Чудамани Упанишада и Гхеранд Самхита. В последнем тексте дается такое резюме:
«Тем, кто хочет пересечь океан самсары (мира иллюзии),
следует практиковать эту бандху в уединенном месте. Практика приносит
контроль над праной, находящейся в теле. Выполняйте ее в безмолвии, со
вниманием и решимостью. Вся апатия исчезнет».
(гл. 3:15)
Автор: Бучма Денис
* * *
Комментариев нет:
Отправить комментарий