20 сентября 2017 г.

21 сентября 2017 - Новый год по Хиджре

Исламский календарь — лунный календарь, используемый в исламе для определения дат религиозных праздников, а также как официальный календарь в некоторых мусульманских странах. Летоисчисление ведётся от Хиджры (16 июля 622 года н. э.) — даты переселения пророка Мухаммада и первых мусульман из Мекки в Медину.

Поэтому в мусульманских странах календарь называют календарём Хиджры (араб. الـتـقـويم الـهـجـري‎‎, ат-таквиму-л-Хиджри).

В первый день священного месяца Мухаррам наступает Новый год по Хиджре. 1 Мухаррама не включено в число праздников ислама и, соответственно, в большинстве мусульманских стран Новый год не отмечают как праздник в светском понимании. В этот день в мечетях читают проповедь, посвященную переезду Пророка Мухаммеда из Мекки в Медину в 622 году — отправной точке мусульманского лунного календаря.

Месяц Мухаррам является первым месяцем мусульманского календаря. Считается, что как человек проведет первый месяц года, так и пройдут все остальные двенадцать месяцев.

Мухаррам — один из четырех месяцев, в течение которых Аллах особенно запретил конфликты, кровную месть, войны и подобные распри. О высокочтимости этого месяца много говорится в Коране. Мухаррам — месяц покаяния и богослужения. Каждый мусульманин должен постараться провести этот месяц во служении Богу. В одном из изречений Мухаммеда говорится: «Мухаррам является самым лучшим для соблюдения поста после месяца Рамадан». В другом изречении говорится: «Тому, кто постился один день в месяце Мухаррам, воздается как за 30 постов».

Несколько слов о посте в исламе. Ас-саум (от араб. сама — поститься; перс. — рузе; тюрк. — ураза) — пост, одно из основных обязательных предписаний ислама. Ас-саум заключается в полном воздержании в светлое время суток от приема пищи, воды и любых напитков, курения табака, купания, вдыхания благовоний, развлечений, половой близости, то есть от всего, что отвлекает от благочестия.

С наступлением темноты запреты снимаются, но рекомендуется не предаваться излишествам, в том числе чревоугодию. Пост начинается с момента, когда «белую нить можно отличить от черной». Но это выражение нельзя понимать буквально, подразумевается время, когда белую полоску на горизонте можно отличить от черной, то есть за некоторое время до восхода солнца.

От поста освобождаются только те, кто не может соблюдать его по каким-либо временным обстоятельствам (дальняя поездка, война, плен, болезнь), кто не может отвечать за свои поступки (психически больные), а также престарелые люди по их желанию, маленькие дети, беременные и кормящие грудью женщины и все те, кому пост может принести вред. Таким образом, ас-саум учитывает и медицинские показания к абсолютному голоданию.

К посту не допускаются те, кто находится в состоянии ритуальной нечистоты — преступники, не отбывшие наказание, осквернившиеся, не прошедшие очищения. Можно сказать, что возможность соблюдения поста — это честь для мусульманина.

Нарушившие пост случайно должны возместить потерянные дни, а умышленно нарушившие должны, кроме возмещения этих дней, принести покаяние и совершить искупительные действия.

Запрещается поститься в дни двух великих праздников, порицается пост в пятницу (мусульманский выходной), субботу (день иудеев) и воскресенье (день христиан).

Структура календаря

Год состоит из 12 лунных месяцев и содержит около 354 дней, что на 10 или 11 дней меньше солнечного года. По этой причине дни мусульманских религиозных праздников каждый год сдвигаются относительно григорианского календаря. Сутки, согласно мусульманскому календарю, начинаются в момент захода солнца, а не в полночь, как в григорианском календаре.

Месяцы состоят из 29 или 30 дней. По традиции, первым днём нового месяца считался первый день после астрономического новолуния, в который вскоре после захода солнца на небе можно было увидеть серп луны. Если серп не был виден после 29-го дня месяца, например, из-за облаков или из-за того, что луна заходила сразу после солнца и небо было ещё слишком светлым, то новый день считался 30-м днём текущего месяца. Наблюдение лунного серпа должны засвидетельствовать как минимум два заслуживающих доверия мусульманина.

Такая система до сих пор используется в некоторых странах, например, в Пакистане и Бангладеш. Однако в большинстве исламских стран пользуются астрономическими правилами, которые позволяют рассчитать начало месяцев заранее. В разных странах используются разные правила. Кроме того, разница во времени между заходом солнца и заходом луны зависит от географических координат местности. Луна передвигается среди звёзд с запада на восток со средней скоростью 13,2° в сутки. Чем западнее находится страна, тем больше вероятность, что серп молодой Луны после новолуния будет виден на небе. Таким образом, в разных исламских странах календари различаются и часто одни и те же религиозные праздники отмечаются в разные дни.

Названия месяцев

  1. Мухаррам — (араб. محـرّم‎‎) — первый месяц лунного календаря. В арабском языке слово «мухаррам» означает так же «запретный», «запрещённый». В этот месяц года не разрешалось вести военные действия и походы.
  2. Са́фар — (صفـر‎) — «желтый». По одной из версий, это название осеннего месяца, когда растения желтеют и увядают.
  3. Рабии`у ль-Авваль — (ربـيع الأول‎) — третий месяц лунного календаря. Хотя в современном арабском «раби» означает весну, в древности так называлась осень. Этот месяц также был осенним.
  4. Рабии`у с-Сани — (ربـيع الآخر‎ или ربـيع الـثاني‎) — «второй Раби»
  5. Джумада аль-уля — (جمادى الأولى‎) — пятый месяц лунного календаря. Слово «джумада» происходит в арабском языке от того же корня, что и глагол «застывать, замерзать». Это был зимний месяц.
  6. Джумаада ль-Аахыра, или Джумада ас-сани — (جمادى الآخرة‎ или جمادى الـثاني‎) — Слово «аахыра» означает «последний». Тот же корень в слове Ахернар.
  7. Ра́джаб — (رجب‎) — седьмой месяц лунного календаря. Слово «раджаб» в арабском языке имеет тот же корень, что и глагол «бояться». Раджаб — месяц воздержания от походов и военных действий.
  8. Шаабан — (شعـبان‎) — от глагола «разделяться». В этот месяц племена отправлялись в походы.
  9. Рамадан (тюрк. рамазаан) — (رمضان‎) — от глагола «быть раскаленным». В этот месяц солнце раскаляло землю и выжигало растительность.
  10. Шавваль — (شوّال‎) — от глагола «сниматься с места». Шавваль — месяц кочевий.
  11. Зуль-ка`да — (ذو الـقـعـدة‎) — от глагола «сидеть, находится на месте». Зуль-Каада — месяц стоянок.
  12. Зульхиджа — (ذو الحجة‎) — от глагола «совершать паломничество»
В разных источниках транслитерация названий месяцев исламского календаря на русский язык может различаться.

Начало каждого месяца мусульманского календаря определяется лунными циклами, то есть начало новой четверти — это и есть начало нового месяца. Лунный месяц длится от появления одного молодого месяца до следующего, то есть 29 дней 12 часов 44 минуты 3,8 секунды, поэтому в одних месяцах 29 дней, а в других — 30. Добавочные дни месяца запрещаются, кроме единственного дня, служащего для удержания новолуния вблизи 1-го числа месяца. Этот день включается в месяц зуль-хиджа.

Двенадцать лунных месяцев составляют лунный год, который, по самым приближенным подсчетам, равен 354 суткам. А поскольку истинная продолжительность лунного месяца не 29,5 дней, а несколько больше, то и продолжительность лунного года равна не 354 дням, а 354,367. Так как это не целое число, то неизбежно возникает проблема високосов, то есть чередования простых лет, содержащих 354 дня, и лет удлиненных — по 355 дней.

Цикл

«Арабский цикл» состоит из 30 лет: 19 обычных по 354 дня и 11 високосных по 355 дней. Високосные годы 2, 5, 7, 10, 13, 16,18, 21, 24, 26, 29-й. «Турецкий цикл» состоит из 8 лет. Високосные годы 2, 5, 7. Дополнительный день добавляется к последнему месяцу.

Мусульманский год всегда короче солнечного: на 10 суток, если мусульманский високосный, а солнечный простой; на 11 суток, если оба года простые или високосные; и даже на 12 суток, если мусульманский год простой, а солнечный — високосный.

Мусульманский год не привязан к сезонам, месяцы мигрируют по всем временам года, в результате чего начало года, например, может приходиться на летние месяцы григорианского стиля, а через некоторое время — на зимние.

Формула приближенного перевода

Г = И + 622 − (И/33)
где Г — григорианский календарь, И — исламский календарь. Например, 1410 год по мусульманскому календарю соответствовал Г=1410+622−(1410/33)=1989 году. Данная формула может дать погрешность в один год. Формула для обратного перевода:
И = Г − 622 + ((Г − 622)/32)

Хиджра на начало XXI века

1 мухаррам 1422 г.     26 марта 2001
1 мухаррам 1423 г. 15 марта 2002
1 мухаррам 1424 г. 5 марта 2003
1 мухаррам 1425 г. 22 февраля 2004
1 мухаррам 1426 г. 10 февраля 2005
1 мухаррам 1427 г. 31 января 2006
1 мухаррам 1428 г. 20 января 2007
1 мухаррам 1429 г. 10 января 2008
1 мухаррам 1430 г. 29 декабря 2008
1 мухаррам 1431 г. 18 декабря 2009
1 мухаррам 1432 г. 8 декабря 2010
1 мухаррам 1433 г. 27 ноября 2011
1 мухаррам 1434 г. 15 ноября 2012
1 мухаррам 1435 г. 5 ноября 2013
1 мухаррам 1436 г. 25 октября 2014
1 мухаррам 1437 г. 14 октября 2015
1 мухаррам 1438 г. 3 октября 2016
1 мухаррам 1439 г. 21 сентября 2017

Начало каждого месяца

Каждый месяц начинается с неомении, то есть начало месяца приходится на тот день, когда серп молодой Луны, после новолуния, становится видимым с заходом Солнца. Астрономическое новолуние совсем не обязательно означает начало одного из месяцев Хиджры. Луна движется по небесной сфере по очень сложной траектории, и хотя новолуния можно рассчитать весьма точно, действительную видимость полумесяца предсказать гораздо сложнее. Это зависит от таких факторов, как погода, оптические свойства атмосферы и место нахождения наблюдателя. Поэтому очень сложно заранее предсказать, когда начнется новый месяц.

В настоящий момент существуют два мнения по вопросу определения начала месяца: некоторые мусульмане учитывают местную видимость Луны, в то время как другие полагаются на свидетельства авторитетных людей в мусульманском мире. Ислам допускает обе возможности, но это приводит к различию времени начала месяцев.

Из-за отсутствия четких правил сочетание значений числа, месяца и года само по себе не является однозначным указанием на конкретный день. Поэтому для устранения неоднозначности требуется также указывать и день недели.
Примечания
  1. Климишин И. А. Календарь и хронология. — Изд. 3. — М.: Наука, 1990. — С. 60. — 478 с. — 105  000 экз. — ISBN 5-02-014354-5.
  2. Климишин И. А. Календарь и хронология. — Изд. 3. — М.: Наука, 1990. — С. 263—264. — 478 с. — 105  000 экз. — ISBN 5-02-014354-5.
Ссылки

Комментариев нет:

Отправить комментарий