Да простят меня читатели, но я не буду говорить о высоком.
Жизнь наша
в своем повседневном течении довольно прозаична.
И еще. Как сказал
приснопамятный митрополит Антоний Сурожский, проповедь надо говорить не вот этим людям,
а «никому, кроме как самому себе». Поэтому буду говорить применительно
прежде всего к своей ситуации: отец семейства – священник, пытающийся
еще и заниматься наукой, жена почти всё свое время посвящает детям,
которых у нас четверо.
Пища. Начнем с неглавного. Если кратко, то можно сказать так: пища, которую мы едим постом,
должна быть по возможности простой. А меру поста (точнее – меру
воздержания от различных видов пищи) пусть каждый определяет для себя
сам. Ведь понятно, что по уставу, монашескому в своей основе,
практически никто из мирян не постится. Не можешь есть картошку
всухомятку, без растительного масла? Лей и не смущайся. Нужна тебе рыба?
Ешь (ну хотя бы по субботам-воскресеньям). Здоровье не позволяет
обходиться без молочного? Пей кефир, обеспечивай кальций творогом. А вот
когда начинаются рассуждения о кальмарах и прочих морских гадах – это
уже не пост. Когда мы с интересом листаем книгу под названием «Кухня православного поста»
(где на обложке монах как символ вкусной и здоровой пищи) – это не
воздержание. Пища вообще не должна занимать наш ум во время поста. Сел,
поел – и живешь дальше.
Ближние. Есть такие люди (наверное, они
святые), которые ездят в детские дома, в больницы, в хосписы, которые
тратят на других не только деньги, не только время – они отдают ближним
самих себя, впуская в свою душу чужое горе, чужую боль. Таких людей
мало. Я не отношусь к их числу. Наверное, то же могут сказать о себе и
многие из читателей. Что же нам делать? Признать, что мы не лучше
язычников, которые любят любящих их. Признать это – и постараться быть
хотя бы не хуже этих самых язычников, то есть людей, далеких от Христа и
от Церкви.
Кто же любит нас? Это, конечно, жена, муж, родители, дети. Те, кто
бесконечно дороги нам и кого мы порой просто не замечаем. Пост – самое
подходящее время для того, чтобы увидеть: рядом с нами – наши домашние,
которые нуждаются в нашем внимании, в нашем тепле, в нашей помощи. Пусть
муж начнет с того, что будет хотя бы иногда мыть посуду и выносить
мусор. Пусть жена встретит пришедшего с работы мужа, поцелует его и
накормит ужином. Родители – поиграют с детьми, а не будут отмахиваться
от них как от назойливых мух. Дети – не будут вопить в субботу утром, а
дадут маме и папе в кои веки поспать. И пусть вся семья хотя бы раз в
день садится за общий стол. Потому что даже таких простых вещей, как
семейный обед, в нашей жизни почти не осталось.
Молитва. Как мы молимся? Так, что
становится стыдно называться христианином. А если ты еще и священник…
Попробуем исправить ситуацию. Не надо замахиваться на то, что заведомо
невозможно (а порой и неполезно). Посмотрим, как обстоит дело в обычные
дни, вне поста. Утреннее правило читаем либо в сверхкратком варианте,
либо где-то уже ближе к обеду (потому что с самого утра – куча домашних
дел). Значит, надо стараться читать правило своевременно – как только
встали утром. Читать, по возможности, полностью. Времени это занимает
немного – около 15 минут. А польза, как всякий может убедиться, немалая.
С вечерним правилом обычно сложнее: вечером – тоже домашние дела, но
еще и спать смертельно хочется. Что же, если вы не за рулем, то можно
ведь читать молитвы и в метро, по дороге с работы. Всё лучше, чем
разглядывать рекламу. Очень хорошо читать постом Священное Писание, в
том числе Ветхий Завет. И здесь тоже не надо непомерных подвигов. На
будничных службах Великого поста читаются каждый день небольшие отрывки
их трех ветхозаветных книг – Бытия, пророка Исаии и Притчей Соломона.
Вот эти-то книги было бы хорошо прочесть за пост. А если душа лежит к
книге Иова или же к историческим библейским повествованиям – что ж, и
этого никто не запретит.
Богослужение. Великим постом
много красивых, неповторимых служб. Хотелось бы ходить в храм почаще.
Но дома – неприготовленный обед, ненаписанная статья, непрочитанный
учебник. Да и вообще – нет сил. Есть ли выход? Конечно. Во-первых, всё
же стоит сходить на самые-самые важные службы – походить на Великий канон
на первой седмице, выбраться хотя бы раз на преждеосвященную,
помолиться на Мариином стоянии, постоять у Креста в великую пятницу. А
во-вторых у нас, слава Богу, есть возможность иметь богослужебные книги
дома. И если комплект Миней не каждый может себе позволить приобрести
(да еще и поставить некуда), то купить Постную Триодь и ежедневно читать
ее хотя бы понемногу – любому по плечу. Да можно даже и не покупать –
все или почти все богослужебные тексты лежат в Сети. А если что-то
непонятно по-церковнославянски – пожалуйста, имеются русские переводы.
Борьба со страстями. Многие замечали, что как только начинается пост – сразу начинаются искушения. Что же, эти искушения надо благодарно принимать.
Ведь благодаря им мы видим, где наши слабые места. Не поели вовремя –
становимся раздражительными. Слышим упреки в свой адрес – обижаемся. Не
успеваем сделать то, что обещали, – унываем. Это не значит, что мы стали
хуже. Просто Господь дает нам хоть немножко увидеть самих себя в
истинном облике. Немножко – потому что увидеть себя любимого во всем
своем безобразии просто страшно, мы этого не вынесем. Но то, что мы
видим, – отправная точка для работы над собой, тема для исповеди,
предмет исправления.
Пост – хороший повод бросить наконец курить, излечиться от
сериалозависимости, засунуть подальше диски с компьютерными игрушками. У
католиков есть понятие великопостных постановлений: христианин
дает обещание воздерживаться в течение поста от чего-то недолжного или,
напротив, делать какие-то добрые дела. Думается, православным было бы
нехудо перенять этот обычай, избегая, впрочем, излишней формализации
своей жизни.
Интернет. Если вы читаете этот текст –
значит, у вас есть интернет. Значит, вам не нужно рассказывать, как
трудно порой бывает оторваться от компьютера – ведь по ту сторону экрана
столько интересных людей, с которыми хочется поговорить, столько
дураков, которые этого о себе еще не знают, столько нахалов, которых
надо поставить на место. Но вот приходит пост – и мы понимаем, что нужно
что-то менять. Можем ли мы отказаться от переписки по мэйлу? Вряд ли.
Надо ли дать обет молчания и ничего не писать в ЖЖ? Не уверен. Но вот от
чего совершенно определенно можно и нужно воздерживаться и в пост, и в
прочие дни – это от бесцельного хождения со страницы на страницу, от
ссылки к ссылке, от одного материала, который нам неинтересен, к другой
статье, которую мы и не собирались читать. Вот здесь надо поставить себе
твердый заслон – иначе вся наша жизнь пройдет мимо нас. А ведь она нам
дана совсем не для этого.
Может быть, для большинства читателей всё вышеперечисленное –
пройденный этап. Искренне рад, если это действительно так. В таком
случае мне остается только пожелать им непрестанного восхождения к
высотам духа и попросить молитв обо мне и моей семье.
Читайте также:
Великий пост в 2012 году: 27 февраля — 14 апреля
Календарь Великого поста – ИНФОГРАФИКА
Великий канон прп. Андрея Критского
Молитва св. Ефрема Сирина
Соборование. Таинство Елеосвящения
О Литургии Преждеосвященных даров
О покаянии и Причащении
Поучения в дни Великого поста
Рецепты постных блюд
Источник
Текст приводится по изданию: "Послание князю Изяславу о неделе
Вопрос к игумену Печерского монастыря Феодосию князя Изяслава, сына
Ярослава, внука Владимира". Библиотека литературы Древней Руси / Под
ред. Д. С. Лихачева, Л. А. Дмитриева, А. А. Алексеева, Н. В. Понырко.—
СПб.: Наука, 1997.— Т. 1. ХI–ХII века.— С. 447, 449.
Еще ты спрашивал, благородный княже, добро ли то, если кто заречется
не есть мяса в среду и пяток. Добро и очень полезно. И этому не я
научаю, но святые и божественные апостолы так законоположили: всяк
християнин да постится в среду и пяток, бельцы—
от мяса, а чернецы — от молочного, ибо в среду составили заговор жиды против Христа, а в пяток распяли Господа беззаконные. Ты
же, мой княже, если по какой-то причине или беде зарекся не есть мяса в
среду и пяток,.. то знай, что не подобает христианину самому связывать
себя обетом не есть или не пить чего-либо, но должен быть связан
от отца духовного. :И раз уж вопросил ты меня, недостойного, то: если
ты связан отцом духовным не есть мяса в среду и пяток названных
праздников тогда от него и разрешение прими; если же сам себя связал, то
меня ради Бог простит тебя. Когда случится в среду или пяток Господский
праздник или святой Богородицы, либо двенадцати апостолов, то ешь мясо.
И Бог мира буди с вами. Аминь.
Комментариев нет:
Отправить комментарий