Самые общие принципы астрологии
Фундаментальный принцип 1. Мир един.
Фундаментальный принцип 2. Мир состоит из систем.
Фундаментальный принцип 3. Мир организован иерархично.
Фундаментальный принцип 4. В каждой системе можно выделить 7 и 12 естественных функциональных подсистем («планет»).
Фундаментальный принцип 5. В каждом процессе можно выделить 12 естественных этапов его развития («знаков зодиака»).
Фундаментальный
принцип 6. Существуют два (двойственных друг другу) взаимно-однозначных
соответствия между 12 знаками зодиака и 12 функциональными подсистемами
(«обители» и «экзальтации»).
Фундаментальный принцип 7. В каждой
системе существуют отношения взаимного резонанса между ее
функциональными подсистемами («аспекты»).
Фундаментальный принцип 1 (принцип единства Мира): мир един
Упрощенно
говоря, Мир - это все в человеке и вокруг него (и близкое и далекое, и
внешнее и внутреннее, и материальное и духовное). Единство Мира
подразумевает, что во всех его частях выполняются одни и те же законы
(закономерности, соотношения и т.п.). Другими словами, нет таких
участков Мира, в которых выполняются законы, несправедливые для других
частей Мира. Форма проявления законов может2 в разных частях Мира быть
различной, но суть этих законов - одинакова везде и всегда. Даосы
говорят: «В капле росы отражается весь мир».
Справедливость этого принципа подтверждается всем опытом человечества - и повседневной практикой и научными исследованиями.
Примеры применения Принципа 1 для изучения строения Мира.
- Если в какой-то части Мира имеет место цикличность развития, то и во всех других частях Мира цикличность - в той или иной форме - тоже обязательно проявляется.
- Если в какой-то одной части Мира мир устроен иерархично (подробнее об этом - ниже), то естественно ожидать, что иерархичность свойственна и Миру в целом, и каждой его части.
Этот принцип - один из краеугольных камней астрологии - Единство
Мира позволяет присматриваться к отдельным частям Мира, надеясь в них,
как в зеркале, увидеть многообразие всего Мира. Но какие именно части
Мира наиболее интересны для изучения? Скорее, все те, которые сами по
себе образуют нечто единое, т.е. в каком-то смысле самодостаточные части
Мира. Такого рода образования называют системами. Системный подход
очень широко распространился в XX веке в самых разных областях научного
знания.
Под системой понимается некая выделенная часть
Мира, которая является в чем-то самодостаточной. Коротко (хотя и не
совсем точно) систему иногда определяют так: это многое, мыслимое как
единое. Вот еще одно короткое определение: «Система - это коллективная
индивидуальность». Многое - это как раз и есть те элементы, из которых
состоит система. Но это не просто отдельные объекты, существующие сами
по себе, а они объединены в систему неким ядром системы. Итак, в системе
прежде всего выделяются ее ядро («единое», т.е. унифицирующее начало) и ее элементы (это и есть «многое»). При этом между элементами системы образуются некоторые связи. Можно выделить и более тонкие детали в строении и «жизни».
На
самом деле система как нечто единое - это относительное понятие.
Системы рассматриваются при этом как закрытые, самодостаточные. Однако в
реальности систем полностью закрытых, строго изолированных от внешнего
мира, не существует. Все они в той или иной мере открыты - для внешнего
мира, для взаимодействий с другими системами. Но на первых шагах
изучения некоторой конкретной системы полезно подчеркивать именно
единство ее элементов, а их связи с окружающим миром учитывать только на
следующих этапах изучения этой системы.
Термин «система» -
греческого происхождения, systеma - целое, составленное из частей.
Термин «элемент» происходит от латинского elementum - стихия,
первоначальное вещество. А вот множественное число - elementa - означает
основания, фундаментальные начала.
Примеры систем:
- Компьютер - тут все организовано на основе процессора (ЦП - центральный процессор), все остальные составляющие компьютера - это его элементы (память, блок питания, видеоплата, монитор и др.).
- Человек - это система, состоящая из огромного числа элементов и их ассоциаций. Долгое время пытались изучать человека «по частям» - отдельно только его физические характеристики (да еще и их разделяли на отдельные группы), отдельно только его духовную жизнь, отдельно только профессиональные навыки и др. Но, в конце концов, пришли к выводу, что человек - это именно система и его нужно изучать целиком, если необходимо понять его суть. Таков современный подход к изучению человека (в психологии, в социологии, в медицине и в некоторых других областях знания).
- Человеческий коллектив - это тоже система. Самое подробное изучение только ее элементов - отдельных членов коллектива - далеко не всегда дает возможность понимать поведение коллектива в целом. Очень показательный пример тут - футбольная команда. Можно собрать 11 футболистов, каждый из которых - очень хорош в своем амплуа (вратарь, защитник, нападающий - левый или правый и др.). Но если их выпустить на поле, то вовсе не факт, что эти игроки выиграют матч даже у команды, составленной из заведомо более слабых, но хорошо сыгранных между собой (т.е. образующих вместе систему), игроков.
- Государство - тоже система, тут люди - это элементы системы, структура - это администрация, объединяющий же принцип персонифицируется (обозначается в виде отдельного человека) как правитель государства (царь, президент и т.п.) или же, говоря более возвышенно, проявляется как государственное самосознание.
- Солнечная система - это тоже система (это следует из самого названия). Тут центр - это, конечно, Солнце, а элементы - космические тела в Солнечной системе (планеты, их спутники, астероиды, планетоиды, кометы и др.).
Выше были приведены примеры конкретных систем, взятые из
реальной жизни. Но системный подход применим и в абстрактных областях
знания. Какую роль системы играют в мире? Об этом говорит следующий
принцип.
На главную страницу блога Здоровье.Человек.Природа
Предыдущая страница
Следующая страница
Пост 6 подготовлен по материалам лекций Киевской Школы Астрологии
psm 04/01/12 # 07 28/11/13
Комментариев нет:
Отправить комментарий