6 августа 2017 г.

07 августа ( 25 июля ст.стиля). Анна-зимоуказница. Анна-холодница. Макарий

По народному календарю. День называли в народе: Анна летняя, Анна-зимоуказница.

Приметы. По Анне судили о зиме: какова погода до обеда — такова зима до декабря; какова погода после обеда — такова зима после декабря. Светлая и тёплая погода предвещает холодную зиму, если же идёт дождь – зима снежная и тёплая.

Успение святой праведной Анны, матери Пресвятой Богородицы

Сегодня день смерти праведной Анны, матери Пресвятой Богородицы. По преданию она почила ещё до Благовещения, и слава Дочери открылась ей в вечной жизни. Есть тайна человека, с которой он уходит из земной жизни к Богу, не раскрыв нам собранное богатство. Ею обретённое сокровище, не оценили соседи и родственники. Оно открылось для людей через многие и многие годы. Тайна святости остаётся сокрытой от современников. Прославление святых, совершается после их смерти. «Лицом к лицу лица не увидать. Большое видится на расстоянии». Потому и «не бывает пророка в своем отечестве». Трудно разглядеть великое, когда оно перед глазами. 

Святая Анна не совершила чуда, не понесла мученических и преподобнических подвигов. Внешние признаки не всегда сопутствуют святости. Она несла иные скорби. И те, которые несёт каждая женщина, строя свою семью. И скорбь бесплодного одиночества, и терпеливую надежду материнства, которую пришлось пронести до старости. Терпением и надеждой стяжала праведная Анна своё сокровище в земной жизни. Терпение и надежда увенчались радостью рождества и стали залогом вечной радости в Боге. И нам заповедует Христос Спаситель: «Терпением вашим спасайте души ваши» (Лк.21,19).

Святая праведная Анна была младшей дочерью священника Матфана, происходившего из колена Левина из рода Ааронова. Муж ее, святой праведный Иоаким, был родом из колена Иудина, из дома царя Давида. По древнему обетованию из рода Давидова должен был произойти Мессия. Супруги жили в Назарете Галилейском. Ежегодно они отдавали две трети своих доходов в Иерусалимский храм и бедным. По особому Промыслу Божию святая чета до глубокой старости не имела детей. Супруги сильно скорбели об этом, так как бесчадие у евреев считалось тяжким несчастьем и наказанием Божиим. Святые горячо молились о даровании им потомства.



Светлая и теплая погода предвещает холодную зиму, если идет дождь — зима снежная и теплая.

Холодные утренники снаряжала зима на Анну. Напоминала крестьянам о скорой ненастной погоде.
** ** **
Зимоуказница, Холодные утренники, День калик перехожих, «Ганна-жнея» (белорус.), Анна-холодница, Макарий – ярмарка-именинница, Анна и Макарий.

По этому дню предсказывают время наступления и характер будущей зимы. «Какова погода на Анну до обеда, такова зима до декабря; какова погода после обеда, такова погода после декабря». «Анна приносит холодные утренники».

Продолжали жать, копны клали, хлеба домой свозили, помогали тому, кто не успевал в срок убрать.

Бывало, встарь на угорах, у берегов рек горели костры: кашицей-ссыпчиной, квасом с редькой отмечали свой день псалмопевцы, сказители былин под перезвон гуслей-самогудок. Они выступали и носителями народного эпоса, и сами порой складывали вирши. Поэтам место разве что среди голи перекатной – дело привычное, стариной освященное.

Бурлили по городам ярмарки. На Макария Нижегородская ярмарка именинница. В Нижнем Новгороде вселенский торг. Ежедневно павильоны вбирали тысяч полтораста посетителей. На зерно, нефть, машины, лен, древесину, кустарные изделия, ткани и прочее заключались сделки, умопомрачительные по суммам. Нижегородская ярмарка – именинница, и нечего больше добавить!

Распространившись на Руси еще в XVI веке, ярмарки завоевали признание в губернских, уездных центрах, проникли они и на село. Тряси мошной, торгуйся, если наметил чем-то обзавестись: на ярмарке мужик – и купец, и продавец, желаньям нет препятствий. В рядах прилавков, под навесами, на возах и земле на холстинах чего-чего не выложено, не выставлено! Сбруя, хомуты. Малина и черника в корзинах и россыпью. Разлевы с топленым маслом. Кипы овчинных шкур. Косы, серпы...

Цыгане водят лошадей, начищенных, как сапог урядника. Орут зазывалы, перекрывая гомон толп:
– К самовару, почтенные! Чай не пить – откуль силам быть?
– Лампасея, задарма лампасея... Как куснёшь, разом уснёшь, как вскочишь, ишшо захочешь!
– Гармошка никольска: сама поёт – дролям спать не даёт!
– Папиросы, табак с турецкой девицей, в супружестве бо-о-льшой баловницей!

Потекли с ярмарок, сельских торжков миткали, кумач. Покупной ситец, дешёвая «затрапеза» фабрики купца Затрапезного вынудили вручную расшитые, кружевцем изукрашенные наряды, передаваемые от бабок внучкам, убраться поглубже в сундуки. Деревянную борону-суковатку, соху теснили железный «зиг-заг» и плуг...
Вернётся мужик домой и, разуваясь у порога, перед женой охает:
- Ну, ярмонка, ох, народу-у! Все наши жеребят потеряли!
- А ты?
- Что я? Что я? Я по дороге потерял!

Поговорки и приметы
По Анне судят о зиме. Какова Анна до обеда – такова зима до декабря; какова погода после обеда – такова зима после декабря. Анна припасает утренники. Анна приносит холодные утренники. Если утренник холодный, и зима холодная. Муравьи увеличивают муравейники – жди холодной зимы. Светлая и тёплая погода предвещает холодную зиму, если же идёт дождь – зима снежная и тёплая. Если на Анну холодный утренник, то зима будет ранняя и холодная; если идет дождь, то зима – снежная. «Барыс з Ганнай не гуляюць, святой Іллі памагаюць» (белорус.). «Святыя Ганны да помачы жаць сталі, вязь вязалі, копы клалі» (белорус.). «Макаў (Макар) налье ў рукаў» (белорус.). «Святыя Ганны бабкі стаўляюць» (белорус.).


Источники:
«Круглый год», сост. Некрылова А.Ф., М., «Правда», 1991;
«Деревенские святцы», Полуянов И. - М.: «Технологическая школа бизнеса», 1998;
Народный месяцеслов, Рыженков Г. Д. - М.: «Современник», 1991;
Насон – История города Вологды. Народные приметы;
Беларускі народны каляндар, Васілевіч Ул.//Паэзія беларускага земляробчага календара. Склад. А.С.Ліс. Мн., 1992;
Беларускі народны каляндар, Алесь Лозка // «Народная воля», 13.01.2009 №5-6;
Кароткі каляндар свят і памятных дат на 2006 год, Лабараторыя беларускага фальклору БДУ 

Комментариев нет:

Отправить комментарий