20 мая 2017 г.

Сегодня начало Петрова поста

Петров пост в 2016 году 

27 июня – 11 июля


В чем смысл и назначение Петрова поста? Размышляет клирик Свято-Георгиевской церкви г. Кишинева протоиерей Виталий Шинкарь.
Начинается через неделю после Дня Святой Троицы, в понедельник, после девятого воскресения по Пасхе, а заканчивается в день Петра и Павла — 29 июня (12 июля по н.ст.), когда Церковь воспевает «Петрову твердость и Павлов разум». Таким образом в зависимости от даты празднования Пасхи может продолжаться от 8 до 42 дней.

Пост в сознании современного человека стоит в перечне каких-то правил, обычно формальных, которые нужно обязательно соблюдать и которые кажутся простыми — воздержание от какой-то еды, развлечений. Но на самом деле все Евангелие свидетельствует о том, что все, предлагаемое Христом, было не запретительным. Его слова не были словами человека, который морализировал о жизни. Христос призывал человека к самому вкусу жизни. И пост действительно сопрягается с пищей, ибо понятие «вкус жизни» не зря обозначается в нашем языке словом «вкус». И Бога вкушают — «вкусите и видите», иначе ты Бога не поймешь.

Вкус на самом деле решает принадлежность и к пище, и к красоте — вспомним «безвкусие». Мир вкушается, и это подчеркивает само евангельское повествование, как собственно говоря, и все библейское.
Мир дан человеку в пищу, чтобы мы, вкушая его, ощущали всем своим существом, потому что мы тоже, в конечном итоге, состоим из того, что мы едим. В том числе из красоты или безобразия, которые мы потребляем. В этом смысле Евангелие — это не сумма воздержательных правил, а скорее предложение человеку взойти на очень важный пир. Чтобы не о Боге узнать, а самого Бога узнать.

Цель поста заключается именно в этом. Главная задача — не ограничить нас в еде, ведь Богу все равно, что человек ест или не ест. Более того, даже нам, отчасти все равно, потому что в житиях совершенных мужей мы часто замечаем, что они могли при нужде или ради ближнего пост нарушить. Пост в каком-то смысле выступает как древо познания для Адама. И, разумеется, Господь в какой-то момент времени дал бы Адаму плод этого древа, чтобы он его вкусил и понял. Но нужна была некая степень готовности.

Пост существует для того, чтобы переменить наше сердце, чтобы оно научилось через действия материального свойства входить в духовную реальность. И это, наверное, самое главное содержание и идея поста — материальными средствами впустить человека в тот мир, который всегда открыт и рядом, но в который нас не пускает наша материальность, наша плотяность. Мы не можем ощутить эти духовные реальности, потому что не понимаем вкуса общения с Богом, нам невкусно это общение. И это значит, что с нами что-то не так.

На самом деле невкусно то, что не от Бога. По свидетельствам самых достойных людей мы знаем, что тот, кто вкусил Бога, этот вкус ни на что в жизни не променяет. И это, наверное, высочайшее доказательство, которое человек может испытать в своей жизни. Предмет своей любви я готов вкушать круглосуточно, ежечасно, ежесекундно, неотрывно, не желая, чтобы меня не отвлекали. Это как некая зависимость, условно говоря. Трудно отвлечь человека, который сидит в интернете, или вытащить наркомана из его образа жизни — он находится в зоне интересов его сердца.

Пост решает, на что ты готов — на вкушение или невкушение мира. И здесь открывается самый глубокий вопрос нашей веры, над которым я сам долго бился, и до сих пор он меня не оставляет в покое. Я очень часто вижу, как человек, приходя в Церковь, как был подлецом до прихода в нее, так остается подлецом. Или был человек хорошим — и он остается хорошим, став христианином.

Это говорит о том, что не важно что мы делаем, а важно, куда смотрит наше сердце. Мы можем обучить подлеца молиться, говорить нужные слова, но он как был мерзавцем, так мерзавцем и останется. Только теперь этот мерзавец еще научится каким-то духовным принципам и найдет базу оправданий своим поступкам, будет рассказывать, что «меня ненавидят, потому что Господь сказал, что в мире все страдает».

Опыт человеческий показывает, что говорить и судить в этом мире по-настоящему мы можем только о том, что мы любим. Если мы объект любим, мы его познаем. Мы тратим на это жизнь, время, усилия. А если мы что-то не любим, то и говорить об этом не можем. В этом, кстати, проблема современной журналистики. Люди, которые, ничего не любя, говорят обо всем. Соответственно, все их суждения пусты и глупы. Собственно говоря, это проблема всех соцсетей и других систем коммуникации.

Пост в этом смысле — великолепный способ выключить себя из этого порядка. Испытать свое сердце. Отказать себе в чем то, посмотреть: как будет вести себя моя внутренняя иерархия, каких колоссов я буду подсекать? Это как бунт вещей, описанный Станиславом Лемом в «Сумме технологий». Вроде вот лежит ложка — и лежит себе. Но попробуй отказать себе пользоваться ложкой — ложка объявит тебе войну. Потому, что кушать руками неудобно — жир течет по рукам, и так далее.

Пост — великолепный провокатор жизни, который подсекает тебя и говорит: ну, что, человек, давай-ка проверим, на что ты надеешься, где основания твоей жизни, которые тебя удерживают от смерти и неправды. Легко ли тебе отказаться от соцсетей на неделю, выпасть из какой-то зависимости на три дня, навестить людей, которых навещать не хочется, придя домой, не зависнуть перед телевизором, а поговорить с ребенком?

Пост — это единственная возможность заставить себя по-настоящему пробовать этот мир. Не забивать свои вкусовые рецепторы — не только пищевые, но и рецепторы вкуса жизни, не обманывать свой вкус всякими заменителями и подсладителями жизни в ярких обертках.

Пост — это попытка перестать жрать все подряд, прекратить всеядность, начатую Адамом и запустившую это колесо кошмара. Это замечательный эксперимент, единственно в жизни по-настоящему интересный. Это как те самые таблетки, которые предлагал Морфеус мистеру Андерсону. Пожалуйста, хочешь — ешь, не хочешь — не ешь, никто тебя не неволит. Элементарно.

Более того, даже для людей, которые не имеют ни веры, ни глубины понимания, пост полезен. Это хотя бы минимальная попытка воспитать свою волю даже для человека, который думает, что пост — это воздержание и одни сплошные запреты. Пусть так, но попробуй хотя бы это победить в себе, попробуй хотя бы выразить иерархию ценностей таким образом, чтобы твоя воля была важнее твоего пуза. И это уже будет микропобеда.

Пост на всех уровнях хорош. Большие, длительные церковные посты хороши тем, что они время от времени нас встряхивают. И если человеку интересно разбираться с самим собой, если ему интересен собственный внутренний мир, какой-то смысл и содержание жизни, то для него посты не обременительны.

Мы, как христиане, можем назначить себе пост в любое время, но установленные посты хороши еще и тем, что они во многих вопросах духовной жизни ставят простейшую точку. Хотя бы тем, что во время поста ты знаешь, что делать, имеешь простейшие правила. И это во многом облегчает более серьезные вещи. А дальше — уже по глубине, по усмотрению сердца.

Одна из жесточайших наших проблем-то, что люди, приходя в Церковь, не меняются. Они становятся религиозными, но сохраняют прежнее внутреннее содержание. Один из моих друзей как-то сказал, что дети — как трава: когда ее поливаешь, она растет лучше, но сорт не меняется. Наша задача — поменять сорт, выдернуть себя постом из той почвы, внутри которой мы никогда не станем другим сортом, и посадить себя на новое поле. И хотя на этом поле есть риск умереть, но есть и шанс вырасти в человеческую величину. Пост в этом смысле — это агротехнология, пересадка из деревенской грядки на передовое поле научно-производственного предприятия.
Постов в Церкви много. Есть посты понятные. Например, смысл Великого поста совершенно очевиден. Даже смысл Рождественского пост ясен. А вот Успенский и Петров, сколько бы я не объяснял, но честно признаюсь, что сам не до конца понимаю его смысл. Известно, что Петров пост родился как пост для тех, кто не смог по каким-то причинам Великий пост должным образом провести. И затем, как мне кажется, включился вариант христианской солидарности: если мой брат постится, то мне как-то стыдно рядом с ним не поститься.

Если же говорить не о бытовом, а о духовном смысле этого поста, то очевидно, что любой пост всегда предваряет какое-то очень важное событие. Как предощущение, как предожидание, как попытка что-то правильно вкусить, не пропустить грядущий вкус. Петров пост предваряет праздник апостолов Петра и Павла, апостольское верховенство которых бесспорно.

Павел своим фантастическим обращением победил плоть и кровь. В современном мире не так просто увидеть еврея, который принимает Крещение, а в мире радикальной религиозности, когда люди не размышляли о том, есть Бог, или нет, когда они проживали свою жизнь с Ним, Павел вдруг совершает разворот огромного масштаба. Это была победа над плотью и кровью, та самая пересадка с одной почвы на другую. Человек безжалостно выдернул себя с одной грядки и посадил на другую, о которой вообще ничего не знал — он ослеп и не видел Того, Кто с ним говорит.

То же самое и Петр. Ведь предательство Петра было страшней предательства Иуды. Иуда не был со Христом на Фаворе и при воскрешении мертвой девицы, не клялся быть со Христом до последнего. А Петр? Вот уж предал, так предал! Поэтому Петру так плохо было потом. И поэтому Христос трижды буквально выдавил из него покаяние.

Петр и Павел, разрезавшие евангельскую картину таким невероятным образом, стали значимыми фигурами в Церкви. Петром и Павлом запечатлела себя Римская кафедра, хотя оба они не были епископами Рима. Но они приняли там мученические страдания, там были погребены, там было начало Церкви. И Петров пост, как древнее установление, начинается именно оттуда по совершенно очевидным причинам — память этих людей врезалась в сознание христиан.

Заметим, что в современной Церкви гораздо пышнее празднуются памяти святых так называемого «бытового значения». Например, кто празднует память старца Силуана? А что творится в монастыре святой Матроны? Если вглядеться, вдуматься в эту разницу, то мы увидим очень четкую модель: есть обслуживание «бытовых нужд населения», а есть «духовные» святые, которые перешагивают рамки своих границ, перешагивают Вселенную и становятся богословами, то есть теми, кто увидел Бога Слова. Именно в этом духовный смысл Петрова поста — увидеть в апостолах способность на нечто такое, что не оставило равнодушным никого.

Может быть, поэтому этот пост и «затесался» в лето, и не строгий — рыбный, насыщенный плодами и фруктами, и несет иную смысловую нагрузку, чем Великий и Рождественский. В Петровом посту — некая другая песня. В нем нет великопостной печали и рождественского трепетного ожидания. Этот пост — вглядывание в великие события, в великих людей, которые могли себя радикально изменить и перестроить.


Богато постами Православие. Слава Богу! Исполнять бы. Но и с исполнением есть вопросы. Что главное в этом – апостольском — посту? Вот Великий пост есть десятина дней года, то есть попытка саму жизнь принести на алтарь. И еще это – приготовление к Пасхе, подобие добровольного распятия ради последующей Пасхальной благодати. А что такое Петров пост?

Исторически он – «компенсаторный», то есть такой, который необходим для людей, не понесших благую тяготу Четыредесятницы. Болел человек или был в далеком путешествии, к примеру. Тогда, насладившись праздниками и дожив до окончания Пятидесятницы, он должен свою десятину Богу принести. Такова внутренняя история возникновения Петрова поста.

Потом со временем, по законам цветения и разрастания жизни, это первичное семя обрастает дополнительными смыслами. И вот мы уже можем слышать о том, что Петров пост установлен в подражание Христовым ученикам. Те, отправляясь на всемирную проповедь, укреплялись молитвой и постом, и мы должны брать в руки оба вида духовного оружия и воевать по мере сил.

Это распространенное толкование мне нравится. Только не очень нравятся вопросы «что можно есть?» И рецепты постных блюд мне нравятся, только если их не чересчур много, и если они не залезают на главное место в сознании, как некое тонкое воцарение чревоугодия над якобы постящимся человеком.

Лето на дворе. Овощей надо есть побольше, зелени. Сама природа к легкости зовет. Но важно не забывать, что человек одним хлебом, то есть земной пищей, жив быть не может. Он живет полноценно, если кроме хлеба вкушает «всякий глагол, исходящий из уст Божиих». Что же вкушать в дни апостольского поста?

А не подсказывает ли нам само имя поста и праздника, которым он заканчивается, в каких книгах нам лучше всего упражняться в это время?


Фото: art-poltava.com (авторский сайт Александра Фица), photosight.ru

Четырнадцать Павловых посланий, два соборных послания Петра, и книга Деяний апостолов, в которой Петр и Павел – главные действующие лица – вот ответ на вопрос «что будем есть в петровском посту?» Семнадцать кушаний. Это не просто накрытый стол. Это – королевская трапеза с четырьмя или пятью переменами блюд.

Мистический страх перед наличием в печенье сухого молока у нас в крови есть. А любви к уединению с открытой Библией перед глазами у нас в крови нет. Эту любовь нужно поселить в нашей крови, ее нужно воспитать и укоренить в самых глубинах нашего духовного организма. Это – всецерковная задача. И мы даже представить не можем, сколько благ отсюда в будущем может родиться.

Можно читать по чуть-чуть. Например, встать утром, прочесть два абзаца и потом размышлять о прочитанном по дороге на метро или автобус. Можно носить маленькие издания Нового Завета с собой, и в удобное время давать пищу уму и сердцу радость.

Молодые люди, те, что родились в наушниках и прекрасно разбираются в современной технике (старшим это тяжко дается) могут скачать на портативные устройства Псалтирь или апостольские послания и слушать их, когда хочешь.

Вот так увидишь на улице молодого человека в наушниках, подумаешь, что он, вероятно, какую-то «кислоту» слушает, и забурчишь под нос по привычке. А он в это время назидается толкованием на послание апостола Павла к Колоссянам. Чудеса!

Так или иначе, по чуть-чуть или большими кусками, регулярно или от случая к случаю, вслух или про себя, мы все обязаны читать Священное Писание. Цель занятия им – «да совершен будет Божий человек, на всякое дело благое приготовлен».

Мы знаем Петра и Павла по именам. Но очень малое число людей чувствует их близость к себе. Когда же читает вдумчиво человек писания апостольские, то сам пламенеющий дух учеников Господних, приближаясь, согревает дух человеческий. Они, апостолы, должны быть родными нам. Родство это обретается на пути трудолюбивого и постоянного изучения их писаний.

Ну а подлинным плодом хорошо проведенного петровского поста должно быть чувство сыновней близости к тем, которых зовут Камень (Петр) и Маленький (Павел). Вот как запоют на службе: «Петре и Павле, от Рима сошедшеся, утвердите нас», то стоящий в храме человек вдруг и почувствует, что сердце его знает этих людей. И он тогда повторит за хором: «От Рима сошедшеся, утвердите нас».


Вместо традиционной притчи, я хотел бы завершить заметку о Петровом посте такими словами, исполненными любви Христовой:
1. Люди бывают неразумны, нелогичны и эгоистичны – все равно прощайте их.
2. Если вы проявили доброту, а люди обвинили вас в тайных личных побуждениях – все равно проявляйте доброту.
3. Если вы добились успеха, то у вас может появиться множество мнимых друзей и настоящих врагов – все равно добивайтесь успеха.
4. Если вы честны и откровенны, то люди могут вас обманывать – все равно будьте честны и откровенны.
5. То, что вы строили годами, может быть разрушено в одночасье – все равно продолжайте строить.
6. Если вы обрели счастье, то вам могут завидовать – все равно будьте счастливы.
7. Добро, которое вы сотворили сегодня, люди позабудут завтра – все равно творите добро.
8. Делитесь с людьми самым лучшим из того, что у вас есть, и им этого никогда не будет достаточно – все равно продолжайте делиться с ними самым лучшим. В конце концов, вы убедитесь, что все это было между Богом и вами и никогда не было между вами и ними.
9. Неважно, кто и что говорит о вас – принимайте все с улыбкой и продолжайте делать свое дело.
10. Молитесь вместе и пребывайте в единстве.

Комментариев нет:

Отправить комментарий