Актер, поэт, певец - все эти ипостаси Высоцкого не отражают главного: всенародной любви и беспрецедентной популярности его творчества в СССР и его современной территории.
Сила творчества Высоцкого была такова, что многие считали – он поет о том, что он пережил сам, считает кинодокументалист Александр Рацимор, близко знавший Высоцкого в 60-е годы:
"Было
ощущение, что он чуть ли сидел и в лагере был, такое было ощущение, что
он прошел войну. У него это шло изнутри, от себя. Он не просто
рифмовал. Почему, собственно говоря, он и стал близок людям".
Его
предельная искренность, часто облаченная в форму ехидной притчи, не
могла не сказаться на отношениях Высоцкого с властями. Сам он описал это
в своей знаменитейшей песне "Охота на волков":
"Рвусь из сил и из всех сухожилий, /Но сегодня - опять, как вчера: /Обложили меня, обложили - /Гонят весело на номера".
Владимир Высоцкий Михаил Барышников:
То
есть на верную смерть, по меньшей мере, в искусстве. Пик творчества
Высоцкого пришелся на времена застоя в СССР. А Высоцкий был как
"всплеск", подчеркивает Александр Рацимор:
"Что
такое застой? Застой - это не только в экономике. Это застой в жизни. И в
этом застое нет места всплескам. Но позволить себе ругать власть,
позволить себе что-то такое говорить или намекать, не позволено было
никому. Дальше начинались санкции. Не давали тебе работать. Значит, ты
не мог получать зарплату. Значит, ты не мог кормить семью".
Владимир Высоцкий Песня о судьбе (отрывок):
Впрочем,
Высоцкий не был диссидентом. При жизни Высоцкого на родине вышло лишь
несколько мини-пластинок песен в его исполнении, а стихотворных
сборников – ни одного. Однако режиссеры регулярно снимали его в
кинокартинах. Он оставался ведущим актером популярнейшего московского
Театра на Таганке. И главное - ему разрешали давать в год десятки
концертов. Оттуда любительские магнитофонные записи расходились по всей
стране и хранились почти в каждой советской семье. Таких тиражей не знал
ни один поэт и певец в СССР. Игнорировать Высоцкого власти не могли, но
и признавать его всенародный авторитет не хотели, считает Александр
Рацимор:
"Он был очень широко известен. Но ему
хотелось признания, официального признания. Он был достоин этого
официального признания. Потому что у него были очень хорошие песни. Если
бы, может быть, я даже прогнозирую, что если бы ему сказали: вот, ты
знаешь, официально идешь, поешь в Колонном зале. Но вот репертуар с нами
согласовал. Вот это поешь, а вот это не поешь. Я не знаю, как бы он
поступил".
Однако официального признания так и
не пришло. Ни почетных званий, ни государственных премий. И Высоцкий
продолжал писать и петь то, что считал нужным, пока на 42 году жизни не
остановилось сердце кумира.
См. тж.:
Комментариев нет:
Отправить комментарий