12 сентября 2017 г.

13 сентября (31 августа по ст.ст.) - Куприянов день. Журавлиное вече. Положение пояса Пресвятой Богородицы.

Положение пояса Пресвятой Богородицы (ок. 395-408).

Мучеников Филеорта; Диадоха; 7-ми дев Газских; 4-х из Пергии Памфилийской; 366 Никомидийских; Василиска. Священномученика Киприана, епископа Карфагенского (258). Святителей Геннадия, патриарха Цареградского (471); Иоанна, митрополита Киевского и всея Руси (1089). Преподобного Киприана Тропского (XVI). Священномучеников Александра пресвитера и Владимира диакона (1918); Михаила (Косухина) пресвитера, Тверского (1937); Димитрия (1938).

На Руси говорили, что на Куприяна журавли собираются на болоте и держат совет: как лететь на юг, когда отправляться, какой путь выбрать. Отсюда и второе название праздника — Журавлиное вече.



В этот день было принято начинать сбор клюквы, которую называли журавлиной ягодой, или журавлинкой. До этого срока на болота ходить было нельзя. «Ягоду–люкву не тронь, покуда не полыхнет она, не отгонит тьму в зыбучую топь», — говорили мудрые люди. Если кто–то нарушал запрет, того, как считалось, ждали неминуемые беды. На Куприяна первым за ягодами отправляли человека, родившегося 13 сентября; говорили, что он знает дорогу к журавлиннику — месту, где родится самая крупная клюква.


Из ягод готовили разнообразные лакомства: клюкву в сахаре, пирожки с клюквой; варили компоты, кисели, варенье.


Также на Куприяна обычно выходили в поле убирать корнеплоды — дергать репу, морковь и свеклу, копать картофель.

Положение честного пояса Пресвятой Богородицы

Положение честного пояса Пресвятой Богородицы было в 408 г. Кроме Своей ризы, Пресвятая Богородица оставила верующим еще Свой пояс; он был передаваем между верующими, как и риза, по преемству от одного к другому в Иерусалиме. Император Аркадий, сын Феодосия Великого, получив пояс из Иерусалима, положил его в Константинополе. Позже, вследствие общественных бедствий, пояс был взят из Константинополя в г. Зилу в Каппадокии, но при императоре Иустине снова был принесен в Константинополь. От него исходили чудеса. Часть пояса находится на Афоне, в Ватопедском монастыре, в кресте, другая часть - в Трирском монастыре, на Западе.
О Поясе Пресвятой Богородицы - см. ниже

Священномученик Киприан Карфагенский

Священномученик Киприан был епископом в Африке, в Карфагене, жил в первой половине III в. Сын богатого сенатора, знаменитый ученый, он до 40 лет был язычником и предавался роскоши и всевозможным удовольствиям. Приняв крещение по убеждению одного пресвитера, он совершенно изменился: начал подвизаться в посте и молитве, раздавать богатство бедным и изучать Священное Писание. Сам он называл причиной такой перемены благодать святого крещения. За благочестивую жизнь он вскоре был поставлен пресвитером, а через год и епископом. В это время Декий объявил гонение на христиан, и св. Киприана потребовали на смерть. По внушению божественного откровения, для пользы карфагенской паствы, он скрылся и посредством писем из своего уединения неутомимо руководил ею: клиру давал должные распоряжения, слабых в вере убеждал к подвигам, а крепких утешал и предохранял от гордости. Особенно он заботился о тех, кто из боязни мучений отрекся от Христа. Сначала с такими людьми поступали очень строго: их отлучали от Церкви и принимали обратно только при условии тяжелого публичного покаяния. Были даже такие учителя, которые утверждали, что совсем не должно принимать падших. Но святой Киприан ослабил строгость, принимая ходатайства за них исповедников, т.е. пострадавших за веру, и сердечное раскаяние их самих. При св. Киприане возник вопрос, как принимать в Церковь еретиков, и он выступал на соборах за обязательное повторное крещение (впоследствии постановили крестить только тех из еретиков, которые крещены неправильно - не во имя Святой Троицы).

Киприан Карфагенский — епископ Карфагена и искусный богослов, основные сочинения которого посвящены осмыслению вопросов отступничества и раскола. Создатель канонического учения о единстве церкви и её иерархической структуре. Называвший своим учителем Тертуллиана, Киприан провёл в Карфагене три собора, в ходе которых возобладало его суждение о том, что «тот не может уже иметь Отцом Бога, кто не имеет матерью Церковь». Единство церкви, по Киприану, выражается не в суждениях некого «епископа епископов», а в соборном согласии епископов, в равной мере наделённых благодатью Святого Духа и самостоятельных в управлении своей паствой. Тягчайшими грехами Киприан считал апостасию (отступничество) и схизму (раскольничество).

Приметы

  • На Куприяна начинали убирать корнеплоды: морковь, свеклу, копать картофель.
  • Всяк корешок в своей поре.
  • Картошка — хлебу присошка.
  • С этого дня улетают журавли
Куприян. Куприянов день. На Куприянов день журавли собираются на болотине уговор держать, каким путем-дорогою на теплые воды лететь, и часто наступающий день уже не застает их более в наших краях; растянувшись на синем небе своим разноплечим клином, они улетают на юг, прощаясь с русскою землею характерным гортанным криком, далеко разносящимся в чистом осеннем воздухе. На Куприяна начинают дергать корнеплоды, кроме репы. Копают картофель, придавая ему большое значение, так как «Картофель хлебу подспорье», «Картошка хлебу присошка».   (Бондаренко Э.О. - Праздники Христианской Руси.)
* * *
На Руси говорили, что на Куприяна журавли собираются на болоте и держат совет: как лететь на юг, когда отправляться, какой путь выбрать. Отсюда и второе название праздника — Журавлиное вече.

В этот день было принято начинать сбор клюквы, которую называли журавлиной ягодой, или журавлинкой. До этого срока на болота ходить было нельзя. «Ягоду-клюкву не тронь, покуда не полыхнет она, не отгонит тьму в зыбучую топь», — говорили мудрые люди. Если кто-то нарушал запрет, того, как считалось, ждали неминуемые беды: в девку бесплодница вселится, у парня нечистая ум отберет, а мужиков и баб нечисть может в топь уволочь. На Куприяна первым за ягодами отправляли человека, родившегося 13 сентября; говорили, что он знает дорогу к журавлиннику — месту, где родится самая крупная клюква.

Из ягод готовили разнообразные лакомства — такие, как, например, клюква в сахаре или пирожки с клюквой. Варили также компоты и кисели, вкусное варенье.

Также на Куприяна обычно выходили в поле убирать корнеплоды — дергать репу, морковь и свеклу, копать картофель. Эти же овощи появлялись на столе в вареном, жареном и печеном виде. Центральное место занимал, конечно, картофель. «Картошка — хлебу присошка», — говорили крестьяне.
litcult.ru



Положение честного пояса Пресвятой Богородицы в Константинопольском Влахернском храме

День памяти:  Август 31

Положение честного пояса Пресвятой Богородицы в Константинопольском Влахернском храме было при императоре Аркадии (395-408). До того великая святыня, вверенная апостолу Фоме самой Божией Матерью, после Ее Успения преемственно хранилась в Иерусалиме у благочестивых христиан. Через много лет, в царствование императора Льва Мудрого (886-911), от пояса Божией Матери совершилось чудо исцеления его супруги Зои, страдавшей от нечистого духа.

Императрице было видение, что она будет исцелена от недуга, когда на нее будет возложен пояс Матери Божией. Император обратился с просьбой к Патриарху. Патриарх снял печать и открыл ковчег, в котором хранилась святыня: пояс Матери Божией оказался совершенно целым, неповрежденным от времени. Патриарх возложил пояс на больную императрицу, и она тотчас освободилась от своего недуга. Был отслужен торжественный благодарственный молебен Пресвятой Богородице, а честной пояс положили обратно в ковчег и запечатали печатью.

В память происшедшего чуда и двукратного положения честного пояса был установлен праздник Положения честного пояса Пресвятой Богородицы. Частицы святого пояса Богоматери находятся в Афонском Ватопедском монастыре, в Трирском монастыре и в Грузии.

Пояс Пресвятой Девы Марии

Пояс Пресвятой Девы Марии, который в наши дни разделен на три части, – единственная сохранившаяся реликвия ее земной жизни. Согласно Преданию, пояс был соткан из верблюжьей шерсти самой Девой, и после Успения при Вознесении она отдала его апостолу Фоме.

В первые века христианской эры он находился в Иерусалиме. Известно, что в IV веке он хранился в каппадокийском городе Зела, и в этом же веке император Феодосий Великий вновь привез его в Иерусалим. Оттуда его сын Аркадий доставил Пояс в Константинополь.

Поначалу святыню поместили в храм Халкопратион, откуда в 458 г. император Лев I перенес его во Влахернскую церковь. В царствование Льва VI Мудрого (886-912) Пояс принесли в императорский дворец, и с его помощью исцелилась супруга Зоя.

Она была обуреваема нечистым духом, и император молился Богу об исцелении. Было ей видение, что она излечится от своей слабости, если на нее положат Пояс Богородицы. Тогда император попросил патриарха открыть раку.

Патриарх снял печать и открыл раку, в которой хранилась реликвия. Пояс Божией Матери оказался целым и невредимым от времени. Патриарх приложил Пояс к больной императрице, и тотчас она избавилась от своего недуга.

В знак благодарности Божией Матери императрица вышила весь Пояс золотой нитью. Так он приобрел тот вид, который имеет сегодня. С благодарственными гимнами он вновь был помещен в раку, а рака запечатана.

В XII веке, в царствование Мануила I Комнина (1143-1180), официально был учрежден праздник святого Пояса, проводимый 31 августа. До того его чествовали 1 июля, в совместном праздновании с Честными Ризами Богородицы.

Пояс оставался в Константинополе до конца XII века. Но среди последствий поражения Исаака Ангела от болгарского царя Асана в 1185 г. было и то, что Пояс оказался выкраден и доставлен в Болгарию. Позже он попал к сербам.

В XIV веке сербский князь-великомученик Лазарь I Хлебельянович подарил некогда утраченную греками часть пояса афонскому Ватопедскому монастырю, где святыню разделили еще на две части. Одну из них поместили в крест, другую - в ковчег и во время эпидемий выносили к народу. С тех пор он хранится в святилище, расположенном в кафоликоне, главном монастырском соборе.

В правление турок братия монастыря брала с собой Пояс при своих отъездах на Крит, в Македонию, Фракию, Константинополь и Малую Азию. Они делали это с целью распространить благодать святыни, поднять дух порабощенных греков и избавить их от случавшихся эпидемий.

Чудеса, явленные посредством святого Пояса во все века, неисчислимы. Вот лишь несколько примеров.

Однажды жители Эноса попросили, чтобы для них доставили святой Пояс, и монахов, сопровождавших реликвию, приютил у себя дома священник. Его жена тайком отрезала лоскут от Пояса. Когда отцы собрались обратно и сели на корабль, он не тронулся с места, хотя на море стояла тишь. Жена священника, завидев это странное происшествие, поняла, что поступила неправедно, и вернула монахам часть Пояса. Корабль тотчас же отплыл.

Лоскут так и остался отделенным.

В 1864 г. святой Пояс привезли в Константинополь, когда в нем свирепствовала холера. Едва только судно, на котором был Пояс, приблизилось к гавани, пагуба прекратилась, и никто из пораженных ею не умер.

Это странное чудесное событие возбудило любопытство султана. Он повелел, чтобы Пояс доставили в его дворец, и он смог бы его почтить.


Вплоть до нашего времени посредством святого Пояса совершается множество чудес. Так, женщины, страдающие бесплодием, получают тесьму от ковчежца, где хранится Пояс. Если у них есть вера, то они носят такие пояски. И если это ношение сопровождается покаянием, горячей молитвой, крепкой верой, то в очень многих случаях, которые зафиксированы, молитва достигала Престола Царицы Небесной и женщины могли родить детей.

Часть пояса Богородицы, хранящаяся в Ватопедском монастыре, в октябре 2011 года по инициативе Фонда Андрея Первозванного была привезена в Россию. Ранее на все просьбы из других стран, в частности, из США и Румынии, Ватопедский монастырь отвечал отказом. Исключение было сделано лишь для России. За время пребывания пояса Пресвятой Богородицы в России к нему приложилось 1 280 000 паломников.
Ангелина
Кстати:
Благословением Божией Матери через Ее Честной Пояс многие бездетные супруги, избавляясь от бесплодия, становятся родителями, исцеляются больные раком и другими неизлечимыми заболеваниями. Верующие опоясываются этим пояском на некоторое время, живя покаянием, исповедью, молитвой и причащением Святых Тайн.
www.hram-p.narod.ru
фото: www.pravmir.ru

Пояс Богородицы (Видео+текст)

Есть на земле место – святая гора Афон. Географически оно расположено в северной Греции, в области Халкидики, на одном из трех полуостровов, далеко выдающихся в Эгейское море. 


Максим Грек, святогорский монах, приехавший на Русь в начале шестнадцатого века, рассказывает: после вознесения Иисуса Христа апостолы собрались в Сионской горнице в Иерусалиме, ожидая сошествия Святого Духа. С ними была и Пресвятая Дева Мария. Ученики Христа бросали жребий, кому какая сторона достанется для проповеди Евангелия. Богородица сказала: «Хочу и я принять участие в трудах Евангельской проповеди». Ее жребий пал на Иверскую сторону – Грузию. Но ей явился Архангел Гавриил и сказал:

«Не отлучайся из Иерусалима, подожди. Относительно же стороны, доставшейся тебе по жребию, не беспокойся: она просветится впоследствии. Тебе же предстоит труд апостольства в другой земле, куда тебя сам Бог приведет».

Богородица осталась в Иерусалиме. Пречистую Матерь пригласил епископ Лазарь с Кипра и прислал за ней корабль. В пути судно настиг сильный ветер, и его прибило к берегам Афона. Сойдя на землю, Божья Матерь услышала глас с неба: «Сколько я прибавлю, Матерь Моя, все твоим будет. Если они будут хранить Мои наставления, отныне и в дальнейшем пусть будет это твоим наследием, твоим садом и раем и даже пристанью, спасением для желающих спасти себя. Но также и пристанищем и убежищем, спокойной пристанью для упокоения тех, кто обременен многими грехами».

С тех самых пор Святая гора Афон стала уделом Богородицы.

Здесь все не так, как в нашем земном мире. На Афоне в монастырях распространено византийское время, согласно которому первый час ночи начинается с захода солнца, а сутки поделены на две равные части – день и ночь. В каждом монастыре есть колокольня с часами, где стрелки показывают византийское время.

А в Ватопеде рядом с часами находится деревянная скульптура пирата с саблей – как напоминание о быстротечности земной жизни и неизбежной смерти. Она специально укреплена здесь в назидание монахам.


 
Фото Хаджи Миодраг

Монах Феодох: Это память смерти, это добродетель — когда помнит человек смерть, но не отчаивается и в меланхолию впадает, а наоборот, более таким бдительным становится, внимательным, и так далее. И чтобы не забывали нападения арабов. Арабы ассоциировались со смертью. Крест на полумесяце, видите, — то, что Христос над временем.
Полумесяц – это символ времени, и что Христос над временем. Когда люди в миру идут отдыхать, уставшие от работы, может быть, и от грехов, — тогда встают монахи и молятся и о них, и о себе, и обо всем мире. И пока проснутся люди в миру, опять чтобы за работу, — тогда уже на горе совершаются от двухсот до трехсот Литургий каждый день. То есть бескровная жертва приносится на алтарях.

  
Фото National Geographic

Аркадий МАМОНТОВ: То есть, духовно вы оберегаете мир, можно так сказать, от вселенского зла, да?

Монах Феодох: Бог ищет повода, чтобы помиловать людей и мир. И монахи дают этот повод.

Аркадий МАМОНТОВ: Какой?

Монах Феодох: Встают, молятся, просят. И несмотря, мы достойны или нет, Бог, который Отец, хочет, ищет всех путей, как бы спасти, какой причины, — как хороший учитель, который пятерку хочет поставить, и задает легкие вопросы. Так и наши малые старания, — Бог сразу отзывается милостью и щедротами своими.

На Святую гору приезжают тысячи паломников. Здесь могут рядом стоять президенты и простые люди, они здесь все равны.

Монастырь Ватопед был создан в десятом веке.

По преданию, этому послужил один случай. Корабль с наследником византийского императора Феодосия попал в шторм. Маленького царевича Аркадия волной смыло за борт и выбросило на берег. Утром его нашли спящим под кустом. Мальчик рассказал, что он был спасен чудесным образом Богородицей. В честь спасения своего сына византийский император Феодосий Великий построил здесь храм. Потом храм стал монастырем под названием Ватопед. В переводе с греческого – «Ребенок под кустом».

Как и триста, и четыреста, и пятьсот лет назад по двору монастыря идет монах с билом, призывая братию на службу. Сегодня монастырю больше тысячи лет. Здесь ни разу не прерывалась монашеская молитва.


Фото National Geographic

Аркадий МАМОНТОВ: Мы стоим при дверях главного храма Ватопедского монастыря во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. Вход в храм – ворота пятнадцатого века — имеют глубокий смысл. Вообще, здесь все имеет глубокий смысл, а ворота тем более. Посмотрите, пожалуйста. Вот это сцена Благовещения, Архангел Гавриил, Пресвятая Богородица. Орнамент – это символ вечной Византийской империи. Эти ручки, они все из пятнадцатого века. Я просил монаха, который выходил, сколько людей касалось этих ручек? Тысячи, — он сказал, может быть, больше. Здесь находятся величайшие святыни православного мира.

Монах Феодох: Монастырь Богородичный не только потому, что здесь известных семь Чудотворных икон, хотя их больше, — но и из-за присутствия Святого Пояса. Этот Пояс с четырнадцатого века в монастыре и уже так отождествляется с нашим монастырем, что раньше ватопедцев называли «Святопоясниками» (Αγίας Ζώνης). Выносить святыню имеют право только священники.


Аркадий МАМОНТОВ: Это святыня?

Монах Феодох: Святой Пояс Божьей Матери, самая большая частица которого хранится в монастыре, — по преданию, эту частицу подарил монастырю император Византии Иоанн VI Кантакузин. И кроме этой святыни, он еще много других икон и книг, и Святых мощей передал монастырю.

Аркадий МАМОНТОВ: Батюшка, а что там на картине изображено? На фреске на этой?

Монах Феодох: Это как Божия Матерь передает свой Пояс апостолу Фоме. При Успении Божьей Матери этого апостола не было. И когда позже он пришел и хотел приложиться к ее Святому и Богоприемному Телу, когда открыли гроб, ее тело, тело Божьей Матери не нашли. Она воскресла и вознеслась на небеса, как ее Сын. И говорят, что когда она возносилась, тогда и передала пояс святому апостолу Фоме. Очень много чудес от этого Пояса. Раз Божия Матерь всю жизнь, земную жизнь, носила на себе, она еще, говорят, что была маленькая, когда сплела своими руками…

Аркадий МАМОНТОВ: Этот Пояс?

Монах Феодох: Из верблюжьего волоса, да. И соответственно, и очень много благодати, и очень много чудес от него. Исцеляет очень многих больных от самых разных заболеваний. В последние времена – многих больных раком исцеляет тоже. Особенно, как знаете все, наверное, бесплодным супругам дарит чадородие.

Эта золотая нитка, которой, по преданию, царица Зоя, жена Льва Мудрого, византийского императора, вышила весь Пояс своей рукой, потому что Пояс ее исцелил от одного хронического заболевания. Говорят, что была она одержима какой-то период и злым духом. Или говорят, что какой-то болезнью серьезной. Как бы то ни было, в знак благодарности Зоя вышила весь Пояс золотой ниткой. Раньше не записывали все чудеса. Говорили, что если все запишем, не хватит места, чтобы книги эти все поместить. А когда по просьбе населения, были случаи, пояс выносили в мир, как в этот раз в Россию, — Пояс останавливал и масштабные бедствия – такие как пожары, холеру в Константинополе, чуму, нашествие даже саранчи, — были случаи.

Пояс Богородицы был всегда при ней, когда носила под сердцем Иисуса Христа и когда убегала с ним от Ирода в Египет. Был он на ней тогда, когда Господа распинали на Голгофе, и по Воскресении Его Пояс был на Божьей Матери. На многих иконах Богородица изображена именно в этом Поясе. Христиане хранили это сокровище, несмотря ни на какие земные настроения.

Сотни лет существует в монастыре традиция: паломники, приходящие сюда, получают в подарок от монастыря вот такие пояски, освященные на Ковчеге с Поясом Богородицы.



- И маслица вот Всецарицы, которые исцеляют раковые заболевания. Держите, кто не взял. Протягивайте руку.
Аркадий МАМОНТОВ: Какая красота!
Фрески, которыми расписан Храм, — тринадцатого, четырнадцатого веков.


Аркадий МАМОНТОВ: Батюшка, знаете, как Русь принимала православие? В Константинополь когда приехали…

Монах Феодох: Такие службы вы видели?

Аркадий МАМОНТОВ: Да, послы князя Владимира в Константинополь, и присутствовали на греческой службе в Соборе Святой Софии. И когда вышли после службы, их спросили византийцы: ну как? Они сказали: «А мы не знаем, где мы были».

Монах Феодох: Это самому Владимиру сказали.

Аркадий МАМОНТОВ: Да, что мы, Владимир, то ли на небе…

Монах Феодох: «То ли на земле».

Аркадий МАМОНТОВ: «То ли на земле».

Храм очень похож на русский, однако есть одно отличие: вот эти деревянные скамьи — стасидии.

Монах Феодох: Службы долгие, это физически невозможно просто, когда бдение девять часов идет, только бдение без Литургии, – не простоять. И поэтому сидения такие. Обычно сидят на, так скажем, «верхнем этаже». Когда сидим основательно, ниже, — тогда и засыпаем легче. Поэтому говорят отцы, что более аскетично сидеть выше: и тело отдыхает, но и ум бдит все-таки, находится в трезвении, — нелегко дремать, когда он…

Аркадий МАМОНТОВ: Девять часов идет?

Монах Феодох: Да.

Аркадий МАМОНТОВ: А бывает, и шестнадцать?

Монах Феодох: Самое маленькое бдение – это шесть часов у нас. Говорим, Утреня и Великая Вечерня, Великая Утреня, без Литургии.
Дни на Афоне проходят быстро, их не замечаешь. Вот было утро, вот день. А вот уже ночь. Четыре утра. Монахи собираются на раннюю службу, она будет идти до половины девятого утра – почти пять часов. И так каждый день – они молятся за мир.


Монашеская молитва приятна Богу. Человек, старающийся бежать от страстей и предаться Божьей Воле, молится горячо, с покаянными слезами и любовью. Однако монаха, как и любого человека, подстерегает опасность. Афонская икона – «Житие истинного монаха». На ней все просто и понятно изображено. Гнев и ненависть, уныние и отчаяние, гордость и тщеславие, чревоугодие и блуд, — это те грехи, которые искушают и убивают. А чем укрепляется монах? Чистота душевная, молитва, пост. Чистота телесная, нестяжание.


Настоятелем и духовным отцом насельников монастыря вот уже двадцать один год является Архимандрит Ефрем.

Архимандрит Ефрем, игумен Священной Великой Обители Ватопед: Видите, в миру такая ненасытная корысть. Духовно больной человек постоянно хочет, и хочет, и хочет, — и не насыщается. Человеческая природа тянется к материальному, к наслаждениям. Это и корыстолюбие, и великие страсти. Монахам Господь дает добродетель нестяжательности, это обязательное предусловие для монашества.

Фото National Geographic

Аркадий МАМОНТОВ: Геронда, почему вы согласились впервые в истории отвезти в Россию Пояс Богородицы?


Архимандрит Ефрем: Это наша большая любовь к русскому народу. Здесь очень многие наши русские братья приходят в Ватопед и прикладываются к Святому Поясу с большой любовью. И всем Чудотворным иконам Божьей Матери, которые у нас здесь, в монастыре. Однажды, помню, были в Афинах и ездили в город Нафплио, который рядом.

И так как дорога была длинной, большой, остановились в доме одного знакомого, чтобы отдохнуть. И бежит один человек, приложился и начал плакать, рыдать буквально. Говорю: «Что с тобой?» Несколько минут, держа в руках Пояс, ждал, пока он придет в себя и ответит. «Я десять лет уже, — говорит, — потерял чувство обоняния, и когда приложился к Святому Поясу, почувствовал сильное благоухание». Я верю, что в православной стране России совершатся многие чудеса.

Я думаю, что приношение нашего монастыря избавит людей от многих искушений, болезней, печалей. И еще что дает Святой Пояс тем, кто к нему прикладывается, — это радость, Пасхальную радость. Потому что Святой Пояс – это не только икона Божьей Матери, — а это одежда Ее. Это тот пояс из верблюжьего волоса, к которому притрагивался Христос, когда был младенцем. Целуем вот этот самый Пояс – и берем это благословение, этот покров, эту силу Божьей Матери.
Здесь, на Афоне, видят и знают, что происходит в мире.

 
Фото Хаджи Миодраг

Архимандрит Ефрем: Сегодня добился того дьявол, что хочет человек уже дотронуться до всего, исследовать все. Но дальше человеческого мозга и исследований есть всесильная невыразимая Благодать Божия, которая приходит и делает совершенным человека. Говорит Иоанн Златоуст в одном Слове: «В церковь приходят волки и уходят овцами». Потому что Благодать Божия успокаивает человека, наполняя его.

Сегодня люди погрязли в наркотиках, плотских грехах, в анархии. Почему, думаете? У этих молодых людей очень много хороших черт и расположений. Но на них влияют разные атеистические и гуманистические теории, и их ведут на неправильный путь. Говорил Григорий Палама, что Богородица была первой монахиней после первого монаха – Иисуса Христа. Она Безмолвница. И Григорий Палама, уже основываясь на всем Святоотеческое учении, подытоживает: когда ее завели, трехлетнюю, в Святая Святых, Архангел Гавриил научил жизни аскетической, праведной, и сердечной молитве.

Она единственный человек после Бога, она Первая после Первого, которая познала, постигла весь смысл духовного закона. У нее было полное духовное знание. Никакой другой человек не имел такого. И вот она как раз и является покровительницей монашества. Она покровительница монашеского Святогорского государства. И много раз Ее видели в нашем монастыре, много раз приходила и утешала отцов монастыря. Много раз буквально дотрагиваемся до Ее присутствия здесь.

Потому что Она наша игуменья, она наша мать. И поэтому святому Петру Афонскому говорила она: «Я врач ваш. Я забочусь о вас. Я ваша покровительница». И как сказала святому Афанасию Афонскому: «Я буду заботиться о ваших житейских вещах. От монахов одного требую: сохранения, соблюдения монашеских ваших обетов». Поэтому чувствуем особенную благодать, что живем мы на Святой Горе, что в этой обители, которую Она как раз попустила, чтобы мы жили здесь. И через эти иконы видим Ее красоту духовную, Ее величие, дышим Ее святым дерзновением перед Богом. Перед Богом и Сыном своим.

Аркадий МАМОНТОВ: Геронда, не могу не задать вопрос такой: когда Вы приедете в Россию, увидите: большинство людей, которые придут к Поясу Богородицы, будут, как у нас говорят в России, «белые платочки» – женщины. Многие женщины там, в России, задавали вопрос: а почему мы не можем поехать на Афон? Они говорят: мужчины русские боялись коммунистов и не ходили в церковь, а мы, женщины, ходили всегда. Почему вот…

Архимандрит Ефрем: Это правда. Правда, что в России за семьдесят лет коммунизма те, кто удержали Церковь, — это женщины, а особенно бабушки. Которые не считались с атеистами-коммунистами, а безбоязненно учили своих внуков, детей тайному служению Богу, крестили их тайком.

На Святую Гору запрещен вход женщинам не потому, что мы пренебрегаем женским полом. Женщинами были наши матери. Но здесь место мужчин-девственников, поэтому не может женщина зайти в наш двор. Но мы выходим в мир к ним как священники. У нас много духовников-святогорцев, которые исповедуют в миру женщин. Одна журналистка сказала мне несколько лет назад: «У вас комплекс с женщинами, и поэтому вы не принимаете их». Я ей ответил: «Самое большое доказательство того, что у нас нет такого комплекса, — здесь, на Святой Горе, чтится женщина так, как нигде в мире, и эта женщина – Богородица». Мы женщин любим, мы их исповедуем, мы их укрепляем в их предназначении, чем является материнство. И здесь опять подчеркиваю, что приезд Святого Пояса в Россию совершается ради женщин.


Ватопедский монастырь – один из самых больших на Афоне. Только в год здесь принимают пятьдесят тысяч паломников. Монахи делают все сами. Их служебные обязанности называются послушаниями. У кого-то работа на кухне, у кого-то – собирать мед, следить за садом, общаться с паломниками, а у кого-то – печь хлеб.
Пекарня монастыря очень древняя. Здесь пекут хлеб по монастырским традициям.

Монах Феодох: На Воздвижение честного Креста в сентябре и на Крестопоклонную неделю в Великом посту кладут маленькую тарелочку с мукой, водой и солью. И к концу службы восходит сама. Чудотворное тесто. Это то, которое 27 сентября поднялось.
На весь год они оставляют эту тарелку с освященным тестом и добавляют частичку тогда, когда пекут хлеб. И он всходит – без дрожжей. Удивительно. На стенах пекарни висят литографии из русских монастырей на Афоне, где видно, как наш святой Сергий Радонежский печет хлеб. Это пример для ватопедских монахов. Еще одно действо, которое происходит в пекарне – это печение просфор — святых хлебов.

С апостольских времен монахи ловили рыбу на пропитание. Ранним утром они отправляются вынимать сети, по пути читают молитву.

Фото Хаджи Миодраг

- Апостолам Петру, Иакову, Иоанну, которые, забросив сеть по слову Спасителя, поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них порвалась.

Монах Нектарий: Три тонны поймали. Представьте себе, в каждой ячейке была рыба.

Аркадий МАМОНТОВ: Три тонны?

Монах Нектарий: Да, три тонны. Вот таких сетей бросали вот здесь, отсюда вот, вот здесь. Был косяк, три тонны поймали.

Аркадий МАМОНТОВ: А как давно это было?

Монах Нектарий: Вот это 2 апреля по новому стилю. Говорит, что первая неделя Великого поста. То есть было это Благовещение Пресвятой Богородицы. Так что рыбы было много для Афона. Бог в помощь.

Аркадий МАМОНТОВ: А это оценивалось как подарок свыше?

Монах Нектарий: Это чудо Пресвятой Богородицы.
Трапезная монастыря, где собираются до пятисот человек. Монахи, паломники, трудники. Питаются в монастыре два раза в сутки. По понедельникам, средам и пятницам — сухоядение, тогда только оливки, яблоки и хлеб. А в такие дни — овощная похлебка, каша, помидоры, огурцы, иногда сметана. После трапезы обязательно — благодарственная молитва. Все выходят с трапезы и попадают под благословение архимандрита.
В первый день, когда мы приехали в монастырь, увидели двух русских паломников, которые несли икону. Там было то, что дается увидеть не всем.
- Можно приложить?

Аркадий МАМОНТОВ: Ребята, а вы ее для храма приобрели?
- Да, для храма.


Аркадий МАМОНТОВ: А для какого?
- Сестрорецкий храм.

Аркадий МАМОНТОВ: Для Сестрорецкого храма, да?
- Храм Петра и Павла, это в честь моряков-подводников.

Аркадий МАМОНТОВ: А где остановились?
- Мы в каждом храме, где идем, там останавливаемся.

Аркадий МАМОНТОВ: Сколько уже паломничеств? Первый раз?
- Нет. Второй. Но по-серьезному – первый.

Аркадий МАМОНТОВ: Ребята, как вас зовут?
- Меня – Леонид.

Аркадий МАМОНТОВ: Леонид. А вас?
- Александр.

Аркадий МАМОНТОВ: Ребята, а вот такой вопрос, как вы считаете, ощущения ваши? Ребята, дальний путь такой.
- Мы делились с Леней. У меня были такие, если простым языком сказать, что по возвращении с Афона я перестал бояться умереть. То есть стало понятно, что это все есть, все это настоящее. Что благодать, которая здесь, она посещает. И возвращаешься сюда для того, чтобы эти ощущения опять поймать. Потому что мы живем в суетном мире, и он, конечно, поглощает.

Аркадий МАМОНТОВ: А здесь время, Леня, здесь время по-другому, да?
- По-другому совершенно, да. Ну, можно сказать, останавливается даже, для меня лично.

Аркадий МАМОНТОВ: А что вы сказали про благодать, Саша говорил, а вы начали говорить.
- Ну, чувствуется здесь благодать, все-таки.

Аркадий МАМОНТОВ: А вот как это, для человека, который будет нас смотреть, как это выразить словами, сможете? Что это такое – благодать?
- Ну, это такое внутреннее состояние, это словами не выразить.

Аркадий МАМОНТОВ: Не высказать?
- Не высказать, да.

Аркадий МАМОНТОВ: Может, когда сердце поет?
- Когда сердце поет, когда замирает, да. У меня это особое чувство.
Кроме Пояса Богородицы, в монастыре Ватопед находятся и другие православные святыни.
- Здесь вложена большая частица Животворящего Креста, трость, Святитель Илья Златоуст, Григорий Богослов и преподобный Евдоким, ватопедский святой.
В России мы знаем икону Всецарицы, которой молятся сотни тысяч, миллионы наших православных братьев и сестер. Вот она, в Ватопеде.

Монах Феодох: Когда рассказываем о разных иконах нашим паломникам, ну и, в частности, русским, обычно о Всецарице почти ничего не говорим. Говорим, что вот это и есть Всецарица, которую вы все знаете. Не надо много рассказывать, все ее уже знают и любят.

В России очень много списков этой иконы. Свидетельствуют очень многие, что списки этой иконы имеют ту же благодать часто, которую и первообраз. Один такой случай, тоже необычный. Один молодой человек попал в аварию очень серьезную, машина упала в какую-то бездну, не знаю, очень глубокую. И чудом спасся. Там от машины даже не осталось ничего, как он выжил, до сих пор не понятно. И вот в тот час, когда все это происходило, явилась какая-то женщина его матери, которая была очень благочестивой. Они живы, кстати. И сказала, что это я, которая спасла твоего сына.

А на вопрос матери, кто она, ответила, что она Пантанасса – Всецарица, и живет она, дословно – «проживает» даже, — в Ватопеде. И эта женщина вообще не знала, что такое Ватопед. Она, как мне сказали старшие отцы, по телефонному справочнику нашла Ватопед. Вот позвонила и рассказала отцам о случившемся. Еще говорят, что ее сын, с которым авария случилась, сейчас священник уже, после этого чуда.


Очень много случаев исцелений. В 91-ом году в Москве одного мальчика буквально воскресила бумажная копия этой иконы. У ребенка была клиническая смерть уже, сердце остановилось. И видели лучи света, исходящие от бумажной, повторю, бумажного списка этой иконы. И вот мальчик выжил.

Старец Иосиф наш назвал в свое время икону Всецарицей, не было у этой иконы названия. И когда он посмотрел на икону и не знал, как назвать, как не обидеть Богородицу – как королева сидит на престоле. И говорит: как тебя, Богородица назвать? Как, кроме царицы всех? Всецарица, Пантанасса.

Старец Иосиф вот это подчеркивал: не забывайте, что сама Госпожа Богородица сказала, что я живу, дословно «проживаю» в Ватопеде. И говорит: мимо прохожу или раз в год оживу, — говорит. То есть постоянно я там.

В знак благодарности верующие дарят Госпоже Богородице разные вещи, обычно самое дорогое, что для них есть. Драгоценные камни приносить или золото, серебро, — это значит, что даем самое лучшее, что есть у нас, Богу. И Божьей Матери, в частности. Панагия от архиереев свидетельствует о выражении их чувств благоговейных и любви к Божьей Матери. И очень часто отзывается, чтоб не сказать, что всегда.


Аркадий МАМОНТОВ: Вообще, в этом монастыре было столько благодати, столько чудесных мощей и чудесных икон, что мы не знали, куда направить камеру: все это изливалось на нас обильно.
В Ватопеде есть место, которое не каждому показывают.
- Это пергамент.
- «Милостью, милостью мой Великий Государь и Великий Князь Михаил Федорович, Всея Руси самодержец…»
- 1632 год.
- Как раз царствовал он еще.
- И печать, все сохранилось.

Аркадий МАМОНТОВ: Это не музей, это живая история.
- Вы первые русские, которые заходите сюда и дотрагиваетесь.
- Это богатство монастыря.

Аркадий МАМОНТОВ: Этому пергаменту сколько столетий?
- Тысяча семьдесят семь лет.

Аркадий МАМОНТОВ: Тысяча семьдесят семь лет? Вот здесь этому пергаменту? И в этом пергаменте говорится о том, что подтверждается сам монастырь, его существование и владение, и защита византийского императора?
- И еще подворья монастыря.

Аркадий МАМОНТОВ: Вот это история… То есть это тысяча сто лет… Тысяча сто лет…

Отец Досифей – русский монах греческого монастыря, рассказал нам удивительную историю еще об одной святыне Ватопеда.

Монах Досифей: По преданию, под этой иконой висела печать монастыря. Сели внизу, под иконой, и каждое утро монахи перед тем, как открывать монастырь, брали благословение, прикладывались к иконе, и открывали ворота монастыря. И один раз произошло чудо: Божия Матерь со Спасителем оживают на иконе, и Божия Матерь говорит: не открывайте сегодня монастырь, потому что за территорией монастыря пираты: притаились и ждут открытия, хотят попасть в монастырь, его захватить. И Спаситель, который тоже оживает на иконе, прикрывает уста Божией Матери своей рукой и говорит: не предупреждай их, они нерадивые монахи, и то, что их постигнет, это по их заслугам.

То есть Спаситель хотел прикрыть Ее уста, чтобы Она не предупреждала монахов. Она отводит ручку Спасителя и второй раз предупреждает, чтобы ворота монастыря не открывали. И когда монахи поднялись на стены монастыря, они увидели действительно, что были пираты за территорией. И когда они, по преданию, вернулись, чтобы поблагодарить Божию Матерь, они увидели чудо: что Божия Матерь изменилась со Спасителем. И после того чуда слой стены был снят, фреска, и сделана икона, которая находится сейчас в отдельной часовне. А здесь написали тот образ, который был до чуда.

Хранится икона в маленькой часовенке на втором этаже храма.

Монах Досифей: Да, вот эта икона, с которой произошло чудо. Я напоминаю, что это настенная фреска. И она считается нерукотворной, потому что изменилась чудесным образом. Лик Спасителя, видите, более суровый, грозный такой, и Божия Матерь отводит ручку Спасителя от своих уст, чтобы предупредить монахов, чтобы они не открывали монастырь. И вот интересна вот эта вот панагия, на ней изображается как раз эта икона, «Отрада и Утешение». Русская панагия.

День заканчивается. Потом снова – удар била, сбор на службу и начало духовной брани о спасении души человеческой. И так изо дня в день, год за годом, столетие за столетием на Афоне протекает монашеская жизнь.
psm 12/09/12 #205 12/09/17

Комментариев нет:

Отправить комментарий