2 августа 2012 г.

Структура электроэнергетики Индии

Министерство энергетики Индии является главным органом государственной власти, отвечающим за развитие электроэнергетики в стране и формирование энергетической политики. Реализация внутренней энергетической политики на уровне штатов страны находится в компетенции правительств 28 штатов Индии.
 
Тарифы на производство электроэнергии генерирующими компаниями, принадлежащими государству, и на передачу электроэнергии по магистральным сетям  устанавливаются Центральной регулирующей Комиссией Индии. На региональном уровне деятельность энергокомпаний регулируется 28 соответствующими государственными регулирующими Комиссиями штатов.
 
34% генерирующих активов контролируется Правительством  Индии на национальном уровне. Наиболее крупные  генерирующие компании – Национальная гидрогенерирующая корпорация, Атомная энергетическая корпорация Индии, Национальная теплоэнергетическая корпорация.
 
На уровне отдельных штатов  Правительство Индии владеет 52,5 %  генерирующих компаний и распределительными компаниями.
 
Под контролем государства находится национальная корпорация PowerGrid of India, отвечающая за функционирование и развитие  национальной энергосистемы.
 
13,5 % генерации в энергокомпаниях на уровне штатов принадлежат частным владельцам. 
структура Китая

Реформа отрасли
На протяжении последних десятилетий Правительством Индии взят курс на либерализацию и приняты меры для стимулирования частных инвестиций в электроэнергетику при сохранении государственного регулирования этой отрасли.
 
Закон об Электроэнергии, принятый в 2003 году, стал основным государственным актом реформирования электроэнергетики. Положениями этого закона отменены требования обязательного лицензирования проектов строительства генерирующих объектов, созданы условия для развития конкуренции и привлечения иностранных инвесторов, запущены процессы разделения по видам деятельности и допуску частных инвесторов в сектора отрасли.
Следующими инициативами, реализованными на национальном уровне, стали:
  • Программа по национальной энергетической политике (2005), положившая начало созданию конкурентных рынков электроэнергии в Индии;
  • Программа электрификации аграрных районов (2005);
  • Правила открытого доступа (2008), узаконившие отделение права собственности на системы электропередачи от функций по управлению режимами энергосистемы;
  • Запуск торгов на первой энергетической бирже (2008)
  • Национальный план действий в отношении климатических изменений (2008), предусматривающий развитие рынка электроэнергии, вырабатываемой ВИЭ, и рынка энергоэффективности на площадках энергетических бирж;
  • Правила работы рынков электроэнергии (2010), ориентированные на развитие электроэнергетики Индии в условиях конкуренции на рынках электроэнергии, улучшение энергоснабжения и защиту интересов потребителей;
  • и продвижение конкуренции
 
В соответствии с планом Правительства «Энергия для всех к 2012 году» установленная мощность электростанций Индии должна возрасти до 200 ГВт к 2012 году с существующих 145 ГВт и достичь уровня 400 ГВт к 2020. Согласно этому плану ожидается, что половина инвестиций в электроэнергетику будет сделана частными инвесторами – как в генерацию, так и в системы передачи и распределения электроэнергии.
 
В целях привлечения частных инвестиций в электроэнергетику Правительством Индии выпущено специальное Руководство, определяющее правила и условия участия частных инвесторов в проектах по генерации, передаче и распределению электроэнергии.
 
 
Торговля электроэнергией получила определение как отдельный вид деятельности в Законе об Электроэнергии, принятом в 2003 году.
 
Для развития торговли электроэнергией установлены следующие этапы:
  • Определение соответствующей регулирующей Комиссией тарифа на продаваемую электроэнергию по формуле «издержки производства  + нормативная доходность»;
  • Определение тарифа на основе конкурсных торгов;
  • Ценовая конкуренция производителей электроэнергии и открытие рынка.
 
На первом этапе Центральной Регулирующей Комиссией установлены долгосрочные тарифы на контрольный период с 01.04.2004 по 31.03.2009 и контрольный период с 01.04.2009 по 31.03.2014 для находящихся под контролем государства электростанций – на производимую электроэнергию, и для Системного оператора Power Grid – на передачу электроэнергии и диспетчеризацию.
Государственными регулирующими Комиссиями большинства штатов тарифы на производство и распределение электроэнергии для государственных предприятий, управляемых на уровне штатов, и на продажу электроэнергии потребителям устанавливаются ежегодно, за исключением нескольких штатов, которые с принятием Закона об электроэнергии в 2003 г. перешли на формирование среднесрочных тарифов на трехлетний срок.
 
В соответствии с Законом об Электроэнергии для реализации второго этапа развития торговли электроэнергией Правительством Индии разработаны подробные рекомендации по формированию тарифов на основе проводимых конкурсных торгов на закупку электроэнергии. Дополнительно предусмотрено расширение сроков действия лицензий с одного года до семи лет и введены правила выдачи лицензий на срок более семи лет.
 
С июня 2002 года в Индии начала функционировать Энергетическая торговая корпорация Индии (PTC), основным видом деятельности которой на первом этапе являлась закупка излишков электроэнергии у генерирующих компаний и последующая продажа дефицитным вертикально-интегрированным энергокомпаниям штатов по экономически обоснованной стоимости, обеспечивающей оптимальное соотношение интересов продавцов и покупателей электроэнергии.
 
PTC не имела в собственности ни генерирующих, ни сетевых активов и функционировала в качестве единственного поставщика, минимизирующего финансовые и операционные риски покупателей и продавцов электроэнергии, путем гарантий своевременной оплаты производителям электроэнергии и гарантий исполнения обязательств по поставке электроэнергии покупателям.
Стоимость услуг PTC определялась в виде фиксированной платы за поставку мощности или в процентах от стоимости поставляемой электроэнергии и заранее известна как покупателям, так и продавцам, что обеспечивает прозрачность и предсказуемость формирования цен на электроэнергию.
 
С целью стимулирования реализации долгосрочных проектов строительства генерирующих мощностей PTC организовала заключение многолетних контрактов под будущие поставки электроэнергии в форме Соглашений о закупке электроэнергии.
 
Эти Соглашения заключены, как правило, с несколькими покупателями на 80% будущих поставок электроэнергии (20% зарезервированы для продажи на спотовом рынке) и признаны кредитными организациями как финансовые гарантии возврата кредитных средств для проектов в электроэнергетике.
 
27 июня 2008 года в соответствии с решением Центральной регулирующей комиссии в Индии начала свое функционирование Первая общеиндийская энергетическая биржа, через которую в настоящее время продается 94% электроэнергии, вырабатываемой на территории 23 штатов страны, в том числе по срочным недельным и месячным контрактам.
 
С октября 2008 года в Индии начала функционировать Вторая общеиндийская  энергетическая биржа, основной задачей которой стало развитие торговли электроэнергией между штатами страны, что позволило вовлечь в торговый оборот 6 % от производимой в стране электроэнергии.
 
Основными биржевыми инструментами в настоящее время являются:
  • контракты «на сутки вперед»;
  • ежедневные срочные контракты на недельные и месячные периоды до даты поставки электроэнергии.
В соответствии с принятыми в последнее время решениями обе биржи должны быть преобразованы в единую Национальную энергетическую биржу, которая должна начать свою деятельность в 2011 году. Основным регулирующим органом единой биржи станет Федеральная комиссия по форвардным рынкам.
Источник: np-sr.ru
* * *

Комментариев нет:

Отправить комментарий