После получения Индией независимости в 1947 году
Джавахарлал Неру считал главной задачей обеспечение страны нефтью и
газом. Неру и его соратники понимали, что без поддержки дружественных
государств им не справиться с отсталостью и бедностью.
Н.П. Запивалов
В эти трудные моменты именно Советский Союз протянул руку помощи
индийскому народу, несмотря на трудное для себя время – в стране шло
восстановление народного хозяйства после Великой Отечественной войны.
По просьбе индийского правительства в декабре 1955 года в Индию была командирована группа советских специалистов-нефтяников (Н.А. Калинин – опытный геолог-нефтяник, руководитель группы, Н.П. Чунарев – геофизик, Э.И. Тагиев – буровик). В течение пяти месяцев эта группа детально изучала геолого-геофизические материалы в Геологической службе Индии (г. Калькутта). Были проанализированы многие осадочные бассейны страны, и разработан пятилетний план геологоразведочных работ на нефть и газ на 1956-1960 годы.
Выводы западных специалистов, приглашенных для рассмотрения и экспертизы проекта были отрицательными. Но Индия пошла своим путем, полностью доверившись российским экспертам. В августе 1996 года была создана Государственная комиссия по нефти и природному газу (ONGC). До начала сотрудничества с Советским Союзом Индия потребляла 5,5 млн т нефти; весь этот объем импортировался. Однако всего за 10 лет (на 1 декабря 1966 года) было открыто 13 нефтяных и газовых месторождений, подготовлены промышленные запасы нефти в объеме 143 млн т, добыча нефти составила более 4 млн в год. В Индии трудились более 750 лучших советских специалистов-нефтяников. К 1982 году в Государственной индийской корпорации работало уже 25 тыс. человек, в том числе 1,5 тыс. специалистов с высшим образованием, многие из них обучались в советских ВУЗах. Было открыто 60 месторождений нефти и газа с запасами нефти 515 млн т (в том числе на море – 250 млн т), газа – 400 млрд м3; 24 месторождения были введены в эксплуатацию. Индия стала нефтяной державой.
Современная нефтяная Индия
Территория Индии составляет 3,2 млн км2, что равняется территории Западной Сибири. Из 26 осадочных бассейнов пока только в шести установлены промышленные запасы нефти и газа. Характерно, что 56% всех перспективных площадей бассейнов относятся к морским акваториям, из них значительная часть (1,35 млн км2) – к глубоководному сектору. В настоящее время в Индии действуют более 20 конкурирующих государственных и частных национальных нефтегазовых компаний, выполняющих, как правило, полный цикл работ – от разведки до переработки; непосредственно разведкой и добычей занимаются более 100 сервисных компаний, крупнейшими из которых являются Государственная корпорация по нефти и газу (ONGC), Reliance (Reliance Industries Ltd.), Gail (Gail India Ltd.) и Oil India (Oil India Ltd).
Флагман индийской энергетики
Лидирующие позиции в разведке и добыче нефти удерживает Государственная корпорация по нефти и газу (ONGC), отметившая свое 50-летие в 2006 году; ей же принадлежит инициатива по поиску альтернативных источников энергии. ONGC открыто 367 нефтяных и газовых месторождений, из них 233 на суше и 134 на море. Общая добыча составила: нефти – 790 млн т, газа – 460 млрд м3. В настоящее время эта компания добывает 80% всей индийской нефти. В распоряжении ONGC 140 наземных буровых и ремонтных установок на суше, 30 морских буровых установок, а также 81 морская платформа и 59 судов различного назначения. Кроме того, компания располагает более 22 тыс. км морских, включая 4,5 тыс. км подводных, трубопроводов.
Особого внимания заслуживает нефтегазовая «интервенция» Индии в других странах. Для этой цели создано специальное подразделение ONGC Videsh Company (OVL), осуществляющая 38 проектов в 18 странах.
В России индийская компания участвует в одном проекте на Сахалине, но в 2008 году она приобрела 15 месторождений и участков в Томской области, фактически купила британскую компанию Imperial Energy, которая владела этими месторождениями. Сумма сделки составила $2,5 млрд. Таким образом, ONGC пришла в Западную Сибирь, чтобы добывать здесь нефть и газ.
Такая широкая «экспансия» объясняется тем, что Индия пока не может удовлетворить полностью свои потребности в собственной нефти и прилагает все усилия для энергообеспечения своей страны. Потребление энергии в Индии к 2030 году возрастет в 3,6 раза. Этот показатель превышает рост энергопотребления в любой другой стране мира – даже в Китае он должен увеличиться в 3,2 раза.
Перспективы развития альтернативных и возобновляемых источников энергии
Индия реализует все свои возможности для получения дополнительных источников энергии. На прошедшей конференции и выставке Petrotech-2009 были представлены следующие направления:
1.Метан из угольных пластов. Уже есть несколько пилотных установок и промышленных предприятий в Центральной и Восточной Индии. Предполагается получить 1,24 млрд м3 газа до 2012 года. Будет пробурена 1 тыс. скважин.
2.Подземная газификация угля. В штате Гуджерат (Vastan) выбрана территория для пилотного проекта, уже пробурено 18 скважин. Предположительно, будет добыто около 3 млрд м3 газа.
3.Ветроэнергетика. Индийский ветроэнергетический комплекс имеет установки суммарной мощностью 8800 MW (март 2008). В штате Гуджерат есть станции мощностью более 50 Мегаватт.
4.Газогидраты. В принципе, это углеводородный потенциал акваторий, но он относится к альтернативным источникам в силу недостаточно изученных условий образования метан-гидратных скоплений и отсутствия методов и технологий освоения таких месторождений. Возможность получения огромных углеводородных масс из газогидратных образований приковывает внимание многих компаний к этому источнику. В индийских водах работает специальное судно Joides Resolution для постоянных исследований. Установлено, что имеются мощные газогидратные толщи (более 130 м) в бассейне Кришна Годавари (Бенгальский залив) и самые глубоководные (более 600 м ниже уровня моря) на Андаманских островах.
Сегодняшняя ресурсная оценка акваторий Индии составляет около 200 трлн м3 углеводородных газов, включая газогидратные скопления. Особенно перспективными считаются Андаманские острова, где запасы гидратного газа оцениваются в 6 трлн м3. Правительство Индии разработало национальную программу по газогидратам, нацеленную на разведку и освоение ресурсов газогидратов в стране.
5.Водородная энергетика. Эти разработки получили в Индии широкое развитие. Проводятся эксперименты, строятся заводы по производству водородных топливных элементов. Особое внимание уделяется переводу транспортных средств на водородное топливо, так как 40% углеводородных продуктов в стране поглощает транспорт.
6. Солнечная энергетика. На многих домах, особенно в горных районах, устанавливаются солнечные батареи.
7. Приливная энергетика и подводные течения. Проект реализован в заливе Кач (юго-запад Индии).
8. Использование биомассы и отходов для получения хотя бы небольшого количества энергии тоже не остается без внимания.
20 августа 2007 года в Дели премьер-министр Индии открыл научно-исследовательский Энергетический центр ONGC, в задачу которого входит:
– разработка термохимического реактора для получения водорода;
– разработка гео-био реакторов;
– проект биосинтеза метанола;
– участие в разработке мембранных топливных батарей;
– солнечная энергетика;
– урановая тематика.
Кроме того, в Индии по-прежнему используются традиционные возобновляемые виды топлива. В частности, для удовлетворения бытовых потребностей в качестве топлива широко используются сухой навоз (кизяк) и древесина. По мнению экспертов, на долю этих видов топлива приходится более 20% всей потребляемой в Индии энергии. В Гималаях ячий кизяк, сгорая, дает удивительно приятный дым, напоминающий ладан. В целях более рационального потребления кизяка в последние годы расширяется производство из него энергетического биогаза.
Любое увеличение энергетического потенциала – это выживание, независимость и процветание каждой нации (сообщества) в системе хаотической глобализации. Индия сегодня использует все свои возможности для получения дополнительных источников энергии. Большое внимание уделяется возобновляемым и альтернативным источникам, и к 2030 году энергопотребление в стране планируется увеличить более чем втрое – до 400.000 MW.
А как же обстоят дела в России?
В отношении ситуации с альтернативными и возобновляемыми источниками хотелось бы процитировать некоторые выдержки из недавней статьи Н.М. Байкова (ИМЭМО РАН) «Перспективы развития альтернативных источников энергии в мире». Для общего понимания ситуации достаточно двух ее заключительных положений:
1.«Несмотря на огромные запасы энергии из возобновляемых источников в нашей стране, оцениваемые примерно в 4.6 млрд т. у.т в год, что в пять раз превышает объем ежегодного потребления первичных энергоресурсов, пока отсутствуют программа развития ВИЭ и правовая база для их освоения. До настоящего времени отсутствуют стимулы для развития этого направления. Нет координирующего центра, объединяющего разрозненные разработки. В концепциях РАН РФ, ведущих институтов, отраженных в программе «Экологически чистая энергетика» (1993 год) практически отсутствует стратегия полномасштабного перехода на ВИЭ».
2.«В настоящее время в России работает одна ГеоТЭС» (Паужетская на Камчатке мощностью 11 МВт), одна приливная электростанция (Кислогубская мощностью 450 кВт), 1,5 тыс. ветроустановок мощностью 0,1-16 кВт, 50 микроГЭС мощностью 1,5-10 кВт, 300 малых ГЭС, солнечные фотоэлектрические станции общей мощностью около 100 кВт, солнечные коллекторы площадью 100 тыс. м2, 3 тыс. тепловых насосов мощностью 8-10 МВт, что примерно в 30 раз меньше, чем в США. Если не принять соответствующие меры, то это может негативно отразится на экономическом развитии страны». (Есть информация о том, что на Камчатке работают еще две геотермальные электростанции – 12 МВт и 50 МВт на Мутновском месторождении. – прим. авт.).
В России 20 млн домов все еще отапливаются дровами. В связи с этим следует подчеркнуть, что практически в любой точке нашей страны можно использовать тепло Земли. Глубинная геотермика, и гидротермальные ресурсы в частности, могут стать важной составной частью энергетического баланса многих регионов России, включая даже Ханты-Мансийский автономный округ.
В Геологическом институте РАН составлена карта «Перспективные гидротермальные провинции России». Эксперты-геотермики утверждают, что горячие подземные воды могут конкурировать с углем и нефтью. Ресурсы геотермальной энергии разделяются на гидротермальные и петротермальные. По самым скромным оценкам прогнозные запасы термальных вод с температурой 40-250 °С в недрах РФ (до 3 км) составляют 21-22 млн м3/сут, что эквивалентно 45-280 млн т.у.т. в год. Прогнозные запасы паровоздушной смеси с температурой 150-250 °С на Камчатке и Курилах составляет 500 тыс. м3/сут. Петротермальная тепловая энергия составляет 99% от общих ресурсов подземного тепла в РФ. На глубине до 4-6 км горячие породы с температурой 100-150 °С распространены почти повсеместно. Общий ресурс тепловой энергии, запасенной в 10-километровом слое Земли эквивалентен тепловому потенциалу сжигания 34,1*109 млрд т.у.т. , что в несколько тысяч раз больше теплотворной способности всех известных запасов топлива на Земле. (Данные по геотермике Земли приводятся на основании исследований известного российского ученого, д.г-м.н. Дучкова А.Д.)
Есть примеры использования горячих подземных вод в Новосибирской и Омской областях. Оконешниковская гидротермальная зона охватывает Татарский, Усть-Тарский, Баганский и даже Северный и Кыштовский районы Новосибирской области, а также юго-восточные районы Омской области. Воды на глубине 1 000-1 200 м. (Покурская свита, мел) имеют пластовую температуру 60-65 °С, и температуру на поверхности 45 °С. Отдельные здания отапливаются этой водой. Есть также примеры использования тепловых насосов (теплотрансформаторов), разработанных в Академгородке г. Новосибирска.
Разумеется, надо быстрее решать, как сегодня и в перспективе обогреть самую холодную страну – Россию – собственным теплом. Но для этого необходимы хорошая научная база и геологические исследования, иначе, как говорил Д.И. Менделеев: «Без светоча науки и с нефтью будут потемки».
Комментариев нет:
Отправить комментарий