23 июля 2017 г.

24 июля - 215 лет со дня рождения Александра Дюма (старшего)


Алекса́ндр Дюма́ (фр. Alexandre Dumas, père; 24 июля 1802, Вилле-Котре — 5 декабря 1870, Пюи) — французский писатель, чьи приключенческие романы сделали его одним из самых читаемых французских авторов в мире.
Автор около 1200 романов и драм. Среди произведений - воспоминания, путевые очерки, газетные статьи, новеллы, повести, исторические, историко-авантюрные и приключенчески романы, драмы, комедии: "Три мушкетера" (Les trois mousquetaires, 1844; часть 1 трилогии о мушкетерах),
"Двадцать лет спустя" (Vingt ans apres, 1845; часть 2 трилогии о мушкетерах), "Виконт де Бражелон, или Десять лет спустя" (Dix ans plus tard ou le Vicornte de Bragelonne, отдельное издание томов 1-3: 1848 - 1850; часть 3 трилогии о мушкетерах), "Королева Марго" (La Reine Margot, 1845; часть 1 трилогии о Генрихе Наваррском), "Граф Монте-Кристо" (Le Comte de Monte-Christo; первая глава - 28 августа 1844; отдельное издание: 1845 - 1846), "Госпожа де Монсоро" (La Dame de Monsorean, отдельное издание: 1846; часть 2 трилогии о Генрихе Наваррском), "Сорок пять" (отдельное издание: 1847 - 1848; часть 3 трилогии о Генрихе Наваррском), и много-много ещё...  Список произведений Александра Дюма
* * *
Не  все знают, что Александр Дюма (старший) был квартероном, то есть в его венах текла кровь, на четверть являющаяся негритянской. Его бабушка была негритянкой, а дед — французским генералом.
* * *
 
Автор "Трех мушкетеров" обрел вечный покой в главном некрополе Франции - парижском Пантеоне.

Пантеон. В конце апреля 2002 года президент Франции решил положить конец спорам о том, велик ли Александр Дюма и место ли ему в Пантеоне и издал указ о переносе праха Дюма, захороненного рядом с родителями в Виллер-Коттре, где писатель родился 24 июля 1802 года, в место последнего упокоения самых великих сынов Франции. 30 ноября 2002 г. перенос праха А.Дюма в Пантеон состоялся.

Ночью 28 ноября прах Дюма вернулся туда, куда он сам никогда и не думал вернуться, в его владение, шато Монте-Кристо, построенное им по собственному проекту под Парижем, у излучины Сены в Пор-Марли… Здесь президент общества друзей Александра Дюма, Дидье Декуан, открыл торжественную церемонию, а в два по полудню замок был открыт для публики. В восемь вечера Общество Друзей Дюма провело закрытый мемориальный вечер. Были прочтены отрывки из Золотой Книги, составленной как из отрывков произведений Дюма, так и из отзывов о нем; прозвучала музыка, вдохновленная его произведениями. В субботу 30 ноября мушкетеры вынесли гроб из белого дуба, накрытый синим бархатом, на котором серебром был вышит бессмертный девиз мушкетеров "Один за всех, все за одного" (по-французски, как ни странно для нас, это звучит в обратном порядке) - "Один за всех и все за одного" (“Tous pour un, un pour tous “) с останками писателя из замка, и в сопровождении эскорта республиканской конной гвардии, двинулись к Парижу. В полдень в Люксембургском саду, что напротив Пантеона, в задании Сената, Верхняя палата,(Haute Assamble), отдала дань памяти писателю. Тысячи парижан столпились в Латинском квартале от Сената, вдоль ограды Люксембургского сада и до самого Пантеона. Это люди разного возраста, разных культур и рас, но у всех в руке по книге со знакомыми с юных лет названиями: "Шевалье де Мезон-Руж", "Кин", "Жозеф Бальзамо", "Сорок пять", "Королева Марго", "Граф Монте-Кристо" и, уж конечно, "Три мушкетера". В шесть вечера торжественная процессия по центральной аллее сада двинулась к улице Сюфло (Rue Souflot) и Пантеону. Район был оцеплен к пяти часам вечера. Пришедшим на последнее свидание с писателем рекомендовалось держать в руках одну из его книг. В 18.15 на улице Сюфло появилась повозка "театра Александра" с актерами, представляющими его героев. Церемония началась с постановок ранних пьес Александра Дюма, которые были показаны на площади перед Пантеоном. Более ста актеров в костюмах героев Дюма, декламировали фрагменты из его произведений. Там же находился оркестр - барабанщиков. Четверо избранных, пронесли гроб с останками Дюма к колонам Пантеона, освещенного в сине-бело-красные цвета. Их эскортировали четыре мушкетера, чьи имена нам всем известны. Оркестр республиканской гвардии и хор озвучили своды храма. В семь вечера, Марианна, женщина-символ Франции, верхом на белом коне проследовала за гробом писателя в раскрытые врата Пантеона. Прозвучала оратория, написанная в честь Дюма; она состояла из четырех частей, посвященных: человеку дара, человеку страсти, человеку действий и свободному, человеку… Президент республики произнес речь. (Ходили слухи, что президент настолько любит писателя, и для церемонии хотел даже переодеться в одежды мушкетера (конечно, Д'Артаньяна) и сопровождать прах, но будто бы в последний момент его отговорили). В семь тридцать был оглашен последний текст: письмо Виктора Гюго - Дюма-Младшему, дань его таланту и мужеству. Двери Пантеона закрылись, и в наступивших сумерках Латинский квартал вернулся к обычной жизни, и возможно призраки героев Дюма, Д'Артаньян, в первую очередь, назначившему свидание для первой дуэли мушкетерам короля буквально за углом, на рю Сан-Жак, явятся к колоннам храма с последним поклоном. Со дня смерти писателя прошло уже больше 137 лет. Почитатели Дюма обвиняли литературный мир в снобизме, из-за которого писатель так долго оставался непризнанным. Они уверяли, что его творения игнорировались литераторами потому, что были слишком популярны. Несмотря на то, что такие его романы как "Три мушкетера" и "Граф Монте-Кристо" являются признанными шедеврами мировой литературы, в течение долгих лет некоторые критики считали его произведения недостаточно глубокими. Но теперь Александр Дюма занял свое место рядом с другими великими французскими писателями и стал шестым, после Вольтера, Руссо, Гюго, Мальро и Золя, писателем и семидесятым французом, удостоившимся государственных похорон по высшему разряду, хотя и через 132 года после своей смерти, но ровно через 200 после рождения. Два дня Пантеон был открыт для всех желающих, после чего могила в крипте, между надгробиями Гюго и Золя, приняла своего именитого постояльца.  

Пантеон.

Что же представляет собой Пантеон, место упокоения лучших из лучших? Собор, возведенный в 1789 году - как раз в канун революции - на месте древней церкви Святой Женевьевы, покровительницы Парижа, изначально планировался Людовиком XV как католический храм. Любопытно, что, даже став революционным некрополем, Пантеон (в переводе с греческого "место, посвященное богам") потом не раз менял свое назначение: то опять становился церковью, то вновь превращался в светский мавзолей. А в дни Парижской коммуны был даже ее штабом. 

Архитектор Пантеона Жак Жермен Суфло воплощения своего проекта так и не дождался. Утверждают, что зодчий умер, не выдержав борьбы с противниками проекта, которые доказывали, что строить на холме Святой Женевьевы столь масштабное сооружение (длина 110 метров, ширина 84, высота 83 метра) невозможно. Холм был частично полым: еще древние римляне устроили тут карьеры для добычи глины. Но храм построили - и какой! Его купол над "барабаном" из колонн, ставший самой высокой точкой Парижа, послужил моделью Капитолия в Вашингтоне и Исакиевского собора в Санкт-Петербурге. Скульптурные группы на фронтоне работы Давида л'Анже венчают надпись: "Великим людям - благодарное Отечество". Скульптор получил указание: сюжеты должны подходить для любых политических режимов. Поэтому тут изображены и аллегории Родины, Свободы и Истории, и ученые с философами, и Наполеон с барабанщикомЙ По преданию, л'Анже наделил последнего внешностью Андре Этьенна, старого императорского барабанщика. Однажды крестьянин приехал в Париж и увидел себя на барельефе рядом с Бонапартом. Это так потрясло экс-барабанщика, что он скончался на месте. В Пантеоне, понятно, его не захоронили.

Тем не менее в на холме Святой Женевьевы Дюма встретила пестрая компания. Помимо пяти писателей - Вольтера, Жан-Жака Руссо, Виктора Гюго, Эмиля Золя и Андре Мальро - из 70 национальных героев, покоящихся в Пантеоне, у французов на слуху максимум половина. Даже в энциклопедических словарях нет ни малейшего упоминания, скажем, о мадам Бертло - единственной женщине, прописавшейся в усыпальнице великих сынов Франции. Кто знает, что была она женой химика Марселена Бертло? Тут же захоронены останки четырех десятков знатных людей Первой империи, две третьих которых известны лишь историкам. Рядом сердце премьер-министра Леона Гамбетта, саркофаги ученого Пьера Кюри и президента Раймона Пуанкаре, изобретателя азбуки для слепых Луи Брайля и аббата Грегуара. Полное отсутствие какой-либо системы - парижский некрополь вовсе не аналог Кремлевской стены. 

Сначала места в Пантеоне распределялись по решению Национальной ассамблеи, а руководство этого шумного парламента менялось в зависимости от направления революционного ветра, дувшего над Францией. Начиная же с 1918 года решение о "пантеонизации" принимает президент по рекомендации депутатов, сенаторов или академиков. Но, как известно, у каждого хозяина Елисейского дворца свои советники и свои пристрастия. Так, Шарль де Голль в 1964 году организовал с подачи министра культуры Андре Мальро (тоже позднее "прописавшегося" в Пантеоне) церемонию захоронения праха Жана Мулена, одного из героев антигитлеровского Сопротивления, расстрелянного нацистами. А Франсуа Миттеран начал в 1981 году свой президентский путь с пышного переноса в Пантеон останков вожака французских социалистов начала XX столетия Жана Жореса. Надо отдать должное Жаку Шираку: в отличие от его предшественников он не стал придавать "пантеонизации" политическую окраску, выбрав в герои Дюма-отца, фигуру безусловную.



Кстати, случалось и такое, что останки национального героя с триумфом вносили в Пантеон для того, чтобы через некоторое время с не меньшим энтузиазмом выбросить его прах на соседнее кладбище Сент-Этьен-дю-Мон. Первым столь неблагодарная участь постигла Мирабо. В 1791 году 400 тысяч человек шли за катафалком первого оратора Учредительного собрания, которого решено было захоронить в Пантеоне. А через два года они же обвинили Мирабо в измене... Еще один временный обитатель Пантеона - Марат. Ему - страдающему экземой коренастому коротышке, неплохому врачу и блестящему журналисту - поклонялись, на него чуть ли не молились. От него зависели судьба страны и жизни ее граждан. Но июльским вечером Шарлотта Корде положила конец одному из якобинских диктаторов: он был зарезан в собственной ванне. Через год гроб с прахом Марата, красочно покрытый пунцовыми полотнами, повезли через весь Париж к Пантеону. Торжество было невероятным, поистине всенародным! Три месяца спустя та же самая толпа, которая с триумфом внесла Марата на своих плечах в Пантеон, выбросила его труп на улицу. Молва утверждает, что даже голодных кладбищенских собак не прельстили останки того, кого многие десятилетия приказано было называть не иначе как кровожадным злодеем.

Александра Дюма-отца, впрочем, эти тягостные исторические реминисценции не касаются: на Олимпе Истории он не квартирант, а полноправный обитатель. Подписывая этой весной указ о переносе праха великого романиста в Пантеон, Жак Ширак, фанатичный поклонник литературы, не скрывал своего энтузиазма. Было заметно, что президент, повидавший за долгую политическую карьеру многое, заметно волновался, возглавляя процессию, вносившую прах хозяина "Монте-Кристо" в Пантеон. Ширак прекрасно понимал глубокий политический смысл этого действа. Не зря же он произнес: "Читать и чтить Дюма - значит любить Францию".
 * * *

Дюма, Александр (отец) (ВИКИПЕДИЯ)

* * *

Комментариев нет:

Отправить комментарий