23 января 2018 г.

Зачем им государство?

В последнее время Биньямин Нетаниягу чуть ли не в каждом публичном выступлении призывает главу автономии Махмуда Аббаса вернуться к переговорам. Свои призывы израильский премьер подкрепил несколькими, очень серьезными шагами — заявил о готовности (на определенных условиях) признать палестинское государство и заморозил на 10 месяцев строительство в поселениях. Тем не менее, все его призывы остаются безответными. Почему? Отсутствие желания у руководства автономии возобновить переговоры с Израилем вызвано целым рядом причин. Перечислю некоторые из них.
 
В интервью, опубликованном в иорданской газете «А-Дустур», один из лидеров автономии Саид Арикат сказал следующее — «Куда привели нас переговоры с израильтянами? Сперва они говорили, что максимум позволят нам управлять больницами и школами. Затем израильтяне выразили готовность отдать нам 66 процентов оккупированной территории. В Кемп-Дэвиде они дошли уже до 90 процентов, а сегодня речь идет о 100 процентах. В свете всего этого нам нет никакого смысла спешить».
 
Действительно, зачем спешить, к 100 процентам территории уже прибавилось и замораживание строительства поселений. 
 
 
Доктрина «салями», провозглашенная Ясером Арафатом, гласит — «Сначала следует мирным путем, кусок за куском получить у израильтян то, что они готовы отдать сами, а затем силой отобрать оставшееся». Доктрина не была отменена после заключения ословских соглашений. Наоборот, они стали впечатляющей демонстрацией ее реализации. 
 
Сменивший Арафата на посту председателя автономии Махмуд Аббас продолжает действовать в соответствии с духом доктрины «салями». Несмотря на приписываемые Аббасу умеренность и либерализм, именно под его председательством года прошел летом этого шестой съезд ФАТХ, принявший следующее постановление — «Вооруженная борьба является нашей стратегией, а не тактикой. Вооруженная революция арабского палестинского народа является решающим фактором в борьбе с присутствием сионистов на нашей земле. Эта борьба будет закончена только после тотального уничтожения сионистского образования и полного освобождения всей Фалястын».
 
 План раздела Палестины в канун войны за независимость, 1947-й год.
 
Отсутствие желания у руководства автономии вернуться к переговорам вызвано и надеждами на помощь президента Хусейна Обамы и лидеров Евросоюза. Кое-кто в палестинском руководстве рассчитывает, что, если переговоры не возобновятся, то, в конце-концов, американцы и европейцы примирятся с односторонним провозглашением государства. Правда, попытка Швеции уже сегодня признать такое государство в границах 1967 года и со столицей в Иерусалиме, потерпела фиаско. Но, следует учитывать, что это была всего лишь первая попытка.
 
 Линия прекращения огня 1949-й год
 
В августе нынешнего года премьер-министр автономии Салам Файяд заявил, что в течение двух лет автономия построит государственные структуры будущего палестинского государства. В конце процесса, когда структуры будут созданы, а на переговорах с Израилем не будет достигнуто соглашения, правительство автономии провозгласит в одностороннем порядке создание палестинского государства в Иудее, Самарии и Газе со столицей в восточном Иерусалиме.
 
 
Первой же акцией этого государства будет просьба о его признании международными организациями. Учитывая автоматическое большинство, которым располагают арабы в ООН, это признание будет получено. 
 
Какую угрозу представляет для Израиля такой ход развития событий? Один из высокопоставленных представителей израильского МИДа считает, что в одностороннем провозглашении имеются положительные стороны. То, что палестинское государство будет признано международными организациями, мало что изменит в статусе палестинцев. Уже сейчас у них есть свой наблюдатель в ООН, к которому все относятся, как к послу суверенного государства. Что же касается дипломатических связей, то сегодня автономия имеет свои посольства в большем числе государств, чем Израиль.
 
Но зато, по мнению чиновника, в случае превращения автономии в государство, палестинцы не смогут далее выставлять себя в качестве несчастных жертв оккупации. Палестино-израильский конфликт превратится в спор между двумя странами по поводу границ и территории. А таких конфликтов в мире сотни.
 
Очень хотелось бы верить этому чиновнику. Но история еврейского государства не дает для этого повода. До сих пор палестино-израильский конфликт коренным образом отличался от всех остальных конфликтов. Мир признал территориальные изменения, произошедшие после Второй мировой войны. Никто сегодня не помнит, что Кенигсберг испокон веку принадлежал Германии, а не России. И что Гданьск до 1945 года назывался Данцигом. А Львов всегда был во владении не Украины, а Австро-Венгрии (затем Польши) и носил имя Лемберг. Кто помнит, что Субботица и Нови-Сад до Второй мировой принадлежали не Сербии, как сегодня, а Венгрии? 
 
Мир давно забыл о перекройке карты Европы. Да и не только Европы. Но лишь об одном он не может забыть — об оккупации Израилем палестинских земель. Не может, несмотря на то, что никакой оккупации нет и в помине — ведь палестинского государства, как, собственно, и палестинского народа, никогда не существовало.
 
И никто не помнит, что Британия получила мандат от Лиги наций на бывший турецкий вилайет на основании декларации лорда Бальфура, в которой он от имени правительства Его Величества обязался создать на территории этого вилайета национальный дом для еврейского народа. Никто не помнит, что Британия почти сразу же после получения мандата, нарушив свои обещания, создала на большей части вилайета новое, никогда ранее не существовавшее государство — Иорданию.
 
Не нужно много времени, чтобы докопаться до истинной причины столь странных забывчивости и злопамятности мира по отношению к еврейскому государству. Имя этой причины — антисемитизм нового типа, который в современной литературе получил определение, плохо звучащее по-русски — антиизраилизм. 
 
Поэтому вряд ли можно согласиться с доводом высокопоставленного дипломата. Но другие его рассуждения заслуживают внимания. Так, например, он считает, что одностороннее провозглашение государства официально прекратит действие ословских соглашений, запрещающих подобные шаги, как израильтянам, так и палестинцам. В ответ Израиль сможет провести ряд акций — скажем, аннексировать большую часть Иудеи и Самарии.
 
Кроме того, весьма сомнительно, что даже такие друзья палестинцев, как французы или испанцы поддержат их акцию. Ведь с автономии могут взять пример баски и корсиканцы, и в одностороннем порядке тоже провозгласить независимость. А что уж говорить о таких регионах России, как Татарстан или Чечня? У признания европейскими странами самостоятельно провозгласившего себя государства могут быть далеко идущие последствия, которые затронут территориальную целостность этих стран.
 
Министр информации и диаспоры Юлий Эдельштейн не придает угрозе одностороннего провозглашения большого значения. «Палестинцы, как всегда не пропустят возможности упустить возможность. Они уже много раз могли бы провозгласить свое государство, но не делали этого по одной простой причине — они вовсе не намерены его создавать. В отличие от курдов на севере Ирака, которые последовательно строят общенациональные институты, палестинцы не создают никаких структур. Им удобней оставаться несчастными, сирыми и убогими и обвинять во всех своих бедах Израиль».
 
В свете всего вышесказанного становится более понятным нежелание руководства автономии вернуться к столу переговоров. Кое-кто предпочитает не делать этого, поскольку израильтяне сами заламывают цену. Кое-кто все еще надеется уничтожить Израиль военным путем. А кто-то рассчитывает, что терпение у мировых держав лопнет и они согласятся на односторонне провозглашение государства.
 
Но наиболее дальновидные лидеры автономии понимают, что с созданием государства исчезнет не только адрес для обвинений. Палестинцам придется собственными руками добывать себе хлеб насущный. А вот как раз этого люди, живущие вот уже 60 лет на подачки мирового сообщества, делать не умеют. Да, наверное, и не хотят.
 
Это, по-видимому, и есть самая главная причина того, что руководители автономии не спешат на переговоры с Израилем. А вдруг евреи согласятся на их условия? Ведь тогда — страшно подумать! — жителям автономии придется засучить рукава и приняться за работу!

Давид ШЕХТЕР

Комментариев нет:

Отправить комментарий