30 ноября 2015 г.

Когда и почему появились лошади в северной Америке?


Краснокожий дикарь, украшенный орлиными перьями, верхом на горячем мустанге, давно стал символом Дикого Запада. На протяжении всей жизни персонажи книг Фенимора  Купера, Майна Рида или Карла Майя остаются для нас отзвуком забытого детства, когда мы еще были способны слышать голос природы.

На самом деле вопрос должен стоять так: когда лошади вернулись в Северную Америку? По­тому что лошади появились в Северной Америке миллионы лет назад.
 
На самом деле они вернулись в Северную Америку вместе с колонистами. 

Известно, что лошади появились в Северной Америке миллионы лет назад.


В ходе длинной истории лошади со своей североамериканской родины распространились в Южную Америку, Азию, Европу и Африку. На всех этих континентах они дали начало многим новым породам лошадей. Но во время Леднико­вого периода лошади, проживавшие в Северной Америке, вымерли. На заре цивилизации лошадей в Северной Америке не было. Они жили только в Европе, Азии и Африке.


Это действительно была лихорадка, можно даже сказать, своего рода помешательство! Индейцы, особенно жившие на равнинах, буквально потеряли голову из-за лошадей. И если в 1650 г. в их распоряжении было лишь очень небольшое количество этих животных, то спустя двадцать лет оно резко возросло.



Лошадей в Северную Америку привели с собой испанцы: в 1540 г. вице-король  Новой Испании разрешил Васкесу де Коронадо со своим отрядом перейти Рио-Гранде и совершить вооруженный рейд по неизведанной территории, лежавшей к северу от Мексики. Коронадо надеялся найти сказочные «семь городов Сиболы» , где дворцы и даже дома якобы были сделаны из золота. . 

Возможно, часть лошадей из отряда Коронадо убежала и осталась в прериях. То же самое, вероятно, произошло и во время новых походов испанцев, которые возглавляли соответственно Камускадо в 1581 г. , Эспейо в 1581–1582 гг. и Кастанья де Coca в 1590–1591 гг. Но больше всего лошадей на североамериканской территории оказалось в результате крупного похода Хуана де Оньяте в 1598 г. , в ходе которого была окончательно сформирована провинция Нью-Мексико со столицей в Санта-Фе. 

Говоря о конной культуре индейцев Равнин, имеются в виду в основном кочевые племена, более тесно связанные с лошадью и добившиеся больших успехов в этой области в силу необходимости. К ним в первую очередь относятся команчи, айова, восточные группы апаче, дакота (главным образом тетин и янктон), кору, черноногие, шатены и арапах. Все они, практически в равной мере, являлись «лошадиным народом». Именно для них лошадь играла важнейшую роль, именно на их культуру она оказала сильнейшее влияние и именно они сумели развить невероятные отношения с лошадью.
Поворотным пунктом в освоении лошади стал 1680 г. , когда индейцы пуэбло подняли восстание против хозяйничавших на их земле поработителей-испанцев, разгромили их хорошо укрепленные гарнизоны и гнали врага на юг – через Эль-Пасо и Чиуауа вплоть до самого Мехико. Все имущество испанцев, включая множество лошадей, оказалось в руках индейцев. К тому времени, как испанцы вернули контроль над этим районом в 1692 г. , индейцы пуэбло вполне овладели искусством обращения с лошадьми.


Вдоль границы между Техасом и Нью-Мексико располагается первая, «пограничная» группа индейских верховых племен: это навахо, апачи, команчи и юты. На втором «ярусе» находятся осейджи, кайовы, шайены и арапахо. На третьем – пауни, кроу, шошоны, а также сиуязычные племена, в том числе дакоты, манданы и хидатсы. Далее следуют племена, расположенные в районе американо-канадской границы и в Канаде: кри, черноногие, оджибвеи, а также неперсе – признанные мастера коневодства, известные своими великолепными лошадьми апалусской породы. Однажды появившись на территории Северной Америки, лошадь с 1650 по 1800 г. стремительно покорила весь континент, не уступая в этом по скорости автомобилю и самолету.

Родиной лошади считается Северная Америка. Около 50 млн. лет тому назад на месте нынешнего Берингского пролива после понижения уровня воды образовалась суша. По этому “ мосту ” из Северной Америки предки лошади мигрировали в Азию, потом - в Европу и Африку. Спустя 30 млн. лет на Американском материке лошади совсем перевелись, даже археологи не обнаруживают их следов. Одна из предполагаемых причин- ядовитые укусы какой- то мухи. В Америку лошадей доставили испанские конкистадоры только в ХVI в. 
Лошади появились в Северной Америке миллионы лет назад.
В ходе длинной истории лошади со своей североамериканской родины распространились в Южную Америку, Азию, Европу и Африку. На всех этих континентах они дали начало многим новым породам лошадей. Но во время Леднико­вого периода лошади, проживавшие в Северной Америке, вымерли. На заре цивилизации лошадей в Северной Америке не было. Они жили только в Европе, Азии и Африке.

Древний предок лошади эогиппус (Еоhippus), найденный в нижнем эоцене Северной Америки, был ростом с небольшую собаку, имел четырехпалые передние и трехпалые задние конечности. Коренные зубы эогиппуса были низкие с буграми на жевательной поверхности. Жил он в субтропических лесах и питался сочной растительностью. Более крупный, размером с борзую собаку, мезогиппус (Mesohippus), найденный в олигоценовых отложениях, имел уже только по три пальца на обеих конечностях, но боковые пальцы у него еще достигали земли, и коронки коренных зубов были низкие, хотя и имели плоскую, складчатую жевательную поверхность. Видимо, он жил в лесу и по образу жизни напоминал тапиров.
Испанские конкистадоры вернули лошадей в Америку. В 1519 году Фернандо Кортес привез с собой 16 лошадей, когда он плыл из Гаваны для завоевания Мексики. Де Сото доставил более двухсот лошадей, когда он высадился во Флориде в 1539 году. Еще больше этих животных было с ним, когда он двигался по реке Миссисипи в 1541 году. А Коронадо, исследовавший Юго-Запад в это же время, имел в своей экспедиции более ты­сячи лошадей.

По тем или иным причинам они уходили в прерии, дичали и на протяжении столетий размножались на воле. Так и появились в прериях табуны диких лошадей, которых прозвали мустангами. Вплоть до ХIХ века поголовье мустангов было многочисленным. Еще в 1903 году в американских прериях насчитывалось около двух миллионов диких лошадей. Но потом постепенно их истребили или одомашнили. 

Кортес и Де Сото появились верхом на великолепных берберийских и андалузских лошадях. Это были лошади, изменившие жизнь американских индейцев, живших на Великих Равнинах или возле них. Индейцы пуэбло научились ездить верхом и передали это умение другим племенам.


В ходе длинной истории лошади со своей североамериканской родины распространились в Южную Америку, Азию, Европу и Африку. На всех этих континентах они дали начало многим новым породам лошадей. Но во время Леднико­вого периода лошади, проживавшие в Северной Америке, вымерли. На заре цивилизации лошадей в Северной Америке не было. Они жили только в Европе, Азии и Африке. 

Испанские конкистадоры вернули лошадей в Америку. В 1519 году Фернандо Кортес привез с собой 16 лошадей, когда он плыл из Гаваны для завоевания Мексики. Де Сото доставил более двухсот лошадей, когда он высадился во Флориде в 1539 году. Еще больше этих животных было с ним, когда он двигался по реке Миссисипи в 1541 году. А Коронадо, исследовавший Юго-Запад в это же время, имел в своей экспедиции более ты­сячи лошадей. 

Испанские миссионеры и поселенцы, которые пришли на эти земли вслед за исследователями, добавили количество лошадей. Сначала американ­ские индейцы были напуганы этими животными, потому что они никогда ранее не видели таких созданий. Но они быстро поняли, насколько они могут быть полезными. Вскоре они начали красть их у испанцев, уводить их к себе. Племя за пле­менем становились обладателями лошадей. 

Обладание лошадьми изменило уклад жизни многих индейских племен. Благодаря лошадям они могли быстро и легко добраться до любой стоянки племени. Лошади сделали возможным преследовать стада бизонов и охотиться за любой дичью. Индейцы, обитавшие на равнинах, исполь­зовали лошадей в сражениях с другими племена­ми и в битвах против нашествия белых.


Индейское  мировоззрение

К началу освоения Америки абсолютное большинство племен находилось в состоянии равновесия с окружающей средой. Правила для них заключались в том, что межплеменные войны, хоть и были временами достаточно жестоки, не носили глобального характера, являлись лишь столкновениями  -  вполне привычным элементом племенной жизни. Впрочем, под влиянием европейцев, вытеснявших индейцев с их земель и стимулировавших межплеменные конфликты, у индейцев произошло свое Великое Переселение, но, в отличие от  европейского, оно длилось недолго, и переселившиеся племена быстро вернулись к равновесию с окружающим миром.

Индейский образ жизни был подкреплен определенного рода философией, провозглашавшей не борьбу и победу над природой, а слияние с ней, налаживание гармоничных отношений, как с внутренним миром, так и с внешним. Индейцы осознавали подвижность и вечную изменчивость природы. Человек считался неотделим от окружавшей его среды просто потому, что он сам  -  ее творение. Он ест, дышит, спит, размножается, общается и т.д. только в соответствии с законами природы, нарушение которых ведет к несчастьям, расстройствам и болезням. Индейцы рассматривали человека как часть всего мира, часть важную, но не превосходящую всех остальных. Для индейца весь мир, включая камни, деревья, реки, облака и т.д., – живой и имеет душу, равную человеческой.

Исходя из этого постулата, в индейском мировоззрении не существовало различия в понятиях «человек» и «животное». Индейцы использовали слова вроде «народ медведей», «народ оленей» или «народ лошадей». Большинство животных рождается с жизненным принципом «доверять всему, кроме того, чему есть причина не доверять». Лошади очень доверчивы, они доверчивее собак. Индеец знал, что потерять доверие лошади легко, достаточно только позволить своим эмоциям взять верх и ударить лошадь по голове, и она никогда больше не позволит человеку коснуться головы. Или доверие может быть потеряно, если лошадь растянет сухожилие после спуска с крутого холма. В любом случае, доверие между лошадью и наездником было нарушено наездником. Каждое действие отражало полное доверие индейца к окружающей Природе, и обман расценивался как нечто невероятное.

Гармония  -  основное понятие индейской философии. Общаясь с лошадью, человек пытается вернуть ощущение Гармонии. Баланс  -  одно из качеств Гармонии. В индейских представлениях о мире все сбалансировано. Подобно тому, как важно для лошади иметь правильный баланс и уметь сохранять его, так и всаднику важно уметь держать равновесие и управлять своим телом. Баланс  -  это такое положение тела, когда присутствие всадника на спине лошади почти не ощущается. То есть человек должен слиться с конем в единое целое, ощущать его, как свое собственное тело, и при этом,  чтобы конь чувствовал то же самое. Индейцы понимали, что при правильном балансе человек и лошадь чувствуют себя спокойно и расслаблено. Ни сила, ни цепкость не помогут удержаться на коне и в жизни, если отсутствует баланс.  Поэтому индейцы учились ездить верхом без седла. Седло  -  вещь нужная и полезная, но пользоваться им, как и любым инструментом, нужно правильно. С одной стороны, хорошо подобранное седло защищает спину лошади от веса всадника. С другой - оно препятствует поступлению множества сигналов от всадника к лошади, и наоборот. Баланс, которому человек учится, сидя в седле,   -  это не сам баланс, а стремление к достижению баланса.

Все верования, все идеи  индейцев обязательно обретали материальную форму либо в виде изделий, песен и танцев, либо в виде реальных дел, в частности, общения с лошадьми. Они  верили, что лишь лошадь может указать человеку на потерю Гармонии. Индейцы считали, что любовь и дружба между человеком и лошадью возможны; это и есть наиболее естественные отношения, как между братьями или родственниками.

Согласно мифологии племени апаче, Творение длилось четыре дня. В первый день были созданы стихии и небесные светила, на второй день  -  рептилии и насекомые, на третий  -  четвероногие, в том числе и лошади, а человек появился самым последним. Вывод из этого следующий: подобно тому, как головной мозг формируется последним, но отвечает за жизнь всего организма и духовный рост личности, так и человек, обладающий этим даром, должен оберегать природу, помогать ее развитию. Но все же он  самый младший и самый слабый, поэтому часто, по причине своего бессилия, становится агрессивным. Шаманы, знавшие людей и лошадей, считали, что причина грубости некоторых людей и применение ими плеток и «железа» в том, что человек негармоничен, он слаб и боится собственной слабости, и злится на собственное бессилие объяснить что-то лошади. Такому человеку, прежде чем подходить к лошади, нужно восстановить свою гармонию с миром.

Индейские шаманы понимали, что человек  -  самый зависимый из всех живых существ, как в физическом, так и в психологическом плане. Его мозг  -  совершенный инструмент, но, к сожалению, человек не умеет им пользоваться и нередко становится рабом с детства заложенных в него представлений и комплексов. Вот почему, согласно мифологии, Великий Дух попросил всех остальных животных, на правах старших братьев, помогать человеку жить в этом мире. Некоторые из них приносят себя в жертву ради процветания или обучения человека. И поэтому он должен помнить, что он не хозяин мира, что рожден последним и живет только благодаря помощи и состраданию других живых существ.

Индейцы были убеждены, что как человек, так и лошади ценят терпение и уважение. Уважение  -  одна из главных индейских добродетелей, значение которой трудно переоценить. Белый человек обычно подразумевал, что в понятии «уважение» есть некоторый элемент страха («боится  -  значит, уважает»), но индейцы вкладывали в него несколько иной смысл. В индейском понимании уважение  -  это, прежде всего, принятие природы другого существа, будь то человек или животное, а не проецирование на него собственных иллюзий. Как только человек ставит кого-то ниже себя, он теряет уважение, и ему отвечают либо сопротивлением, либо подчинением, но никогда сотрудничеством.

С искренним уважением они относились к своим лошадям. Особым уважением (но не благоговением или заискиванием) окружались боевые и охотничьи пони  -  товарищи по оружию. Их раны, полученные в бою, почитались наравне с боевыми заслугами самих воинов, а уставшие после трудной бизоньей охоты пони несколько дней отдыхали в прерии. Садясь верхом на боевого или охотничьего коня, индеец обычно понимал, для чего это ему нужно: для обучения или охоты. На них старались не садиться и не кататься ради удовольствия. Верховые и вьючные лошади жили в более трудных условиях: они перевозили людей и грузы на большие расстояния и помногу работали, но это было необходимо для выживания, поэтому индейцы также старались относиться к ним бережно. Жители Равнин знали, что лошадь  -  существо хрупкое. По этой причине, увеличивая поголовье своих табунов, они стремились равномерно распределять работу среди большого количества лошадей, и животные могли в достаточной мере отдыхать, гулять, пастись и общаться в табуне. Впрочем, индейцы любили скачки, но даже здесь умные владельцы ограждали своих лошадей от излишних нагрузок. В этом тоже заключалось уважение к лошади.

Уважение напрямую связано с благодарностью. Старейшины племен учили, что благодарность должна сквозить в каждом действии человека, в каждом его слове, в каждой мысли, только тогда он сможет постичь истинную сущность вещей. Правильное сочетание уважения, настойчивости, уверенности и доверия  -  основа взаимоотношений.

Понимание законов природы невозможно без развития наблюдательности. Наблюдательность была жизненно важна для индейцев. Благодаря невероятно развитой наблюдательности и способности индейцев к поэтическим сравнениям в культуре племен лошадь заняла важное место не только как друг и помощник, но и как мифологический и психологический символ. В мифах и легендах индейцев лошади описываются как великолепные животные с красивыми длинными гривами, развевающимися на ветру, и хвостами, слегка касающимися земли.

Основа жизни для лошади  -  движение. В день дикая лошадь проходит до тридцати километров, и только в движении она остается здоровой и сильной. Точно так же движение является основой жизни Вселенной и человека, то есть без духовного продвижения человек фактически мертв. Индейцы во многом разделяли взгляды даосских мудрецов.

Лошади любят свободу. Вероятно, индейцы согласились бы с высказыванием Кришнамутри: «Не бывает так, что сначала идет дисциплина, а потом свобода; свобода  -  есть самое начало, а не конец». Будучи сами людьми свободолюбивыми, они понимали, что лошадь  -  одно из самых свободолюбивых созданий на земле. Как говорили древние, если ангела держать взаперти, он превратится в демона. Физиология и психика лошади устроена так, что ограничение свободы разрушает ее больше, чем тяжелый труд.

Как ни парадоксально, несмотря на то, что лошадь  -  чрезвычайно свободолюбивое существо, она нуждается в табуне. Мало того, лошади конфликтны и миролюбивы одновременно. В индейской философии нет противопоставлений  -  качества и свойства не противостоят друг другу, а дополняют. Точно так же стадность и индивидуализм дополняют друг друга. Во время общения с лошадью вы должны  в  нужное время быть то мягким, как женщина, то непреклонным, как воин. Остается лишь правильно определить наступление этого времени.
Каждый человек сам выстраивает свои отношения с лошадью: как научишься обращаться с ней, так и будет. Или еще можно сказать: «Жизнь такая, какой ты ее себе представляешь», что справедливо и для лошади. Если вы уверены, что жизнь плоха, вы будете видеть только плохое. Если вы уверены, что ваша лошадь глупа и агрессивна, вы получите именно такую лошадь. Индейцы убеждены, что человек отражается в лошади, как в воде, что истинная суть человека видна в обращении с лошадью, как в зеркале. Каким бы ни старался человек казаться среди своих друзей и родственников, то, как он обращается с лошадью, покажет его настоящую внутреннюю природу. Злому, трусливому, жестокому или глупому человеку (в частности тому, кто не видит боли лошади или не старается ее понять) нельзя доверять: в критический момент на него нельзя положиться.

Лошади добрые, умные, любопытные и контактные, они легко обучаются и готовы дружить с человеком. Лишь он сам портит отношения как с лошадьми, так и с Природой. При взаимодействии с лошадью нужно следовать ее природе; не бороться с нею, а направлять. Человек должен наблюдать за лошадьми, как и за миром, изучать его, чтобы совершенствоваться. Бенни Смит, один из немногих представителей династии «заклинателей», доживших до наших дней, индеец племени чероки, говорил: «Все они разные, очень разные. У каждой свой характер. Ты должен уметь проникнуть в природу лошади».
Джон Мэнчип Уайт ::: Индейцы Северной Америки. Быт, религия, культура

Появление лошади сделало успешней не только охоту и все, что с ней было связано, но и значительно облегчило для индейцев всю их жизнь в целом.

Времена, когда до крови стирали ноги во время утомительных длительных переходов, ушли в прошлое. К. Уисслер писал в этой связи: «Появление этого нового средства передвижения внесло больше изменений в жизнь индейцев, чем изобретение автомобиля в наши дни… Перед ними расширились горизонты, жизнь стала значительно более разнообразной и интересной, принесла новый опыт и впечатления; появилось больше свободного времени; наконец, замедлилось распространение занятий, связанных с оседлым образом жизни».

К сожалению, хотя это событие позволило добывать продовольствие на значительно более обширной, чем прежде, территории, а также внесло в жизнь свежую струю и сделало ее более интересной и разнообразной, оно имело и серьезные отрицательные побочные эффекты. Теперь, во время одного охотничьего сезона, племя с легкостью покрывало расстояние в 800 км, в то время как раньше оно было в состоянии преодолеть расстояние в 10 раз меньшее. Такая мобильность приводила к увеличению вторжений на территории соседних племен и, как следствие, к росту вражды и междоусобиц. Племена, которые и до этого были воинственными и занимались грабежом, теперь стали еще более агрессивными. Это событие подтолкнуло ряд племен, занимавшихся сельским хозяйством, оставить это требующее кропотливого труда и заботы занятие; охваченные ражем «лошадиной лихорадки», они вышли на большую дорогу и стали на путь грабежа и разбоя. Однако самое худшее состояло в том, что самые распущенные и разнузданные племена, в которых возобладало разрушительное, «фаустовское» начало, стали яростно и неистово истреблять бизонов только лишь для того, чтобы дать выход своей разрушительной энергии, так сказать, для удовольствия. Эта бессмысленная бойня серьезно сократила поголовье и существенно подорвала важнейший для индейцев источник продовольствия.

Это действительно была лихорадка, можно даже сказать, своего рода помешательство! Индейцы, особенно жившие на равнинах, буквально потеряли голову из-за лошадей. И если в 1650 г. в их распоряжении было лишь очень небольшое количество этих животных, то спустя двадцать лет оно резко возросло. Лошадей в Северную Америку привели с собой испанцы: в 1540 г. вице-король Новой Испании разрешил Васкесу де Коронадо со своим отрядом перейти Рио-Гранде и совершить вооруженный рейд по неизведанной территории, лежавшей к северу от Мексики. Коронадо надеялся найти сказочные «семь городов Сиболы», где дворцы и даже дома якобы были сделаны из золота, а богатство их могло сравниться с богатством недавно покоренной испанцами империи инков. Коронадо не нашел Сиболы, поскольку ее просто не существовало.

Поход Коронадо сопровождался тяжелыми боями; ему и его отряду пришлось вынести все трудности напряженных и тяжелых переходов, пока они достигли территории современного Канзаса. Оттуда Коронадо вернулся в Мехико, получив смертельную травму – его лягнула лошадь.

Возможно, часть лошадей из отряда Коронадо убежала и осталась в прериях. То же самое, вероятно, произошло и во время новых походов испанцев, которые возглавляли соответственно Камускадо в 1581 г., Эспейо в 1581–1582 гг. и Кастанья де Coca в 1590–1591 гг. Но больше всего лошадей на североамериканской территории оказалось в результате крупного похода Хуана де Оньяте в 1598 г., в ходе которого была окончательно сформирована провинция Нью-Мексико со столицей в Санта-Фе.

Индейцы, впервые увидев людей верхом на лошадях, были так же напуганы, как и ацтеки, впервые увидевшие верховых испанцев из отряда Кортеса в 1519 г. Им казалось, что и человек, и лошадь представляют собой единое существо – наподобие кентавра. Поэтому, как и ацтеки, они в панике бежали. Столкнувшись с лошадьми уже позднее, они поначалу не испытывали никакого желания ездить на них; в период с 1600 по 1680 г. индейцы, судя по всему, употребляли в пищу тех бесхозных лошадей, которых им удавалось поймать. Позднее, однако, они поняли, что лошадей можно с большой пользой использовать на охоте, а также в качестве тягловой силы.

Поворотным пунктом в освоении лошади стал 1680 г., когда индейцы пуэбло подняли восстание против хозяйничавших на их земле поработителей-испанцев, разгромили их хорошо укрепленные гарнизоны и гнали врага на юг – через Эль-Пасо и Чиуауа вплоть до самого Мехико. Все имущество испанцев, включая множество лошадей, оказалось в руках индейцев. К тому времени, как испанцы вернули контроль над этим районом в 1692 г., индейцы пуэбло вполне овладели искусством обращения с лошадьми.

На востоке индейцев познакомили с лошадьми английские и французские переселенцы. Для рыбаков, земледельцев и лесных охотников этих районов лошади не играли сколько-нибудь серьезной роли, поскольку местные природные условия не были благоприятны ни для разведения лошадей, ни для их использования. Лошади стали настоящей страстью для индейцев прерий и центральных районов; они предпочитали породы лошадей, выведенных испанцами, добывая их в Техасе и Нью-Мексико: лошадей либо покупали, либо крали.

Вдоль границы между Техасом и Нью-Мексико располагается первая, «пограничная» группа индейских верховых племен: это навахо, апачи, команчи и юты. На втором «ярусе» находятся осейджи, кайовы, шайены и арапахо. На третьем – пауни, кроу, шошоны, а также сиуязычные племена, в том числе дакоты, манданы и хидатсы. Далее следуют племена, расположенные в районе американо-канадской границы и в Канаде: кри, черноногие, оджибвеи, а также неперсе – признанные мастера коневодства, известные своими великолепными лошадьми апалусской породы. Однажды появившись на территории Северной Америки, лошадь с 1650 по 1800 г. стремительно покорила весь континент, не уступая в этом по скорости автомобилю и самолету.

Почему-то считается, что индейцы не пользовались седлами. Это не так. Многие племена делали европейского типа седла из шкур, причем в своей собственной своеобразной манере, с изысканно разукрашенными тороками по бокам лошади. Также не соответствует действительности утверждение, что верхом ездили только мужчины. В некоторых племенах среди женщин и девушек встречались так же страстно преданные лошадям и умевшие так же искусно с ними обращаться, как и мужчины.

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий