Герметизм — учение эпохи эллинизма и поздней античности, вобравшее в себя высочайшие достижения мысли Древнего Востока. В книгах Гермеса Трижды Величайшего посвященному открываются все тайны мироздания.
Согласно книгам Гермеса, вначале существовал горний свет (верховный ум). Затем появился мрак (косная материя), «страшный и угрюмый, скрученный спиралью и уподобившийся дракону. Далее мрак превратился в жидкое естество, возмущенное, испускающее дым, как от огня, издающее неописуемо ужасный стонущий звук. Затем из него вырвался нечленораздельный крик — голос самого огня...»
Согласно книгам Гермеса, вначале существовал горний свет (верховный ум). Затем появился мрак (косная материя), «страшный и угрюмый, скрученный спиралью и уподобившийся дракону. Далее мрак превратился в жидкое естество, возмущенное, испускающее дым, как от огня, издающее неописуемо ужасный стонущий звук. Затем из него вырвался нечленораздельный крик — голос самого огня...»
Верховный ум разделил это «жидкое естество» на четыре первоэлемента: огонь, воздух, землю, воду. Тогда же был создан космос: «Разум же, будучи обоеполым, будучи сам жизнью и светом, родил другой разум — Демиурга. Он — бог огня и духа — сотворил семь распорядителей, что кругами охватили весь чувственный мир. А распорядок их именуется судьбой, или же роком...»
Настало время произвести на свет человека. Последний стал эманацией (истечением) верховного ума. Происхождение человека таково, что он двойствен по своему естеству: бессмертен благодаря душе и разуму, унаследованному от первочеловека («антропоса»), и смертен из-за своей неразрывной связи с миром косной материи, прахом, перстью.
Согласно учению Гермеса Трисмегиста спасение для человека заключается в познании — гнозисе собственной божественной части и уподоблении таким путем богам. После смерти душа посвященного возносится к своему первоисточнику, проходя через семь ступеней очищения, поэтапно очищаясь от влечения (энергии роста), злости, обмана желаний, гордости власти, нечестивой дерзости, алчности и наконец лжи. Эти семь сфер обнимают все бытие. В их границах происходит падение и возвышение человеческих душ. Семь Гениев (семь лучей Света) господствуют над одной ступенью жизни души, ее восхождения к высотам познания.
Ближайший к дольнему миру Гений — Луна. Она управляет рождением и смертью. Луна освобождает душу из оков телесности, притягивает ее к своей бледной поверхности.
Над Гением Луны помещается сам Гермес-Меркурий, указывающий своим жезлом-кадуцеем путь душам, которые поднимаются либо спускаются вниз.
Еще выше — блистательная Венера-Исида, дочь Гермеса Трижды Величайшего. Она держит в руке зеркало любви, в котором души узнают и тут же забывают друг друга.
Над ней Гений Солнца освещает Вселенную факелом вечной красоты.
Выше — Марс потрясает мечом беспощадного Правосудия.
Над ним на сияющем престоле Юпитер возносит скипетр Высшего Разума.
И на самой границе Вселенной Сатурн несет державу всемирной Мудрости.
Откровения Гермеса Трижды Величайшего могут показаться далекими от целей практической магии и представляющими лишь сугубо исторический интерес. Далее приводится цитата из трактата «Дева Мира», авторство которого приписывается самому Гермесу.
Существует много категорий богов, и в каждой имеется постигаемая часть. Не следует думать, что боги не входят в поле нашего чувственного восприятия. Наоборот: мы познаем их иногда лучше, чем все видимое, осязаемое, имеющее запах.
Существуют боги превыше всех образов. Они неописуемы, их деяния поддаются лишь приблизительному толкованию.
После них идут боги, имеющие свое начало в духовности. Они разумны и имеют двоякое происхождение. Все вещи проявляют они посредством разумной природы, и каждый из них освещает свои труды с помощью другого.
Высочайшее существо неба — Зевс, дарующий жизнь всем вещам.
Высшая сущность Солнца — свет. Благодаря солнечному диску наши глаза пользуются светом дня.
Тридцать шесть неподвижных звезд имеют главой Того, Кто обладает всеми формами, ибо дает божественные формы различным образам.
Семь блуждающих планет, или сфер, подчиняются Судьбе и Року, которые поддерживают постоянство законов природы среди беспрерывных превращений и вечного движения.
Эфир, находящийся везде и нигде, есть орудие, посредством которого все создается.
По Гермесу, демоны не представляют собой отдельной категории существ: у них нет особого тела, сделанного из особого вида материи, ими движет не душа, как это бывает с человеком, — это лишь силы Тридцати Шести Деканов. Кроме того, Деканы рассыпают по земле Семена, именуемые танами, которые могут как исцелить, так и погубить.
Такие знания необходимы адепту практической магии, ведь, зная устройство Вселенной, легче выбрать правильное решение, действие. Недаром герметизм сыграл основополагающую роль в становлении и развитии астрологии, ритуальной и церемониальной магии, космологии (учении о строении Вселенной), космогонии (учении о происхождении Вселенной) и прочих дисциплин, так или иначе касающихся глубочайших тайн бытия.
Элифас Леви в своей книге пишет, что универсальный ключ магических работ — это ключ древних религиозных догм, ключ Каббалы и Библии, маленький ключ Соломона. Последний ключ являет собой иероглифический и абсолютный цифровой алфавит, с помощью картинок и цифр выражающий цепочку универсальных и абсолютных идей; а также шкалу из десяти цифр, усиленную четырьмя символами и связанную двенадцатью фигурами, представляющими двенадцать знаков Зодиака и плюс четыре гения сияющих вершин. Так, символическая четверка, представленная в загадках Мемфиса и Фив четырьмя формами сфинкса —человеком, орлом, львом и быком, — соответствует четырем элементам старого мира. Воду символизирует чаша, которую держит человек; воздух — нимб вокруг головы орла; огонь — дрова, которые его питают, и плодоносящее дерево; и, наконец, солнце — скипетр власти, которую олицетворяет лев; землю — меч Митры, который ежегодно приносят в жертву священного быка, кровь которого дает живительную силу плодам земля.
Колесница Гермеса покоится на двух сфинксах. Четыре этих символа составляли священное Слово — «Ио Эвохе», составленное из начальных букв: Иод — символ виноградной лозы, скипетр Ноя, позднее — Бог Хе — тип чаши винопития и символ материнства, а также Свет Славы; Bay, соединяющее эти буквы, — это знак триады в Божественном Слове (в Индии — фаллос), Вечная Любовь, буква-мать. Позднее это слово произносили: «Иод Хе вау Хе». Священнослужители высшего ранга общались с Господом, сидя за золотым столом с четырьмя символами, или сфинксом с головой быка и крыльями орла с помощью Терафима (на иврите это означает «иероглифы»), Урима и Туммима (верх и низ, восток и запад, да и нет) и посредством Эфода (магический квадрат из двенадцати чисел и двенадцати слов, вырезанных на драгоценных камнях). Священные слова и знаки были и на золотых табличках или фигурках. Эфод представлялся двумя ониксами; левый обозначал Гедула, или жалость и великодушие, правый — Гебура — правосудие и гнев. Если знак Льва оказывался по левую сторону оникса, то священнослужитель так читал «пророчество»: «Слуги Господа рассержены на Иуду». Позднее появились карты Таро — рисунки двадцати двух Старших Арканов и четырех тузов Таро, на которых предсказывали судьбу. Без Таро древних магия — закрытая книга, без них невозможно проникнуть в великую тайну Каббалы.
Наука — это небесная тригонометрия. Одной стороной абсолютного треугольника является Природа, другой — Душа, третьей — Абсолют. Судить и наказывать грешников может только Высший Разум. Жизнь — это поле сражения. Таково значение философских догм Гермеса.
ДЕКАНЫ — деканы появились в Древнем Египте не позднее сер. II
тыс. до н. э. Первоначально они не имели ничего общего ни с Зодиаком
(которого в ту пору египтяне еще не знали), ни с астрологией вообще. Эти
36 звезд (или групп звезд), которые образовывали на небе пояс, не
совпадающий с зодиакальным, были предназначены для календарных целей и
измерения времени в течение ночи. Первым деканом был Сопт (Сириус), с
восходом которого начинался религиозный новый год (см.: Египетский
календарь). За каждым деканом было закреплено определенное божество,
изображение которого мы видим, например, на внешнем краю круглого
Зодиака в Дендере (см.: Дендерский Зодиак). В эллинистическую эпоху,
когда в Египет проникли вавилонские представления о Зодиаке и двенадцати
зодиакальных знаках, деканы соотнесли со знаками Зодиака и назначили им
управляющие планеты. Изменения затронули и божества деканов: в трудах
Гермеса Трисмегиста они превратились из божков, властвующих над
временем, в могучих властителей людских судеб (см.: Гении деканов).
Сегодня известны две системы управления деканами. Первая, дошедшая до
нас в изложении Фирмика Матерна, основана на т. н. «халдейском ряде»
(Сатурн, Юпитер, Марс, Солнце, Венера, Меркурий и Луна). Управителем
первого декана знака Овна (с которого начинается Зодиак) является Марс,
второго — Солнце, третьего — Венера, первого декана Тельца — Меркурий,
второго — Луна. После Луны следуют Сатурн, Юпитер и т. д. Почему счет
начат с Марса (из середины ряда), не совсем ясно. Возможно, это связано с
тем, что Марс имеет в Овне свой дом (см.: Дома планет) или с тем, что
Марсу посвящен месяц март, в котором Солнце вступает в знак Овна.
Согласно второй системе, называемой «индийской», планета, имеющая дом в
данном знаке Зодиака, управляет его первым деканом, а вторым и третьим
управляют планеты того же тригона в порядке, соответствующем ходу знаков
Зодиака. Например, деканами Овна управляют Марс (дом в Овне), Солнце
(дом в Льве) и Юпитер (дом в Стрельце). Первой системой пользуется
классическая астрология, второй — эзотерическая. Деканы так же, как и
знаки Зодиака, использовались и используются при составлении гороскопов и
для всех видов прогнозирования, а в сочетании с учением о домах (см.:
Дома небесные) — для целей медицинской астрологии. Деление Зодиака на
деканы встречается и в астрологических теориях народов Дальнего Востока и
Юго-Восточной Азии, т. к. астрологические воззрения этих народов имеют
общие корни с эллинистической и египетской астрологией. Используемый до
сих пор счет времени декадами (десятидневками) восходит к представлению о
деканах.
Комментариев нет:
Отправить комментарий