9 ноября 2017 г.

10 ноября 1982 года ушел из жизни лидер Союза Советских Коммунистических Республик (ССКР, бывш. СССР)

10 ноября исполнится 35 лет, как умер (в 1982 году) Брежнев. Не много людей сейчас живет на территории СССР, которые жили в то время сознательной жизнью. Всё дальше в историю уходит Советский Союз, социализм, и почти наступивший в 01.01.1980 г. коммунизм.
***
31 декабря 1979 года – за пять минут до наступления Нового, 1980-го года, советский народ с Новым Годом поздравил лично Генеральный секретарь ЦК КПСС, Председатель Президиума Верховного Совета СССР Леонид Ильич Брежнев. Это было немного необычно – последние несколько лет поздравления от его имени читал диктор Центрального телевидения Игорь Кириллов. 

Поначалу ничего странного, однако, в поздравлении не было. Леонид Ильич упомянул о том, что Советский Союз оказал братскую интернациональную помощь Демократической Республике Афганистан, отчитался об успехах Союза за прошлый год в промышленности, сельском хозяйстве и культуре. Сказал о том, что Москва будет встречать в будущем году Олимпийские игры.

Когда до наступления 1980-го года осталась всего одна минута, Леонид Ильич посмотрел с экрана на многомиллионный советский народ, сидевший за празднично накрытыми столами у телевизоров и сказал: 

- Как вы помните, товарищи, на 22-м съезде наша партия приняла программу построения основ коммунистического общества и пообещала, что нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме. Не скрою, многие считали, что это обещание невыполнимо. Но мы, коммунисты, привыкли отвечать за сказанное. И выполнять обещанное. Так нас учил Владимир Ильич Ленин, так мы и живем. Я хочу вас обрадовать, дорогие товарищи…

Леонид Ильич сделал паузу, откашлялся:
- С 1 января Нового, 1980-го года, наша страна переходит к коммунизму. Поздравляю вас, товарищи. Сразу после новогодних праздников Центральный комитет обратится в Верховный совет СССР с предложением о переименовании нашей страны в Союз Советских Коммунистических Республик. Ну а пока - с Новым Годом, дорогие товарищи!
Сегодня уже не все поймут эту шутку, которую напечатал сайт  communist-sf.livejournal.com:

От Львова до Владивостока, от полярных станций на Новой Земле до города Кушка на юге в стране наступила тишина. По телевизору играл гимн Советского Союза, но миллионы людей сидели неподвижно у своих телевизоров, забыв даже открыть бутылки «Советского шампанского».
***
Да, многие ждали примерно такого выступления от первого секретаря державы-империи... Но не сложилось. 

Секретарь умер через менее как 2 года, а вся материальная база была поделена между имущими до неё доступ. Последние остатки за последующие 15 лет были разделены между сильными братками, которые не стеснялись убивать себе подобных и тем паче не подобных прямо на улицах, в парках, на стройках, в постелях вместе с супружницами и любовницами... с детьми или без оных. Да, Хрущевско - Брежневский коммунизм как-то не сложился... А ведь подготовили развал СССР не новые русские! Они ж только во-время оторвали свой маленький кусочек во время, когда надо было на кого-то слить вину за происходящее! Аналитические органы КПСС (в том числе ушедший вы подполье комитет ГБ) давно сделали выводы , что пора делать ноги вместе с "золотом партии" . А это почти тот же фонд, что и золото 3-го Рейха. (плюс/минус разные хозяева, но не идеология).
* * *

Как мы жили при коммунизме. История последней модернизации страны


8 февраля 2008 г. на расширенном заседании Государственного совета тогдашний Президент России Владимир Путин произнес речь, в которой обозначил стратегические задачи развития страны до 2020 г. До сего дня ничего столь же амбициозного российскому налогоплательщику российская же власть не предъявляла. В последний раз здесь с высокой трибуны нечто подобное озвучивалось без малого пятьдесят лет назад…

В октябре 1961 г. на XXII съезде была принята III Программа КПСС, главная идея которой выражалась во фразе: «Нынешнее поколение советских людей будет жить при коммунизме». При этом указывался срок завершения «развернутого строительства коммунизма» - 20 лет. Для большинства этот документ остался еще одной сумасбродной идеей Н.С. Хрущева. К сожалению, такого взгляда придерживаются далеко не одни лишь обыватели, распространено такое мнение и в среде профессиональных историков. Моше Левин писал, что для подобных историков «исследование Советского Союза чаще всего подменяется антикоммунизмом» (1). Думается, что все-таки сегодня с легкостью отбрасывать опыт Советского Союза - непозволительная роскошь…

Из всех официальных документов, созданных советской властью, III Программа КПСС наиболее четко и конкретно говорила о коммунистическом будущем. Никита Хрущев отмечал: «Общие принципы коммунизма были сформулированы классиками марксизма-ленинизма, и они нашли отражение в проекте Программы. Но проект Программы не ограничивается воспроизведением этих принципов, он раскрывает реальную картину коммунистического общества, наполняет общие принципы конкретным содержанием» (2).

В Программе было зафиксировано определение коммунизма, призванное как раскрыть его сущность, так и указать на то, как же его наконец достигнуть. Поскольку данное определение является концентрированным выражением всего второго раздела Программы КПСС, следует процитировать его полностью: «Коммунизм – это бесклассовый общественный строй с единой общенародной собственностью на средства производства, полным социальным равенством всех членов общества, где вместе с всесторонним развитием людей вырастут и производительные силы на основе постоянно развивающейся науки и техники, все источники общественного богатства польются полным потоком и осуществиться великий принцип “от каждого по способностям, каждому по потребностям”. Коммунизм — это высокоорганизованное общество свободных и сознательных тружеников, в котором утвердится общественное самоуправление, труд на благо общества станет для всех первой жизненной потребностью, осознанной необходимостью, способности каждого будут применяться с наибольшей пользой для народа» (3).

Предполагалось, что есть три группы задач, которые необходимо решить на пути к коммунизму: создание материально-технической базы коммунизма; развитие коммунистических общественных отношений; воспитание нового человека. Более развернуто эти идеи озвучил Никита Хрущев, выступая на XXII съезде КПСС. Построение коммунизма означает следующее: «…в области экономической будет создана материально-техническая база коммунизма. Советский Союз превысит экономический уровень наиболее развитых капиталистических стран и займет первое место в мире по производству продукции на душу населения, будет обеспечен самый высокий жизненный уровень народа и будут созданы условия для достижения изобилия материальных и культурных благ;

- в области социальных отношений будет происходить ликвидация существующих еще остатков различий между классами, слияние их в бесклассовое общество тружеников коммунизма, в основном будут ликвидированы существующие различия между городом и деревней, а затем между физическим и умственным трудом, возрастет экономическая и идейная общность наций, разовьются черты человека коммунистического общества, гармонично сочетающего в себе высокую идейность, широкую образованность, моральную чистоту и физическое совершенство;
- в области политической это означает, что все граждане будут принимать участие в управлении общественными делами, в результате широчайшего развития социалистической демократии общество подготовится к полному осуществлению принципов коммунистического самоуправления» (4).

Главной экономической задачей партии и советского народа на ближайшее время являлось создание материально-технической базы коммунизма. Одной из черт в образе строящегося коммунизма, без сомнения, был индустриальный характер будущего общества. Заводы и фабрики должны были стать той почвой, на которой вырастут плоды всеобщего благосостояния. Предприятия коммунистической эпохи, созданные с учетом научных достижений и оснащенные по последнему слову техники, должны были стать «дворцами производства». Создание наряду с могучей промышленностью процветающего, всестороннее развитого и высокопродуктивного сельского хозяйства, согласно Программе партии, составляло обязательное условие построения коммунизма. При сохранении ведущей роли тяжелой промышленности быстрый рост сельского хозяйства являлся важнейшей предпосылкой создания коммунистического изобилия продуктов.

Последнее должно было решаться за счет распространения промышленного способа производства и на сельское хозяйство. Колхозников предполагалось перевести в разряд сельскохозяйственных рабочих: «колхозы и совхозы по своим производственным отношениям, по характеру труда, по уровню благосостояния и культуры работников все больше будут становиться предприятиями коммунистического типа» (5). Стирание разницы между городом и деревней было одной из самых распространенных идеологем в политической риторике III Программы КПСС. Приближение деревни к городу должно было проходить через создание агрогородов, которые по уровню жизни не отличались бы от города, тогда как основной сферой деятельности жителей оставалось бы сельское хозяйство.

Срок в 20 лет, необходимый для построения коммунизма «в основном», согласно Никите Хрущеву, был обозначен в соответствии со «строгими научными расчетами». Заявление «через 20 лет мы будем жить при коммунизме» не может быть объяснено только лишь желанием политической верхушки мобилизовать население. III Программа была основана на реальном положении дел в стране и мире и не являлась продуктом политической фантазии. Скорее, следует согласиться с мыслью Н. Барсукова о том, что в основу «коммунистических иллюзий» Н.С. Хрущева легло пролонгирование достигнутых к концу 50-х гг. темпов роста производства на 10 и 20 лет вперед (6).

Коммунизм «в основном». Что это означает? Коммунизм как таковой в официальном идеологическом дискурсе начинает дифференцироваться. Под термином «коммунизм», на основе трудов классиков марксизма-ленинизма, понималась и совокупность социализма с коммунизмом, и собственно второй этап в коммунизме. Программа КПСС развила это положение, разделив, в свою очередь, коммунизм как следующий этап после социализма, на два подэтапа: коммунизм «в основном» и «полная победа» коммунизма. Визуально это можно представить в виде схемы:

Коммунизм «в основном» — это уровень производства 80-х годов, это построение условий в материально-технической и общественной сфере, когда удовлетворятся непосредственные запросы, материальные и духовные потребности первой необходимости. При достижении коммунизма производство не будет горизонтально развиваться, оно будет все время расти вверх до полной победы коммунизма, где будут преодолены все противоречия и удовлетворены все человеческие потребности. Обратимся к поправкам Никиты Хрущева к Программе партии: «80-е годы, это все-таки 20 лет, и поэтому нельзя сказать что так же будет и через 40 лет. …А через 40 лет что будет? То же, что через 20 лет? Неправильно это. Это будет идти все по возрастающей линии. Видимо, раздел о материально-техническом обеспечении должен быть разбит на периоды или фазы коммунизма».

Программа в этом случае приобретает прагматичный характер по сравнению с ее утопическим определением в историографии. Одной из главных кризисных ошибок называют то, что в Программу партии закладывали «классическую» марксистско-ленинскую схему перехода от социализма к коммунизму без учета того, что в СССР не было создан тот социализм, от которого можно было бы переходить к коммунизму (7). Но причиной неверной интерпретации Программы стало то, что исследователи видели в коммунизме 80-х гг. «классический» коммунизм марксистско-ленинской традиции, который, по мысли авторов Программы, должен был наступить значительно позднее.

Создание материально-технической базы коммунизма, являясь важнейшей задачей в осуществлении перехода в «светлое будущее», служило всего лишь средством изменения общественных отношений (8). В качестве основных элементов общественных отношений, которые необходимо было создать, назывались исчезновение частной собственности, слияние государственной и кооперативно-колхозной в единую коммунистическую собственность; постепенная замена товарно-денежных отношений распределением товаров, с полным переходом к распределению по потребностям; ликвидация существующих остатков различий между классами, слияние их в бесклассовое общество тружеников коммунизма; исчезновение существующих различий между городом и деревней, а затем - между физическим и умственным трудом; возрастание экономической и идейной общности наций. Преодоление в будущем разницы между городом и деревней, умственным и физическим трудом позволит избавиться от всех различий между людьми, за исключением физиологических, что в совокупности с материальным изобилием обеспечит наступления царства истинной свободы и равенства – коммунизма.
В Программе партии закреплялся тезис о перерастании государства диктатуры пролетариата в общенародное государство. Государство меняло свою роль: вместо орудия классовой борьбы появлялся институт, выражающий интересы всего населения Советского Союза. По мере продвижения к цели руководство будет постепенно переходить из государственных органов в органы общественного самоуправления.

Подобную судьбу предусматривала партия для самой себя в своей Программе. Разница заключалась в том, что КПСС как политической организации существовать не будет, она постепенно преобразуется, сольется с другими общественными органами в едином общественном самоуправлении. В принципе, Программа КПСС предусматривала приоритет партии над государством. Определенную роль здесь мог сыграть тот факт, что под руководством Иосифа Сталина в стране прослеживалась обратная тенденция, что, в свою очередь, могло восприниматься как искажение теории и практики Владимира Ленина. Следовательно, возвращение партии ее руководящих и направляющих функции было призвано внести еще одно исправление в искаженную «культом личности» общую доктрину достижения коммунизма.

Программа партии освещала не только теоретические вопросы, связанные с проблемами развития государства и экономики, она касалась и быта. Бытовые условия, в совокупности с питанием и потреблением, воспринимались населением как индикатор продвижения к намеченной цели. Поскольку никто не мог увидеть миллионы тон выплавленной стали или миллиарды киловатт электроэнергии, гораздо ближе для простого человека была позиция «чем лучше быт, тем ближе коммунизм». Линия противостояния между старым и новым пролегала именно здесь. Это не могли не осознавать партийные руководители. Многими отмечалась забота Никиты Хрущева о повышении уровня жизни советских граждан, для примера можно привести еще одно его высказывание: «Коммунизм – это вполне реальные и конкретные условия жизни народа: это короткий рабочий день, хорошее жилье, самая низкая в мире квартирная плата, хорошая одежда, накормленные и напоенные дети, бесплатное обучение для них, государственные стипендии для студентов, бесплатная медицинская помощь, пенсионное обеспечение, отмена налогов с населения, которых у нас через пять лет не будет совсем, — вот что такое элементы коммунизма на деле, в жизни» (9).

Решение бытовых вопросов в очередной раз виделось в коллективности и индустриализации процессов. Основу перестройки быта составляли предприятия бытового обслуживания населения. Это должны были быть именно предприятия, сравнимые с промышленными, способные обслужить потребности сотен тысяч человек. Главным звеном этих предприятий должна была стать сеть общественного питания. Еще Ф. Энгельс в одной из своих работ рассуждал так: «Можно смело предположить, что при общественном приготовлении пищи и при общественном обслуживании легко было бы освободить две трети занятых этим делом рабочих, причем остальная треть могла бы лучше и внимательнее исполнять свою работу» (10). Представляется, что эта цитата одновременно являлась и источником, из которого черпалось представление о будущем устройстве, и авторитетной ссылкой, придававшей статус незыблемой истины.

Вслед за столовыми развитие должны были получить предприятия по ремонту и изготовлению вещей личного пользования, в первую очередь - одежды. Пункты проката предоставят возможность удовлетворить потребности человека в необходимой ему на ограниченный срок вещи, тем самым освободив его жилище от ненужных вещей. В личном быту человека будет окружать небольшое количество абсолютно необходимых ему предметов (11).

Воспитание подрастающего поколения должно было осуществляться в общественных учреждениях: детских садах, школах-интернатах и лагерях. С родителей не снималась ответственность за судьбу детей, но по желанию они могли перепоручить ее обществу. В целом, сама семья с наступлением коммунизма должна претерпеть определенные изменения. Прямо об этом в тексте Программы не говорится, но можно сделать предположение, как эти изменения мыслились.

Самой трудной задачей являлось создание нового человека. Но данной задаче были подчинены остальные, на что указывает следующее замечание Никиты Хрущева к тексту Программы: «Что главное в коммунистическом обществе? Человек. И поэтому все усилия физические и умственные и материальные средства должны быть направлены на лучшее удовлетворение потребностей человека и всего коммунистического общества в целом. Так надо сказать» (12). Ведь на плечи советского человека легло выполнение задач по созданию материально-технической базы коммунизма и коммунистических общественных отношений. С прихода большевиков к власти и до принятия III Программы партии новый человек коммунистического будущего воспринимался не иначе как герой.

Создание нового человека не стоит воспринимать как изменение физиологии человека с целью подняться на следующую ступень эволюции, наделив его выносливостью, силой, ловкостью и т.д. Подобные евгенические эксперименты по улучшению человеческого материала пытались проделывать в 20-30-х гг. разные группы, применяя разнообразные достижения науки. Правда, физическое совершенство фигурировало в списке качеств жителя «светлого будущего», для этого развивали сеть спортивных, медицинских и профилактических учреждений, призванных заботиться о здоровье гражданина и довести возраст его жизни до 150 лет, а то и больше (13).

Однако физическая сторона дела не рассматривалась как самоцель: советское общество не создавало культ человеческого тела. Тело воспринималось орудием производства, следовательно, как заботятся о станке, так должны были заботиться и о теле — сугубо инструментально. Болезни и усталость не должны были влиять на показатели народного хозяйства. Развитие тела, повышение его устойчивости и прочности являлось своего рода модернизацией оборудования. Наряду с «модернизацией» физической стороны, новый человек должен был развиваться и интеллектуально. При сокращении времени на материальное производство расширятся возможности для развития способностей, дарований, талантов в области производства, науки, техники, литературы и искусства. Досуг человека будет посвящен умственному развитию и научно-техническому творчеству.

Главным в советском человеке должна была стать моральная сторона. Формировать новую коммунистическую мораль был призван «Моральный кодекс строителя коммунизма». Коммунистическая мораль должна была стать на страже достижений общества в построении «светлого будущего», дабы не повторить печальный опыт коммун прошлого. Опасность неверного, упрощенного понимания грядущего беспокоило руководство партии. Существовал определенный разрыв между пониманием коммунизма как теоретической конструкции марксистко-ленинской философии, которую необходимо воплощать в жизнь, своеобразного «рая земного», грядущего совсем скоро — с потребительским отношением населения. Позиция, когда в лозунге «от каждого по способностям, каждому по потребностям» игнорируется первая часть, а воспринимается только вторая, сводит все успехи строительства коммунизма на нет, несмотря на все достижения науки и техники.

Что же представлял собой моральный кодекс строителя коммунизма? Это был набор из 12 весьма расплывчатых нравственных принципов. Само понятие коммунистической морали противостоит морали некоммунистической, призванной сойти с арены, уступить место новому и прогрессивному. Коммунистическая мораль в ходе строительства коммунизма должна была обогатиться новыми принципами, новым содержанием. Как считала партия, это новое содержание выражается в следующем: преданность делу коммунизма, любовь к социалистической Родине, к странам социализма; добросовестный труд на благо общества по принципу «кто не работает, тот не ест»; забота каждого о сохранении и умножении общественного достояния; высокое сознание общественного долга, нетерпимость к нарушениям общественных интересов; коллективизм и товарищеская взаимопомощь на основе лозунга «каждый за всех, все за одного»; гуманные отношения и взаимное уважение между людьми по принципу человек человеку – друг, товарищ и брат; честность и правдивость, нравственная чистота, простота и скромность в общественной и личной жизни; взаимное уважение в семье, забота о воспитании детей; непримиримость к несправедливости, тунеядству, нечестности, карьеризму, стяжательству; дружба и братство всех народов СССР, нетерпимость к национальной и расовой неприязни; непримиримость к врагам коммунизма, дела мира и свободы народов; братская солидарность с трудящимися всех стран, со всеми народами.

Если принять последовательность перечисления принципов за иерархию, то получится интересная картина. На первом месте стоит преданность делу коммунизма, которая выше любви к социалистической Родине и странам социализма. То есть новый человек – это, в первую очередь, коммунист, и если интересы коммунизма вступят в противоречие с интересами Родины, то надо выбирать в пользу коммунизма. Советский человек должен быть носителем идеократического мировоззрения. Далее идут его производственные обязанности, затем личные и семейные принципы и в конце интернациональные установки. Несмотря на всю заботу о благе человека, для партии главным назначением индивида была работа, и только во внерабочее время он имел право на личную жизнь. Это подтверждается и расположением тезисов в параграфе о задачах партии в области воспитания коммунистической морали. Сначала планировалось сформировать научное мировоззрение, что соответствовало овладению марксизмом-ленинизмом, дальше шло трудовое воспитание, а лишь затем — утверждение коммунистической морали, всестороннее и гармоничное развитие личности и преодоление пережитков капитализма в сознании и поведении людей.

В дальнейшем планировалось принять новую Конституцию СССР, проект которой был разработан, и в ней развить и закрепить идеи III Программы КПСС. Реализации этого помещала отставка Никиты Хрущева. Новое руководство формально сохранило курс на строительство коммунизма, но негласно отменило поставленные сроки. Вместо «развернутого строительства коммунизма» в СССР был принята идея «развитого социализма». Это означало, что вместо движения вперед власть берет курс на закрепления уже достигнутых результатов для стабилизации ситуации.

Ждет ли «Стратегию развития России до 2020 года» та же судьба, что и III Программу КПСС, если также учесть, что все-таки основной функцией обеих программ стоит национальная мобилизация? И в этом смысле, вопрос о полной реализации программы отходит на второй план.
Как говорил Ходжа Насреддин: «Через 20 лет, либо я, либо осел, либо султан умрет».

Примечания:

1) Левин М. Советский век. – М., «Европа», 2008. С. 597.
2) РГАСПИ. Ф. 586. Оп. 1. Д. 210. Л. 15.
3) XXII съезд КПСС. 17-31 октября 1961 года. Стенографический отчет. В. 3-х т. М., 1962. Т. 3. С. 274.
4) Там же. Т. 1. С. 167.
5) Н.С. Хрущев О проекте третьей Программы КПСС. // Вопросы истории КПСС. 1989 № 8. С. 6.
6) Барсуков Н. Коммунистические иллюзии Хрущева // Диалог. 1991. №. 5. С. 82.
7) Н.С. Хрущев (1894-1971): Материалы научной конференции. С. 43.
8) Юдин П. Закономерный характер перехода от социализма к коммунизму // Коммунист. 1961. № 12. С. 49.
9) Коммунизм входит в нашу жизнь. М., 1961. С. 4-5.
10) Энгельс Ф. Эльберфельдские речи // Маркс К., Энгельс Ф. Собр. соч. Т. 2. С. 542-543.
11) Лифанов М. О быте при коммунизме // За коммунистический быт. Л., 1963. С. 61.
12) РГАСПИ. Ф. 586. Оп. 1. Д. 210. Л. 11.
13) Струков Э.В. Человек коммунистического общества М., 1961. С. 62.
Александр Фокин

Комментариев нет:

Отправить комментарий