9 апреля 2013 г.

В Курском Курчатове построят станцию замещения АЭС-2 более чем за 200 млрд рублей

Всё стареет - и атомные станции тоже...

Воронеж. 04.04.2013. ABIREG.RU – Депутаты курского регионального парламента обсудили на выездном заседании  комитета по промышленной политике, строительству, транспорту и ЖКХ на Курской АЭС ряд вопросов, касающихся строительства станции замещения, а также формирования зоны безопасности, сообщили в Курской областной Думе.


Участники выездного заседания осмотрели склад контейнеров стоимостью 1 706 млн, введенный в 2012 году на Курской АЭС в составе комплекса по обращению с отработанными ядовитыми отходами (ОЯТ), и осмотрели строящееся хранилище ОЯТ, на которое уже затрачено 3 790,2 млн и запланировано на 2013-й год ввода еще 1 258,8 млн рублей.

Сегодня, по словам директора филиала ОАО «Концерн Росэнергоатом Курская атомная станция» Вячеслава Федюкина, КАЭС вкладывает средства в строительство комплекса переработки жидких радиоактивных отходов Курской АЭС, который будет введен в эксплуатацию в 2015 году. Стоимость этого инновационного проекта – 5 778,9 млн рублей.

Особое внимание участники совещания уделили строительству станции замещения. Ориентировочная стоимость строительства  Курской АЭС-2 без учета НДС в ценах 2008 года - 194 млрд руб. Поступление налогов в бюджет области и г. Курчатова в период строительства составит порядка 280 млн рублей в год.

«Куряне не могут потерять занятые позиции в энергетике. Однако при решении вопросов производственной и экономической деятельности приоритетом является безопасность станции, а не  экономическая целесообразность. Такова политика, проводимая и руководством Курской атомной электростанции, и всеми ветвями власти региона», - отметил председатель Курской областной Думы Виктор Карамышев.

При этом замдиректора Курского филиала ОАО «НИАЭП – дирекции Генерального подрядчика на Курской АЭС-2» Александр Галанин подчеркнул, что «создание двух новых энергоблоков проекта ВВЭР-ТОИ – уникальное предприятие. Это будет первый и единственный пока проект в мире. Поэтому так важно обеспечить высочайший уровень контроля на всех этапах реализации строительства и ввода в эксплуатацию КАЭС-2». Речь идет о типовом оптимизированном проекте двухблочной АЭС с реактором технологии ВВЭР (водо-водяной энергетический реактор), выполняемый в современной информационной среде и в соответствии со всеми требованиями безопасности. Проектные решения оптимизированы с целью минимизации отказов, отрицательно влияющих на экономические показатели энергоблока. Сам же проект «ВВЭР-ТОИ» направлен на обеспечение конкурентоспособности российской технологии на международном рынке и ориентирован на последующее серийное сооружение подобных АЭС как в России, так и за рубежом.

На сегодня помимо генподрядчика определена и приоритетная площадка размещения КАЭС-2, ведется разработка проектной документации на строительство первых объектов.

Члены выездного заседания Курской облдумы попросили дирекцию генподрядчика включить в состав рабочей группы заместителя председателя регионального парламента - председателя постоянного комитета Дмитрия Гурина. Также депутаты рекомендовали региональным строительным и монтажным организациям, промпредприятиям принимать более активное участие в проводимых торгах по закупке товаров, работ и услуг прежде всего при строительстве станции замещения АЭС-2.

Курская АЭС – одна из наиболее эффективных атомных станций в регионах ЦФО. В 2012 году достигнут исторический максимум выработки электроэнергии – 29,046 млрд кВтч. С момента пуска объем выработки электроэнергии Курской АЭС составил более 750 млрд кВтч. Это второе место в России после Ленинградской АЭС, имеющей более продолжительный срок эксплуатации. Оборот средств КАЭС с поставщиками продукции, работ и услуг Курска и области за 2012 год составил 4 млрд рублей, ее вклад  в бюджеты разных уровне за тот же период превысил 1,5 млрд рублей.
Елена Чиркова
Машинный зал Курской АЭС

Горячий водяной пар, поступающий от реактора, вращает огромные турбины, на конце которых расположен генератор электрического тока. От этого вращения в зале и разносится громкий гул.
Система турбин внутри выглядит примерно вот так:

Экологи выложили вот такую картинку. Может, и правда:

Слайд 7 из презентации «Радиоактивное загрязнение» к урокам экологии на тему «Экологические проблемы»
http://900igr.net/prezentatsii/ekologija/AES/007-Kurskaja-AES.html

Курская АЭС-2  — проектируемая атомная электростанция в посёлке Макаровка (предварительно рассматривались 3 варианта размещения новой станции) в Курчатовском районе Курской области Курской области.

Станция планируется как станция замещения Курской АЭС, по мере истечения у той ресурса, поэтому первые два энергоблока Курской АЭС-2 должны быть введены в строй до выведения двух первых блоков Курской АЭС (ориентировочно 2020 год). В связи с этим Росэнергоатом пытается сократить сроки строительства с введением первых блоков в 2018-2019 годах.

31 января 2013 года было объявлено о начале проведения подготовительных работ, в частности, по проектированию гидротехнических сооружений и схемы выдачи мощности, закупке оборудования.

Информация об энергоблоках

Энергоблок Тип реакторов Мощность Начало
строительства
Подключение к сети Ввод в эксплуатацию
Чистый Брутто
Курск 2-1 (план) ВВЭР-1300/510 1175 МВт 1255 МВт
2018-2019

Курск 2-2 (план) ВВЭР-1300/510 1175 МВт 1255 МВт
2019-2021

Курск 2-3 (план) ВВЭР-1300/510 1175 МВт 1255 МВт



Курск 2-4 (план) ВВЭР-1300/510 1175 МВт 1255 МВт




* * *

ВВЭР-ТОИ - первые впечатления

AtomInfo.Ru, ОПУБЛИКОВАНО 20.01.2013
Разработка проекта ВВЭР-ТОИ вступает в новую фазу - стадию экспертизы и критики и доводки по их итогам. 

Неизменяемая часть

Основные параметры ВВЭР-ТОИ были неоднократно озвучены в 2012 году. Электрическая мощность такого блока составит 1255 МВт(эл.). Значение к.п.д. - 38%. По коэффициенту готовности предполагается серьёзный рост - до 93%. Автономность блока - 72 часа, срок строительства - 40 месяцев (если точнее, то 48 месяцев для головного блока с перспективой снижения до 40 для серийного).

ВВЭР-ТОИ нельзя назвать революционным проектом. Он основан на референтных решениях АЭС-2006. Его РУ представляет собой модернизацию проекта В-392М (НВ АЭС-2). В проекте сохранён традиционный российский подход из комбинации пассивных и активных систем безопасности. 

Своё название проект получил во времена пребывания в ГК "Росатом" П.Г.Щедровицкого. Хотя многие считают аббревиатуру ТОИ неудачной, она по-прежнему сохраняет свой статус официальной.

Буква "Т" означает слово "типизированный". По условию задачи, блоки с ВВЭР-ТОИ должны быть пригодны к размещению без значительных изменений в самых разных климатических, сейсмологических и т.п. зонах - от севера России до жарких тропиков, от регионов с умеренным климатом до зон ураганов, торнадо и наводнений.

В генплан станции входит до 200 объектов, включая здания и коммуникации. Стандартизовать весь этот список невозможно, да и не нужно. Поэтому в проекте ВВЭР-ТОИ выделена так называемая неизменяемая часть, ответственная за безопасность. Что до вспомогательных сооружений - в том числе, схемы выдачи мощности, гидротехнических сооружений и объектов системы физзащиты - то их по-прежнему придётся привязывать к конкретной площадке.

В России имеется три АЭП, причём два из них уже работают над проектами станций с ВВЭР-ТОИ. В каждом из них немало грамотных специалистов, желающих внести в проект свой личный вклад. Создатели ВВЭР-ТОИ относятся к этому с осторожностью - неизменяемая часть проекта обязана оставаться неизменной, иначе мы никогда не сможем уйти от сегодняшнего положения дел с "зоопарком" непохожих друг на друга блоков.

Важный шаг к серийности и типизации - создание отраслевого каталога оборудования. Но это благое начинание может пустить под откос принятая в России система госзакупок и лицензирования.

Наши новые блоки лицензируются последовательно, один за другим, и процесс этот длительный. Если приобретать оборудование только после получения лицензии на строительство, то для каждого блока придётся объявлять отдельный конкурс. В этом случае нет никакой гарантии, что блоки на одной и той же площадке не окажутся непохожими.

Выход из этой ситуации предполагает определённую долю коммерческого риска. Нормативная база и единый отраслевой стандарт закупок ГК "Росатом" не запрещают заказывать оборудование сразу на все новые блоки на площадке. Теоретически может случиться так, что, допустим, первый и второй блоки новой станции будут лицензированы, а третий и четвёртый - нет. Тогда атомщики останутся с партией заказанного, но не востребованного оборудования на руках.
Однако история показывает, что вероятность подобного развития событий мала, и станции со временем достраиваются, как минимум, до четырёх блоков. Поэтому конкурсы по оборудованию для Курской АЭС-2 и турецкой АЭС "Аккую" будут проводиться по четырём блокам каждый. Рассматривается даже вариант объединения обоих конкурсов в один - то есть, заказ оборудования для восьми блоков сразу.

Коэффициент готовности и сроки строительства

Достижимо ли значение коэффициента готовности 93%? Опыт работы действующих российских блоков показывает, что за эту величину можно побороться. 

Так, в 2012 году среднее значение КИУМ по станциям "Росэнергоатома" едва ли не впервые в истории превысило 85%, а средний коэффициент готовности подошёл к 88%. На четырёх блоках (№№3-4 Балаковской, №2 Ростовской и №3 Калининской) коэффициент готовности в ушедшем году по факту превысил 90%.

Как можно двигаться дальше? Один из путей повышения коэффициента готовности связан с более тщательной подготовкой к началу средних и капитальных ремонтов. Работы по подготовке полярного крана, перегрузмашины и другого важного для обеспечения ППР оборудования могут начинаться за двое-трое суток до начала собственно ППР. Соответствующая норма в СанПиНе появится уже в 2013 году.

Второй путь - изменение длительности межремонтного периода. Сегодня РТН требует проводить каждые четыре года полную выгрузку активной зоны для проверки металла корпуса реактора и систем первого контура. В концерне надеются, что в 2013 году заданное значение будет заменено на норму с обоснованием. Действительно, сроки проверок могли бы отличаться для блоков различных поколений, и для новых реакторов интервалы между проверками могут быть обоснованно увеличены.

Следует отметить, что по второму пути уже сейчас идёт китайская эксплуатирующая организация на АЭС "Тяньвань". Она обратилась к российской стороной с просьбой подготовить обоснование для увеличения периодичности контроля до восьми лет. Такое обоснование в прошлом году было выполнено, и сейчас китайские атомщики намерены передать его для рассмотрения в свой орган атомнадзора.

Заявленные для ВВЭР-ТОИ сроки строительства - 48 месяцев до готовности головного блока к физпуску - также реально обеспечить. Есть два фактора, оптимизация которых позволит в сумме обеспечить сокращение сроков на требуемый год от нынешних 60 месяцев.

Первый из них - должная организация подготовительного периода и сокращение времени на ожидание (поставок, рабочей силы, документации и т.д.). Здесь реально получить выигрыш до шести месяцев. Второй, равный по выигрышу фактор - использование в проекте ВВЭР-ТОИ новых технологий, таких как укрупнение трубопроводов, оборудования и металлоконструкций, использование несъёмной опалубки, переход на фибробетон и так далее.

Оптимизация

Оптимизация связана с буквой "О" в названии ВВЭР-ТОИ. По данному направлению за три года была проделана немалая работа.

Так, в главном корпусе оптимизированы системы вентиляции и схема обращения с радиоактивными отходами. Внесены изменения в процедуру доставки топлива - оно больше не будет подвозиться к порталам блоков по железной дороге; топливо на станции теперь будет перегружаться на автомобиль.

Перекомпонованы основные здания главного корпуса с целью сокращения коммуникаций, в том числе, для трубопроводов ответственных потребителей. Также перенесено здание электроснабжения нормальной эксплуатации - если на НВ АЭС-2 оно располагается сбоку машзала, то на блоках с ВВЭР-ТОИ ему найдено место между машзалом и зданием реактора, что даёт значительный выигрыш по длине кабелей.

Всего, по сравнению с проектом НВ АЭС-2, площадь промплощадки и периметр физзащиты для проекта ВВЭР-ТОИ сократятся на четверть. Выигрыш по длине трубопроводов ответственных потребителей составит 40%.

В реакторной установке самое серьёзное оптимизационное решение - переход на схему параллельного расположения парогенераторов, предлагавшуюся ещё для ВВЭР-1500. В результате ожидается оптимизация процессов обслуживания и ремонта. Кроме этого, такая схема позволяет вынести под палубу обслуживания гидроёмкости первой ступени и, соответственно, разгрузить эту палубу для нужд ремонтников.

В денежном выражении проект ВВЭР-ТОИ пока выглядит достойно. В сводном сметном расчёте проекта фигурирует стоимость строительства порядка 2500 долларов за киловатт. Как и любая бумажная оценка, она почти наверняка окажется заниженной по сравнению с реальностью. Но о 2700-2800 долларах за установленный киловатт можно говорить с большой уверенностью.

АСУ ТП, парогенераторы, турбины

АСУ ТП для проекта ВВЭР-ТОИ будет на первых порах мало отличаться от системы, реализуемой на блоках с АЭС-2006. Однако в будущем было бы желательным перейти на отечественное оборудование, то есть, обойтись без помощи AREVA и "Siemens".

Среди других направлений развития АСУ ТП на перспективу можно выделить работу по сокращению числа точек контроля и исполнительных механизмов, которое в нынешних российских проектах ряд специалистов считает избыточным.

Настоящим революционным изменением в АСУ ТП стал бы переход на датчики, использующие волоконную оптику вместо кабелей. Если это удастся реализовать, то выигрыш можно получить сразу по многим параметрам - пожаробезопасности, стоимости, уходу от кабельных трасс и так далее.

По-прежнему звучат голоса сомневающихся в том, что корпуса реакторов, парогенераторы и другое основное оборудование смогут проработать заявленный для ВВЭР-ТОИ срок 60 лет. Есть надежда, однако, что поставленный рубеж в 60 лет будет взят. В частности, для корпусов залогом успеха может стать переход на стали с пониженным содержанием никеля.

И наконец, вопрос о турбинах. Пока что проект ВВЭР-ТОИ ориентируется на машзал с турбинным оборудованием, которое должно будет выпускать совместное предприятие ГК "Росатом" с компанией "Alstom".

По предварительным оценкам, французская турбина не будет слишком сильно отличаться по техническим характеристикам от турбин украинского "Турбоатома" или новой разработки тихоходной турбины от "Силовых машин". А вот в цене турбин могут быть значительные различия, и не обязательно в пользу французского оборудования.

В конце декабря гендиректор "Росэнергоатома" Евгений Романов пояснил, что концерн не собирается исключать "Турбоатом" и "Силмаш" из числа возможных поставщиков турбинного оборудования. Более того, Романов считает, что "как минимум, у нас должно быть два поставщика этих турбин". Соответственно, в проекте ВВЭР-ТОИ может появиться опциональный вариант машзала.




Комментариев нет:

Отправить комментарий