23 января 2013 г.

О структуре времени

                                                                        Структура времени – движение вперёд,
                                                                        И безвозвратность прожитых мгновений.
                                                                        В основе мысли всё почти наоборот –
                                                                        В ней бесконечность вечных откровений
                                                                        И беспредельности манящая строка,
                                                                        Есть тоже проявленье светлой мысли.
                                                                        Где каждый миг уже содержит все века,
                                                                        Вселенной той, где все сомненья лишни…
                                                                        ____________
                                                                        Хоть пустоты беззвучное звучанье
                                                                        Услышишь  там, где наших мыслей нет.
                                                                        Но в мире, где открыта жизни тайна,
                                                                        В обратный путь не выдадут билет.
* * *
О структуре времени - заметки на тему
Дмитрий Ворон
Нет человека, который бы ни задумывался о том, что ждет его завтра – в грядущем, таком туманном и, казалось бы, совершенно непредсказуемом. В попытке хоть на мгновение приоткрыть полог времени ставились сверхсложные опыты, конструировались невиданные механизмы, которые были столь же причудливы, сколь и бесполезны. По крайней мере, в большинстве случаев.. Сейчас уже нельзя с уверенностью сказать насколько успешными были те попытки, и достиг ли кто-то из исследователей фактического результата в желании изменить сам ход мировых процессов.

Ученые и философы всегда задавались вопросом: “что есть время?”..
Некоторые представляли его бесконечной рекой, в которой стоит человек, предоставленный сам себе. Течение движется ему навстречу, и то, что было еще далеко впереди, оказывается вдруг смытым в небытие, назад – откуда нет возврата. Похожим на это представление является образ кинопленки, прокручиваемой невидимым оператором: из прошлого в будущее.

Однако, исторический опыт показывает, что в данном вопросе все далеко не так просто, как может показаться на первый взгляд.. В хрониках можно встретить упоминания о т.н. “аномальных сдвигах”, когда в одной точке пространства-времени появлялся человек, ведущий себя неадекватно, облаченный в странные одежды и рассказывающий о местах, никем не ведомых… и главное - о других временах! Конечно, можно списать все на сумасшествие или откровенную ложь фантазеров, но внимательный исследователь прошлого увидит, сколь неправдоподобны попытки зачислить все, без исключения, случаи в одну, “удобную” схему представления.

Впрочем, упомянутые “пришельцы во времени”, согласно тем же анналам, исчезали также неожиданно, как и появлялись, действительно порождая множество слухов и легенд. А позднее газеты, многократно исказив информацию, предлагали читателям совершенно невообразимые истории, кои ни один здравомыслящий человек, конечно же, не воспримет всерьез. Тем не менее, небезызвестные “Бермудский треугольник”, Пермская аномальная зона и другие, раз за разом приковывают внимание ученых и общественности, ставя перед человечеством большой знак вопроса. 

Все это косвенные признаки, указывающие на нелинейность процесса, который мы называем “время”. Рассмотрим далее, какой взгляд на это понятие имели представители оккультных учений прошлого и настоящего. В целом, можно отметить такие основные положения:
  • во-первых, время, рассматриваемая как объективная величина, есть ни что иное, как иллюзия нашего сознания;
  • во-вторых, в разных точках пространства-времени оно может “течь” неодинаково, подтверждая вывод об его относительности, в зависимости от позиции наблюдателя.

Если углубиться в рассмотрение данных явлений, можно отметить, что, по сути, нет прошлого, настоящего и будущего – есть данность, которая отличается для каждого мыслящего существа, так как у всех индивидуальные позиции восприятия (разная настройка точки сборки, далее - “ТС”). С другой стороны, и сам процесс, называемый временем, имеет неоднородную структуру в параллельных мирах. Что понимается под параллельными мирами? Другие варианты нашей реальности, которые как и наш вариант, создан мировым компьютером (в религии наиболее близкое понятие – Бог, Творец (1)) Известно, что у каждого человека есть первичное тело – ментальное (тело мысли (2)), остальные (астральное и прочие) являются его проекциями в многомерном мире. Эти проекции имеют свои отражения, копии (неточные, в силу индивидуальной сонастройки с данным конкретном миром) в других реальностях.



А теперь проанализируем, что означают сделанные утверждения. Есть множество вариантов реальности, в которых существуют копии нас самих, и единственное, что объединяет их – ментальное тело, общее для конкретного человека. Для примера, в данной реальности вы читаете этот текст, а в параллельной можете ехать на автомобиле, или уже быть мертвым. Вот такой парадокс. Что порождает подобное расхождение?.. Ответ лежит на поверхности – конечно же, цепь причин-следствий.. Любое действие, которое совершает человек, имеет свое следствие, факт действия отражается не только в физическом мире, но и на всех плоскостях мироздания.. Если теперь представить всю огромную совокупность действий каждого мыслящего (и не только мыслящего) существа, то можно понять сколь значительным окажется количество время-вариантов (т.е. вариантов развития событий данного мира).

Каждый поступок порождает свой время-вариант, и они существуют одновременно. Это означает, что каждый из нас пребывает в своем, отдельном мире, и смотрит на него с позиции своей ТС.. Само понятие “точка сборки”, собственно, и означает процесс собирания мира для конкретного наблюдателя.

Чем это “чревато” для такого понятия как будущее? Ответ напрашивается сам собой, - вариативностью! Здесь разрешение вопроса, который мучает многих: “изменима ли судьба?”.. Конечно же, изменима, ведь она создается нашими поступками и действиями. Таким образом, смысл дивинации (предсказания) становится крайне важным, и не сводимым к праздному любопытству. Ведь, зная будущее (а точнее наиболее вероятный вариант на данный момент), можно его изменять!.. В этом и состоит основная, превентивная роль гаданий. Следовательно, если вам предсказали смерть - это вовсе не приговор, а лишь предупреждение, которое может обернуться реальностью при игнорировании данной информации. Можно сделать вывод, что само понятие “судьба” является зачастую чрезвычайно вредным для неподготовленного сознания. Ведь, смиряясь с негативным предсказанием (или страшась его, а страх – это энергия мысли, склонная к реализации) человек впускает в себя (и в свое будущее) негативный прогноз, который становится программой. С этой позиции сам процесс гадания (например, на арканах Таро) выглядит ничем иным, как просмотром ряда вариантов, и получением для анализа наиболее вероятного. 

Причем, надо заметить, что чем выше уровень сознания человека, тем сложнее предсказать его грядущее (за исключением случаев предопределенности, инициированной сверху, со стороны эгрегоров и “божественного провидения”). Можно представить судьбу человека, как некий коридор, - как правило, затемненный. Идущий по нему порой не видит других ответвлений, и, следовательно, можно с определенной вероятностью сказать заранее куда он придет в итоге. Маг же всегда видит и другие варианты, другие “повороты”, может выбирать направление жизни – и, таким образом, управлять своим будущим. В этом, несомненно, еще одно немаловажное преимущество духовного пути развития, т.е. индивидуальной эволюции сознания, которая и является первейшей причиной воплощения человека на Земле.


Примечания:



(1) - здесь скорее может быть ассоциация с понятием "Брахман", безличного Божества, Творца у индусов. Своего рода компромисс между вульгарно-материалистическим представлением о "мировом компьютере" и современным личностно-мифологическим восприятием Бога обывателем, воспитанным на популярной христианской литературе.



(2) Имеется ввиду упрощенное, четырехчастное деление существа человека, принятое в ряде оккультных групп. В классической теософской схеме "духовное Я" или Тело Мысли включает в себя Атмическое, Буддхическое, Каузальное и Ментальное.

 

Дмитрий Ворон
www.darkmag.ru, 2003 г.

СТРУКТУРА  ВРЕМЕНИ  В  ФЕНОМЕНОЛОГИИ

В феноменологии различают объективное время существования реальных предметов и имманентное время сознания их, т.к. любое переживание временных отношений обладает своей временностью (т.е. длительностью переживаемого содержания и последовательностью фаз протекания переживания). Анализ именно этого внутреннего времени и составляет собственную задачу феноменологии, тогда как объективное время не является феноменологически данным и подлежит “нейтрализации” в эпохе. Посредством феноменологического эпохе происходит смещение исследовательского интереса от объективного времени к внутреннему сознанию-времени, в котором конституируются временные и вневременные объекты, а также само объективное время.

Всякое сознание как процесс непрерывного протекания интенционального переживания имеет свою внутреннюю временную структуру. Начальной позицией сознания-времени является точка Теперь (актуальное настоящее или первичное впечатление в восприятии), которая всегда дана в связи с целым всего сознания, т.е. в предданных горизонтах прошлого и будущего. Каждая актуальная фаза переживания несет с собой “шлейф” бывших фаз переживания и предвосхищает будущие. Причем в этом временном потоке постоянно происходят модификации. Теперь мгновенно переходит в более-не-Теперь, а еще-не-Теперь занимает место Теперь. Неизменной остается только сама формальная структура потока: ретенция – Теперь – протенция. Ретенция (лат. retentio – удерживание) – первичная память, удерживаемая в настоящем. В узком смысле – это мгновенное сознание только что истекшей фазы, “живой горизонт Теперь”, но в то же время ретенция “несет в себе наследие прошлого”, т.е. подразумевает весь континуальный ряд отодвигаемых в прошлое моментов актуального Теперь, который подобно хвосту кометы, постепенно ослабевает, теряя ясность и отчетливость. Протенция (лат. protentio – предвосхищение) – первичное ожидание, предвосхищение будущего в настоящем. Если в ретенциальном сознании возможно проследить путь от настоящего к прошедшему, то осуществление протенций ведет от прошлого к “живущему настоящему”. Согласно Гуссерлю, имманентное время является фундаментальной формой связи всех переживаний сознания.

Обращая взгляд от темпоральности переживаний к самой имманентной временности как таковой, мы обнаруживаем предельный уровень общей структуры времени – “абсолютный темпорально-конститутивный поток сознания”, в котором Конституирующее и Конституируемое совпадают. Именно этот застывший поток “вневременного времени”, называемый Гуссерлем “первичным сознанием”, или “абсолютной субъективностью”, является наиболее глубинным пластом феноменологического исследования и фундаментом феноменологической онтологии. Возможность самой феноменологии сознания укоренена в его собственной временности, поскольку имманентное время обуславливает как возможность конститутивной деятельности сознания, которую описывает феноменология, так и возможность рефлексии (альфы и омеги феноменологического метода) на основе ретенциального сознания.

Литература: Гуссерль Э. Собрание сочинений. Том I: Феноменология внутреннего сознания времени. М., 1994; Молчанов В.И. Время и сознание. Критика феноменологической философии. М., 1988; Рубене М. Учение Гуссерля о времени // Критика феноменологического направления современной буржуазной философии. Рига, 1981; Мерло-Понти М. Временность //Историко-философский ежегодник’90. M., 1991; Husserl E. Analysen zur passiven Synthesis. Aus Vorlesungs- und Forschungsmanuskripten, 1918-1926. (Husserliana, 11). Den Haag, 1966.

Шкуратов И.Н.

Комментариев нет:

Отправить комментарий