Структура времени – движение вперёд,
И безвозвратность прожитых мгновений.
В основе мысли всё почти наоборот –
В ней бесконечность вечных откровений
И беспредельности манящая строка,
Есть тоже проявленье светлой мысли.
Где каждый миг уже содержит все века,
Вселенной той, где все сомненья лишни…
____________
Хоть пустоты беззвучное звучанье
Услышишь там, где наших мыслей нет.
Но в мире, где открыта жизни тайна,
В обратный путь не выдадут билет.
И безвозвратность прожитых мгновений.
В основе мысли всё почти наоборот –
В ней бесконечность вечных откровений
И беспредельности манящая строка,
Есть тоже проявленье светлой мысли.
Где каждый миг уже содержит все века,
Вселенной той, где все сомненья лишни…
____________
Хоть пустоты беззвучное звучанье
Услышишь там, где наших мыслей нет.
Но в мире, где открыта жизни тайна,
В обратный путь не выдадут билет.
* * *
О
структуре времени - заметки на тему
Дмитрий Ворон
Нет человека, который бы ни
задумывался о том, что ждет его завтра – в грядущем, таком туманном и,
казалось бы, совершенно непредсказуемом. В попытке хоть на мгновение
приоткрыть полог времени ставились сверхсложные опыты, конструировались
невиданные механизмы, которые были столь же причудливы, сколь и
бесполезны. По крайней мере, в большинстве случаев.. Сейчас уже нельзя с
уверенностью сказать насколько успешными были те попытки, и достиг ли
кто-то из исследователей фактического результата в желании изменить сам
ход мировых процессов.
Ученые и философы всегда
задавались вопросом: “что есть время?”..
Некоторые представляли его
бесконечной рекой, в которой стоит человек, предоставленный сам себе.
Течение движется ему навстречу, и то, что было еще далеко впереди,
оказывается вдруг смытым в небытие, назад – откуда нет возврата. Похожим
на это представление является образ кинопленки, прокручиваемой
невидимым оператором: из прошлого в будущее.
Однако, исторический опыт
показывает, что в данном вопросе все далеко не так просто, как может
показаться на первый взгляд.. В хрониках можно встретить упоминания о
т.н. “аномальных сдвигах”, когда в одной точке пространства-времени
появлялся человек, ведущий себя неадекватно, облаченный в странные
одежды и рассказывающий о местах, никем не ведомых… и главное - о других
временах! Конечно, можно списать все на сумасшествие или откровенную
ложь фантазеров, но внимательный исследователь прошлого увидит, сколь
неправдоподобны попытки зачислить все, без исключения, случаи в одну,
“удобную” схему представления.
Впрочем, упомянутые
“пришельцы во времени”, согласно тем же анналам, исчезали также
неожиданно, как и появлялись, действительно порождая множество слухов и
легенд. А позднее газеты, многократно исказив информацию, предлагали
читателям совершенно невообразимые истории, кои ни один здравомыслящий
человек, конечно же, не воспримет всерьез. Тем не менее, небезызвестные
“Бермудский треугольник”, Пермская аномальная зона и другие, раз за
разом приковывают внимание ученых и общественности, ставя перед
человечеством большой знак вопроса.
Все это косвенные признаки,
указывающие на нелинейность процесса, который мы называем “время”.
Рассмотрим далее, какой взгляд на это понятие имели представители
оккультных учений прошлого и настоящего. В целом, можно отметить такие
основные положения:
- во-первых, время, рассматриваемая как объективная величина, есть ни что иное, как иллюзия нашего сознания;
- во-вторых, в разных точках пространства-времени оно может “течь” неодинаково, подтверждая вывод об его относительности, в зависимости от позиции наблюдателя.
Если углубиться в
рассмотрение данных явлений, можно отметить, что, по сути, нет прошлого,
настоящего и будущего – есть данность, которая отличается для каждого
мыслящего существа, так как у всех индивидуальные позиции восприятия
(разная настройка точки сборки, далее - “ТС”). С другой стороны, и сам
процесс, называемый временем, имеет неоднородную структуру в
параллельных мирах. Что понимается под параллельными мирами? Другие
варианты нашей реальности, которые как и наш вариант, создан мировым
компьютером (в религии наиболее близкое понятие – Бог, Творец
(1)) Известно, что у каждого человека есть первичное тело – ментальное (тело мысли
(2)), остальные (астральное и прочие) являются его
проекциями в многомерном мире. Эти проекции имеют свои отражения, копии
(неточные, в силу индивидуальной сонастройки с данным конкретном миром) в
других реальностях.
А теперь проанализируем, что означают сделанные
утверждения. Есть множество вариантов реальности, в которых существуют
копии нас самих, и единственное, что объединяет их – ментальное тело,
общее для конкретного человека. Для примера, в данной реальности вы
читаете этот текст, а в параллельной можете ехать на автомобиле, или уже
быть мертвым. Вот такой парадокс. Что порождает подобное расхождение?..
Ответ лежит на поверхности – конечно же, цепь причин-следствий.. Любое
действие, которое совершает человек, имеет свое следствие, факт действия
отражается не только в физическом мире, но и на всех плоскостях
мироздания.. Если теперь представить всю огромную совокупность действий
каждого мыслящего (и не только мыслящего) существа, то можно понять
сколь значительным окажется количество время-вариантов (т.е. вариантов
развития событий данного мира).
Каждый поступок порождает свой время-вариант, и они
существуют одновременно. Это означает, что каждый из нас пребывает в
своем, отдельном мире, и смотрит на него с позиции своей ТС.. Само
понятие “точка сборки”, собственно, и означает процесс собирания мира
для конкретного наблюдателя.
Чем это “чревато” для такого понятия как будущее? Ответ напрашивается сам собой, - вариативностью!
Здесь разрешение вопроса, который мучает многих: “изменима ли
судьба?”.. Конечно же, изменима, ведь она создается нашими поступками и
действиями. Таким образом, смысл дивинации (предсказания) становится
крайне важным, и не сводимым к праздному любопытству. Ведь, зная будущее
(а точнее наиболее вероятный вариант на данный момент), можно его
изменять!.. В этом и состоит основная, превентивная роль гаданий.
Следовательно, если вам предсказали смерть - это вовсе не приговор, а
лишь предупреждение, которое может обернуться реальностью при
игнорировании данной информации. Можно сделать вывод, что само понятие
“судьба” является зачастую чрезвычайно вредным для неподготовленного
сознания. Ведь, смиряясь с негативным предсказанием (или страшась его, а
страх – это энергия мысли, склонная к реализации) человек впускает в
себя (и в свое будущее) негативный прогноз, который становится
программой. С этой позиции сам процесс гадания (например, на арканах
Таро) выглядит ничем иным, как просмотром ряда вариантов, и получением
для анализа наиболее вероятного.
Причем,
надо заметить, что чем выше уровень сознания человека, тем сложнее
предсказать его грядущее (за исключением случаев предопределенности,
инициированной сверху, со стороны эгрегоров и “божественного
провидения”). Можно представить судьбу человека, как некий коридор, -
как правило, затемненный. Идущий по нему порой не видит других
ответвлений, и, следовательно, можно с определенной вероятностью сказать
заранее куда он придет в итоге. Маг же всегда видит и другие варианты,
другие “повороты”, может выбирать направление жизни – и, таким образом,
управлять своим будущим. В этом, несомненно, еще одно немаловажное
преимущество духовного пути развития, т.е. индивидуальной эволюции
сознания, которая и является первейшей причиной воплощения человека на
Земле.
Примечания:
(1) - здесь скорее может быть
ассоциация с понятием "Брахман", безличного Божества,
Творца у индусов. Своего рода компромисс между
вульгарно-материалистическим представлением о "мировом
компьютере" и современным личностно-мифологическим
восприятием Бога
обывателем, воспитанным на популярной христианской
литературе.
(2) Имеется ввиду упрощенное,
четырехчастное деление существа человека, принятое в
ряде оккультных групп. В классической теософской схеме
"духовное Я" или Тело Мысли включает в себя Атмическое,
Буддхическое, Каузальное и Ментальное.
Дмитрий Ворон
www.darkmag.ru, 2003 г.
СТРУКТУРА
ВРЕМЕНИ В ФЕНОМЕНОЛОГИИ
В феноменологии
различают объективное время
существования реальных предметов и
имманентное время сознания их, т.к. любое
переживание временных отношений
обладает своей временностью (т.е.
длительностью переживаемого содержания
и последовательностью фаз протекания
переживания). Анализ именно этого
внутреннего времени и составляет
собственную задачу феноменологии, тогда
как объективное время не является
феноменологически данным и подлежит “нейтрализации”
в эпохе. Посредством
феноменологического эпохе происходит
смещение исследовательского интереса
от объективного времени к внутреннему
сознанию-времени, в котором конституируются
временные и вневременные объекты, а
также само объективное время.
Всякое сознание как
процесс непрерывного протекания интенционального
переживания имеет свою внутреннюю
временную структуру. Начальной позицией
сознания-времени является точка Теперь (актуальное
настоящее или первичное впечатление в
восприятии), которая всегда дана в связи
с целым всего сознания, т.е. в предданных горизонтах
прошлого и будущего. Каждая
актуальная фаза переживания несет с
собой “шлейф” бывших фаз переживания и
предвосхищает будущие. Причем в этом
временном потоке постоянно происходят
модификации. Теперь мгновенно переходит
в более-не-Теперь, а еще-не-Теперь
занимает место Теперь. Неизменной
остается только сама формальная
структура потока: ретенция – Теперь –
протенция. Ретенция (лат. retentio –
удерживание) – первичная память,
удерживаемая в настоящем. В узком смысле
– это мгновенное сознание только что
истекшей фазы, “живой горизонт Теперь”,
но в то же время ретенция “несет в себе
наследие прошлого”, т.е. подразумевает
весь континуальный ряд отодвигаемых в
прошлое моментов актуального Теперь,
который подобно хвосту кометы,
постепенно ослабевает, теряя ясность и
отчетливость. Протенция (лат. protentio –
предвосхищение) – первичное ожидание,
предвосхищение будущего в настоящем.
Если в ретенциальном сознании возможно
проследить путь от настоящего к
прошедшему, то осуществление протенций
ведет от прошлого к “живущему
настоящему”. Согласно Гуссерлю,
имманентное время является
фундаментальной формой связи всех
переживаний сознания.
Обращая взгляд от
темпоральности переживаний к самой
имманентной временности как таковой, мы
обнаруживаем предельный уровень общей
структуры времени – “абсолютный
темпорально-конститутивный поток
сознания”, в котором Конституирующее и
Конституируемое совпадают. Именно этот
застывший поток “вневременного времени”,
называемый Гуссерлем “первичным
сознанием”, или “абсолютной
субъективностью”, является наиболее
глубинным пластом феноменологического
исследования и фундаментом
феноменологической онтологии.
Возможность самой феноменологии
сознания укоренена в его собственной
временности, поскольку имманентное
время обуславливает как возможность
конститутивной деятельности сознания,
которую описывает феноменология, так и
возможность рефлексии (альфы и омеги феноменологического
метода) на основе ретенциального
сознания.
Литература: Гуссерль
Э. Собрание сочинений. Том I:
Феноменология внутреннего сознания
времени. М., 1994; Молчанов В.И. Время и
сознание. Критика феноменологической
философии. М., 1988; Рубене М. Учение
Гуссерля о времени // Критика
феноменологического направления
современной буржуазной философии. Рига,
1981; Мерло-Понти М. Временность //Историко-философский
ежегодник’90. M., 1991; Husserl E. Analysen zur passiven
Synthesis. Aus Vorlesungs- und Forschungsmanuskripten, 1918-1926. (Husserliana,
11). Den Haag, 1966.
Шкуратов И.Н.
Комментариев нет:
Отправить комментарий