26 января 2013 г.

Космическая программа Поднебесной 天朝的太空计划

Космическая программа Китайской Народной Республики (КНР) стартовала в 1956 году. Первый спутник в рамках программы был запущен в 1970 году.


Хотя исторически Китай был пятой космической державой (запускающей спутники самостоятельно), к началу XXI века он стал третьей такой державой по потенциалу. Китай располагает разнообразными ракетами-носителями («Великий поход» и др.) вплоть до тяжёлых, имеет обширный набор прикладных спутников практически всех видов, включая геостационарные, запускает межпланетные станции (АМС) к Луне и имеет программы АМС к Марсу. За 40 лет было запущено более ста спутников.

Уже в 1976 году Китай третьим в мире создал технологию возвращения спутников. В 2003 году Китай стал третьей в мире космической сверхдержавой, имеющей собственную пилотируемую космонавтику. В 2007 году Китай третьим в мире продемонстрировал обладание технологией противоспутниковых ракет (перехвата ИСЗ). В 2011 году Китай запустил свою первую орбитальную станцию и произвёл первую стыковку, а также стал второй страной по количеству выполненных космических запусков, превзойдя США и уступая только России. В 2012 году в Китае состоялся первый пилотируемый полёт на национальную орбитальную станцию. Наряду с США, Россией и Европой, Китай имеет национальную спутниковую систему навигации («Бэйдоу»).

Китай имеет 3 действующих космодрома (Цзюцюань, Сичан, Тайнань) и один строящийся (Хайнань). Китай имеет несколько десятков научных и производственных предприятий космической отрасли. Китай имеет третий в мире флот морских кораблей космического слежения и сеть наземных радарных станций слежения, в том числе за пределами своей территории (в Намибии, Кирибати и т. д.).

Китай является одним из крупнейших игроков по предоставлению пусковых услуг для других стран и организаций, а также является разработчиком и изготовителем спутников по их заказам (например, для Нигерии) и участвует в совместных программах (например, с Бразилией). В связи с развитием независимой программы национальных космических станций Китай в Международной космической станции не участвует. В то же время он планирует предоставлять на собственных кораблях и космических станциях возможность полётов иностранных тайконавтов (Нигерии, Шри-Ланки и т. д.) — подобно тому, как это ранее было начато СССР/Россией и США.
Китай объявил об обширной перспективной космической программе, включающей в ближайшем будущем создание собственной многомодульной постоянно пилотируемой орбитальной станции и в отдалённом будущем — многоразовые транспортные космические системы и пилотирумые полёты к Луне.

Цели и принципы

(согласно официальному плану 2006 года)
  • разведка космического пространства
  • повышение понимания и знания Земли и космоса
  • использование космоса в мирных целях
  • поощрение цивилизации и социального прогресса на благо всего человечества
  • решение вопросов экономической конструкции, научного и технологического развития, безопасности страны и социального прогресса;
  • повышение научной просвещённости китайских граждан
  • охрана национальных интересов и прав Китая
  • наращивание национальной мощи

История

Основателем космической программы в Китае считают китайского учёного Цянь Сюэсэня, долгие годы прожившего в США и участника многих аэрокосмических разработок. Вернувшись в Китай, Цянь Сюэсэнь возглавил работы по ядерной и ракетно-космической программам.

Началом космической программы Китая можно считать 8 октября 1956 года, когда в КНР была создана 5-я академия Министерства обороны, проводившая разработки, связанные с ракетной тематикой, ещё с советской помощью. В ходе исследовательских полётов геофизических ракет в 1966 году в стратосферу была запущена ракета с двумя мышами на борту, а 14 и 28 июля в ходе двух запусков ракеты T-7A — собаки.

24 апреля 1970 года Китай провёл успешный запуск своего первого спутника «Дунфан Хун-1» (кит. 东方红) (после одной неудачной попытки 16 ноября 1969 года). Благодаря данному запуску, Китай стал 11-й страной с собственным спутником, но 5-й в мире и 2-й в Азии (отстав от Японии всего на несколько недель) космической державой.

Китай имел три программы создания пилотируемых космических кораблей. В случае реализации начатой в конце 1960-х гг первой программы «Шугуан» в планировавшийся срок (1973 год) Китай всего через 3 года после запуска своего первого спутника Дунфан Хун-1 и всего через 12 лет после СССР и США стал бы в мире третьей космической сверхдержавой, однако программа была прекращена в 1972 году до достижения результата по экономическим и политическим причинам. В конце 1970-х—начале 1980-х на базе спутников FSW существовала вторая китайская пилотируемая программа, которая была частично рассекречена и официально также прекращена без результата (хотя есть утверждения, что она была остановлена после неудачного запуска первого тайконавта в декабре 1978 или январе 1979). Реально космической сверхдержавой с пилотируемой космонавтикой Китай стал в 2003 г. по третьей пилотируемой программе «Шэньчжоу» - Проекту-921, преобразованному в 1992 году из Проекта-863 1986 года.
С 1993 году космическую программу координирует Национальное управление по исследованию космического пространства Китая, состоящее из департаментов генерального планирования, науки, технологий и контроля качеств, системных разработок, международного сотрудничества.

Проекты

Пилотируемая программа Проект-921

пилотируемый космический корабль «Шэньчжоу»
 
С 1992 года в Китае реализовывается трёхэтапная программа пилотируемой космонавтики Проект-921. Проект состоит из следующих стадий: 921-1 — создание пилотируемого космического корабля; 921-2 — создание посещаемых пилотируемых орбитальных станций-лабораторий с освоением технологии стыковки; 921-3 — создание постоянно пилотируемой долговременной многомодульной орбитальной станции-комплекса.

921-1

Проект 921-1 создания пилотируемых кораблей «Шэньчжоу» (кит. 神舟), получил утверждение и финансирование в 1992 году для четырёх пробных беспилотных испытательных полётов и последующих пилотируемых миссий. После беспилотных полётов с 1999 года корабль «Шэньчжоу-5» вывел первого тайконавта Яна Ливэя (кит. 杨利伟) на орбиту 15 октября 2003 года. «Шэньчжоу-6» в 2005 году стал первым многоместным китайским кораблём. В миссии «Шэньчжоу-7» 2008 года тайконавты Чжай Чжиган (кит. 翟志刚) и Лю Бомин (кит. 刘伯明) выполнили первый выход в открытый космос. На корабле «Шэньчжоу-9» в 2012 году впервые была запущена женщина-тайконавт, а другой тайконавт отправился во 2-й полёт.
* *
«Шэньчжоу-9»
Запуск 15 октября 2003 01:00:03 UTC
Посадка 15 октября 2003 22:22:48 UTC
Место посадки Внутренняя Монголия
Длительность полёта 21 час 22 мин 45 сек
Количество витков 14
Апогей 336 км
Перигей 332 км
Наклонение 42,4°
Период обращения 91,2 мин
Масса 7790 кг

Космический корабль «Шэньчжоу»

Космический корабль «Шэньчжоу» во многом повторяет российский космический корабль «Союз». «Шэньчжоу» имеет точно такие же модули, что и «Союз» — приборно-агрегатный отсек, спускаемый аппарат и бытовой отсек. «Шэньчжоу» имеет примерно такие же размеры, что и «Союз». Вся конструкция корабля и все его системы примерно идентичны (с учётом пересчёта на действующие в КНР стандарты) советским космическим кораблям серии «Союз», а орбитальный модуль построен с использованием технологий использовавшихся в серии советских космических станций «Салют».

В 2005 году директор ЗАО «ЦНИИМаш-Экспорт» Игорь Решетин и четверо работников этого же ЗАО были арестованы по подозрению в шпионаже в пользу КНР и передаче космических технологий. В 2007 году академик Решетин был приговорён к 11,5 годам заключения в колонии строгого режима.

Первая группа китайских космонавтов проходила подготовку к полёту в Центре подготовки космонавтов имени Гагарина в подмосковном Звёздном городке.

Описание полёта

«Шэньчжоу-5» стартовал 15.10.2003, в 9 часов 03 минуты местного времени (01:03 UTC) с Космодрома Цзюцюань, который расположен на севере Китая в провинции Ганьсу. Корабль достиг высоты 343 км в 01:10 (UTC). Корабль пилотировал космонавт (тайконавт) Ян Ливэй — 38-летний подполковник Народной Освободительной армии. КНР стала третьей страной (после СССР и США), самостоятельно осуществившей пилотируемый космический полёт собственными силами.

Программа пилотируемых полётов в КНР была начата в 1992 году.

Правительство КНР держало в секрете дату запуска, но и дата запуска, и дата приземления стали известны во всём мире заранее. КНР официально объявила о полёте «Шэньчжоу-5» уже после приземления.

«Шэньчжоу-5» совершил 14 оборотов и приземлился примерно через 21 час после старта. Корабль вошёл в атмосферу 15 октября в 22:04 (UTC). Приземление произошло в 22:28 (UTC) в 4,8 км от планируемого места приземления в автономном районе Внутренняя Монголия. Орбитальный модуль «Шэньчжоу-5» остался на орбите Земли и продолжал автономный полёт до 30.05.2004.

Через 15 минут после приземления космонавт Ян Ливэй выбрался из спускаемого модуля, только после этого было официально заявлено об успешном осуществлении первого пилотируемого полёта в КНР.

* *
Шэньчжоу-9 (кит. 神舟九号) — четвёртый пилотируемый космический корабль КНР серии Шэньчжоу. Запущен 16 июня 2012 года. Второй из кораблей серии, который оборудован стыковочным узлом. Экипаж корабля состоит из трёх человек. Впервые в китайской космонавтике в полёте участвует женщина-тайконавт, тайконавт совершает 2-й полёт, производится пилотируемая стыковка, формируется пилотируемый комплекс и осуществляются доставка и возвращение грузов для национальной космической станции.



921-2

В 2011 году запущен «Тяньгун-1» (кит. 天宫一号), 8-тонная орбитальная лаборатория (целевой модуль), являющаяся первым этапом создания китайских пилотируемых орбитальных станций. К ней запланированно 3 экспедиции - «Шэньчжоу-8» (беспилотный), «Шэньчжоу-9», «Шэньчжоу-10» (пилотируемые). В дальнейшем намечен запуск еще 2-х посещаемых экипажами из 3-х тайконавтов станций данной серии увеличенного размера — космической лаборатории «Тяньгун-2» в 2013 году и космической станции «Тяньгун-3» в 2015 году.

921-3

Далее около 2020 года на базе «Тяньгун-3» будет создана третья в мире (после советского комплекса станции «Мир» и МКС) многомодульная постоянно пилотируемая орбитальная станция со сроком службы 10 лет, включающая центральный жилой модуль и два модуля-лаборатории. Масса станции, не включая корабли, составит 60 тонн, экипаж — три или более тайконавтов, наклонение орбиты — 42-43 градуса, высота орбиты — 340-450 километров. Будет создан также автоматический грузовой корабль для снабжения станции. В дальнейшем к 2025 году станция будет наращена ещё несколькими модулями и платформами.

Многоразовые транспортные космические системы

Китай ведёт разработку перспективных многоразовых транспортных космических систем следующего поколения. Создан и проходит атмосферные испытания прототип космоплана «Шэньлун».

Освоение Луны

Китай является претендентом при благоприятном стечении обстоятельств на выигрыш в «лунной гонке за второе место» (за то, чтобы стать второй страной, обеспечившей высадку человека на Луну) в случае невозобновления аналогичных планов США и нереализации или затягивания планов России, Европы, Японии, Индии. Китай планирует пилотируемые полёты к Луне около 2024-2025 гг. и строительство лунной базы к 2050 г. Для этого будет создана сверхтяжёлая ракета-носитель «Великий поход-7».

На пути к этой перспективной цели в настоящее время в Китае идёт осуществление трехэтапной программы исследования Луны автоматическими средствами. В октябре 2007 года был запущен «Чанъэ-1» (кит. 嫦娥一号) — первый китайский искусственный спутник Луны. С этой АМС Китай стал одной из первых, после СССР и США, стран, начавших независимое исследование Луны. Затем была запущена ещё одна станция «Чанъэ-2» и планируется первая посадка на Луну китайской станции «Чанъэ-3» в 2012-2013 гг.

Следуюшие этапы включают создание лунохода к 2015 г. и АМС, возвращающей лунный грунт, к 2017 г. Прототип лунохода уже проходит наземные испытания.

Прочие межпланетные проекты

Китай вслед за СССР, США, Японией и Европой начинает исследования Марса. Его первая марсианская межпланетная станция «Инхо-1», которая должна была стать искусственным спутником Марса, была запущена и затем упала в океан вместе с российской АМС «Фобос-Грунт» в 2011 г.

В дальнейшем Китай планирует запускать другие собственные марсианские АМС, а также участвовать в российской АМС «Марс-Грунт», возвращающей марсианский грунт.

Значения названий

  • «Дунфанхун» — Алеет Восток
  • «Чанчжэн» — Великий Поход
  • «Шугуан» — рассвет
  • «Шэньчжоу» — волшебная лодка
  • «Шэньлун» — волшебный дракон
  • «Тяньгун» — небесный дворец
  • «Чанъэ» — имя мифологического персонажа (живущей на Луне женщины)
* * *

Тема космоса в Китае — одна из самых закрытых. О запусках становится известно, в лучшем случае, за один-два дня до их проведения, если не после. Впрочем, несмотря на меры повышенной секретности, некоторые факты и планы все же становятся достоянием общественности. Вскоре после «Тяньгун-1″ на орбиту выведут беспилотный космический аппарат «Шэньчжоу-8″ («Священная ладья-8″), чтобы осуществить первую в китайской космической программе стыковку. В 2012 и 2013 годах планируется запуск пилотируемых космических аппаратов «Шэньчжоу-9″ и «Шэньчжоу-10″, которые также пристыкуются к орбитальному модулю. Опробованные технологии применят для вывода к 2020 году на орбиту китайской космической станции.

В настоящий момент в Китае действует широкомасштабная программа по подготовке космонавтов, в том числе к долгосрочным полетам. Это, в частности, касается и будущего экипажа орбитальной станции. Не обойден вниманием и слабый пол — китаянки смогут отправиться в космос уже после 2012 года. Сейчас специальными навыками и умениями овладевают две женщины, отобранные из личного состава специального отряда летчиц-истребителей.

Пока же Китай самостоятельно отправил на орбиту только шестерых человек — их иногда называют тайконавтами (от слова, означающего по-китайски «космос»). Первопроходцем стал «китайский Гагарин» — Ян Ливэй. Он в 2003 году в течение 21 часа совершил 14 витков вокруг Земли на корабле «Шэньчжоу-5″. Встречали пилота с таким же энтузиазмом, как Гагарина в СССР пятьдесят лет назад. Ян Ливэй улетел в космос в звании подполковника, а приземлился уже полковником. Сейчас первый тайконавт — генерал-майор.

Второй раз отправили в космос двух китайских пилотов на корабле «Шэньчжоу-6″ в 2005 году. Полет длился пять суток, а экипаж провел несколько экспериментов. Третий и последний на сегодня пилотируемый запуск произошел в 2008 году на корабле «Шэньчжоу-7″. Его команда состояла из трех человек. Один из них стал первым тайконавтом, вышедшим в открытый космос.

Есть у китайцев и программа исследования Луны. В октябре 2007 года Китай запустил на орбиту спутник «Чанъэ-1″. Основной задачей аппарата было изучение лунной поверхности, в том числе на предмет содержания полезных ископаемых, а также проведение научных экспериментов. В 2009 году, выполнив свою задачу , «Чанъэ-1″ совершил контролируемое падение на Луну. Ему на замену в день празднования 61-летия КНР — 1 октября 2010 года — отправили «Чанъэ-2″. Спутник, в частности, должен изучить лунную поверхность, чтобы можно было выбрать место посадки в 2013 году третьего аппарата — «Чанъэ-3″.

Согласно оказавшимся в распоряжении прогнозам развития китайской космонавтики, в 2017 году планируется доставить на Землю первые пробы лунного грунта. А дальше речь уже может идти об отправке к 2030 году пилотируемой экспедиции на естественный спутник Земли. К 2040 году — об оборудовании на Луне обитаемой научной базы, а в 2050-м — о первой высадке человека на Марс.

Орбитальные джонки

Сейчас на земной орбите успешно функционирует около трех десятков китайских научных и прикладных спутников. Все они выведены в космос исключительно с помощью ракет-носителей, разработанных и созданных в Китае. Сейчас Поднебесная уже предоставляет свои услуги по изготовлению и запуску спутников связи другим странам — Нигерии, Венесуэле. А в перспективе — и Пакистану с Боливией.

На территории Китая действуют три космодрома. Это Сичан (провинция Сычуань) — с него производятся запуски телекоммуникационных спутников и лунных зондов. Цзюцюань (провинция Ганьсу) — отсюда в космос отправляются пилотируемые летательные аппараты. А третий — Тайюань (провинция Шаньси) — используется для стартов ракет-носителей с метеорологическими спутниками и аппаратами для дистанционного зондирования Земли.

Полным ходом идет строительство четвертого космодрома — Вэньчан на острове Хайнань. Специально для него разрабатывается современная ракета-носитель с двигателями на экологически безопасном топливе. Кроме того, космические аппараты будут запускаться с космодрома Вэньчан по траектории, проходящей над морем, а не над населенными районами — как это происходит при стартах с космодрома Сичан. Это сулит облегчение жизни для китайских крестьян. Им не придется каждый раз во время запусков покидать свои жилища в целях безопасности.

Центр управления спутниками расположен в Сиани, а пилотируемыми полетами руководят из Космического городка в окрестностях Пекина. Там, кстати, размещается и центр подготовки космонавтов. Китайцы отслеживают весь путь своих кораблей с экипажем. Сначала работают станции на территории Поднебесной, затем эстафету перехватывают находящиеся в различных точках Мирового океана корабли, оборудованные специальными антеннами. Арендуются и базы на территории третьих стран.

Космическая программа Китая находится большей частью в ведении военных. А в полет пока имеют шанс отправиться лишь служащие ВВС Народно-освободительной армии КНР. Однако существует правительственный орган — Китайская национальная космическая администрация, которая по большей части выполняет управленческие функции. Все предприятия отрасли сосредоточены в двух госкорпорациях. Затраты на космическую программу, по приблизительным подсчетам, составляют около четырех миллиардов долларов. Надо учитывать, что каждый конкретный проект субсидируется дополнительно — будь то исследование Луны или пилотируемые полеты. Некоторые расходы также включены в военный бюджет Поднебесной.




Комментариев нет:

Отправить комментарий