12 декабря 2014 г.

Начало эпохи освещения… и ГОЭЛРО


Есть в Москве на Мясницкой, 24 дом, построенный по проекту архитектора Ф. О. Шехтеля, в нем в 1920 году заседала комиссия по разработке плана электрификации России, о чем имеется памятная доска. Но то что написано на доске - это неправда, точнее далеко не вся правда.

И знаменитую фразу про "электрификацию всей страны" придумал  вовсе не Ленин. Да и гордость большевистского плана ГОЭЛРО — Днепрогэс, спроектировали еще до Октября. Революция и Гражданская война лишь отсрочили электрификацию России. 

Началось-то всё гораздо раньше

А потом был декрет, с оч-чень известной схемой перевода предприятия в другую собственность:

Декрет о национализации электростанции «Общества электрического освещения 1886 г.». Слева – приписка Н.П.Горбунова: «Напечатать непременно сегодня, иначе останемся без света». energomuseum.ru

И далее - "изобретение велосипеда": 

Лампочка Ильича. Декабрь 1925 года.
А. Шайхет. Советское Фото, № 03 за 1967 г.

Деревня Кашино или село Ботино, рядом с Шатурой.
В деревне Кашино стоит памятник «Лампочка Ильича».
В настоящее время музей не действует. Через окна можно рассмотреть оставшиеся внутри механизмы. Главного экспоната - первой «Лампочки Ильича» - нет и в помине: бывший председатель совхоза «Путь Ильича» в 1998 году отдал ее на реставрацию на Саранский завод. И с тех пор ее никто не видел. Сам памятник находится рядом с музеем и тоже находится в плачевном состоянии.
Лампочка Ильича — в СССР разговорное название бытовой лампы накаливания, использовавшейся без плафона.
Словосочетание появилось после поездки В. И. Ленина в деревню Кашино в 1920 году по случаю запуска местной электростанции с разводной сетью, выполненной из старых телеграфных проводов. Первоначально понятие «лампочка Ильича» относилось к электрификации России (см. ГОЭЛРО), особенно сельской местности.
Классическая «лампочка Ильича» представляет собой бытовую лампу накаливания, патрон которой подвешен к потолку за провод (и свободно свисает). Плафон отсутствует.
ru.wikipedia.org
Похоже на шутку, но такую же лампочку с пластинками в виде язычков пламени продавали при Брежневе, тоже при Ильиче:
Раритетная советская лампочка 1935 года. Была призвана освещать тернистую дорогу к коммунизму.  Кажется, неоновая! Кстати, впервые неоновая лампа, изобретенная французским физиком Жоржем Клодом, была продемонстрирована 3 декабря 1910 года на Парижской автовыставке.







По одной группе версий, возникших еще в 30-х годах минувшего столетия, патриархальная Россия вообще не имела собственной энергетической базы, план ГОЭЛРО – детище исключительно Октябрьской революции и лично В. И. Ленина, а одним из главных идеологов электрификации России был И. В. Сталин. Другие версии, родившиеся на 60 лет позже, утверждали, что роль В. И. Ленина и большевиков в разработке и реализации плана ГОЭЛРО ничтожна, что сам план не рожден отечественной научно-технической мыслью, а представляет собой кальку с зарубежных разработок, что выполнен он в итоге не был, а то, что все-таки сделано в рамках его реализации, удалось исключительно благодаря иноземной помощи и т. д. Любопытно, кстати, что и те и другие мифы либо замалчивали, либо вопреки всяким фактам вообще отрицали роль промышленного потенциала дореволюционной России и ее национальной электротехнической школы.





Центральная электростанция в Царском селе (воспроизведено с открытки из
коллекции Н.Г. Тагрина    energomuseum.ru

Реклама «Общества электрического освещения 1886 г.» в журнале «Электричество»

Чертежи зала силовой части «фабрики электричества». 1886 г.
 
 Машинный зал электростанции в Зимнем дворце. 1901 г. Источник



Строители электростанции "Электропередача". Фото Г.М. Кржижановского. 1913 год.

Центральная городская электростанция в Санкт-Петербурге.
1911. МИРМЭ 

energymuseum.ru


Центральная городская электростанция в Санкт-Петербурге. Турбодинамомашина Цёлли. 3000 kw.
1911. МИРМЭ 

energymuseum.ru

Опыт по созданию станций, работавших на местном, а не на привезенном издалека топливе и обеспечивавших электроэнергией крупный промышленный регион, был впервые реализован под Москвой в 1914 году. Близ Богородска (впоследствии г. Ногинск) соорудили торфяную электростанцию "Электропередача", энергия от которой передавалась потребителям в Москве по высоковольтной линии напряжением 70 кВ. Кроме того, впервые в России эту станцию включили параллельно другой. Ею стала работавшая в Москве с 1897 года электростанция на Раушской набережной (ныне 1-я МОГЭС). В 1915 году на совещании по проблемам использования подмосковного угля и торфа выступил с докладом директор станции "Электропередача" Г. М. Кржижановский. В его докладе уже содержались все те главные принципы энергостроительства, которые через пять лет стали основой будущего плана ГОЭЛРО.


Их сиятельства
До торжественного включения лампочки Ильича в подмосковной деревне Кашино оставалось еще 40 лет. Это, впрочем, не помешало энтузиастам внедрения в российскую жизнь электричества зажечь на Литейном мосту в Петербурге в 1880 году доселе невиданные электросветильники — ведь новаторы не знали, что в советском будущем именно ту, кашинскую, лампочку объявят первой в России. Мешало им совсем другое: монополия владельцев газовых фонарей в имперской столице — у них было исключительное право на освещение Питера. Но из этой монополии по каким-то причинам выпал Литейный мост. К нему-то и подогнали судно с электроустановкой, которая зажгла фонари. 
Файл:Литейный мост.jpg 
Всего через три года после этой демонстрации "антимонопольного светопредставления" в Петербурге была открыта первая электростанция мощностью 35 киловатт — она размещалась на барже, пришвартованной у набережной Мойки. Там было установлено 12 динамо-машин, ток от которых по проводам передавался на Невский проспект и зажигал 32 уличных фонаря. Станцию оборудовала немецкая фирма "Сименс и Гальске", на первых порах она играла главную роль в электрификации России.



Кабельный завод «Акционерного общества русских электротехнических заводов Сименс и Гальске». Источник


Реклама «Акционерного общества русских электротехнических заводов Сименс и Гальске». Источник



Электростанция на барже, р. Мойка. energomuseum.ru

Первый же опыт применения централизованного электрического освещения вместо газового был сделан техником дворцового управления инженером Василием Пашковым для освещения залов Зимнего дворца во время рождественских и новогодних праздников 1885 года. Для его реализации 9 ноября 1885 года был утверждён проект строительства особой «фабрики электричества» с примечанием Александра III «Зимние балы 1886 года (10 января) должны освещаться электричеством полностью». Чтобы исключить нежелательную вибрацию здания во время работы паровых машин, электростанцию разместили в особом павильоне из стекла и металла во втором дворе Зимнего дворца (с тех пор называемым «электрическим»).

Занимаемая станцией площадь занимала 630 м². Она состояла из машинного отделения, где было установлено 6 котлов, 4 паровые машины и 2 локомобиля, и зала с 36 электродинамомашинами. Общая мощность электростанции составляла 445 лошадиных сил и потребляла около 30 тыс. пудов (520 т) угля в год.

Вырабатываемым электричеством освещались: Аванзал, Петровский, Большой фельдмаршальский, Гербовый и Георгиевский залы. Было предусмотрено три режима освещения:
  • полное (праздничное, которое включалось пять раз в году) — включались 4888 ламп накаливания и 10 свечей Яблочкова;
  • рабочее — 230 ламп накаливания;
  • дежурное (ночное) — 304 лампы накаливания.
С тех пор Датой основания Леэнерго считается 16 июля 1886 года, когда императором Александром III был утверждён устав «Общества электрического освещения 1886 года» Карла Сименса, объединившее ученых и коммерсантов в деле "электрификации всей страны" (эти "ленинские" слова были уже тогда записаны в уставе). Большую часть акционеров общества составляли иностранцы — в первую очередь тот же концерн "Сименс", — а вот технические кадры были российскими. Здесь работали все будущие создатели плана ГОЭЛРО — Глеб Кржижановский, Леонид Красин, Роберт Классон и другие. Уже тогда разрабатывались первые проекты масштабного строительства электростанций и линий электропередачи.
 

Хотя в области энергетики Российская империя заметно отставала от западных стран, развитие отрасли на рубеже ХIХ и ХХ веков шло семимильными шагами. В конце столетия были построены первые ТЭЦ мощностью более 5 мегаватт — Раушская в Москве и Охтенская в Петербурге. Но столицами дело не ограничивалось — первая в стране электростанция трехфазного тока появилась в 1893 году в Новороссийске. Трехфазный ток, впервые примененный русским инженером Михаилом Доливо-Добровольским в Германии, сделал гораздо дешевле как выработку электроэнергии, так и ее передачу на большие расстояния. К 1896 году количество электростанций выросло до 35. КПД таких станций приближался к 25% (у современных парогазовых электростанций он достигает 60%). Все они принадлежали частным владельцам, в том числе 12 — Обществу электрического освещения.

Электростанция инженера Смирнова на Васильевском острове.

Здание электростанции инженера Н.В.Смирнова. energomuseum.ru
В 1893 году отставной полковник - инженер Н.В.Смирнов - обратился к петербургскому градоначальнику с просьбой разрешить ему устройство на Васильевском острове центральной электрической станции (ЦЭС) <с правом проводить от нее по улицам воздушные кабели и употреблять электрические токи напряжением до 2000 В>. ЦЭС с расчетной мощностью 800 кВт, была пущена 21 декабря 1894 года и располагалась на 12 линии В.О. (д.15). В котельной станции было установлено 6 водотрубных котлов Бабкок-Вилькокс. Машинный зал был оборудован 4 вертикальными паровыми машинами компаунд мощностью в 250 л.с. с давлением пара в 13 атмосфер. Подобные (по мощности и типу) машины только появлялись в это время и представляли последнее слово техники. Вследствие этого технико-экономические показатели станции были несравненно лучше, чем соответствующие показатели существующих электростанций.
old.lenenergo.ru
Машинный зал станции инженера Н.В.Смирнова. energomuseum.ru
 
Станция инженера Н.В.Смирнова стала типовой для центральных электростанций подобной величины и продолжала существовать все первое десятилетие ХХ века, служа образцом городской ЦЭС нового типа и после перехода к трехфазному току высокого напряжения.

Центральная электростанция инженера Н.В. Смирнова (Василеостровская) в Петербурге. План. energomuseum.ru

Первая электростанция Общества электрического освещения в Москве (угол Георгиевского переулка и Большой Дмитровки).
 
Старая станция на Большой Дмитровке. Фото 1911
Источник: http://average.org/weekly-photo/0091.html  (Фотограф: Eugene Crosser ,
Мы считаем, что снимок сделан в 1998 году (направление съемки — запад))


Первая электростанция Общества электрического освещения в Москве (угол Георгиевского переулка и Большой Дмитровки). С начала Использовалась как выставочный зал Электротехнических съездов.

Москва, 1903. МИРМЭ



Центральная электрическая станция на Раушской набережной (МОГЭС-1; построена в 1887).
Центральная электрическая станция на Раушской набережной (МОГЭС-1; построена в 1887).
Москва, 1912. РГАЭ  

Общий план участка и здания Центральной электрической станции.
Москва, 1910. РГАЭ

Старый машинный зал Центральной электростанции на Раушской набережной. Переоборудован в 1911 г.
Москва, 1912. МИРМЭ 

Насосное оборудование Центральной электростанции на Раушской набережной. Москва, 1912. МИРМЭ 

Распределительное оборудование Центральной электростанции на Раушской набережной. Москва, 1912. МИРМЭ 

Дизель 300 л.с. на Центральной электростанции.
Москва, 1912. МИРМЭ 

Центральная Электрическая станция (ЦЭС) Акционерного Общества «Гелиос» - ЦЭС Общества «Гелиос».
Центральная электростанция Акционерного Общества <Гелиос> из Кельна построена в Рождественской части Санкт-Петербурга (Новгородская ул., д.№ 12-14). Получив выгодный и удобный участок, обеспечивающий обилие воды, дешевизну доставки машин, стройматериалов и угля водным путем, немцы развернули бурную деятельность. В короткий срок русские рабочие возвели основные сооружения, и 27 апреля 1897 года электростанция дала промышленный ток. Корпус машинного отделения и пристроенное к нему лицевое здание заводоуправления строились по проекту гражданского инженера, архитектора В.А.Рейса. Первоначально было смонтировано 7 котлов и установлены 4 паровые машины по 1000 л.с. с генераторами однофазного тока по 3000 В. Через год вошли в строй еще 3 машины и 6 котлов. Установленная мощность станции составляла 5250 кВт.
Текст объявления в петербургских газетах:
<Главноуполномоченный для России Высочайше разрешенного к производству операций в России Электрического Акционерного Общества <Гелиос> в Кельне П.И.Ратнер сим имеет честь довести до сведения публики, что на основании заключенного Обществом <Гелиос> с С.-Петербургской Городской Управою нотариального договора Обществу предоставляется право прокладки кабелей по всей столице для производства электрического освещения и отпуска электрической энергии для промышленных и технических целей на весьма выгодных условиях».
old.lenenergo.ru
Здание электростанции Общества «Гелиос». energomuseum.ru


Машинный зал Центральной Электрической станции (ЦЭС) Общества «Гелиос». energomuseum.ru


Прокладка кабеля рабочими Общества «Гелиос». energomuseum.ru

Группа рабочих у установленного фонаря. Фотограф К.Булла. energomuseum.ru

Котельная «Гелиос» Электрической станции № 2. 1916 -1918 гг. energomuseum.ru
 
Центральная электростанции акционерного общества Вестингауз. Петербург
Центральная электростанции акционерного общества Вестингауз.
Петербург, 1907. ЦГАКФФД

Группа инженеров-электриков акционерного общества «Вестингауз».
Первый слева стоит Генрих Осипович Графтио. energomuseum.ru


Электрическая станция императорских московских театров.
Электрическая станция императорских московских театров.
Москва, 1912. МИРМЭ 
 
Цех машиносборочной мастерской Общества электрического освещения.
Москва, 1912. МИРМЭ 
 
Электромотор, произведенный на заводе акционерного общества русских электромеханических заводов «Сименс и Гальске».
Петербург, 1913. ЦГАКФФД. 
 
Линия электропередачи 216 вольт на Лесной улице.
Москва, 1912. МИРМЭ. 

Фонарь уличного электрического освещения.
Москва, 1912. МИРМЭ. 

Центральная электрическая станция «Бельгийского анонимного общества электрического освещения» - ЦЭС «Бельгийского общества» 
Центральная электрическая станция <Бельгийского анонимного общества электрического освещения (набережная реки Фонтанки, д.104) построена в 1897-1898 гг. Немецкая фирма <Шматцер и Гуэ>, получившая концессию на пятьдесят лет и разрешение на строительство, в дальнейшем фигурирует как <Бельгийское анонимное общество электрического освещения> и действует под патронажем Бельгийской военной миссии.
Первая паровая машина мощностью 350 кВт была пущена в эксплуатацию 22 мая 1898 г. Через три года на станции работало уже 18 паровых машин общей мощностью 5500 кВт, а в 1903 г. здесь устанавливается первая паровая турбина <Парсонс> мощностью 680 кВт. http://old.lenenergo.ru/upr/index1280.php?page=http://old.lenenergo.ru/upr/doc/history/1917okt.html


Здание Центральной электрической станции «Бельгийского анонимного общества электрического освещения» — ЦЭС «Бельгийского общества».  energomuseum.ru

Представители Бельгийской миссии в группе служащих у здания ЦЭС «Бельгийской общества».
Фотограф К.Булла.  energomuseum.ru


Топка угольного котла Центральной электрической станции «Бельгийского анонимного общества электрического освещения Санкт-Петербурга». energomuseum.ru

Центральная электрическая станция «Общества электрического освещения 1886 г.» - ЦЭС «ОЭО 1886 г.».
Центральная электрическая станция <Общества электрического освещения 1886 года> (Обводный канал, д.76) построена в 1897-1898 гг. Торжественный пуск состоялся 16 ноября 1898 г.
Вошли в строй 4 паровых котла и 6 паровых машин общей мощностью 4200 кВт.
Все оборудование поставлялось фирмой <Сименс и Гальске>. На станции работало свыше 100 человек. После пуска станции все семь маленьких электростанций, принадлежавших <Обществу электрического освещения 1886 года>, были закрыты, а абоненты переведены на шины новой электростанции.
Газета <Новое время> 9 ноября 1898 г. писала: <Вчера кабель, доведенный до сети Гостиного двора, пустил со станции на Обводном канале энергию и осветил магазины, т.е. вместо станции, стоящей на Казанской площади, Гостиный двор стал освещаться с Центральной электростанции>. В 1916 г. в машинном зале станции имелось 8 паровых машин и 9 турбин, общей установленной мощностью 49 тыс. кВт. Станция вырабатывала более половины электроэнергии, потреблявшейся Петроградом.



Здание Центральной электрической станции «Общества электрического освещения 1886 г.». energomuseum.ru

Здание Центральной электрической станции «Общества электрического освещения 1886 г.». energomuseum.ru

Машинный зал Центральной электрической станции «Общества электрического освещения
1886 г.» - ЦЭС «ОЭО 1886 г.».energomuseum.ru


Руководители правления «Общества электрического освещения 1886 г.» и электростанция № 1. energomuseum.ru

Расширение и реконструкция Центральной электростанции «Общества электрического освещения 1886 г.» в 1906-1907 гг.energomuseum.ru

Рекламный листок из журнала «Электричество»
с изображением Центральной электростанции «Общества электрического освещения 1886 г.». 1900 г. energomuseum.ru


<Трамвайная> электростанция.
В 1895 г. в Санкт-Петербурге впервые начала функционировать электрическая железная дорога - маршрут от Зимнего дворца до Мытнинской набережной был проложен по льду через Неву. Приводя зарисовку этого трамвая через Неву, иллюстрированный журнал того времени писал: <Быстрота и удобство сообщения, а также дешевизна и новизна подобного рода передвижения привлекают массу пассажиров, и новое предприятие, несомненно, не только удобно для публики, но и не безвыгодно для предпринимателей. Очень жаль, что электрические железные дороги, которые во многих городах с успехом заменили устаревшие <конки>, до сих пор еще не приобрели у нас права гражданства и широкого распространения. Надо, впрочем, надеяться, что и у нас не только через Неву, но и по улицам будут со временем ходить электрические «конки».

Электростанция для пуска в городе электрического трамвая, так называемая <Трамвайная>, была построена по заказу Петербургской Городской Управы акционерным обществом <Вестингауз> на Атаманской улице, у реки Монастырки, в 1906-1907 гг. Установленная мощность станции 4400 кВт.

 


Первый московский контракт общества — о включении в работу блока для освещения торговых рядов Пассажа купца Постникова (в этом здании сейчас располагается Театр им. Ермоловой) — был заключен в 1887 году. В следующем году была пущена первая в нынешней столице электростанция (сейчас это помещение Малого Манежа).



VII Всероссийский Электротехнический съезд. Сидят (слева направо: 1. Дрейер Л.В. 3. Лапиров-Скобло М.Я. 4. Угримов Б.И. 5. Поливанов М.К. 7. Шателен 9. Вашков Н.Н. 10. Спицин А.А.). Стоят (4. Старков В.В. 8 Авенариус А.М.), 27 декабря 1912 – 5 января 1913 гг

Участники VII Всероссийского Электротехнического съезда в Москве. Сидят спиной за столом (слева направо): 2. А.М.Авенариус 3. Б.И. Угримов 4. М.Я.Лапиров-Скобло. Сидят лицом (справа налево): 1. В.В.Старков 2. Л.Б. Красин. 3 Н.Н.Вашков, между Старковым и Красиным – Л.В.Дрейер.
27 декабря 1912 – 5 января 1913. РГАЭ

energymuseum.ru

 Группа секретарей VII Всероссийского Электротехнического съезда в Москве. На обороте надпись: «Многоуважаемому Л.В. Дрейеру от помощников секретарей VII-го Всероссийского Электротехнического съезда в Москве».
27 декабря 1912 – 5 января 1913. РГАЭ
energymuseum.ru

Московские инженеры Л.В. Дрейер и Г.Д. Дубелир (слева).
4 мая 1908. РГАЭ 
energymuseum.ru

В 1899 году фирмы — участники Общества привлекли к финансированию работ по электрификации ведущие банки, основав Большой русский банковский синдикат. Несмотря на название, отечественного капитала там было всего 12% — остальное вложили иностранцы. В основном синдикат занимался проведением трамвайных маршрутов и электрификацией железных дорог. Первый российский трамвай был пущен в 1892 году в Киеве, а в Москве он появился через семь лет. 

Электрический трамвай

Применение электричества на транспорте началось с создания городских трамваев. Первый трамвай, созданный по проекту инженера А. Е. Струве, пустили 2 мая 1892 года в Киеве. Затем трамвай появился в Нижнем Новгороде, Витебске, Одессе, Казани, Твери и в ряде других промышленных городов.
В Петербурге и Москве трамвай появился позднее из-за конкуренции с конками. Владельцы конок, частные и акционерные общества, получившие в свое время права на устройство «конно-железных дорог», долго не хотели возвращать эти права обратно. Закон Российской Империи стоял на их стороне, а в выданных лицензиях говорилось, что городская управа в течение пятидесяти лет не может без их согласия использовать на улицах какой-либо другой вид транспорта.
В Москве трамвай пошел 26 марта 1899 года, а в Петербурге – лишь 16 сентября 1907 года, несмотря на то, что первая трамвайная линия там была проложена еще в 1894 году, прямо по льду Невы.
До революции большинство трамвайных сетей были узкоколейными. Однако две крупнейшие сети страны – Московская и Петроградская – были ширококолейными. Некоторые города имели по две сети разной колеи, например, в Нижнем Новгороде верхняя сеть была узкоколейной, а нижняя – ширококолейной.
В Москве для электроснабжения трамвая была построена специальная трамвайная электростанция (ныне – МОГЭС-2), которая открылась в феврале 1907 года на Болотной набережной, у Малого Каменного моста. Московская трамвайная станция работала на донецком угле и генерировала ток напряжением 6600 В с частотой 25 Гц, который передавался на девять тяговых подстанций, расположенных в разных точках города. На подстанциях переменный ток преобразовывался в постоянный напряжением 600 В, который и питал трамвайную сеть. К 1912 году трамвайная электростанция была расширена, ее энергию стали также использовать в промышленности и для освещения зданий. 

Общий план сети электрических трамваев г. Москвы.
1913
Руководство и инженерный состав Московских городских железных дорог.
1-й ряд, сидят (слева направо): 1. В.И.Грибанов; 2. П.И.Юшков; 3. М.К.Поливанов (управляющий); 4. С.В.Челноков; 5. Н.И.Сушкин; 6. Н.А.Меглицкий; 7. П.К.Пешкеров; 8. К.К.Мнаков.
2-й ряд, стоят: 1. Ф.И.Шишов; 2. А.М.Авенариус; 3. С.П.Стафрин; 5. В.И.Ганешин; 7. Н.К.Жуков (архитектор); В.В.Новиков; 10. М.В.Уржумцев.
3-й ряд стоят: 1. В.Ф.Рейсгоф; 2. Н.Н.Вашков; 3. Л.В.Дрейер; 5. А.Е.Лобанов; 6. И.И.Соколов; 7. В.И.Худяков; 8. А.И.Богуш.
Москва, 1915. Из семейного архива Поливановых
Городская трамвайная электрическая станция у Малого Каменного моста (МОГЭС-2), построенная в 1907 г.
Москва, 1913. МИРМЭ
Котельная городской трамвайной электростанции.
Москва, 1912. МИРМЭ
Машинный зал городской трамвайной электростанции.
Москва, 1912. МИРМЭ
Мещанская тяговая подстанция (№ 8), построенная в 1911 г.
Москва, 1913. МИРМЭ
Замоскворецкая тяговая подстанция (№ 9).
Москва, 1914. МИРМЭ
Трансформаторная будка.
Москва, 1912. МИРМЭ
Прокладка электрического кабеля.
Москва, 1911. МИРМЭ
Монтаж рабочего провода на трамвайной линии у Театральной площади.
1900-е гг. МИРМЭ
Новосокольническое трамвайное депо.
Москва, 1916. МИРМЭ
Открытие первой линии трамвая в Петербурге.
1907. Фото К.Буллы
Моторный вагон трамвая Нюренбергского завода.
1910-е гг. МИРМЭ
Трамвай на маршруте около Красных ворот.
Москва, 1904. МИРМЭ
Трамвайная остановка.
Москва, 1910-е гг. МИРМЭ
Трамвайная линия вдоль Петербургского шоссе.
1910-е гг. МИРМЭ



Трамваи на Невском проспекте.energomuseum.ru

Один из первых электрических фонарей. energomuseum.ru

Позже трамвайного строительства городская Дума одобрила план строительства метро. Разгром наших войск в войне с Японией положительно сказался на развитии энергетики — русские корабли начали оснащаться электросиловым оборудованием. И конечно, один город за другим переходил на электрическое освещение. Правда, медленно — даже в Москве перед революцией электричества не было в 70% жилых домов.



Отдельно стоит сказать про научное обеспечение электрификации дореволюционной России. Финансируемые из казны высшие учебные заведения выпускали инженерные кадры для отрасли. При поддержке императорской Академии наук регулярно проходили электротехнические съезды — с 1900-го по 1913 год их состоялось восемь. На съездах обсуждались как конкретные планы строительства отдельных объектов, так и стратегические перспективы. Среди последних наиболее масштабным был проект, разработанный в начале ХХ века великим ученым Владимиром Вернадским. Он предусматривал создание к 1920 году на всей территории страны широкой сети электростанций, энергия которых могла питать новые промышленные районы. Собственно, именно эти идеи и легли в основу будущего "ленинского" плана ГОЭЛРО.






Отечественная наука опиралась на развитие российского предпринимательства. Постепенно российские предприниматели теснили иностранцев — особенно после начала Первой мировой войны, когда немцы покинули российский рынок. Наиболее бурную деятельность развил бакинский нефтепромышленник Абрам Гукасов, ставший ведущим производителем электрического кабеля и главой АО "Рускабель". На его деньги в Москве был построен крупный завод "Динамо", производивший электромоторы и генераторы по западным технологиям, но из местных деталей. Тогда же открылась фабрика "Светлана" — первый в стране производитель электрических ламп по патентам Эдисона.





Если в 1909 году доля российских капиталов в электротехнической отрасли составляла 16,2%, то к 1914-му она достигла 30%. Во многом это было связано с таможенно-тарифной войной, которую тогдашний министр финансов Витте развязал в 1890-х годах с Германией. Не вдаваясь в детали, скажем, что итогом этой войны стало создание таких условий, когда германским (а именно они лидировали в то время в энергетическом машиностроении) фирмам оказалось выгоднее создавать производства в России, чем ввозить сюда уже готовую продукцию. В целом за годы предвоенного промышленного подъема приращение иностранных инвестиций в энергетическую отрасль составило 63%, тогда как российских — 176%. Энергетика в стране развивалась темпами, постоянно опережающими рост экономики в целом — по 20-25% в год.

Пуск Шатурской ТЭЦ. План ГОЭЛРО. Декабрь 1925
www.shaturyane.ru


Установка столбов в деревне Ботино. 1925 г.


Перед самой войной в подмосковном Богородске (нынешний Ногинск) была построена электростанция мощностью 9 мегаватт. На тот момент она была крупнейшей в России, да и в мире таких "гигантов" насчитывалось не более 15 (почти все в САСШ, как тогда назывались США). Она впервые передавала ток по проводам на большое расстояние — до 100 км. Предполагалось построить несколько таких электростанций, способных питать энергией Москву, а в перспективе весь Центральный район.


Русские изобретатели думали над освоением громадных ресурсов гидроэнергии. Первая ГЭС (тогда ее называли "водоэнергетической установкой") мощностью 700 киловатт была построена на кавказской речке Подкумок у города Ессентуки в 1903 году. Вторую построили монахи на Соловецких островах. В 1910 году по соглашению с американским концерном "Вестингауз" началось строительство Волховской ГЭС, мощность которой должна была достичь уже 20 мегаватт. Ее обещали построить все тот же "Сименс" и американская компания "Вестингауз". А в 1912 году множество компаний и банков объединились в консорциум по строительству гидроэлектростанции на днепровских порогах — будущего Днепрогэса. Экспертизу проекта провели немецкие специалисты; они же предложили проложить в обход будущей ГЭС канал, который сделал бы Днепр судоходным. Строительство примерной стоимостью 600 млн золотых рублей должно было начаться в 1915 году. Но ему, как и многим другим проектам, помешала Первая мировая война.


Появление крупных электростанций могло изменить многое в российской экономике. Но пока что почти все электростанции были маломощными, по 10-20 киловатт, и строились хаотично, без какого-либо плана. Они создавались на крупных предприятиях или в городах. В первом случае их строили владельцы самих предприятий, во втором — акционерные общества, продававшие электричество городским властям. В ряде случаев городские думы выдавали компаниям кредиты на постройку электростанций в обмен на поставку электроэнергии по более дешевой цене (так, например, было в 1912 году в Саратове). Очень редко города или даже деревни строили небольшие станции на собственные средства. 



В 1913 году мощность всех электростанций России достигла 1 млн 100 тыс. киловатт, а выработка электроэнергии — 2 млрд киловатт-часов. По этому показателю Россия занимала восьмое место в мире, отставая не только от лидировавших САСШ (там было уже 60 млрд), но даже от крошечной Бельгии. 



И все же производство электричества в России росло быстрее, чем во всех других странах, кроме Штатов, — на 20-25% в год. Подсчитано, что при таких темпах к 1925 году наша страна стала бы первой в мире в этой области.

Светлое будущее

Электрификация всей страны, план ГОЭЛРО и эпоха освещения


Отряд Красной Гвардии Государственной электростанции №1 ( быв.- ЦЭС «Общества электрического освещения 1886 г.»). energomuseum.ru


 
Декрет о национализации электростанции «Общества электрического освещения 1886 г.». Слева – приписка Н.П.Горбунова: «Напечатать непременно сегодня, иначе останемся без света». energomuseum.ru

Мандат о командировке В.М. Сперанского в Петроград для включения имеющихся электрических станций в О.Г.Э.С. ( Объединение Государственных электростанций). energomuseum.ru

Как известно, история не терпит сослагательного наклонения, а потому говорить, что было бы, если бы вместо плана ГОЭЛРО страна получила возможность развиваться нормально — без войн и революций — бессмысленно. Тем более что и сам по себе этот план, без всяких преувеличений, повод для гордости и достойный вклад нашей страны в историю мировой промышленной политики. 



Уже упоминавшийся Глеб Кржижановский — выпускник Петербургского технологического института и автор проекта подмосковной ТЭС "Электродача", построенной в 1912 году, — по заданию партии внедрился в питерское отделение Общества электрического освещения с целью укрепления большевистской ячейки. Затем он перевелся в московское отделение общества. Партийная работа, впрочем, не мешала Кржижановскому участвовать в основной работе общества. А она была революционной — правда, не в политическом, а в экономическом смысле. Свою работу с ведущими российскими специалистами в области энергетики Кржижановский не забыл. Более того, он так увлекся планами электрификации России, что смог заразить ими своего товарища молодости — Ленина, вместе с которым он создавал в середине 1890-х Союз борьбы за освобождение рабочего класса. 


В декабре 1917 года Кржижановский добился приема у вождя для двух виднейших членов Общества освещения Радченко и Винтера. Они рассказали главе нового правительства об уже имевшихся планах электрификации страны и, главное, о их созвучии с близкими большевикам планами централизации народного хозяйства. Но тут началась Гражданская война, после которой в 1920 году страна произвела всего 400 млн киловатт-часов электроэнергии — в пять раз меньше, чем в пресловутом 1913-м. 

Эта встреча однако осталась в памяти Ленина. 21 февраля 1920 года Ильич подписал распоряжение о создании Государственной комиссии электрификации России (ГОЭЛРО). Возглавил комиссию, как нетрудно догадаться, Глеб Кржижановский (кстати, один из очень немногих людей, с кем Ленин был на "ты"). Кржижановский привлек к работе не только инженеров-практиков, но и ученых из академии наук — всего около 200 человек. Среди них, кстати, был и знаменитый российский философ, священник и "по совместительству" выдающийся электротехник Павел Флоренский. На заседания комиссии он приходил в рясе, и большевики терпели.

После десяти месяцев напряженной работы комиссия выдала на-гора 650-страничный том с многочисленными картами и схемами. Этот том в виде стратегического плана был утвержден VIII Всероссийским съездом Советов, заседавшим в Большом театре. Презентация доклада произошла на высшем для того времени техническом уровне. Чтобы делегаты могли оценить грандиозность предлагавшегося проекта, на сцене была выставлена гигантская карта России. И по мере рассказа докладчика — им был Кржижановский — о тех или иных объектах на карте зажигались разноцветные лампочки в соответствующих местах. Под конец, когда зажглись все лампочки, Москва погрузилась во мрак — все мощности тогдашней столичной энергетики пошли на Большой театр, здания ВЧК и Кремль.







ГОЭЛРО, несмотря на название, был планом развития не одной энергетики, а всей экономики. В нем предусматривалось строительство не только генерирующих мощностей, но и предприятий, обеспечивающих эти стройки всем необходимым, а также опережающее развитие электроэнергетики по сравнению с народным хозяйством в целом. И все это привязывалось к планам развития территорий. К примеру, согласно плану был построен Электрозавод в Москве, позже аналогичные производства открылись в Саратове и Ростове. Однако ГОЭЛРО шел еще дальше: он предусматривал возведение предприятий — будущих потребителей электроэнергии. Среди них — заложенный в 1927 году Сталинградский тракторный, основа отечественного танкостроения. В рамках плана также началось освоение Кузнецкого угольного бассейна, вокруг которого возник новый промышленный район.


Предусматривалось возведение крупных ГЭС на Волге, хотя в действительности их строительство началось только в 50-е годы. Намечалось довести добычу угля до 62,3 млн тонн в год против 29,2 млн тонн в 1913 году, нефти — до 16,4 млн тонн против 10,3 млн. Уже в 1921 году комиссия по ГОЭЛРО во главе с Кржижановским была преобразована в Госплан, ведавший всей экономической стратегией развития страны. 



Первыми решили строить Каширскую и Шатурскую ТЭЦ по соседству с Москвой. На это бросили комсомольцев, военных и рабочих с бездействующих заводов. Голодные и раздетые люди работали по 18 часов в сутки. Каширская электростанция мощностью 12 мегаватт, работавшая на подмосковном угле, была открыта в июне 1922 года, когда больной Ильич уже был заперт в Горках. Тогда же построили первую в стране ЛЭП, по которой электричество доставлялось из Каширы в Москву. После введения в строй Шатурской ТЭЦ в 1926 году выработка энергии достигла довоенного уровня.
 

Реализация плана ГОЭЛРО совпала с новой экономической политикой — оказавшись перед реальной перспективой быть повешенными на всех для того потребных фонарях и осинах, большевики решили отказаться от идеологии безденежной и бестоварной экономики и дать право на жизнь среднему и малому предпринимателю (командные высоты — крупную промышленность партия оставила за собой).


Само же строительство шло невиданными в истории темпами. И причиной тому был не только энтузиазм народа, о котором нам говорили прежде, но и ряд весьма теневых аспектов реализации плана ГОЭЛРО. Значительную часть строителей составляли не только призванные в так называемые "стройтрудармии" бойцы, но и заключенные. А для финансирования программы широко распродавались сокровища отечественной культуры. А также зерно – и это в тех условиях, когда во многих регионах страны, и в первую очередь в Поволжье и на Украине, свирепствовал голод. Да и вообще в течение долгих лет все социальные секторы экономики финансировались только по остаточному принципу, из-за чего народ в СССР жил исключительно трудно

Не обошлось без нэпманов и дело "электрификации всей страны". К примеру, 24 кустарные подмосковные артели объединились в крупное товарищество "Электропроизводство", а 52 калужские артели — в товарищество "Серена"; они занимались постройками станций, тянули линии электропередачи, электрифицировали промышленные предприятия. Советское правительство — редчайший случай — поощряло инициативу частников в выполнении ГОЭЛРО. Те, кто занимался электрификацией, могли рассчитывать на налоговые льготы и даже на кредиты от государства. Правда, вся нормативная база, технический контроль и установление тарифов сохранялись за правительством (тариф был единым для всей страны и устанавливался Госпланом). Политика поощрения предпринимательства дала ощутимые плоды: около половины генерирующих мощностей, построенных по плану ГОЭЛРО, были созданы с привлечением сил и средств нэпманов, то есть бизнеса. Иными словами, это был пример того, что мы сейчас называем частно-государственным партнерством.


За десять лет, на которые был рассчитан план ГОЭЛРО, он был перевыполнен. Выработка электроэнергии в 1932 году по сравнению с 1913 годом увеличилась не в 4,5 раза, как предусматривалось, а почти всемеро: с 2 до 13,5 млрд кВт ч. В 1927 году в районе Запорожья началось возведение Днепрогэса — крупнейшей на то время в Европе гидроэлектростанции и наиболее заметного объекта ГОЭЛРО. Его пустили в 1932 году. Днепрогэс стал одновременно последней большой стройкой "ленинского" плана и первой "сталинской" пятилетки, в которую плавно перетек ГОЭЛРО.


В реализации плана электрификации участвовали и западные компании. Надеясь на прибыль и возвращение национализированных большевиками активов, они посылали в СССР специалистов и технику: в годы первых пятилеток до 70% электротехнического оборудования поступало из-за границы. До революции эта доля была меньше (примерно 50%), хотя ради справедливости стоит заметить, что гораздо меньше требовалось и оборудования. К середине 30-х годов в СССР был налажен выпуск собственных турбин, генераторов и всего необходимого для отрасли.

Что же касается помощи зарубежных специалистов, то это были в основном так называемые шеф-инженеры и консультанты, при помощи которых производились монтаж и наладка поставленного из-за границы оборудования.


Иногда привычки и амбиции представителей западных фирм входили в противоречие с интересами отечественных энергостроителей. Западный педантизм, стремление неукоснительно следовать букве и параграфу соглашений, предписаний, нормативов и инструкций трудно уживались с советским менталитетом, ориентированным на скорейший ввод объектов в эксплуатацию. Иностранцам были непривычны внеурочный и трехсменный труд, игнорирование сна, отдыха, своевременного питания, они жили по своим правилам и своему распорядку. Бывало, что это приводило к сложным и даже аварийным ситуациям.



На строительстве Шатурской ГРЭС в ее новеньком бетонном фундаменте образовались при испытаниях глубокие трещины. Оказалось, что педантичные шеф-монтеры из Англии регулярно и с одинаковыми интервалами устраивали перерывы в работе. И бетон на тех уровнях, на которые он должен был подаваться в эти паузы, успевал подсохнуть, а в результате плохо схватывался и при первой же вибрации дал трещины. После иска, предъявленного английской фирме, работу ей пришлось переделывать.Но в большинстве своем иностранцы работали честно и качественно и получали помимо зарплаты правительственные благодарности и подарки. А некоторые – такие, как, например, шеф-консультант Днепростроя полковник Купер, – были награждены орденами Трудового Красного Знамени.





Приглашение для Б.А. Вейде на открытие Днепровской гидроэлектростанции, 1 октября 1932. energymuseum.ru

К середине 30-х годов необходимость в зарубежной помощи отпала, но ряд иностранных специалистов не пожелал покидать СССР и оставался у нас до самой войны. Были и те, кто уехать не успел, и судьба многих их них оказалась трагической. Одних репрессировали наши власти: сослали в Сибирь, Казахстан, на Дальний Восток, другие были интернированы в Германию и подверглись репрессиям там.

По-разному сложились и судьбы членов Комиссии ГОЭЛРО. Все они принадлежали к энергетической элите страны, а должности, которые они занимали к началу 30-х годов, соответство вали верхним ступенькам в иерархии советской партийно-хозяйственной номенклатуры. И. Г. Александров – главный инженер Днепростроя, а затем член президиума Госплана, А. В. Винтер – директор Днепростроя, а затем – управляющий Главэнерго, Г. М. Кржижановский – председатель Госплана и т. д. Многие из них пользовались в народе большой популярностью.

Возможно, именно это и побудило Сталина убрать электрификаторов с руководящей работы и выдвинуть на первый план собственную креатуру: А. А. Андреева, Л. М. Кагановича, В. В. Куйбышева, Г. К. Орджоникидзе и других. И тогда он передал многих главных творцов плана ГОЭЛРО в систему Академии наук: минуя все необходимые промежуточные ступени, академиками стали И. Г. Александров, Б. Е. Ведереев, А. В. Винтер, Г. О. Графтио, Г. М. Кржижановский. Не у всех, однако, судьба сложилась столь благополучно. Из одного только руководящего ядра Комиссии ГОЭЛРО пять человек были репрессированы: Н. Н. Вашков, Г. Д. Дубеллир, Г. К. Ризенкамф, Б. Э. Стюнкель, Б. И. Угримов.


Источники:
1. Вики
2.www.old.nkj.ru
3 www.85goelro.rao-ees.ru/main.html
4. www.epr-magazine.ru

Комментарии в форуме:
==
Два момента уточню лишь.
Первые опыты по освещению Петербурга были произведены в 1879 году. Освещали Дворцовый мост и площадь у памятника Екатерины II. Пишет со ссылкой на дело городской Управы об электричестве за 1879 год техник отдела по освещению столицы Семенович в своей книге “Уличное освещение города Санкт-Петербурга. Очерк развития освещения столицы с ея основания по 1914 год”, изданной в Петрограде в 1914 году.

Что же до “В 1913 году мощность всех электростанций России достигла 1 млн 100 тыс. киловатт, а выработка электроэнергии — 2 млрд киловатт-часов”, то реальных цифр мы не узнаем никогда. Электростанций были тысячи (где-то я читал, что только микро-гэс было порядка пяти тысяч), просто они снабжали электричеством лишь владельцев, а посему сколько их было и сколько они вырабатывали энергии – есть тайна, покрытая мраком.
==
Мне в этой истории больше всего нравится что “главный борец с капиталом товарищ Ленин обьявил о плане ГОЭРЛО 14 ноября 1920 года выступая на митинге на открытии электростанции в деревне Кашино. Станция разумеется была построена на частные деньги” и “половина электромощностей построенных в СССР с 1917 по 1931 год было построено частными лицами на негосударственные средства”.
отсюда: balancer.ru

Комментариев нет:

Отправить комментарий