9 ноября 2017 г.

10 ноября ( 28 октября ст.стиля). Ненила-льняница и Параскева. На Параскеву молятся о хорошем женихе


Святая Параскева-Пятница (греч. Παρασκευή, «канун праздника, пятница») — христианская великомученица III века. Память в Православной церкви совершается 28 октября (по юлианскому календарю).

По народному календарю. На Ненилу и Параскеву полагаются особые мольбы на хороших женихов. В этот день не прядут.

На Параскеву женщины устраивали льняные смотрины — вытрепанный лен-первак показывали друг другу, хвалились своим рукоделием. Девушки стремились показать свое льняное искусство парням и будущим свекровям.

Параскева Пятница — бабья святая, так как повсюду наши крестьянки считали ее своей заступницей. Параскева считается покровительницей женской зимней работы, в первую очередь прядения.

Существует поверье, что святая Пятница ходит по земле в виде молодой женщины и примечает, кто как живет, как соблюдает обычаи, запреты и т.д. Иных она наказывает, других милует и даже награждает.

В болотистых и северных местах считали, что в чистой воде родников являлась людям икона Параскевы. В воду бросали бабы кудель со словами: «Матушке Пятнице «становину!»

К родникам Параскевы приводили матери своих чахлых детей, умывали в этот святой день.

В этот день нельзя было в воде белье стирать, вальками у воды стучать, веретеном сучить, веретено и на лавке не оставлять, а то наживешь сорок грехов.

К этому дню давали обет, обещание выполнить какую-то работу во имя выздоровления близкого человека, на исполнение заветных дум. Обычно женщины давали зарок — выткать пелену. То есть с 9 ноября на 10 ноября женщина должна была в глубоком молчании, средоточии выполнить нелегкую работу. Надобно было очесать лен, выкатать кудели, выпрясть и выткать плат. Приходили помогать родственницы. Утром на Параскеву Пятницу несли готовый плат святить в церковь.

Параскева Пятница
Параскева Пятница с полным основанием может быть названа бабьей святой, так как повсюду крестьянки считали ее своей заступницей и покровительницей.
Согласно народным легендам, Параскева Пятница занимается повоем. Вот как о ней рассказывали во Владимирской губернии.
Лежит однажды святая мученица Прасковья на печи со своим мужем и бает ему: «Кто-иибудь позвал бы меня на повой, а то давно я не была на повоях». А муж говорит: «Напрасно ты, баба, ходишь по этим самым повоям-то: там всяко может случиться, пожалуй, еще согрешишь». А матушка Прасковья и говорит ему: «Ходи с молитвой, мужик, да делай, как Бог велит, ничего плохого не будет». Пока они на печке разговаривали, зашел к ним в избу парень и просит; «Тетка Прасковья, пойдем к нам на повой». Дело было ночью, Прасковья не разглядела, что за , парень пришел к ней, встала с печи, оделась и пошла с ним. Парень привел ее в баню. А в бане-то на всех полках сидят черти. Испугалась Прасковья, хотела было убежать да одумалась: если Бог не попустит, черти не съедят. Сказала так матушка Прасковья и видит, что на полке лежит девка и мучается родами. Подошла к ней Прасковья, помолилась Богу и стала помогать. А старший сатана говорит ей: «Смотри ты, баба, повивай, а только чтобы без молитвы, а не то я тебе такого перцу задам». Однако матушка Прасковья не испугалась и, как только девка родила, погрузила с молитвой ребенка в воду и тихонько, чтобы не видели черти, надела на него крест. В это самое время пропели петухи, и баню вдруг как вихрем подняло: все окаянные и девка пропали, а матушка Прасковья осталась с ребенком одна. Взяла она этого ребенка, принесла домой. Только черти не успокоились, решили сыграть над Прасковьей злую шутку: стали они просить царя наказать Прасковью, И нечестивый царь стал просить повитуху покинуть христианскую веру. Когда на эти слова Прасковья ответила отказом, он велел ей отрубить голову. Это случилось в пятницу, поэтому и зовется мученица Парасковьей Пятницей.
В Пензенской губернии крестьяне рассказывали о явлении иконы Пятницы. Будто бы эта икона появилась на роднике, в пяти верстах от села, но когда народ толпами повалил с приношениями (эти приношения Параскева раздавала бедным), то начальство распорядилось икону увезти, а крестьяне на том месте построили часовенку.


День Параскевы. Параскева и Ненила. Параскева Пятница. Ненила льняница. Льняницы. Параскевы и Ненилы льняницы. 

Святая Параскева всегда пользовалась у православных любовью и почитанием. На иконе мученица изображена суровой подвижницей, высокого роста с лучезарным венком на голове. Иконы святой мученицы охраняют семейное благополучие и счастье. Она считается покровительницей полей и скота. В день ее памяти в церковь для освещения приносят плоды, которые как святыня хранятся до следующего года. 

Ей молятся о сохранении скота от падежа. Она считается целительницей людей от самых тяжелых душевных и телесных недугов. Она «бабья» святая, т.к. женщины считают ее своей заступницей, защитницей. Она покровительница женских зимних работ. Ей оставляют иконки у ручейков, дают заветы. 

На Параскеву и Ненилу молятся о хороших женихах: «Матушка Прасковея, отдай замуж поскорее». «Бабы каются, девки замуж собираются». «Выйти хоть за старца, лишь бы в девках не остаться». На Ненилу и Параскеву полагаются особые мольбы на хороших женихов. 

С неделей и с днем, падающим на эту неделю, связаны обычаи: в пятницу нельзя прясть, шить можно; если в пятницу много смеешься, то много будешь плакать в старости. За нарушение этих обычаев Параскева наказывает, а за их соблюдение милует. 

В день «Льняницы» начинали мять, трепать, готовить лен для пряжи. «Льняные смотрины» - выносили вытрепанный лен напоказ: у кого лучше.

«Существует поверье, что святая Параскева ходит по земле в виде молодой женщины и примечает, кто как живет, как соблюдает обычаи, запреты и т.п. 

«С мужем - нужа, без мужа и того хуже; а вдовой да сиротой - хоть волком вой». Времена года. Православный народный календарь. Книга для чтения на каждый день. - Пермь: Урал-пресс, 1992, с.252. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий