Тесно и часто общаясь
со студентами, мне приходится постоянно отвечать на вопросы, связанные с
интимной жизнью мужчины и женщины; рассказывать о том, как православная
Церковь смотрит на сексуальные отношения – что разрешает, что
запрещает, а что оставляет на личный благочестивый выбор самих супругов.
По той причине, что по этому вопросу существует много необоснованных
запретов и просто суеверий, я решил написать статью, которая в краткой
форме осветит отношение святой Церкви к интимной жизни людей.
В канонах Церкви сексуальная жизнь супругов никак не регламентируется.
Да и вообще сложно будет себе представить, как на каком-нибудь
Вселенском Соборе сидят уважаемые пожилые богословы и обсуждают, можно
заниматься оральным сексом или нельзя. Более того, большая часть
богословов при этом обычно монахи, то есть опыта семейных отношений не
имели.
Но несмотря на то, что в правилах Церкви нет никаких упоминаний о
сексуальных отношениях, определенные рамки и нормы, установленные с
древних времен, существуют. Постараюсь простыми словами (чтобы не
возникло двусмысленностей) описать эти нормы.
Строго запрещено:
1. Церковь запрещает любые сексуальные отношения вне брака. Этот
постулат является непререкаемым; и до тех пор, пока мужчина и женщина не
связали себя узами брака, их сексуальные отношения (если таковые будут)
считаются блудом.
2. Церковью строго запрещается анальный секс (раньше этот грех назывался
– женонеистовство). Подобное сексуальное соитие Церковью признается как
противоестественное.
3. Церковь, естественно, отрицательно относится к совместному
развратному разжиганию супругов – просмотр порнографии, участие в оргиях
и т.п.
4. Церковь строго запрещает уклонение от интимной жизни против воли
одного из супругов. Это запрещено апостольским правилом Апостольского
Собора 51 года. Простыми словами: если жена хочет секса, муж не имеет
права ей отказать. Если он ей отказывает, то за этот грех Церковь
наказывает его отлучением от Святого причастия до полного исправления
(кстати, священнослужителя за подобный грех лишают сана). Это касается в
том числе и постных дней. Уклоняться от интимной жизни против воли
одного из супругов даже в пост – тяжкий грех.
Есть определенные дни, когда православным нельзя вступать в интимную
близость. Но сразу скажу, что супружеский пост возможен только по
обоюдному согласию. Об этом прямо пишет в послании апостол Павел.
Разрешено
Все остальное: ролевые игры, взаимные услаждения и различные ласки,
длительность самого процесса и т.п. зависят от благочестия супругов. От
их личного выбора, мнения и решения. Любые запреты возможны только по
взаимному согласию; и если один из супругов не готов терпеть какие-то
запреты или ограничения, то его половинка обязана идти ему навстречу.
Цитаты
Чтобы никому не показалось, что я говорю «отсебятину», я выпишу сюда то,
на чем должен основывать свое мнение любой православный семейный
человек.
Апостол Павел:
«Муж оказывай жене должное благорасположение; подобно и жена мужу. Жена
не властна над своим телом, но муж; равно и муж не властен над своим
телом, но жена. Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию, на
время, для упражнения в посте и молитве, а потом опять будьте вместе,
чтобы не искушал вас сатана невоздержанием вашим». (Послание к
Коринфянам).
4 правило святителя Дионисия Александрийского:
«Вступившие в брак сами себе должны бути довлеющими судьями. Ибо они
слышали Павла пишущего, яко подобает воздерживаться друг от друга, по
согласию, до времени, дабы упражняться в молитве, и потом паки купно
бытии».
Святитель Иоанн Златоуст:
«Жена не должна, говорит, воздерживаться против воли мужа, и муж не
должен воздерживаться против воли жены. Почему? Потому, что от этого
воздержания происходит великое зло; от этого часто бывали прелюбодеяния,
блудодеяния и домашнее расстройство».
Вывод
Церковь никогда не устанавливала законов, запрещающих брачное ложе
супругов; максимум, что мы встречаем в Писании и правилах – это советы и
призывы к благочестию.
Но если вам кто-то скажет, что в такой-то день Церковь запрещает
супружескую близость, то можете смело человеку сообщить о его ошибке.
Церковь не запрещает, Церковь только советует иметь воздержание иногда
по взаимному согласию.
Храни всех Бог!
А также:
Что такое церковный развод и как его получить?
* * *
Eric Gill Stay Me with Apples 1925
Всем
известно, что в Библии (которая есть Слово Божье) входят книги
множества разных жанров. И одна их книг Библии написана в жанре
эротической поэмы. Это - Песнь Песней.
Почему в Библию оказалась включена эротическая поэма? Потому что Слово
божие уподобляет любовным отношениям мужчины и женщины отношения Бога и
человеческой души. И, впоследствии продолжая эту традицию, апостол
народов, святой Павел уподобляет этим отношениям отношения Христа и
Церкви (т.е. Спасителя и спасённого Человечества). Именно эта метафора
нашла отражение в картине, которую вы видите выше, где у мужчины не
просто нимб, а нимб с характерными (крестообразными ) полосками,
изображаемыми только на иконах Христа.
Всё это говорит нам о том, насколько высоко Библия и христианство ставят любовь и секс. (Брак освящается Церковью о одном из Таинств - особых Божественных действиях). И только каким-то диким недоразумением (на грани антропологической ереси) выглядит сексоборчество, имеющее в христианстве давнюю традицию Идёт оно отчасти от традиции монашества, возникшей в Церкви и оказавшей на него (христианство) огромное влияние, отчасти (в западной традиции) от богословия бл. Августина, в юности испытавшего влияние манихейства.
Несколько интересных мыслей и наблюдений:
Всё это говорит нам о том, насколько высоко Библия и христианство ставят любовь и секс. (Брак освящается Церковью о одном из Таинств - особых Божественных действиях). И только каким-то диким недоразумением (на грани антропологической ереси) выглядит сексоборчество, имеющее в христианстве давнюю традицию Идёт оно отчасти от традиции монашества, возникшей в Церкви и оказавшей на него (христианство) огромное влияние, отчасти (в западной традиции) от богословия бл. Августина, в юности испытавшего влияние манихейства.
Несколько интересных мыслей и наблюдений:
"Возлюбленный мой принадлежит мне, а я ему" (Песня Песней 2)
"0. Всегда были и теперь есть горе-проповедники, которые любят сказки о блуде. Много говорят, о грехах "по седьмой <заповеди>", а то и иначе поддерживают фальшивое целомудрие "борьбой против абортов", обвиняют в них женщин, да мужчин в потакании. Хотя последних больше в привычке "смотреть с вожделением". Обвиняют подростков в распущенности, а стариков в "грехах юности". Обвиняют не тех, кто действительно виноват, но тех, кто слаб и не может дать сдачи, зато... может принести деньги, а лучше - свободу или даже душу, принести и бросить их к ногам. Но не Бога, не друга, а этого самого горе-проповедника. Но обо всем по порядку.
1.
Христос нигде не ругает секс. Видать, Самому Богу угодно, что именно
сближением полов жизнь продолжается (Быт.1:22). Но верно, что "секс" -
понятие неоднозначное. Супружеская измена тоже включает секс, и принято
говорить, что тут "секс" точно неугоден Богу. Вот здесь и проступает
озабоченность не правды Божией, а самих этих горе проповедников именно
вопросами секса.
Сами термины они обычно не
проговаривают, оставляя их между строк. Но тему любят, выражая эту свою
любовь в проповедях против блуда просто в инверсированной форме.
Конечно, для чего говорить о верности. Это скучно. Гораздо интереснее и
заманчивее о блуде, чем и занимаются. Сделаем всё же уступку и признаем,
что упоминать Спасителя и близость в пределах одной фразы не вполне
корректно. Но не из-за гнушения второй, и не из-за любви к Первому,
которой может быть и нет, а совсем по другой причине - секс не нужно
ассоциировать с Духом, явить который и пришел Христос. Понятие о Духе -
более фундаментальное и важное, чем о сексе. Когда же его по случайности
вяжут с сексом, то просто нивелируют и затемняют его.
Eric Gill On My Bed by Night 1925
2.Христос ругает "взятую в прелюбодеянии" (Иоанн. 8:3). (тут как раз характерная опечатка у автора - Христос не осуждает взятую в прелюбодеянии - tapirr)
Горе-проповедники не любят подчеркивать, что для осуждения к казни по
Моисееву закону требовались очень жесткие свидетельства. Узнав о
намерении дамы её сначала должны были предупредить о возможных
последствиях легкомысленного шага, услышать от неё, что ей до этих
вразумлений нет никакого дела, а потом ещё и застать на месте, увидев
всё собственными глазами, буквально.
Причем сами свидетели должны были быть не случайными, а вполне себе "кошерными". Только тогда вообще можно было ставить вопрос, что с ней делать. Засудить на смерть всё же было не так легко. Можно думать, что Христа "ловили" не только на милосердии, а именно на тонкостях Закона, как и обычно. Но даже если не так, то вопрос ставился именно о супружеской измене, преднамеренной и подтвержденной вызывающими уважение очевидцами, а вовсе не по всякому "блуду". Горе же проповедники предпочитают говорить о женщине блуднице, не только не объясняя деталей, но и предоставляя каждому возможность додумать всю историю по своему, прям NLP
Причем сами свидетели должны были быть не случайными, а вполне себе "кошерными". Только тогда вообще можно было ставить вопрос, что с ней делать. Засудить на смерть всё же было не так легко. Можно думать, что Христа "ловили" не только на милосердии, а именно на тонкостях Закона, как и обычно. Но даже если не так, то вопрос ставился именно о супружеской измене, преднамеренной и подтвержденной вызывающими уважение очевидцами, а вовсе не по всякому "блуду". Горе же проповедники предпочитают говорить о женщине блуднице, не только не объясняя деталей, но и предоставляя каждому возможность додумать всю историю по своему, прям NLP
Eric Gill Divine Lovers: I 1922
3. Писание в целом. Во многих местах Писания говорится о блуде, но вовсе не о традиционном, а о религиозном. Говорится или об известных элементах языческих культов,
в которых присутствовал эротический момент (так называемая храмовая
проституция, но главное даже не она сама - а всё, что за ней стоит), или
даже о культах без этого момента, но нарушающих монотеизм. О неверности Богу. Вовсе не о сексе, столь милом озабоченным проповедникам. Оба "блуда" - именно о неверности религиозной. И хотя все это не является великой тайной, принято подменять понятия и приводить эти места в качестве аргументов о целомудрии,
вместо того, чтобы говорить о верности и вере. Понятия же блуда и
прелюбодеяния по тем же причинам смешиваются, хотя Писание их строго
разделяет.
Прелюбодеяние - только супружеская измена,
причем с учетом того, что полигамия (отчасти) и близость с служанками
таковой не считались и под заповедь не попадали. Прелюбодеяние - грубое
надругательство, высмеивание любви. Блуд (в Писании) кроме вышеназванных
религиозных смыслов, которые встречаются чаще других
- это группа очень разных вещей с общим значением незаконная близость.
Но сюда, чаще попадают вещи, которые и сегодня считают недопустимыми
(например, - инцест, скотоложство, продажа собственных детей и проч.).
Вместе с тем, как левират, так и близость с служанками, с
незаконнорожденными, с вдовами и проч. не влекущая юридических
последствий блудом, развратом не именовалась. Поправьте, если не прав.
Если при близости сохранялись передача религии, имени, и имущественное
право, то закон, как и люди, смотрел на нее очень снисходительно. Итак, у
горе пропоповедников практикуется подмена понятий из Писания ради разговоров о том, что им интересно, под видом благочестивых слов.
4. Церковные и славянские тексты.
В церковнославянских текстах "блуд", "блядство" и другие слова того же
корня используются в вполне благочестивых контекстах и обычно для
передачи ложной мысли, ереси. Это можно видеть и в текстах Апостола, и в
переписке в Аввакумом и в других текстах. На проповеди происходит также
подмена или стыдливое опускание. Хочется спросить почему? Обычно это
или неведение иных смыслов кроме эротического, или придерживание
традиции говорить о блуде только в кривом блудном смысле. Я не за
реформу языка. Я только о том, насколько все запущено.
5. Русский язык, этимология.
Не секрет, что и сегодня слово "заблудиться" не имеет никакого
отношения к половым вопросам, хотя переносно и может указывать на
нравственные или умственные ошибки. Эротические поступки стали
обозначаться им по смежности. Чтобы иметь близость нужно было отойти в
лесок, походить там, поблудить… Понятно, что удобно перенести
"блуждание" и на саму близость, что может случится у влюбленных. Похожая
история со словом "гулять", но оно реже употребляется для обозначения
близости. Вот такая метонимия и объясняет происхождение эротического
значения у слова "блуд". Само же слово не оценочно, и не эротично
исходно. Хотя теперь и стало таким. Но в современном языке в качестве
эротических используются в основном заимствованные слова. "Блуд" же с
его сильными экспрессией и резко отрицательной оценочностью остался
только в бытовой ругани, да в языке горе проповедников, позаимствовавших
его из 19 века (Синодальный перевод), и блудующих им на проповедях в
21-м.
6. Народное благочестие.
В народном благочестии никогда не было, да и не могло быть однозначного
отношения к "блуду", потому что в эту категорию попадали как
принимаемые, так и отвергаемые вещи. Блудным могли назвать как
"запрещенный брак", так и принимаемое сожительство. Поэтому говорить,
что народ отвергал блуд также нельзя, как и то, что он принимал его ради
своей развращенности. Третий и четвертый брак в деревне не считали
образцовым, но часто понимали уже как немилость Божию. Хотя каноническое
право дозволяло и третий, но народ, можно думать, руководствовался не
им. С другой стороны добрачные, праздничные (Купала и проч.),
солдатские, вдовические и проч., даже некоторые близкородственные
отношения, народ считал вполне законными.
Полагал, что они просто не охвачены церковным правом, справедливо
думая, что оно и не должно охватывать все тоталитарно, а только
наиглавнейшее и избирательно.
Итак, в народе "блудить" не всегда
означало "грешить", но под давлением ригоризма, бравшего начало часто в
монашеской среде оценки смещались, выдав как результат кривой проповеди
узаконенную Государем (при молчании Синода) проституцию в столицах, и
все же минимальное сохранение (!) нравов в "блудливой" деревне.
7. В Евангелии
нет учения ни о сексе, что признают горе проповедники, ни о блуде, что
признавать им менее удобно. Нет, как и о многих других вещах.
Но есть учение о вере и о доверии, о верности, и о любви.
Не той затасканной, что на плакатиках, а о той, про которую "в словах не говорят", которая "не ищет своего".
А
то вот до чего доучили деревню. При сексе в пост иконы непременно
спрятать, грех бо. При сексе же вне поста, можно не вертеть. Народ
старался не зачинать в пост. Но по своим языческим соображениям, а вовсе
не по Евангельским.
Вот сказал же поэт, "положили
молодых, и оставили одних". Хорошо сказал. Почти символ веры. Просто
догмат против блуда. Не нужно стоять рядом со свечкой и лупой, выискивая
нарушения. Дайте молодым поблагодарить Бога за красоту и радость. Даже и
до слез. Оставьте, прости Господи, их с этой благочестивой вашей
педофилией. Снимите тапки, а? Тут святое. Вот просто
ругаюсь. Не приставайте к молодым. Очень прошу. Не судит их Бог, когда
они любят, потому что любовь - Его собственность. Не моя, не их, не
ваша, Его, да. Известное место о "взгляде" принятое традицией за
"строгие требования" Спасителя не выдерживает никакой критики, не только
потому, что та же традиция не требует буквального изъятия очей,
соблазняющих при этом самом взгляде, но и потому, что за наглые глаза
могли "похвалить" в любом обществе, как в древности, так и теперь. И
"похвалить" так, что мало не покажется. Но, горе проповедники любят
место о взгляде грязном, и не любят о взгляде чистом (Матф.6:22),
наверное в силу уже обретенной собственной чистоты и непорочности.
Eric Gill Ecstasy 1910-11
8.
Да, у нас есть псевдоаскетическая фарисейская традиция подменяющие
предпочтительные понятия запретительными, которую, к счастью не слушают,
потому что предпочитают слушать о любви, прекрасно зная, что запреты не
удерживают, а только насилуют, если из них ходят сделать основание.
В
основание положена была вера ещё во времена ветхого завета, тем более
вера требует проповеди в новозаветных условиях, верность предпочтения, а
не речи о блуде, условия для детей, а не слово об абортах. В церкви
есть не только учение о любви, но и дух любви. Он оправдывает любую
близость в основе, которой лежит любовь. И разумно советует отличать её
от миража половой неудовлетворенности. Задача церкви показывать красоту
брака, а не гонять блудников. Показывать евхаристичность жизни - радость
в ней, как причину, за что благодарить, а не распущенность, которую и
без неё знают. Научить видеть красоту любимой, обаяние любимого, как
доказательство того, что есть и правда, и счастье, и Бог, а не
вкладывать тысячи долларов в брошюрки со списками "блудных грехов", по
прочтении которых даже у "изблуженной" молодежи вырывается: "Господи,
куда я пришла"? (пришел) - и опасливый взгляд на иеромонаха у аналоя для
исповеди. Да и иеромонаха тоже жалко..."
Eric Gill My Love among the Lilies 1925
Иллюстрации Eric Gill к Песне Песней
Павел Островский
* * *
Ещё по теме:
psm 17/10/12 #587 10/11/14
Комментариев нет:
Отправить комментарий