18 августа 2017 г.

19 августа (6 августа ст.ст.). Преображение Господне. Яблочный Спас

Праздник Преображения Господня - 19 августа (нов. ст.) имеет один день предпразднства (18 августа) и семь дней попразднства (с 20 по 27 августа). Отдание праздника совершается 27 августа.
(Мф. 17:1-13; Мрк. 9:2-13; Лук. 9:28-36)

Об этом событии повествуют все три синоптика, причем достойно примечания, что все они связывают его с имевшей место за шесть (по счету св. Луки, за восемь) дней перед тем речью Господа о предстоящих Ему страданиях, о несении креста Его последователями и о скором открытии Царствия Божия, пришедшего в силе. Господь взял ближайших и довереннейших учеников Своих, которые были всегда с Ним в наиболее торжественные и важнейшие моменты Его земной жизни, Петра, Иакова и Иоанна, и возвел их "на гору высоку едины".

Хотя Евангелисты не называют этой горы по имени, но древнее христианское предание единогласно свидетельствует, что это была гора Фавор в Галилее, на юг от Назарета, в прекрасной равнине Иезреельской. Величественная гора эта высотой почти в 3000 футов покрыта снизу и до середины прекрасной растительностью и с вершины ее открываются прекрасные виды на весьма далекое расстояние.

     "И преобразися пред ними" - явился перед учениками в Своей небесной славе, отчего лицо Его просияло, как солнце, и одежды побелели: сделались, по св. Матфею, "как свет", по св. Марку, "как снег", по св. Луке - "блистающими". Еванг. Лука делает важное дополнение, указывая, что целью восхождения на гору была молитва, и что Господь преобразился именно во время молитвы: "и бысть, егда моляшеся, видение лица Его ино, и одеяние Его бело блистаяся", причем Апостолы во время молитвы Его были отягчены сном, и только проснувшись, увидели славу преобразившегося Господа и явившихся Моисея и Илию, которые с Ним беседовали, как поясняет Лука, об исходе Его, который надлежало Ему совершить во Иерусалиме. Как разъясняет св. Златоуст, Моисей и Илия явились потому, что одни из народа почитали Господа Иисуса Христа за Илию или за единого из пророков: потому "и являются главные пророки, чтобы видно было различие рабов от Господа". Моисей явился, дабы показать, что Иисус не был нарушителем его закона, каким старались представить Его книжники и фарисеи. Ни Моисей, через которого был дан закон Божий, ни Илия, этот великий ревнитель славы Божией, не предстали бы и не повиновались бы Тому, Кто не был бы на самом деле Сыном Божиим. Явление Моисея, уже умершего, и Илии, не видевшего смерти, но взятого живым на небо, означало владычество Господа Иисуса Христа над жизнью и смертью, над небом и землею. Особое дивное благодатное состояние, охватившее при этом души Апостолов, выразил св. Петр своим восклицанием: "Господи, добро есть зде нам быти" и предложением построить три кущи. Лучше не возвращаться в дольний мир злобы и коварства, угрожающий Тебе страданиями и смертью, как бы так хотел он сказать. Ев. Марк, несомненно со слов самого Петра свидетельствует, что охватившее его чувство радости было столь велико, что он "не знал, что сказать". Чудесное облако, несомненно, как символ особенного присутствия Божия, объяло их (таковое облако, называемое "шехина" постоянно было во святом святых - 3 Царств 8:10 -11), и из облака послышался голос Бога Отца: "Сей есть Сын Мой Возлюбленный, о Немже благоволих: Того послушайте!" - те же слова, которые были слышны при крещении Господнем, но с добавлением: "Того послушайте!", что должно было напоминать пророчество Моисея о Христе (Втор. 18: 15) и исполнение этого пророчества на Иисусе. Господь запретил Апостолам рассказывать кому бы то ни было о видении, пока Он не воскреснет из мертвых, чтобы не будить чувственных представлений иудеев о Мессии. Св. Марк добавляет при этом подробность, конечно, со слов самого Петра, что ученики "удержали это слово", недоумевая для чего Господу нужно умереть, чтобы потом воскреснуть. Убежденные теперь уже вполне, что их Учитель Иисус есть действительно Мессия, они спрашивают: "како глаголют книжницы, яко Илии подобает прийти прежде?" Господь подтверждает, что Илии действительно надлежит придти прежде "и устроить все", по-гречески, собственно "возстановить" - "апокатастиси", т.е., как предсказывал пророк Малахия (4: 5-6): "обратить сердца отцов к детям и сердца детей к отцам их" или восстановить в душах людей первоначальные добрые и чистые чувства, без чего дело Мессии не могло бы быть успешным, ибо не нашло бы благоприятной почвы в сердцах людей, заскорузлых и окаменевших от продолжительной порочной жизни. "Глаголю же вам", говорит далее Господь, "яко Илия уже прииде, и не познаша его", т.е. Илия уже пришел в лице Иоанна Крестителя, который был облечен от Бога силою Илииною и духом, подобным ему, но его не узнали, ввергли его в темницу и умертвили его: "тако и Сын Человеческий имать пострадати от них", т.е., как не узнали Илию и умертвили его, так не узнают и Мессию, и также умертвят Его.
Архиепископ Сиракузский и Троицкий

Аверкий (Таушев). ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЙ ОБЗОР СОДЕРЖАНИЯ ВСЕГО ЧЕТВЕРОЕВАНГЕЛИЯ С ИЗЪЯСНЕНИЕМ ВАЖНЕЙШИХ МЕСТ
 * * *
Я́блочный Спа́с — русское народное название праздника Преображения Господня, к которому были приурочены многочисленные народные обряды. По народным приметам, Яблочный Спас означает наступление осени и преображение природы. Принято считать, что ночи после 6 (19) августа становятся намного холоднее. До Спаса не позволяется есть яблоки и блюда из яблок. А вот в этот день, напротив, полагается срывать и освящать яблоки и другие фрукты нового урожая.

Другие названия

Спас, Второй Спас, Праздник первых плодов, Спас на горе, Средний Спас, Горохов день, Вторая встреча осени (вологод.), Первые осенины, Осенины, Преображение.

В церковном календаре

В этот день Русская православная церковь почитает Преображение Господа Бога и Спаса Иисуса Христа.

Существовала вера, что на том свете детям, родители которых до Второго Спаса не едят яблок, раздают гостинцы (среди них и райские яблоки). А тем детям, родители которых пробовали яблоки, — нет. Поэтому многие родители, а особенно те, у которых умерли дети, считают великим грехом съесть яблоко до Второго Спаса. Женщины, потерявшие детей, утром этого дня должны отнести в храм несколько яблок, освятить, занести и положить на могилки умерших детей. В том случае, если могила ребёнка далеко или вовсе неизвестно где, следует освящённое яблоко положить на любую детскую могилу или поступить ещё проще — оставить яблоки в храме.

Обряды

Яблочный Спас ещё называют «первыми осенинами», то есть встречей осени. Считается, что этот праздник призван напомнить людям о необходимости духовного преображения. По традиции в этот день вначале угощали яблоками родных, близких, а также сирот, неимущих, как поминание об уснувших вечным сном предков, и лишь затем сами ели.
Люди верят и в то, что на Преображение яблоки становятся волшебными. Откусив яблочка, можно загадать желание, и оно обязательно сбудется. С Яблочного Спаса в садах начинается горячая пора. Яблоки заготавливаются впрок по различным рецептам: их сушат, замачивают, консервируют.
В старину все верующие люди непременно праздновали Яблочный Спас, пекли пироги с яблоками, яблоки запекали в тесте, пекли в печи или духовке с медом, варили яблочное варенье и угощали им друг друга. А вечером все выходили в поле, чтобы с песнями проводить закат солнца, а с ним и лето.

Поговорки и приметы

  • Какой второй Спас, такой и январь.
  • Каков день на Второго Спаса, таков и Покров.
  • Сухой день предвещает сухую осень, мокрый — мокрую, а ясный — суровую зиму.
  • В этот день провожают закат солнца в поле с песнями.
  • Встреча осени — Осенины.
  • На второй Спас освящают яблоки и мёд.
  • На второй Спас и нищий яблочко съест.
  • До второго спаса не едят никаких плодов, кроме огурцов.
  • Кто когда хочет (улететь), а журавль к Спасу.
  • Когда ешь первое яблочко, «что надумано — сбудется, что сбудется — не минуется».
  • Пришёл Спас — всему час.
  • Пришёл второй Спас, бери рукавицы про запас.
  • На второй Спас бери голицы про запас.
  • Со второго спаса засевай озими.
  • Если сев ржи придётся во время полуночного (северного) ветра, то — по примете — рожь выйдет крепче и крупнее зерном.
  • Если при посеве ржи пойдёт дождик мелкий, как бисер, то это Бог об урожае весть подаёт; а если пойдёт ливень, то лучше и не продолжать сева, а скорее поворачивать оглобли домой.
  • Яровое поспевает ко второму спасу, а убирается к Симеону Столпнику (нижегородск.).
* * *
Яблочное чаепитие (песенная яблоко́вня) — народный обряд восточных славян, приуроченный к Яблочному Спасу. Обряд связан с изгнанием Адама и Евы из рая.

Церемония проводится в яблочном саду, традиционно, на Яблочный Спас или в первое воскресенье после него. В сад выносятся стол и стулья для гостей. На стол ставится самовар, чайный сервиз, плошки для кусочков яблок, мёда, варенья. Цельные яблоки выставляются в больших тарелках.

Сначала яблоко ножом нарезается кубиками без кожуры и сердцевины. Кусочки ссыпаются в чашку с горячим чаем. Когда кусочки прогреются, их накалывают на вилку и макают в мед или варенье. Сладкое лакомство можно запивать чаем.

Традиционно перед началом старший за столом вслух произносит молитву, выражающую благодарность за урожай и за здоровье близких, собравшихся за столом. Неотъемлемым атрибутом яблочного чаепития являются застольные песни. Когда все гости допивают первую кружку, самая молодая женщина за столом начинает петь песню, которую подхватывают все остальные участники праздника. После трёх песен по пустым чашкам снова разливается горячий чай и раскладываются кусочки яблок. Чаепитие чередуется с песнями до наступления темноты.

Считается, что кислые яблоки символизируют изгнание Адама и Евы из рая. Сладкий мед и варенья смягчают кислый вкус яблок и добавляют широкую гамму различных ароматов. Это символизирует радость от общения с близкими, которая делает жизнь прекрасной невзирая на все земные невзгоды.

Яблочное чаепитие наиболее популярно в деревнях Вологодской, Новгородской и Псковской областей.

Комментариев нет:

Отправить комментарий