Всех живущих за границей, вне своей исторической родины, традиционно объединяет гордость за свою культуру. У нас, русскоязычных, поводов для гордости предостаточно — классическая музыка, живопись и литература давно входят во всемирную копилку вечных ценностей. А вот про массовое искусство советского периода говорить особо не принято, хотя мне иногда кажется, что если бы миру известны были наши герои тех лет, может быть, совсем по другому представляли нашу страну и сейчас.
Ведь в те годы в Советском Союзе были настоящие звёзды. И именно на их музыке, песнях выросло несколько поколений.
...Магомаев был невероятно популярен. Он был настоящей звездой.
Семидесятые в моей детской голове «застряли» как раз его песнями.
В больших официальных концертах, которые строились по принципу обязательного представления талантов от всех шестнадцати республик, Муслим Магомаев выступал всегда без приписки к «своей» республике. Он был главным героем, всесоюзно признанным любимцем, не нуждавшимся в особом представлении.
В больших официальных концертах, которые строились по принципу обязательного представления талантов от всех шестнадцати республик, Муслим Магомаев выступал всегда без приписки к «своей» республике. Он был главным героем, всесоюзно признанным любимцем, не нуждавшимся в особом представлении.
М.Магомаев «Ты моя мелодия»:
Хотя сам певец всегда подчеркивал свою близость родному Баку. Ну, кому ещё удалось песню про свою землю сделать настолько известной для всего многонационального советского общества?..
У Магомаева был необъятный репертуар,
отличный голос, абсолютный вкус и потрясающая работоспособность.
Представить сейчас себе современного молодого исполнителя, который смог
бы перепеть весь его репертуар, на таком же уровне - невозможно. А он
ведь уже в двадцать с небольшим был невероятно известен. То, что обычно
для современных мировых звёзд - популяризация для массового слушателя
классики, народной, национальной культуры, участие в детских проектах, -
всё это делал Магомаев лет сорок-пятьдесят назад.
Благодаря ему в Советском Союзе
всенародно любимым шлягером стала партия Фигаро в его исполнении. И
самая романтическая песня, написанная на русском языке в прошлом веке,
была записана Магомаевым для детского мультфильма про бременских
музыкантов, который и через сорок лет остаётся одним из лучших детских
фильмов в России. И никто не может спеть эту песню лучше, чем он.
Точно так же, как навсегда останутся
именно магомаевские «Ноктюрн», «Чертово колесо» и всё, что было в его
репертуаре, остается только за ним.
Для него не было границ — песни всемирно
известных мюзиклов наша страна узнавала благодаря Магомаеву, как и
неаполитанские песни, которые, как родные полюбили в Советском Союзе,
именно благодаря ему. Пятьдесят лет назад для советского слушателя, не
избалованного всяческими шоу, его голос и манера исполнения были
настоящим подарком.
Забавно, что интеллигент Магомаев
исполнил, наверное и самую «народную» песню семидесятых, которая потом
прочно и навсегда засела в репертуаре всех советских ресторанов -
«Свадьба», лет десять она уж точно была главным застольным хитом, наряду
с народными песнями по такому случаю.
Память о великом певце осталась
светлая... У него была и правда удивительная судьба - стать любимцем как
власти, так и народа. Широко известен такой факт из его биографии, ему
предложили поработать во Франции, но советские власти не согласились —
не хотели терять?.. Попробую предположить, что вряд ли Магомаев хранил
обиду на Министерство культуры, не отпустившее его работать за границу.
Он совершенно точно ценил любовь и обожание своей публики в Союзе.
Собственно, благодаря его неотъезду на
нашей эстраде ещё долго существовала очень качественная музыка и на
эстраде рядом с ним были действительно замечательные исполнители.
Нужно сказать, что с его участием и
официальные концерты часто становились более человечными - его репертуар
не был специально «заточен» под политзаказ. Наоборот, он пел все, что
ему нравилось, а это и твисты (в те-то годы!), и на официальных
площадках он совершенно спокойно пел и песни из репертуара Синатры, и
Битлз, и других.
В нашей богатой культуре на память
приходит не много примеров личности художника, совершенно свободного в
«несвободном обществе». Для меня это Чехов в 19 веке и Магомаев - в
веке 20-м.
Было «странное время», когда деятели
культуры слали и подписывали письма друг против друга. Ни одного такого
письма с подписью Муслима Магамаева или его супруги Тамары Ильиничны
Синявской в природе не существует — к нему за этим даже не обращались...
А ведь все знали, что он любимец и Брежнева, и Андропова, и близок с
Алиевым.
Магомаев ушел со сцены для всех
неожиданно. В своих интервью он обьяснил почему он так решил - не хотел
стариться на глазах у публики.
Говорят, много и хорошо рисовал. В
двухтысячных, уйдя уже со сцены, Магомаев дипломатично воздерживался от
публичной критики современной эстрады. Наоборот, всегда с удовольствием
говорил о талантливых исполнителях. Его рассказы о звёздах оперной сцены
и эстрады слушали и читали с удовольствием, много нового узнавая
благодаря его кропотливому труду.
2012-й год юбилейный, Муслиму Магомаеву - 70 лет.
Светит незнакомая звезда:
Муслим Магомаев - пародирует Георга Отса, Рашида Бейбутова, Полада Бюль-Бюль оглы. Материал взят с сайта Муслима Магомаева: magomaev.info
Муслим Магомаев - "Нам не жить друг без друга". Концерт в честь семилетия газеты "Бульвар". 2002 год:
Комментариев нет:
Отправить комментарий