Медовый Спас. Первый Спас, Мокрый Маккавей, Маковей,
Спас на воде, Спасовка, Лакомка, Медовый праздник, Пчелиный праздник.
Спас на воде, Спасовка, Лакомка, Медовый праздник, Пчелиный праздник.
- Первый Спас — начало Успенского поста (до 28 августа), о котором говорят: Спасовка — лакомка, а Петровка (Петровский пост) — голодовка. На Первый Спас отлетают ласточки и стрижи. Отцветают розы, падают холодные росы. Этот день ещё называли Мокрым Спасом, повсеместно шли крёстные ходы на воду, а после водосвятия купаются сами и последний раз в этом году купают весь домашний скот. На Первый Спас святи колодцы.
- Праздник, с которым связывают окончание лета. Это день пчеловодов. Пасечники заламывают в ульях первые медовые соты. Строгим блюстителям обычаев и постникам только теперь разрешается есть мёд. Первый добытый мёд полагается освятить в церкви. На первый Спас и нищий медку попробует.
- В большинстве районов начинался ранний посев озимой ржи. В сырую погоду и в дождь не должно сеять рожь. Если во время созревания малины первые ягоды бывают крупные, рожь следует сеять раньше; при мелких же ягодах — средний или поздний посев ржи лучше. На Первый Спас защипывай горох. Поспевает малина. Начинается заготовка лесной малины, ягод черёмухи. Дождь на Макавея — мало пожаров бывает. На Макавея собирают мак.
- Тем, кто опасается ведьм: в этот день нужно собрать семена дикого мака и обсыпать ими дом — ни одна ведьма в дом не проникнет.
В христианской традиции –
праздник происхождения Честных Древ Креста Господня, также в этот
праздник в церквах вспоминают семь братьев-мучеников Маккавеев и их мать
Соломию, которые погибли за христианскую веру.
В славянской традиции –
это земледельческий праздник, который имеет древнее происхождение и
соотносится с подобными праздниками у древних греков и римлян, египтян и
германских племен. В августе раньше устраивались языческие торжества в
честь Велеса и Даждьбога. С древних времен сохранился обычай печения
пряников с медом, которые приносились в жертву этим богам. С Первого
Спаса начинается сбор меда, поэтому он и называется Медовым.
Раньше на Первый Спас
(который приходился по старому стилю на 1 августа) устраивали проводы
лета. В теплых районах соблюдался обычай «происхожденских купаний»: по
народному поверью, всем необходимо было окунуться в освященные воды
реки, чтобы вылечиться от всех болезней. На Маковея начинают улетать в
теплые края первые птицы. Народ приметил: «Если дождь в этот день, то
мало пожаров будет».
В этот день принято в церкви освящать мак, который используется в последующем для различных ритуалов.
* * *
Освященная в этот день вода ценится не меньше сретенской и считается
чрезвычайно полезной от всех болезней. В этот день святили также колодцы
и воду в реках.
В старину накануне Спаса женщины и дети шли в лес, на луга собирать
цветы и травы. Перевязывали их ржаным или пшеничным венком, вставляли
головки мака и восковую свечу. Этот своеобразный букет перевязывали
цветными нитями или лентами. Утром следующего дня с теми «маковейчиками»
шли в церковь.
* * *
* * *
В этот день в церквях святят воду, цветы и мак.
На Маковея любой имел букет цветов, в коем непременно присутствуют
крупные зрелые головки мака.Подобный букет называется «маковийчик» или
«маковейка» и в нем могут быть и бархатцы и георгины, и астры, и
гвоздики, и барвинок, и разные травы (которые в народе называют зельем,
фрукт): базилик, мята, чабрец, любисток, Петру кнуты, полынь,
тысячелистник, чертополох-пристритник.
На Житомирском Полесье к маковийнового букета добавляют морковка,
мелкие початки кукурузы, горох, фасоль, укроп. В Черкасской когда
полагали, что на Маковея нужно непременно освятить цветы, так как «от
этого цветет хозяйство».Святить несли венок из цветов и
колосьевпосредине которого ставили свечку.
На Подолье святили целый сноп овощей и зелья, обвязанный красной
китайкой. С ним торжественно обходили всю усадьбу, дом, огороды,надеясь и
на следующий г. получить хороший урожай и приумножения в хозяйстве.
После освящения маковийчика кладут за образами, и он сохранится там
до весны, а некоторым травами и маком будут пользоваться по потребности,
ведь «освященное зело ко всякой слабости способных».Весной мак
рассеивают по городу, а сухие цветы на Благовещение девушки вплетают в
свои кос — «чтоб не выпало из головы волосы».
Сакральный статус мака в украинском был довольно высоким. Им осыпали коров и дом «от любого зла».
Любопытно, что даже сегодня кое-какие из городских жителей сохранил
эту народную традицию отношения к мака как к оберега.К примеру, посыпают
маком у порога квартиры, где появился на свет ребенок, чтоб ее не
наврочала какой-то человек, который придет проведать роженицу.
За исключением обычного огородного мака девки-волшебницы на Маковея
святили мак-видюк (упавшего мак), что употреблялся как средство против
чар от ведьм, и против вампиров и так называемых «ходячих
покойников».Подобным маком нужно было осыпать кругом себя или обсыпать
дом — сделать волшебный круг из мака — тогда все сглаз и хитрости ведьмы
пропадут без следа. По народным представлениям, колдунья или вампир не
имели возможность причинить человеку вреда, пока не соберут весь мак до
зернышка.Было принято считать, что ведьмы весьма боялись подобного мака,
в особенности с I-ой маковки, которую они пробовали вырвать на чужом
огороде.
На Маковея святили тоже свижовикачаний мед в сотах, щедро угощаясь
ним.Ритуальной пищей в этот день были «ястребы» — печеные коржи, которые
ломают на маленькие небольшие куски в миску и заливают медовой сытой и
растертым маком. Эта еда довольно вкусная, в особенности ее любят дети.
Готовили к тому же пироги, вареники, пампушки с маком, разные пряники и
маковники.
Комментариев нет:
Отправить комментарий