13 августа 2017 г.

14, 19, 29 августа - Медовый, Яблочный и Ореховый Спас - история, обычаи и ритуалы

В августе отмечают три великих и щедрых праздника, три Спаса: 14 августа - Медовый, 19 августа - Яблочный, 29 августаОреховый.

Вот и наступил последний месяц лета - август. Солнышко по-прежнему пригревает, но уже чувствуется легкое дыхание осени: дни становятся короче, ночи - длиннее. Как только стемнеет, в бескрайнем небе одна за другой падают звезды - августовский звездопад. Ветки деревьев склоняются под тяжестью румяных яблок и душистых груш, на рынках продают роскошные гроздья винограда. лесные орехи и всевозможных размеров баночки с золотистым медом. Соблазнительные ароматы витают в воздухе и смешиваясь друг с другом, напоминают нам август - месяц удивительных праздников - Спасов, которые идут, сменяя друг друга: Медовый, Яблочный, Ореховый.


Уже само слово «Спас» вызывает у нас в памяти имя Иисуса Христа - Спасителя. Именно ему православная церковь и посвящает эти праздники. Кстати, каждый из Спасов имеет и официальное церковное название. Откуда же взялись другие - «вкусные» названия? Они пришли из глубины веков…
Сбор урожая являлся ответственным и любимым делом для славян. Чтобы янтарный мед золотые колосья пшеницы, коробочки с маком, яблоки и орехи не пострадали от дождя, града или палящего солнца, необходимо заручиться поддержкой сил природы - в честь первых плодов устраивали веселые праздники.
Имелся у славян даже специальный бог, который отвечал за сохранность и сбор урожая. Звали его Спас. Ведь все тщательно собранные дары природы спасали людей от голода в тяжелое зимнее время.
Не утратил своего значения сбор урожая и с приходом христианства. Языческие традиции причудливо переплелись с православными, и праздники приобрели еще один смысл: Иисус подарил каждому из нас возможность сласти свою душу от злых сил позаботиться о ней еще до того, как наступит осень жизни. И теперь во время Спасов мы вспоминаем о Нем, стремясь хоть на миг задуматься: как мы живем?

СПАС ПЕРВЫЙ. МОКРЫЙ, МЕДОВЫЙ. МАКОВЕЙ 
Первый Спас отмечают 14 августа по новому стилю (1 августа — по старому стилю). Полное церковное название праздника - Происхождение (изнесение) честных древ Животворящего Креста Господня. В старинном греческом часослове возникновение этого праздника объясняется так: из-за летней жары именно в августе жители Константинополя каждый год страдали от страшных болезней. Чтобы уберечься от эпидемий из храма Святой Софии выносили частицу креста, на котором был распят Иисус, и освящали водоемы и колодцы. И чудо происходило - болезни покидали город.

Именно 14 августа начинается Успенский пост, который продолжается до 27 (14 по ст.ст.) августа включительно и завершается праздником Успения.

Между прочим, и сегодня в этот день освящают воду в реках, родниках, колодцах, озерах. И делают это не только в память о константинопольском чуде. По преданию, именно в августе князь Владимир крестил Киевскую Русь. Вот почему Первый Спас в народе часто называют Спасом на воде, Мокрым Спасом и чествуют воду. После освящения воды в водоемах все, от самых младших до глубоких стариков купались в освященных прудах чтобы смыть с себя грехи и получить крепкое здоровье на весь год. После Медового спаса люди уже не ходили купаться на реку, потому как после этого дня вода становилась холодней и начинала цвести

В старину в этот день обязательно старались искупаться в речке или озере. Люди верили, что вода приобретает волшебную силу (и нисколько не уступает крещенской) - смывает грехи, спасает от бед и болезней. А вот купаться после 14 августа не рекомендовалось - можно было заболеть или в худшем случае утонуть.

Освящают в праздничный день не только воду, но также и мед. Ведь именно сейчас соты в ульях заполнены до отказа и самое время собирать урожай, а освятив его, угощаться вволю. В давние времена мед был не только главным лакомством, на его основе готовили хмельной напиток, с его помощью спасались от разных недугов (целебные свойства меда хорошо знакомы нам и сейчас). От-сюда и еще одно красивое название праздника - Медовый Спас.

Пасечник осматривал ульи, находил самый богатый на мед, выламывал соты. Затем, положив в мед в новую посуду, нес в церковь. После обедни батюшка освящал мед, и часть его раздавалась бедным людям, у которых ничего не было. Не зря с этим праздником связана еще одна поговорка: «На спас и нищий меду попробует».

В Украине существует и другое ласковое название праздника - Маковей. Наверняка многие помнят, что по христианской традиции в этот день в храмах вспоминают о мученической смерти за веру семи братьев Маккавеев. Но, как ни странно, к нашему щедрому празднику страдальцы Маккавеи никакого отношения не имеют (они близки только по звучанию). А на деле все гораздо более прозаично. Именно с 14 августа наши предки начинали собирать мак и печь первые пироги с этой вкусной начинкой.

Не забудьте посвятить в церкви маковейчик - букет, который будет оберегать ваш дом на протяжении целого года, до наступления следующего Медового Спаса. К слову, если ребенок плохо засыпает или неспокойно спит, ему под подушку кладут освященную маковую головку.

ЯБЛОЧНЫЙ СПАС, ИЛИ ПРИШЕЛ СПАС - ЯБЛОКО ПРИПАС 
По христианской традиции 19 августа отмечают праздник с не менее длинным названием, чем предыдущий, - Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. И вспоминают о чудесном событии, описанном в Евангелии.


Однажды Иисус вместе со своими учениками - Петром, Иаковом и Иоанном - отправился на гору Фавор, что в Галилее, дабы вместе с апостолами помолиться. Во время молитвы Он «преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет».

Рядом с Иисусом появились древние пророки - Моисей и Илия. Апостолы замерли в немом удивлении, и вдруг в этот миг явилось облако, осенившее всех, и ученики услышали голос: «Сей есть Сын Мой возлюбленный... Его слушайте».

Преображение Иисуса еще раз показало, что в нем соединены два естества - божественное и человеческое. В народе этот праздник получил название Спас на горе (напомним, что сие чудесное событие произошло именно на горе Фавор).

А еще до прихода христианства наши предки традиционно отмечали праздник сбора урожая, чествовали матушку-природу, которая щедро одаривала своих сыновей и дочерей вкусными плодами.

В этот день в первый раз лакомились фруктами, особенно яблочками - наливными, румяными, ароматными. Их дарили друг другу на счастье, с пожеланиями добра.

Люди свято верили, что 19 августа чудо-плоды приобретают магическую силу. А поэтому, откусив яблоко, загадывали желание. Попробуйте сделать так же, ведь наши предки были убеждены: задуманное сбудется!

И конечно же, на столах особое почетное место занимали вкуснейшие пироги и пирожки с яблоками и золотистое яблочное варенье.

На закате все выходили в поле, чтобы песнями проводить лето - считалось, что оно после Яблочного Спаса начинает сменяться осенью...

После крещения Руси яблоки, виноград и другие фрукты стали освящать в храмах - во имя Христа. Согласно этой традиции все, что живет и растет в мире, от человека до растений, должно быть посвящено Богу.

До Яблочного Спаса церковь не рекомендовала есть ни овощи (кроме огурцов), ни фрукты, а кто запрет нарушал - тот считался настоящим грешником. Поэтому с наступлением этого дня и взрослые, и дети с радостью лакомились ароматными плодами. Также существовала традиция угощать освященными яблоками бедных «На Второй Спас и нищий яблочко съест», - говорили в народе.

ТРЕТИЙ СПАС - ХЛЕБА ПРИПАС!


29 августа православная церковь отмечает перенесение из Эдессы в Константинополь Нерукотворного образа Господа нашего Иисуса Христа. И связан праздник с еще одним чудом.
В давние времена случилось так, что князь Эдессы (одного из сирийских городов), Авгарь. заболел проказой. Несчастный долго лечился, призывал к себе новых и новых лекарей - но все безрезультатно:
Однажды он услышал о чудотворце из Палестины. Поговаривали, будто волшебник одним видом своим исцеляет недуги. И тогда Авгарь отправил к врачевателю своего художника. Наверное, вы уже догадались, что этим чудесный лекарем оказался Иисус Христос. Художник прибывший к Иисусу, не смог написать портрет Богочеловека. Тогда Христос умыл лицо, отер его полотенцем (убрусом), на котором остался отпечаток, и вручил его художнику. Как только Авгарь прикоснулся к полотенцу - тут же исцелился.
Позднее Нерукотворный образ был помещен в нише над городскими воротами Эдессы, а впоследствии, при язычниках, замурован глиняной доской (черепицей) и кирпичами. Обретен в 545 году вместе с новым отпечатком на черепице, а в 944 году (опять же - 29 августа)» перенесен в Константинополь (христиане выкупили святыню у арабов).
К великому сожалению, Нерукотворный образ исчез в 1204 году, после нашествия крестоносцев.
В народе этот день известен как Третий Спас, а еще - Ореховый, Хлебный, Спас на холсте. Спросите, почему? Обо всем по порядку. 
Ореховым Спасом праздник называли потому, что именно к этому дню поспевали лесные орехи. В старину, прежде чем всем идти на сбор орехов, в лес отправляли одну из самых уважаемых женщин. Она собирала первый урожай, который объявляли нормой для других женщин. Затем все они шли в лес, расстилали ковры и отправлялись на поиски орехов. Добычу выкладывали на общий ковер, и начиналось настоящее гулянье - веселье, песни, пляски. Позднее к компании присоединялись мужчины, и праздник продолжался до утра.

Существовали и особые ритуалы. Если находили два сросшихся ореха, левой рукой укладывали их в кошелек - считалось, что весь год будут деньги водиться.

А еще девушки и женщины гадали по орешкам. Первый найденный орех обязательно надо было попробовать и по виду, содержанию и вкусу «прочитать» его значение.

Пустой - не жди перемен. Гнилой - к беде. Горький - к измене. Сладкий - к счастливой любви. Спелый - к благополучию. Незрелый - к важным новостям.
Чтобы узнать, сбудется ли заветная мечта, нужно было мысленно загадать желание (вслух не произносить!) и бросить в костер орех. Если он вспыхнет и запылает - сбудется.
В бытовой магии орешник считался благословенным, его ветки и плоды защищали от порчи. Для этого из двух веток делали крест и прикрепляли над дверью или над окнами. Кроме того, веткой орешника очерчивали магическое защитное кольцо вокруг жилища - оно не подпускало злые силы. А сами орешки прятали в укромных местах в доме и никому о них не рассказывали.
Орешков во время Спаса старались собрать как можно больше, считалось: сколько орехов - столько и радостей будет в семье. Может быть, и нам с вами отправиться в лес и набрать полную корзинку радостей? . Кроме того, в этот день обязательно пекли хлеб и пироги из муки нового урожая. Угощались сами и кормили ласточек. Славяне считали, что птицы, улетающие в теплые края одними из первых, общаются с предками рода/особенно - если они живут под крышей дома. И заручиться поддержкой пращуров было очень важно: они в случае чего защитят от нечистой силы, болезней и горестей. Так что вы тоже можете попробовать испечь хлеб и угостить им ласточек. Не удивительно, что Третий Спас был назван Хлебным.
Есть у праздника и другие названия - Спас на полотне, или Хотщовый Спас. Почему? Третий Спас наши предки считали самым благоприятным для торговли полотнами и холстами. Заботливые мамочки откладывали «спасовское» полотно, из которого потом шили одежду самому младшему ребенку в семье - считалось, что она принесет ему удачу..
Спас называется ореховым, потому что в это время вовсю заготавливали орехи. В тайге люди собирали кедровые орехи, а в более южных областях – лесные (фундук). Именно с этого дня каждая хозяйка начинала печь пироги из муки нового урожая. 29 августа подходил к концу Успенский пост и людям можно было кушать все – любые овощи и фрукты, мясо, мед. Орехи в то время были отменным лакомством – их окунали в сладкий сироп или мед, высушивали в печи, засахаривали. На перепонках от лущеных орехов настаивали водку, которую затем добавляли в чай – это была очень эффективная защита от простуды.
С этим праздником была связана поговорка: «Третий Спас – хлеба припас». Ореховый спас – был самым последним днем, когда еще можно было убирать хлеб. Тот, кто дотянул до этого дня, считали самым ленивым. Большинство крестьян к этому времени уже не только убрали урожай, но и начали печь хлеб из новой муки.
Считалось, что ветки ореха в этот день имеют особую силу. Именно поэтому ведьмы и колдуны в Третий Спас шли в лес, и запасались орешником. Затем из него делали магические палочки, талисманы, обереги. Считалось, что банный веник, который был изготовлен из орешника, собранного на Ореховый Спас, был способен избавить человека от любых болезней.
Источники:
* * *

Комментариев нет:

Отправить комментарий